Взаимосвязь самооценки личности и учебной успеваемости у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Харькова, О. А. Взаимосвязь самооценки личности и учебной успеваемости у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы / О. А. Харькова, М. П. Кнещук, Д. А. Симахина. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 48-49. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/9028/ (дата обращения: 19.04.2024).

 

Актуальность:
На протяжении многих лет в Российской Федерации происходит реформирование сферы образования. [3]. Столь масштабные изменения, несомненно, сказываются на психоэмоциональном состоянии обучающихся. Учебная деятельность оказывает влияние на многие сферы личности, одна из которых — самооценка. Так как самооценка выполняет регуляторную функцию и влияет на личностный выбор, её изучение и последующая коррекция может помочь ученикам десятого класса совершать предстоящие личностные выборы, основываясь на максимально точном оценивании своих возможностей [1].
Выбор нами учеников 10-го класса в качестве обследуемых обусловлен тем, что, согласно возрастной периодизации, представленной Кулагиной И. Ю., ведущей деятельностью подростков в возрасте 16–17 лет является «учебно-профессиональная» [2]. Таким образом, основываясь на определении самооценки Кондакова И. М., согласно которому значительную роль в формировании самооценки играют оценки достижений индивида и его личности окружающими, мы считаем, что данная возрастная группа будет наиболее точно отражать взаимосвязь самооценки с уровнем успеваемости [2].
Цель:
Определить взаимосвязь между самооценкой личности и успеваемостью у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы.
Задачи:
1.      Изучить теоретический материал на тему соотношения самооценки личности и успеваемости детей старшего школьного возраста;
2.      Провести исследование самооценки личности учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы;
3.      Исследовать успеваемость учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы за последний учебный год;
4.      Определить взаимосвязь между показателем самооценки и успеваемостью у учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы.
Объект исследования: учащиеся десятых классов средней общеобразовательной школы (объем выборки — 28 человек);
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки личности и успеваемости у учащихся десятых классов.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между успеваемостью и показателем самооценки у учеников 10-го класса средней общеобразовательной школы.
Методы сбора данных:
1.      Методика Дембо-Рубинштейна (модификация А. М. Прихожан) для определения уровня самооценки и уровня притязаний;
2.      Архивный метод для сбора данных об успеваемости учащихся;
Метод анализа данных: корреляционный анализ Спирмена.
Результаты исследования
1.                  На первом этапе нашего исследования мы проанализировали показатели самооценки личности учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы. Согласно результатам, чаще всего встречается средний и высокий уровни самооценки; низкого уровня самооценки личности у учащихся выявлено не было — это подтверждает данные Кулагиной И. Ю. о том, что самооценка старших школьников находится на высоком уровне [2]. Данные нашего исследования представлены на Рисунке 1.
Рис. 1. Уровень самооценки личности учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы, %
 
2.                  На втором этапе исследования мы проанализировали показатели самооценки личности учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы. Согласно результатам, каждый 10-тый респондент учится на «удовлетворительно», оценки «хорошо» и «отлично» распределены между обследуемыми равномерно. Такие результаты могут быть обусловлены жёстким отбором учеников, принятых из 9-го класса, обследуемый класс был сформирован из двух 9-тых. Данные нашего исследования представлены на Рисунке 2.
Рис. 2. Уровень успеваемости учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы, %
 
Результаты анализа данных:
Согласно расчётам, представленным в приложении 1.
Коэфицент корреляции Спирмена(r) = 0,02.
Для выборки в 28 человек p>0,5 (p=1.000).
Корреляция между показателем самооценки и успеваемости учеников 10-тых классов очень низкая и статистически не значимая.
Выводы:
1.                  Соотношение самооценки личности и уровня успеваемости у старших школьников мало изучено.
2.                  Наибольшее количество учеников обладает средним и высоким уровнем самооценки (42,85 % и 42,85 % соответственно; 14,28 % — очень высокая самооценка);
3.                  Каждый десятый учится на «удовлетворительно», оценки «хорошо» и «отлично» встречаются в 46 и 42 процентах случаев соответственно.
4.                  Статистически значимая взаимосвязь между показателем самооценки и успеваемости отсутствует.
Заключение:
В изученном нами теоретическом материале наибольшая взаимозависимость самооценки и успеваемости наблюдается у детей младшего школьного возраста [2]. Результаты нашего исследования показывают,что в старших классах подобная тенденция отсутствует.Вероятно, причиной такого результата является малый объем выборки, и при увеличении числа респондентов показатель корреляции изменится.
В ходе работы нами была достигнута цель и выявлено, что взаимосвязь между самооценкой личности и успеваемостью у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы очень низкая. Таким образом гипотеза нашего исследования о том, что существует взаимосвязь между успеваемостью и уровнем самооценки у учеников 10-го класса средней общеобразовательной школы — не подтвердилась.

 

Литература:

 

1.                  Кондаков И. М. Психологический словарь, 2000 г., Московский государственный психолого–педагогический институт РАО;
2.                  Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет/ Ун-т Рос. Акад. Образования. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО. 1999 г.;
3.                  Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Основные термины (генерируются автоматически): общеобразовательная школа, показатель самооценки, класс, успеваемость, учащаяся десятая классов, высокий уровень, показатель самооценки личности учащихся, самооценка личности, Соотношение самооценки личности, теоретический материал.

Похожие статьи

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

Показатели самооценки учащихся 3 класса. Самооценка.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Формирование самооценки в онтогенезе отражено в работах Л. И. Божович, автор отмечает, что на протяжении раннего и дошкольного...

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости...

Взаимосвязь самооценки личности и учебной успеваемости у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы.

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего...

Взаимосвязь самооценки личности и учебной успеваемости у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы.

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика. Первый уровеньвысокий уровень школьной мотивации, учебной...

К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Формирование самооценки в онтогенезе отражено в работах Л. И. Божович, автор отмечает, что на протяжении раннего и дошкольного детства происходит формирование самооценки под влиянием...

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на...

Показатели самооценки учащихся 2 класса. младший школьник, самооценка, учитель, педагогическая оценка, личность, учебная деятельность.

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших... Показатели самооценки учащихся 2 класса.

Взаимосвязь статусного положения в коллективе и самооценки...

Становление человека как личности неразрывно связано с социумом, где он проживает и взаимодействует. В межличностных отношениях проявляются личностные качества – эмоционально и волевые свойства, интеллектуальные возможности...

Самооценка на уроках в начальной школе | Статья в журнале...

Что же такое самооценка? Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности.

Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных...

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

ребенок, адекватная самооценка, самооценка, оценка, класс, формирование самооценки, самооценка ребенка, адрес ребенка, младший школьный возраст, педагог.

Исследование уровня самооценки младших школьников

Самооценка, являясь системообразующим ядром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему

Работа с детьми с высоким уровнем самооценки

Начальная школа. – 2003. – №10 – с. 99–102.

Похожие статьи

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

Показатели самооценки учащихся 3 класса. Самооценка.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Формирование самооценки в онтогенезе отражено в работах Л. И. Божович, автор отмечает, что на протяжении раннего и дошкольного...

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости...

Взаимосвязь самооценки личности и учебной успеваемости у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы.

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего...

Взаимосвязь самооценки личности и учебной успеваемости у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы.

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика. Первый уровеньвысокий уровень школьной мотивации, учебной...

К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Формирование самооценки в онтогенезе отражено в работах Л. И. Божович, автор отмечает, что на протяжении раннего и дошкольного детства происходит формирование самооценки под влиянием...

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на...

Показатели самооценки учащихся 2 класса. младший школьник, самооценка, учитель, педагогическая оценка, личность, учебная деятельность.

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших... Показатели самооценки учащихся 2 класса.

Взаимосвязь статусного положения в коллективе и самооценки...

Становление человека как личности неразрывно связано с социумом, где он проживает и взаимодействует. В межличностных отношениях проявляются личностные качества – эмоционально и волевые свойства, интеллектуальные возможности...

Самооценка на уроках в начальной школе | Статья в журнале...

Что же такое самооценка? Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности.

Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных...

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

ребенок, адекватная самооценка, самооценка, оценка, класс, формирование самооценки, самооценка ребенка, адрес ребенка, младший школьный возраст, педагог.

Исследование уровня самооценки младших школьников

Самооценка, являясь системообразующим ядром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему

Работа с детьми с высоким уровнем самооценки

Начальная школа. – 2003. – №10 – с. 99–102.