Анализ особенностей структуры гражданской позиции | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 27.11.2015

Статья просмотрена: 626 раз

Библиографическое описание:

Крымова Д. А. Анализ особенностей структуры гражданской позиции [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 29-32. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9205/ (дата обращения: 14.08.2018).



 

В данных тезисах представлены результаты анализа понятий «гражданская позиция», «структура гражданской позиции». Проанализированы подходы к анализу понятия «гражданской позиции», выявлены ее особенности и описаны характеристики. Выявлены особенности гражданской позиции и ее структурных компонентов.

В формировании современного гражданского общества в России существуют противоречия, поскольку на него влияет социокультурный характер, связанный с кризисным состоянием экономики и уровнем жизни, существуют ограничения для гражданского общества, заданные ценностными ориентациями населения и установками на социальную активность или пассивность.

Развитие гражданского общества в России и формирование правового демократического государства указывают на потребность в воспитании личности со стойкой гражданской позицией. Важность гражданского воспитания отражена в нормативно-правовых документах: «Национальная доктрина образования 2025 года», «О федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы» и т. д.

В педагогической науке изучали воспитание гражданской позиции Т. В. Болотина, Н. М. Воскресенский, В. П. Пахомов и т. д.

Изучение понятия «гражданская позиция» в современных исследованиях в области психологии позволило выделить два подхода в определении понятия «гражданская позиция». Первый подход связан с определением данного понятия как интегративного качества личности, которое включает в себя патриотизм, политическую культуру, нравственность, законопослушность, трудолюбие и социальную активность. Второй — как различные аспекты отношений (нравственных, духовных, правовых и т. д.).

Рассмотренные подходы позволяют выделить внутреннюю и внешнюю составляющие гражданской позиции личности. Внутренняя позиция обеспечивает усвоение и принятие гражданских ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Внешняя — выражается в общественно-значимой деятельности относительно к государству, себе и другим людям [9].

Т. А. Мирошина, Т. Б. Игонина определяют гражданскую позицию, как: «совокупность мировоззренческих взглядов, убеждений и отношений человека к обществу и государству, людям и социально-политическим явлениям, которые проявляются в гражданском поведении и поступках и реализуются в социально значимой деятельности [7, С. 110].

Под формированием гражданской позиции авторы понимают «целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс взаимодействия педагогов и студентов по овладению политическими, историческими, экономическими, экологическими, психолого-педагогическими и другими знаниями и приобретению гражданского опыта в социально значимой деятельности, необходимыми для самореализации личности в обществе, при направляющей деятельности педагогов» [7, С. 110].

Авторы выделили следующие элементы гражданской позиции: когнитивный, эмоциональный, волевой и деятельностный. Сформированность гражданской позиции проявляется в: гражданском сознании, чувствах, поведении, активности, которые выражаются в активном участии личности в общественной жизни страны, города, института, осознании прав и обязанностей. В формировании гражданской позиции выделяют следующие этапы: формирование гражданского сознания, убеждений и поведения. На этапе формирования гражданского сознания идет процесс усвоения личностью политических, экономических, исторических и других знаний, необходимых для гражданской жизни, знаний об основных гражданских правах и обязанностях. На этапе формирования гражданских убеждений личности, знания приобретают силу глубоких внутренних мотивов и стимулов действия, происходит перевод гражданских знаний в убеждения, которые являются осознанной потребностью личности, побуждающей ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, а поступки — осознанными и обоснованными [7, С. 110–111].

Гражданское поведение является результатом формирования гражданской позиции личности и зависит не только от внешних воздействий, но и внутренней работы личности, осмысления и переживания своих поступков и их последствий.

Гражданское поведение выражается в гражданской активности: деятельное отношение личности к миру; умение пользоваться знанием своих прав; привычка добросовестно и творчески выполнять обязанности гражданина России; готовность к участию в управлении общественной и политической жизнью государства; умение ориентироваться в сложных современных условиях; готовность и умение на практике отстаивать свои убеждения.

Гражданское поведение — это образ жизни и действий, который направлен на всемирное укрепление общественного и государственного строя и законности [7, С. 111].

Е. Е. Болотина делает вывод, что процесс становления гражданской позиции личности является индивидуальным, но зависит от сформированной системы отношений. Гражданская позиция личности понимается автором, как: «сформированность определенной системы отношений к самому себе как гражданину, а так же к праву, гражданскому обществу и другим людям [1, С. 125].

В качестве основных показателей становления гражданской позиции личности в образовательном учреждении автором приняты: «отношенческий, поведенческий, рефлексивный и деятельностный компоненты, а так же их выраженность у личности и их устойчивые проявления» [1, С. 126].

Психологические аспекты формирования гражданской позиции личности рассматривают: А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и т. д. Гражданская позиция изучается ими как сложное психологическое образование в развитии личности.

На связь позиции личности и ее ценностных ориентаций указывали следующие ученые: Б. Г. Ананьев, Т. Н. Мальковская и т. д. Проявление гражданской позиции определяет ориентации личности, адекватные требованиям общества.

Под ценностными ориентациями Е. Р. Корниенко и Н. И. Новиков понимают: «моральные и политические основания оценок действительности. В качестве объектов ценностных ориентаций являются различные виды деятельности (учебно-познавательная, трудовая и общественно-политическая)» [5, С. 410].

Е. Р. Корниенко и Н. И. Новиковым гражданская позиция рассматривается, как: «целостное общественно-личное образование, которое включает систему идейно-нравственных качеств и реализуется главным образом в труде, общественной деятельности, нравственном поведении и проявляется во всех серах жизни личности» [5, С. 410].

Средством формирования гражданской позиции является самоопределение личности, как поиск цели и смысла своего существования, стремление к идеалу, гражданское становление, изучение жизни и деятельности исторических личностей [5, С. 411].

Гражданская позиция проявляется в уважении своих и чужих прав, небезразличном отношении к несчастьям и страданиям [5, С. 411].

Развитие активной гражданской позиции является приоритетным направлением воспитательной работы личности.

В различных образовательных учреждениях гражданское воспитание осуществляется в рамках патриотического воспитания, изучения курса «Обществознание», анализируются понятия «гражданин», «гражданская позиция», «активная гражданская позиция» и т. д.

Понятие «гражданская позиция» имеет разнообразное значение в зависимости от контекста его интерпретации и восприятия ученым.

Е. А. Казаева рассматривает понятие «гражданская позиция» как «интегративное качество личности, которое включает в себя комплекс знаний, ценности, направленности качества личности, отражающее социально обусловленное отношение личности к своей стране, гражданскому обществу и самому себе, которое предполагает сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном плане» [4, С. 45].

Е. А. Казаева определяет понятие «гражданское образование», как: «систему воспитания и обучения личности, которая предусматривает развитие гражданской позиции и обретения опыта гражданской деятельности в системе непрерывного образования» [4, С. 46].

Структуру гражданской позиции составляют познавательный, мотивационно-ориентировочный и поведенческий компоненты.

Познавательный компонент включает в себя формирование основных ценностных ориентаций личности, которые предполагают сознательное отношение личности к социальной действительности.

Мотивационно-ориентировочный компонент раскрывает отношение личности к событиям, обществу, людям и самому себе, которое обусловлено системой нравственных норм, выступающих в виде установок, требований, общественных предписаний, а так же системы законов, принятых государством.

Поведенческий компонент характеризуется реальным поведением личности, ее умением соблюдать правила, социально-нравственные обязанности.

Развитие всех трех компонентов гражданской позиции личности тесно связано между собой и рассматриваются как единое целое.

Е. А. Казаева предполагает следующую структуру гражданской позиции личности:

  1.                Когнитивный компонент — знания о гражданском долге и ответственности, он выполняет предметно-практическую функцию.
  2.                Аффективно-ценностный компонент — связан с чувствами, испытываемыми по отношению к объекту. Характеризуется направленностью эмоций по отношению к той или иной общественной ценности и воплощается в эмоциональной окраске и оценочном отношении к наблюдаемому в жизни общества явления или процессу. Он выполняет познавательно-прогностическую функцию.
  3.                Поведенческий компонент отражает склонность личности к определенному в отношении объекту, который проявляется в мотивах саморазвития, самореализации, опосредованных интересами и потребностями социума. Главным в компоненте является направленность на реализацию гражданских ценностей, достижение значимых целей, проектирование участия в общественно-политической жизни [4, С. 150].

Согласно Н. Н. Перепича считает, что формирование гражданской позиции студентов базируется на следующих подходах: аксиологическом — определяемым воспитанием общегосударственных ценностей, социокультурном — определяемым воспитанием в рамках отечественной культуры, культурных условий обучения студента, нормативном — определяемым влиянием реализации нормативно-правовой базы формирования гражданской позиции студентов, средовом — определяемым вовлеченностью студентов в педагогический процесс ВУЗа, выполняющий государственный заказ на подготовку высококвалифицированных специалистов с сформированной гражданской позицией [8].

Проблеме формирования гражданской позиции студентов посвящено достаточное количество научных трудов отечественных авторов: С. В. Анохина, Л. В. Ругловой, Е. Н. Титовой и т. д.

Студенческий возраст приходится на период становления гражданской позиции личности студентов. В современных условиях значимым гражданским качеством является способность к критике социального поведения, которое проявляется в готовности противостоять проявлениям асоциального поведения.

С. В. Миллер, Е. В. Крутых понимают под гражданской ответственностью, «интегративную характеристику личности, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию личности, ее ценностную ориентацию на ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с ее судьбой» [6, С. 185].

Компонентами гражданской ответственности являются: политическая, правовая компетентность, нравственные качества личности, патриотические и интернациональные чувства.

Воспитание гражданской ответственности предполагает активную гражданскую позицию, гражданское самоопределение, осознание внутренней свободы и ответственности за свой политический и моральный выбор [6].

С точки зрения И. Л. Гуляевой гражданская позиция формируется в рамках общей позиции личности в результате взросления личности, она занимает ведущее место в ее структуре. Данная структура характеризует личность с точки зрения ее отношений с окружающей действительности. Понятие «гражданская позиция» выражает политические, нравственные права и обязанности граждан по отношению к своему государству и предполагает сознательное и ответственное отношение личности к обществу.

В структуре гражданской позиции выделяют следующие компоненты: познавательный, мотивационно-ориентировочный и поведенческий. Познавательный компонент включает формирование базисных ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение личности к социальной действительности. Мотивационно-ориентировочный компонент характеризуется отношением личности к событиям, людям, самому себе, которые опосредованы системой нравственных норм, проявляющихся в виде установок, требований, общественных предписаний, системы законов, принятых государством. Поведенческий — характеризуется реальным поведением личности, ее умением соблюдать правила и выполнять основные социально-нравственные обязанности.

Развитие рассмотренных компонентов личности тесно связано между собой, поскольку одни рассматриваются как единое целое.

Формирование гражданской позиции личности осуществляется в пределах процесса самоопределения личности и по содержанию совпадает с ним, включая познавательную составляющую (усвоение социального опыта, материальной и духовной культуры общества) и деятельностно-практическую (включение личности в общественно полезную деятельность).

Психолого-педагогические предпосылки являются необходимым условием формирования гражданской позиции личности.

Рассмотрим данные предпосылки:

  1.                наличие знаний о существующем мире, обществе и самой личности;
  2.                освоение форм общественных отношений в процессе общественно полезной деятельности;
  3.                накопление личностью опыта человеческого общения, что требует продуманного ее включения во взаимодействие с окружающими.

Формирование гражданской позиции предполагает целостное восприятие личностью мира и себя в нем. В процессе формирования гражданской позиции выделяется движущая сила ее формирования — противоречие между знаниями и социальным опытом личности. Основой данной связи является жизненный опыт личности, развитие которого происходит через жизненный опыт личности. Накопление личностью социального опыта обеспечивает базу для проявления себя как личности во взаимодействии с окружающей действительностью, для проявления гражданской позиции [2].

С. О. Домбек, Н. В. Лебедева рассматривают понятие «активная гражданская позиция», как: «осознанное участие личности в жизни общества, отражающее ее сознательные действия в отношении к окружающему, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов» [3, С. 383].

Таким образом, в структуре гражданской позиции выделяют следующие элементы: когнитивный, эмоциональный, волевой и деятельностный. Выявлены различные подходы к структуре гражданской позиции в нее входят: познавательный, мотивационно-ориентировочный и поведенческий компоненты; когнитивный, аффективно-ценностный, поведенческий компонент. Развитие рассмотренных компонентов личности тесно связано между собой, поскольку одни рассматриваются как единое целое.

 

Литература:

 

  1.                Болотина Е. Е. Модель становления гражданской позиции подростка в воспитательной среде школы / Е. Е. Болотина. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2009. Том 15. — С. 123–127.
  2.                Гуляева И. Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности / И. Л. Гуляева. // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / [Сост. С. А. Тихомиров.]. — Вологда: Книжное наследие, 2007. — 686 с.
  3.                Домбек С. О. Понимание гражданской позиции будущими педагогами / С. О. Домбек, Н. В. Лебедева. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. — 2014. № 5. — С. 381–387.
  4.                Казаева Е. А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя: дис... док. пед. наук.: 13.00.00. «Педагогические науки» // Е. А. Казаева. Челябинск, 2010. — 420 с.
  5.                Корниенко Е. Р. Новиков Н. И. и формирование гражданской позиции школьников средствами гуманитарного образования / Е. Р. Корниенко. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. № 65. — С. 408–414.
  6.                Миллер С. В. Особенности формирования гражданской ответственности учащейся молодежи / С. В. Миллер, Е. В. Крутых. // Современные наукоемкие технологии. — 2013. № 7 (2). — С. 185–187.
  7.                Мирошина Т. А. Формирование гражданской позиции студентов ВУЗа как социально-педагогическая проблема / Т. А. Мирошина, Т. Б. Игонина. // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2014. № 2 (58), Т. 1. — С. 110–114.
  8.                Перепеча H. H. Условия формирования у студентов гражданской позиции / Н. Н. Перепеча. // Вестник университета (ГУУ). — 2010. № 17. — С. 86–87.
  9.                Филимоненко Ю. И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализации личности / Ю. И. Филимоненко. [Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой]. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — С. 58–74.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская позиция, гражданская позиция личности, поведенческий компонент, гражданское общество, формирование, гражданское поведение, гражданская ответственность, гражданское сознание, гражданская позиция студентов, знание.

Похожие статьи

Педагогические условия становления гражданской позиции...

Проблемы формирования гражданской позиции... Главной составляющей гражданского образования является патриотическое воспитание личности, которое начинается с раннего детства и проявляется в заботе и помощи близким людям...

Модели гражданского образования, направленные на...

В основные содержательные компоненты гражданского образования выделяются политические, правовые, социальные, экономические, экологические знания, основы социально-психологических знаний...

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

Среди гражданских качеств личности выступает ответственностьосознание

Компонент гражданско-патриотического воспитания... Гражданско-патриотическое воспитание — одно из приоритетных направлений воспитательной работы Казанского суворовского военного училища.

Развитие социальных компетенций как условие формирования...

гражданская позиция, гражданская позиция личности, гражданская позиция студентов, компетенция, процесс, практическая деятельность, отношение, развитие, гражданское поведение, научная литература.

Социальное становление личности в гражданском обществе

правовая социализация, правовая культура, правовое воспитание, правомерное поведение, правовая социализация личности, правовое поведение, правовое государство, гражданское общество, правовая личность... Роль социализации в становлении личности человека...

Формирование активной жизненной позиции у студентов...

В условиях становления гражданского общества и правового государства задачей учебных заведений является воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью...

Гражданское общество как социально-правовое пространство

В свете происходящих в Узбекистане перемен, на фоне обширных социально-экономических и политических преобразований, чрезвычайно остро встаёт вопрос о необходимости становления гражданского общества...

Развитие гражданской позиции учащихся на уроках...

В обществе приобретает наибольшую актуальность и значимость проблема формирования активной гражданской позиции подрастающего поколения современной России. Гражданская позиция определяет готовность человека к определенному типу поведения в конкретных...

Противоречия теории и практики гражданского образования

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, гражданское образование, гражданское воспитание, гражданская идентичность. Актуальностьнашего исследования продиктована противоречием между запросом общества на воспитание патриотизма и гражданственности у...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Педагогические условия становления гражданской позиции...

Проблемы формирования гражданской позиции... Главной составляющей гражданского образования является патриотическое воспитание личности, которое начинается с раннего детства и проявляется в заботе и помощи близким людям...

Модели гражданского образования, направленные на...

В основные содержательные компоненты гражданского образования выделяются политические, правовые, социальные, экономические, экологические знания, основы социально-психологических знаний...

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

Среди гражданских качеств личности выступает ответственностьосознание

Компонент гражданско-патриотического воспитания... Гражданско-патриотическое воспитание — одно из приоритетных направлений воспитательной работы Казанского суворовского военного училища.

Развитие социальных компетенций как условие формирования...

гражданская позиция, гражданская позиция личности, гражданская позиция студентов, компетенция, процесс, практическая деятельность, отношение, развитие, гражданское поведение, научная литература.

Социальное становление личности в гражданском обществе

правовая социализация, правовая культура, правовое воспитание, правомерное поведение, правовая социализация личности, правовое поведение, правовое государство, гражданское общество, правовая личность... Роль социализации в становлении личности человека...

Формирование активной жизненной позиции у студентов...

В условиях становления гражданского общества и правового государства задачей учебных заведений является воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью...

Гражданское общество как социально-правовое пространство

В свете происходящих в Узбекистане перемен, на фоне обширных социально-экономических и политических преобразований, чрезвычайно остро встаёт вопрос о необходимости становления гражданского общества...

Развитие гражданской позиции учащихся на уроках...

В обществе приобретает наибольшую актуальность и значимость проблема формирования активной гражданской позиции подрастающего поколения современной России. Гражданская позиция определяет готовность человека к определенному типу поведения в конкретных...

Противоречия теории и практики гражданского образования

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, гражданское образование, гражданское воспитание, гражданская идентичность. Актуальностьнашего исследования продиктована противоречием между запросом общества на воспитание патриотизма и гражданственности у...

Задать вопрос