Тесты интеллекта в диагностической практике психолога
Автор: Бельская Зинаида Владимировна
Рубрика: 7. Прикладная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 07.02.2015
Статья просмотрена: 10361 раз
Библиографическое описание:
Бельская, З. В. Тесты интеллекта в диагностической практике психолога / З. В. Бельская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7335/ (дата обращения: 25.11.2024).
Назначение интеллекта с психологической точки зрения — создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объетивными требованиями реальности. Долгие годы монополия в изучении интеллектуальных возможностей человека принадлежала тестологии.
Первым исследователем, использовавшим в психологической экспериментатике «интеллектуальный тест», был Дж. М. Кеттел. Этот термин после статьи Кеттела «Интеллектуальные тесты и измерения», опубликованной в 1890 году в журнале «Mind», приобрёл широкую известность. Вслед за Кеттелом и другие американские лаборатории начали применять метод тестов.
Метод тестов получает широкое распространение. Новый шаг в его развитии был сделан французским врачом Альфредом Бине (1857–1911), создателем самой популярной для своего времени серии тестов. До Бине определялись, как правило, различия в сенсомоторных качествах — чувствительности, быстроте реакции т. д. Но практика требовала информации о высших психических функциях, обозначаемых обычно термином «ум», «интеллект». Именно эти функции обеспечивают приобретений знаний и успешное выполнение сложной приспособительной деятельности.
Коэффициент IQ был предложен В.Штерном, считавшим существенным недостатком показателя умственного возраста то, что одна и та же разность между умственным и хронологическим возрастом для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Штерн предложил определять частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, он назвал коэффициентом интеллектуальности. Используя этот показатель, можно классифицировать нормальных детей по степени умственного развития [2].
Бине и Симон впервые выдвинули идею о влиянии окружающей среды на особенности познавательного развития; однако интеллект в их понятии ограничивался только достигнутым на данный момент уровнем изучаемых особенностей (то есть репродуктивной его стороной). Выделились 2 тенденции в развитии представлений об интеллекте: 1) Признание общего фактора интеллекта; 2) Отрицание какого-либо общего начала интеллектуальной деятельности и утверждение существования множества независимых интеллектуальных способностей.
20-е годы ХХ столетия характеризовались настоящим тестовым бумом. Быстрое и широкое распространение тестологии было обусловлено её направленностью на оперативное решение практических задач. Измерение интеллекта с помощью тестов рассматривалось как средство, позволяющее научно подойти к вопросам обучения, профотбора, оценки достижений и т. д. На протяжении первой половины ХХ века специалистам в области психологической диагностики было создано множество разнообразных тестов [2].
О признании целостного интеллекта свидетельствовали работы К. Спирмена, Дж. Равена, Р. Кеттелла.
Двухфакторная система К. Спирмена построена на понятии «general factor (g)» –собственно интеллект, сущность которого сводится к индивидуальным различиям в «умственной энергии» (его составляет сумма результатов всех тестовых заданий); фактор s — характеризует специфику каждого конкретного задания. Спирмен разграничил уровневые свойства интеллекта: показатели сформированности основных сенсорно-перцептивных и вербальных функций и комбинаторные свойства (способность выяснять связи между стимулами).
Дж.Равен продолжил развитие этой идеи, выделив продуктивный интеллект или способность выявлять связи и соотношения, и приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации; и репродуктивный интеллект — способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию (тест «матрицы Равена»).
Р. Кеттелл разделил спирменовский g-фактор на 2 компонента: gc — кристаллизованный интеллект (репродуктивная способность; результат образования и различных культурных влияний; его функция — накопление и организация знаний; определяется тестами на запас слов, чтение, учет социальных норм...) и gt — текущий интеллект (продуктивная способность; основа — биологические особенности НС; функция — быстро и точно обрабатывать информацию, определяется тестами на выявление закономерностей + 3 фактора: визуализация (способность манипулировать образами при решении дивергентных задач), память и скорость.
Модель множественности и независимости интеллектуальных способностей была развита Л. Терстоуном (7 первичных умственных способностей) и Дж. Гилфордом (структурная модель).
Кризис тестологического подхода к изучению интеллекта был неизбежен: несмотря на мощное методологическое обеспечение изучения интеллектуальных способностей, тестология не смогла породить сколь-нибудь приемлемую концепцию интеллекта. Приверженцы взглядов на интеллект как единую структуру пришли к парадоксальному выводу о множестве различных не всегда зависимых друг от друга способностей; а приверженцы идеи множественного интеллекта убедились в наличии общего начала всех проявлений интеллекта.
Таким образом, содержание тестов зачастую подменяет понятие интеллекта либо общим уровнем образовательного и культурного развития, либо способностью к обучению. Кроме того, низкие результаты тестов связаны с тревожностью, агрессивностью, интроверсией; то есть возможна подмена измерения интеллектуальных способностей измерением сформированности индивидуальных механизмов саморегуляции.
В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности, связанный с личностными характеристиками (исследования связей интеллекта с эмоционально-волевыми особенностями, социально-экономическими условиями и т. д.).
Интеллект необходимо рассматривать как сложную многоуровневую структуру:
1. Интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом (социокультурный подход);
2. Интеллект как следствие адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (генетический подход);
3. Интеллект как особая форма человеческой деятельности (процессуально-деятельностный подход);
4. Интеллект как продукт целенаправленного обучения;
5. Интеллект как совокупность элементарных процессов обработки информации (информационный подход);
6. Интеллект как особая форма содержания сознания (феноменологический подход);
7. Интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (структурно-уровневый подход);
8. Интеллект как фактор саморегуляции (регуляционный подход).
Итак, мы понимаем, что интеллект выступает в качестве многофакторного и многопланового процесса, который непосредственно связан с одаренностью.
Интеллектуальная одаренность в свою очередь рассматривается в психологии как особое состояние индивидуально-психических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений; открытостью к любым инновациям [5].
По словам М. А. Холодной, интеллект — это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума объективной картины происходящего [5, с.9].
Широкое использование интеллектуальных тестов в мировой практике для предсказания профессиональной успешности связано с достаточно высокой их прогностической надежностью, особенно при прогнозе успешности обучения (интеллект и связанные с ним конструкты дают наиболее высокую валидность оценок). Особую актуальность носит оценка уровня интеллекта. Именно уровень интеллекта в значительной мере определяет эффективность работы.
Наиболее информативными в рамках диагностики интеллектуальной продуктивности, а также особенностей мышления считаются следующие методы и методики: Краткий отборочный тест — КОТ, тест «Прогрессивные матрицы» Равена, тест интеллекта Кеттелла, классификация предметов, исключение понятий, объяснение условного смысла пословиц и метафорических выражений. В данной статье мы остановимся на рассмотрении теста КОТ, тест «Прогрессивные матрицы» Равена, тест интеллекта Кеттелла.
Краткий отборочный тест Бузина-Вандерлика зарекомендовал себя как качественный и надежный экспресс-метод изучения общих способностей. Тест направлен на определение интегрального показателя общих умственных способностей. Основным преимуществом теста является быстрота и удобство проведения и обработки данных, высокая валидность и надежность. Структура теста позволяет определить не только комплексный показатель общих способностей, но и степень выраженности отдельных аспектов интеллекта, таких, как грамотность, пространственное воображение и математические способности.
Тест КОТ предназначен для определения интегрального показателя «общие способности» и предусматривает диагностику следующих сторон интеллекта: способность обобщения и анализа материала, гибкость мышления, инертность мышления, эмоциональные компоненты мышления, скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания, употребление языка и грамотность, выбор оптимальной стратегии, пространственное воображение [1].
Методика КОТ используется при отборе и распределении кадров на промышленных предприятиях, в банках, в госструктурах, в вооруженных силах, полиции, системе образования и т. д. Тест может использоваться в любых ситуациях, связанных с определением способности к обучению, для исследования относительно большого количества компонентов общих способностей. Достаточно надежно прогнозируется обучаемость и деловые качества человека.
Тест позволяет продумать рекомендации по дальнейшей работе, направленной на развитие отдельных аспектов интеллекта, задание на определение которых были не выполнены по какой-либо причине.
Рекомендации могут носить различный характер. Так, при низком уровне концентрации и распределения внимания рекомендуется соответственно развивать данные когнитивные функции.
При низком уровне обобщения и способности к анализу информации рекомендуется чтение толковых словарей, словарей крылатых выражений и слов, пословиц и поговорок, словарей иностранных слов и двуязычных словарей, а также полезно решать лингвистические задачи.
В случае проблем с заданиями, требующими пространственного представления, важна тренировка концентрации внимания на разнообразных объектах, с последующим преобразованием их образов в представлении.
В практической психодиагностической практике удобным является наличие в тесте интегрального показателя (число правильно решенных заданий).
Преимущества теста заключаются в большом спектре исследуемых показателей за достаточно короткое время проведения теста, а также в возможности качественного анализа особенностей интеллекта личности.
Причинами затруднения при выполнении теста могут являться: недостаточно высокий уровень развития способности к сосредоточению внимания на решаемых заданиях; недостаточные навыки анализа материала, абстрактного мышления, логических рассуждений, количественных вычислений, пространственного воображения; недостаточный объем имеющихся знаний, ограниченный словарный запас, невысокая грамотность; недостаточно высокий темпо мыслительной деятельности и выносливость к длительным умственным нагрузкам.
Тестирование дает весьма достоверную информацию о противопоказаниях к тем или иным профессиям, дает прогноз о затруднениях, которые будут встречаться в процессе профессионального обучения и дальнейшей практической деятельности.
Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления. Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.
В серии А — использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
Серия В — построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия С — построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Серия В — построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.
Задания сгруппированы в 5 серий, каждая по 12 одноименных по возрастающей трудности матриц. В первых сериях требуется лишь точность различения, а в последних, более трудных, предполагается использование аналогий, перестановок, изменений образца и других логических связей. Задача обследуемого выбрать недостающий элемент из 6–8 предлагаемых вариантов. Преимуществами методики являются: возможность применения индивидуально и в группе, строгая регламентация во времени, достаточно простая интерпретация результатов, возможность оценить результат по сериям, а также дать ряд рекомендации испытуемым по окончании обработки результатов.
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р. Б. Кеттела и предназначен для описания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты [3].
Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.
Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.
Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Так, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:
1. Интеллектуальный блок: факторы: В — общий уровень интеллекта; М — уровень развития воображения; Q 1 — восприимчивость к новому радикализму.
2. Эмоционально-волевой блок: факторы: С — эмоциональная устойчивость; О — степень тревожности; Q 3 — наличие внутренних напряжений; Q 4 — уровень развития самоконтроля; G — степень социальной нормированности и организованности.
3. Коммуникативный блок: факторы: А — открытость, замкнутость; Н — смелость; L — отношение к людям; Е — степень доминирования — подчиненности; Q 2 — зависимость от группы; N — динамичность [4].
Факторы могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других. В связи с этим, данную методику можно применять в сочетании с исследованием темпераментных особенностей личности по Айзенку и методикой Смекала-Кучера на выявление общей направленности личности.
Рассмотренные тесты интеллекта представляют собой основные методики в рамках объективного психодиагностического обследования, предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одними из наиболее распространенных в психодиагностической практике.
Литература:
1. Бузин В. Н. Краткий отборочный тест. Практикум по психодиагностике: конкретные психодиагностические материалы. М., 1989.
2. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МЛДЭК», 2006. — 624 с. — (Серия «Библиотека психолога»).
3. Основы психодиагностики: Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Изд. 3-е, доп. и переработ. — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 704 с.
4. Сухарев В. А. Психология интеллекта / В. А. Сухарев. Донецк: Сталкер, 1997. — 409 с.
5. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-ое изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.