Анализ особенностей структуры гражданской позиции
Автор: Крымова Дарья Александровна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2016)
Дата публикации: 27.11.2015
Статья просмотрена: 4459 раз
Библиографическое описание:
Крымова, Д. А. Анализ особенностей структуры гражданской позиции / Д. А. Крымова. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9205/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данных тезисах представлены результаты анализа понятий «гражданская позиция», «структура гражданской позиции». Проанализированы подходы к анализу понятия «гражданской позиции», выявлены ее особенности и описаны характеристики. Выявлены особенности гражданской позиции и ее структурных компонентов.
В формировании современного гражданского общества в России существуют противоречия, поскольку на него влияет социокультурный характер, связанный с кризисным состоянием экономики и уровнем жизни, существуют ограничения для гражданского общества, заданные ценностными ориентациями населения и установками на социальную активность или пассивность.
Развитие гражданского общества в России и формирование правового демократического государства указывают на потребность в воспитании личности со стойкой гражданской позицией. Важность гражданского воспитания отражена в нормативно-правовых документах: «Национальная доктрина образования 2025 года», «О федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы» и т. д.
В педагогической науке изучали воспитание гражданской позиции Т. В. Болотина, Н. М. Воскресенский, В. П. Пахомов и т. д.
Изучение понятия «гражданская позиция» в современных исследованиях в области психологии позволило выделить два подхода в определении понятия «гражданская позиция». Первый подход связан с определением данного понятия как интегративного качества личности, которое включает в себя патриотизм, политическую культуру, нравственность, законопослушность, трудолюбие и социальную активность. Второй — как различные аспекты отношений (нравственных, духовных, правовых и т. д.).
Рассмотренные подходы позволяют выделить внутреннюю и внешнюю составляющие гражданской позиции личности. Внутренняя позиция обеспечивает усвоение и принятие гражданских ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Внешняя — выражается в общественно-значимой деятельности относительно к государству, себе и другим людям [9].
Т. А. Мирошина, Т. Б. Игонина определяют гражданскую позицию, как: «совокупность мировоззренческих взглядов, убеждений и отношений человека к обществу и государству, людям и социально-политическим явлениям, которые проявляются в гражданском поведении и поступках и реализуются в социально значимой деятельности [7, С. 110].
Под формированием гражданской позиции авторы понимают «целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс взаимодействия педагогов и студентов по овладению политическими, историческими, экономическими, экологическими, психолого-педагогическими и другими знаниями и приобретению гражданского опыта в социально значимой деятельности, необходимыми для самореализации личности в обществе, при направляющей деятельности педагогов» [7, С. 110].
Авторы выделили следующие элементы гражданской позиции: когнитивный, эмоциональный, волевой и деятельностный. Сформированность гражданской позиции проявляется в: гражданском сознании, чувствах, поведении, активности, которые выражаются в активном участии личности в общественной жизни страны, города, института, осознании прав и обязанностей. В формировании гражданской позиции выделяют следующие этапы: формирование гражданского сознания, убеждений и поведения. На этапе формирования гражданского сознания идет процесс усвоения личностью политических, экономических, исторических и других знаний, необходимых для гражданской жизни, знаний об основных гражданских правах и обязанностях. На этапе формирования гражданских убеждений личности, знания приобретают силу глубоких внутренних мотивов и стимулов действия, происходит перевод гражданских знаний в убеждения, которые являются осознанной потребностью личности, побуждающей ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, а поступки — осознанными и обоснованными [7, С. 110–111].
Гражданское поведение является результатом формирования гражданской позиции личности и зависит не только от внешних воздействий, но и внутренней работы личности, осмысления и переживания своих поступков и их последствий.
Гражданское поведение выражается в гражданской активности: деятельное отношение личности к миру; умение пользоваться знанием своих прав; привычка добросовестно и творчески выполнять обязанности гражданина России; готовность к участию в управлении общественной и политической жизнью государства; умение ориентироваться в сложных современных условиях; готовность и умение на практике отстаивать свои убеждения.
Гражданское поведение — это образ жизни и действий, который направлен на всемирное укрепление общественного и государственного строя и законности [7, С. 111].
Е. Е. Болотина делает вывод, что процесс становления гражданской позиции личности является индивидуальным, но зависит от сформированной системы отношений. Гражданская позиция личности понимается автором, как: «сформированность определенной системы отношений к самому себе как гражданину, а так же к праву, гражданскому обществу и другим людям [1, С. 125].
В качестве основных показателей становления гражданской позиции личности в образовательном учреждении автором приняты: «отношенческий, поведенческий, рефлексивный и деятельностный компоненты, а так же их выраженность у личности и их устойчивые проявления» [1, С. 126].
Психологические аспекты формирования гражданской позиции личности рассматривают: А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и т. д. Гражданская позиция изучается ими как сложное психологическое образование в развитии личности.
На связь позиции личности и ее ценностных ориентаций указывали следующие ученые: Б. Г. Ананьев, Т. Н. Мальковская и т. д. Проявление гражданской позиции определяет ориентации личности, адекватные требованиям общества.
Под ценностными ориентациями Е. Р. Корниенко и Н. И. Новиков понимают: «моральные и политические основания оценок действительности. В качестве объектов ценностных ориентаций являются различные виды деятельности (учебно-познавательная, трудовая и общественно-политическая)» [5, С. 410].
Е. Р. Корниенко и Н. И. Новиковым гражданская позиция рассматривается, как: «целостное общественно-личное образование, которое включает систему идейно-нравственных качеств и реализуется главным образом в труде, общественной деятельности, нравственном поведении и проявляется во всех серах жизни личности» [5, С. 410].
Средством формирования гражданской позиции является самоопределение личности, как поиск цели и смысла своего существования, стремление к идеалу, гражданское становление, изучение жизни и деятельности исторических личностей [5, С. 411].
Гражданская позиция проявляется в уважении своих и чужих прав, небезразличном отношении к несчастьям и страданиям [5, С. 411].
Развитие активной гражданской позиции является приоритетным направлением воспитательной работы личности.
В различных образовательных учреждениях гражданское воспитание осуществляется в рамках патриотического воспитания, изучения курса «Обществознание», анализируются понятия «гражданин», «гражданская позиция», «активная гражданская позиция» и т. д.
Понятие «гражданская позиция» имеет разнообразное значение в зависимости от контекста его интерпретации и восприятия ученым.
Е. А. Казаева рассматривает понятие «гражданская позиция» как «интегративное качество личности, которое включает в себя комплекс знаний, ценности, направленности качества личности, отражающее социально обусловленное отношение личности к своей стране, гражданскому обществу и самому себе, которое предполагает сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном плане» [4, С. 45].
Е. А. Казаева определяет понятие «гражданское образование», как: «систему воспитания и обучения личности, которая предусматривает развитие гражданской позиции и обретения опыта гражданской деятельности в системе непрерывного образования» [4, С. 46].
Структуру гражданской позиции составляют познавательный, мотивационно-ориентировочный и поведенческий компоненты.
Познавательный компонент включает в себя формирование основных ценностных ориентаций личности, которые предполагают сознательное отношение личности к социальной действительности.
Мотивационно-ориентировочный компонент раскрывает отношение личности к событиям, обществу, людям и самому себе, которое обусловлено системой нравственных норм, выступающих в виде установок, требований, общественных предписаний, а так же системы законов, принятых государством.
Поведенческий компонент характеризуется реальным поведением личности, ее умением соблюдать правила, социально-нравственные обязанности.
Развитие всех трех компонентов гражданской позиции личности тесно связано между собой и рассматриваются как единое целое.
Е. А. Казаева предполагает следующую структуру гражданской позиции личности:
- Когнитивный компонент — знания о гражданском долге и ответственности, он выполняет предметно-практическую функцию.
- Аффективно-ценностный компонент — связан с чувствами, испытываемыми по отношению к объекту. Характеризуется направленностью эмоций по отношению к той или иной общественной ценности и воплощается в эмоциональной окраске и оценочном отношении к наблюдаемому в жизни общества явления или процессу. Он выполняет познавательно-прогностическую функцию.
- Поведенческий компонент отражает склонность личности к определенному в отношении объекту, который проявляется в мотивах саморазвития, самореализации, опосредованных интересами и потребностями социума. Главным в компоненте является направленность на реализацию гражданских ценностей, достижение значимых целей, проектирование участия в общественно-политической жизни [4, С. 150].
Согласно Н. Н. Перепича считает, что формирование гражданской позиции студентов базируется на следующих подходах: аксиологическом — определяемым воспитанием общегосударственных ценностей, социокультурном — определяемым воспитанием в рамках отечественной культуры, культурных условий обучения студента, нормативном — определяемым влиянием реализации нормативно-правовой базы формирования гражданской позиции студентов, средовом — определяемым вовлеченностью студентов в педагогический процесс ВУЗа, выполняющий государственный заказ на подготовку высококвалифицированных специалистов с сформированной гражданской позицией [8].
Проблеме формирования гражданской позиции студентов посвящено достаточное количество научных трудов отечественных авторов: С. В. Анохина, Л. В. Ругловой, Е. Н. Титовой и т. д.
Студенческий возраст приходится на период становления гражданской позиции личности студентов. В современных условиях значимым гражданским качеством является способность к критике социального поведения, которое проявляется в готовности противостоять проявлениям асоциального поведения.
С. В. Миллер, Е. В. Крутых понимают под гражданской ответственностью, «интегративную характеристику личности, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию личности, ее ценностную ориентацию на ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с ее судьбой» [6, С. 185].
Компонентами гражданской ответственности являются: политическая, правовая компетентность, нравственные качества личности, патриотические и интернациональные чувства.
Воспитание гражданской ответственности предполагает активную гражданскую позицию, гражданское самоопределение, осознание внутренней свободы и ответственности за свой политический и моральный выбор [6].
С точки зрения И. Л. Гуляевой гражданская позиция формируется в рамках общей позиции личности в результате взросления личности, она занимает ведущее место в ее структуре. Данная структура характеризует личность с точки зрения ее отношений с окружающей действительности. Понятие «гражданская позиция» выражает политические, нравственные права и обязанности граждан по отношению к своему государству и предполагает сознательное и ответственное отношение личности к обществу.
В структуре гражданской позиции выделяют следующие компоненты: познавательный, мотивационно-ориентировочный и поведенческий. Познавательный компонент включает формирование базисных ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение личности к социальной действительности. Мотивационно-ориентировочный компонент характеризуется отношением личности к событиям, людям, самому себе, которые опосредованы системой нравственных норм, проявляющихся в виде установок, требований, общественных предписаний, системы законов, принятых государством. Поведенческий — характеризуется реальным поведением личности, ее умением соблюдать правила и выполнять основные социально-нравственные обязанности.
Развитие рассмотренных компонентов личности тесно связано между собой, поскольку одни рассматриваются как единое целое.
Формирование гражданской позиции личности осуществляется в пределах процесса самоопределения личности и по содержанию совпадает с ним, включая познавательную составляющую (усвоение социального опыта, материальной и духовной культуры общества) и деятельностно-практическую (включение личности в общественно полезную деятельность).
Психолого-педагогические предпосылки являются необходимым условием формирования гражданской позиции личности.
Рассмотрим данные предпосылки:
- наличие знаний о существующем мире, обществе и самой личности;
- освоение форм общественных отношений в процессе общественно полезной деятельности;
- накопление личностью опыта человеческого общения, что требует продуманного ее включения во взаимодействие с окружающими.
Формирование гражданской позиции предполагает целостное восприятие личностью мира и себя в нем. В процессе формирования гражданской позиции выделяется движущая сила ее формирования — противоречие между знаниями и социальным опытом личности. Основой данной связи является жизненный опыт личности, развитие которого происходит через жизненный опыт личности. Накопление личностью социального опыта обеспечивает базу для проявления себя как личности во взаимодействии с окружающей действительностью, для проявления гражданской позиции [2].
С. О. Домбек, Н. В. Лебедева рассматривают понятие «активная гражданская позиция», как: «осознанное участие личности в жизни общества, отражающее ее сознательные действия в отношении к окружающему, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов» [3, С. 383].
Таким образом, в структуре гражданской позиции выделяют следующие элементы: когнитивный, эмоциональный, волевой и деятельностный. Выявлены различные подходы к структуре гражданской позиции в нее входят: познавательный, мотивационно-ориентировочный и поведенческий компоненты; когнитивный, аффективно-ценностный, поведенческий компонент. Развитие рассмотренных компонентов личности тесно связано между собой, поскольку одни рассматриваются как единое целое.
Литература:
- Болотина Е. Е. Модель становления гражданской позиции подростка в воспитательной среде школы / Е. Е. Болотина. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2009. Том 15. — С. 123–127.
- Гуляева И. Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности / И. Л. Гуляева. // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / [Сост. С. А. Тихомиров.]. — Вологда: Книжное наследие, 2007. — 686 с.
- Домбек С. О. Понимание гражданской позиции будущими педагогами / С. О. Домбек, Н. В. Лебедева. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. — 2014. № 5. — С. 381–387.
- Казаева Е. А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя: дис... док. пед. наук.: 13.00.00. «Педагогические науки» // Е. А. Казаева. Челябинск, 2010. — 420 с.
- Корниенко Е. Р. Новиков Н. И. и формирование гражданской позиции школьников средствами гуманитарного образования / Е. Р. Корниенко. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. № 65. — С. 408–414.
- Миллер С. В. Особенности формирования гражданской ответственности учащейся молодежи / С. В. Миллер, Е. В. Крутых. // Современные наукоемкие технологии. — 2013. № 7 (2). — С. 185–187.
- Мирошина Т. А. Формирование гражданской позиции студентов ВУЗа как социально-педагогическая проблема / Т. А. Мирошина, Т. Б. Игонина. // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2014. № 2 (58), Т. 1. — С. 110–114.
- Перепеча H. H. Условия формирования у студентов гражданской позиции / Н. Н. Перепеча. // Вестник университета (ГУУ). — 2010. № 17. — С. 86–87.
- Филимоненко Ю. И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализации личности / Ю. И. Филимоненко. [Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой]. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — С. 58–74.