К изучению проблемы социальных страхов как фактора снижения мотивации учения | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Щеглова Е. О., Смолева Т. О. К изучению проблемы социальных страхов как фактора снижения мотивации учения [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 78-79. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8179/ (дата обращения: 15.08.2018).

Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность, как в научном, так и в практическом плане, и требует безотлагательных поисков продуктивного ее решения. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности.

Детские страхи — характерно для детского развития в связи с расширением диапазона познания окружающего мира. Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать всю сущность реального мира и ограниченность своих возможностей. С помощью эмоций они пытаются передать нам информацию о происходящем внутри них. Известно, что эмоции — это переживание своего личного отношения к действительности, а такие переживания состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Накопленные знания отечественной и зарубежной психологии уже сегодня позволяют в ряде случаев достаточно эффективно выявлять и корректировать страхи у детей — дошкольников. Недостаточная разработка и использования знаний по психологической коррекции страхов у детей зачастую приводят к негативным последствиям.

Дошкольник в шестилетнем возрасте становится школьником. Поступление в первый класс это переломный момент в жизни ребенка и этому моменту должно уделяться особое внимание. Как правило, все нормально развивающиеся мальчики и девочки в возрасте от 6 до 10 лет хотят быть «хорошими», то сеть соответствовать ожиданиям взрослых. Поэтому меняются и страхи, они становятся социальными. Главный страх в данном возрасте — это страх быть не тем, кого ценят, любят и уважают. Отсюда могут вытекать страхи опоздать, не успеть, не понять, сделать не правильно, поступить плохо и т. п.

В психолого-педагогической литературе довольно широко освещены аспекты психологической готовности ребенка к школе, такой аспект, как мотивационная готовность ребенка к школе многие авторы не освещают.

Проблема развития мотивации учения у дошкольников относится к числу малоразработанных. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью разработки коррекционных методов и приемов по снижению социальных страхов старших дошкольников, которые в свою очередь влияют на мотивацию учения.

Целью исследования является изучение влияния социальных страхов на характер мотивации учения детей старшего дошкольного возраста, разработка и апробация комплекса коррекционно-развивающих мероприятий по снижению социальных страхов.

Объект исследования — социальные страхи как фактор мотивации учения.

Предмет исследования — влияние социальных страхов на характер мотивации учения детей старшего дошкольного возраста и их коррекция социальных страхов.

Гипотеза исследования заключается в том, что:

-        у детей с высоким количеством страхов будет преобладать внешняя социально-ориентированная мотивация учения;

-        между страхами и мотивацией учения у ребенка старшего дошкольного возраста существует причинно-следственная взаимосвязь;

-        используя комплекс методов коррекционно-развивающей работы с детьми, возможно, оптимизировать мотивацию учения, снизить страхи у ребенка старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.                 Определить сущностную характеристику понятия «страха» на основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований;

2.                 Изучить особенности социальных страхов старших дошкольников на этапе перехода на новую социальную ситуацию развития.

3.                 Разработать и апробировать комплекс коррекционно-развивающих мероприятий по коррекции социальных страхов.

Методологическая основа исследования: Теория развития личности в деятельности А. Н. Леонтьев; концепция эмоционально-мотивационного развития на ранних этапах онтогенеза П. М. Якобсон, Л. И. Божович; концепция об эмоционально-негативных состояниях в детстве А. И. Захаров, в частности, теоретическим положением о том, что «игра для детей была и остается самым естественным способом изживания страхов, т. к. в ней в иносказательной форме воспроизводятся многие из вызывающих страх жизненных коллизий»

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ и обобщение психологической и педагогической литературы; психолого-педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов исследования.

На констатирующем этапе использовались диагностические методики: — «Страхи в домиках» (методика М. А. Панфиловой);

-        Методика исследования мотивации учения у первоклассников и старших дошкольников (методика разработана М. Р. Гинзбург);

-        Методика «Неоконченные предложения» (А. И. Захаров).

Организация и база исследования: исследование осуществлялось в три этапа:

I          этап: поисково-теоретический: анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования; определение цели, объекта, предмета, задач и гипотезы исследования, формирование теоретических положений, требующих экспериментального подтверждения.

II       этап: опытно-экспериментальный: подбор адекватных методов и методик исследования, проведения констатирующего эксперимента и анализ полученных данных, разработка и апробация программы занятий по коррекции страхов, проведение констатирующего эксперимента.

III     этап: заключительный: обобщающая систематизация и обобщение результатов исследования, апробация и оформление дипломной работы.

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы коррекции страхов с целью повышения мотивации учения.

Результаты исследования будут представлены в следующей публикации.

 

Литература:

 

1.                 Смирнова, Е. О. Детская психология. Учебник для ВУЗов [Текст] / Е. О. Смирнова. — СПб.: Питер, 2006. — 304с.

2.                 Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь [Текст] / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха. — Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 2005. — 808с.

3.                 Карвасарский, Б. Д. Психотерапия. [Текст] / Д. Б. Карвасарский. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 672 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Страх, мотивация учения, старший дошкольный возраст, ребенок, III, теоретический анализ, социальный страх старших дошкольников, методика, констатирующий эксперимент, характер мотивации учения детей.

Похожие статьи

Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста...

страх, ребенок, старший дошкольный возраст, коррекционная работа, окружающий мир, коррекция страхов, изобразительная деятельность, игра, детский возраст, графическое изображение.

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

Ключевые слова: мотивация, мотивирование, типы мотивации,дошкольный возраст, механизмы. Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности (п. 2.6 ФГОС ДО).

старший дошкольный возраст, нарушение речи, ребенок...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии. Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного...

В чистом виде этот страх проявляется у 6–7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит...

Мотивационная готовность как компонент психологической...

Она отмечала, что старших дошкольников привлекает учение как серьезная содержательная деятельность, приводящая к определенному результату, важному как для ребенка, так и для окружающих взрослых [1, с.15].

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного...

Принимая во внимание этот факт, можно констатировать, что ребенок старшего дошкольного возраста благодаря возрастным особенностям не ставит задачи отчитываться перед собой о необходимости выполненной творческой работы...

Влияние мотивации учения на развитие познавательных...

Анализ особенностей мотивации учения у школьников разных возрастов обнаружил закономерный ход изменений мотивов учения с возрастом и условия, способствующие этому изменению.

Формирование мотивационной готовности дошкольников...

Успешному формированию познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия: развитие интереса к школе, формирование познавательной потребности через пробуждение любознательности...

Изучение социальных эмоций у детей младшего дошкольного...

младший дошкольный возраст, ребенок, эмоция, дошкольный возраст, методика, проведенный теоретический анализ, развитие.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста...

страх, ребенок, старший дошкольный возраст, коррекционная работа, окружающий мир, коррекция страхов, изобразительная деятельность, игра, детский возраст, графическое изображение.

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

Ключевые слова: мотивация, мотивирование, типы мотивации,дошкольный возраст, механизмы. Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности (п. 2.6 ФГОС ДО).

старший дошкольный возраст, нарушение речи, ребенок...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии. Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного...

В чистом виде этот страх проявляется у 6–7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит...

Мотивационная готовность как компонент психологической...

Она отмечала, что старших дошкольников привлекает учение как серьезная содержательная деятельность, приводящая к определенному результату, важному как для ребенка, так и для окружающих взрослых [1, с.15].

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного...

Принимая во внимание этот факт, можно констатировать, что ребенок старшего дошкольного возраста благодаря возрастным особенностям не ставит задачи отчитываться перед собой о необходимости выполненной творческой работы...

Влияние мотивации учения на развитие познавательных...

Анализ особенностей мотивации учения у школьников разных возрастов обнаружил закономерный ход изменений мотивов учения с возрастом и условия, способствующие этому изменению.

Формирование мотивационной готовности дошкольников...

Успешному формированию познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия: развитие интереса к школе, формирование познавательной потребности через пробуждение любознательности...

Изучение социальных эмоций у детей младшего дошкольного...

младший дошкольный возраст, ребенок, эмоция, дошкольный возраст, методика, проведенный теоретический анализ, развитие.

Задать вопрос