Подростковый суицид в Республике Хакасия. Профилактика суицидального поведения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Канзычакова, Н. Г. Подростковый суицид в Республике Хакасия. Профилактика суицидального поведения / Н. Г. Канзычакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7260/ (дата обращения: 18.11.2024).

В последние десятилетия во всем мире наблюдается тенденция к росту числа самоубийств, однако в России и в других странах бывшего Советского Союза она выражена наиболее сильно. Согласно данным, опубликованным Всемирной организацией здравоохранения, в настоящее время Россия занимает второе место в мире, после Литвы, по уровню завершенных самоубийств [2, с.4].

По данным Федеральной службы государственной статистики Хакасия занимает одну из лидирующих позиций по количеству самоубийств в стране. Так в Республике Хакасия ежегодно добровольно уходят из жизни около 200 человек.

Наиболее проблемными территориями (1990–2013) с повышенными коэффициентами асоциальных проявлений являются места компактного проживания коренного населения республики — Аскизский и Таштыпский районы, а также г. Абакан. Так в Аскизском районе проживает коренного населения — хакасов (66 %), в Таштыпском районе (21,2 %) и в г. Абакане (30 %).

Возрастной состав показал, что наибольшее количество случаев самоубийств приходится на возрастную группу 20–24 года. Однако, в последние годы отмечается негативная тенденция увеличения количества самоубийств в подростковой среде. Трагический случай произошел в средней школе с. Кызлас (численность учащихся 302 человека), когда в течение одного месяца марта (7,23,28) 2002 года в двух 8 классах ушли из жизни 3 ученика. В другой школе на станции Бискамжа этого же района в течение 1998–2004 годов произошло 5 случаев суицида подростков, последний — в январе 2004 года (ученик 8 класса) [4, с.14–15].

Число детских суицидов в Республике Хакасия в 2013 году по сравнению с 2012 годом выросло в 3 раза — с 2 до 7. Попытки покончить с жизнью совершили 36 несовершеннолетних. Чаще всего свести с жизнью среди них желали ученики старших классов [4, с.75].

Каждое самоубийство индивидуально и затрагивает тысячи различных причин, как социальных, так и внутриличностных.

В 2014 году нами проведено практическое исследование суицидальных наклонностей учащихся 3-х школ Аскизского района и 2-х школ Таштыпского района. Проблема суицида среди несовершеннолетних вызывает серьезные опасения, так как в последние годы случаи участились.

Целью нашего исследования являлось изучение и профилактика суицидального поведения в молодежной среде Республики Хакасия, на примере Аскизского и Таштыпского районов. Задачи проекта были таковы: — изучение статистических материалов по данной теме, а также теоретическо-методологической основы подобных исследований по регионам России; — разработка и проведение социологического исследования по 2 районам Хакасии для выявления асоциального поведения среди школьников старших классов; — разработка методических рекомендаций по профилактике асоциального поведения школьников по итогам проведенных исследований в Хакасии.

Объектом исследования являлись учащиеся с седьмых по одиннадцатые классы трех школ Аскизского района Республики Хакасия: Нижне-Базинская ООШ, Калининская СОШ, ООШ п. Аскиз. А также двух школ Таштыпского района Республики Хакасия: Таштыпская СОШ № 2, Матурская СОШ. Предметом исследования являлось выявление уровня суицидальных наклонностей.

По результатам исследования выявлено, что у 23 % опрошенных респондентов наблюдается высокий уровень тревожности, 74,3 % умеренная тревожность, 2,6 % низкий уровень тревожности.

Подростки с высокой тревожностью попадают в первую очередь в группу риска. Высокотревожные подростки отличаются такими индивидуальными психологическими особенностями: ранимость, острота переживаний, склонность к самоанализу, застенчивость, робость, повышенная чувствительность, недостаток самоконтроля, импульсивность, склонность к сомнениям, неустойчивость эмоциональной сферы, неуверенность в себе, неадекватная самооценка.

Причины и формы добровольного ухода из жизни не зависят от этнической принадлежности и социальных условий. Тем не менее, количество самоубийств, среди лиц хакасской национальности выше, чем в других этносах, так как подростки — хакасы наиболее обидчивы, замкнуты, медлительны, стеснительны, скупы в проявлениях эмоций.

Причины и формы добровольного ухода из жизни не зависят от этнической принадлежности и социальных условий. Тем не менее, количество самоубийств, среди лиц хакасской национальности выше, чем в других этносах, так как подростки — хакасы наиболее обидчивы, замкнуты, медлительны, стеснительны, скупы в проявлениях эмоций.

Подростковый возраст обычно считают трудным периодом возрастного развития. Трудности усугубляются ныне сложившимися социальными условиями жизни. В наиболее сложном положении оказываются растущие люди, так как противоречия развития, свойственные детскому и юношескому возрастам, значительно усилилась в нынешней ситуации, которая приводит к повышенной тревожности, отклонению в поведении [3, с.64].

Несмотря на то, что различными науками разрабатываются и внедряются в практику все новые и новые методы и технологии предупреждения самоубийств, опасные тенденции не исчезают. Очевидно, что предотвращение роста суицидальной активности среди подростков не может быть решено только силами врачей. Эта проблема должна решаться объединением усилий различных государственных и общественных структур. Возникновение аутоагрессивных представлений у детей и подростков, безусловно, зависит от психологического климата в семье, а также проводимой воспитательной работы в школе. В связи с этим участие образовательных учреждений в решении данной проблемы имеет важное значение.

В целях повышения эффективности деятельности образовательных учреждений по профилактике суицидального поведения обучающихся, обеспечения качественного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса необходимо принять ряд мер, направленных на профилактику суицидального поведения обучающихся образовательных учреждений, в том числе: — организовать работу по профилактике суицидального поведения обучающихся в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ; — обучать родителей навыкам раннего выявления признаков суицидальных намерений; — систематически осуществлять повышение квалификации педагогических работников (в том числе педагогов-психологов, социальных педагогов) и руководителей образовательных учреждений по вопросам оказания психолого-педагогической помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; — взаимодействовать с учреждениями здравоохранения в части профилактики суицидального поведения обучающихся [1, с.25].

Для решения сложившейся ситуации следует создать и внедрять коррекционно-развивающиеся программы, которые могут способствовать поднятию жизненных интересов. Создание межведомственного центра профилактики суицида, с включением в работу Министерства здравоохранения, образования и науки, внутренних дел, который должен сыграть важную роль в профилактике здорового образа жизни молодежи [4, с.57].

Кроме этого, необходимо для успешного решения этих проблем невозможно без систематических научных исследований, посвященных изучению биологических, медико-психологических и социально-средовых факторов, способствующих возникновению суицидального поведения.

 

Литература:

 

1.                 Березина В. А. Профилактика суицидального поведения в образовательном процессе: содержание, организация и планирование / В. А. Березина // Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики: Сборник материалов международной научно-практической конференции / М., 2013. — С. 25.

2.                 Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков: учебное пособие / сост. е.А. Калягина, О. Г. Япарова — Абакан, 2009. — 166 с.

3.                 Карпенюк К. В. Подростковый суицид. Общая характеристика работы в образовательных учреждениях после завершенного суицида / К. В. Карпенюк // Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики: Сборник материалов международной научно-практической конференции / М., 2013. — С. 64–66.

4.                 Суицидальные проявления в молодежной среде титульного этноса Республики Хакасия: состояние, организация работы по ее профилактике (по материалам исследований) / В. Н. Тугужекова [и др.]; Отв. ред. В. Н. Тугужекова. — Абакан, 2014. — 100 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Хакасия, Таштыпский район, абакан, Аскизский район, добровольный уход, проявление эмоций, Россия, суицидальное поведение, хакасская национальность, этническая принадлежность.