Особенности этнического самосознания личности и учет его в социализации молодежи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной психологии» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 05.02.2015

Статья просмотрена: 809 раз

Библиографическое описание:

Бекова, Ш. Д. Особенности этнического самосознания личности и учет его в социализации молодежи / Ш. Д. Бекова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7253/ (дата обращения: 20.04.2024).

В настоящее время, на рубеже веков, когда все быстрее идёт процесс научно-технического и информационного развития, социально-экономического и межэтнического интегрирования человечества, всё актуальней становятся проблемы исчезновения самобытной культуры этносов, их традиционной специфики, что ведёт к утрате той ценностной частицы, которую представляет любая созданная человечеством культура. «Любая нация—отмечал Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, будь — то самая малая, — есть богатство человечества, и исчезновение любой национальной общности с её языково-культурными и другими особенностями приводит к обеднению культурного и генетического фонда Земли, возможностей личности». [1,с41–42]

Именно поэтому наиболее важно всестороннее изучение традиционной культуры народов, проживающих в республике Узбекистан. Сейчас в годы независимости Республики Узбекистан одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе, колледжу, вузу как важнейшим институтам социализации личности.

Этническое самосознание занимает центральное место в ряду компонентов этничности. Национальный характер представляет собой не элементарное суммирование отдельных черт и характеров этнической общности, а специфическое сочетание и проявление социальных и психологических свойств, ставших свойственными социально-этнической общности в конкретных исторических и культурных условиях ее развития. Условием формирования этнической определенности является овладение человеком системой ценностей данной этнической культуры и участие в сфере жизнедеятельности этноса. Устойчивость этнической идентичности, ее позитивная направленность являются основными позициями для ощущения психологической безопасности личности в социальной группе. Язык, территория, религия и другие признаки этноса несут в себе конкретное содержание, общность этих признаков представлена в качестве основных факторов образования этноса, способствующих его формированию, конституированию и утверждению. Взаимодействие этих признаков, их суммарное влияние на образование и сохранение этнической общности выражается в виде вторичного фактора — этнического самосознания, который является, в конечном счете, решающим для принадлежности к той или иной этнической общности. Тем самым этническое самосознание предстает итогом действий всех основных признаков, формирующих этническую сущность.

Узбекистан — многонациональное государство. Исследование показало, что в условиях независимого развития республики происходит этническая консолидация, формируется новая общность — узбекистанцы (Убайдуллаева Р. А., 2005).

Ю. В. Бромлей (1983) расширил понятие термина, утверждая, что нельзя сводить этническое сознание лишь к осознанию национальной принадлежности, так как оно есть сознание человеком своих чувств, мыслей, мотивов поведения. Он пришел к выводу о том, что в качестве основных компонентов этнического сознания выступают: национальная идентификация, представления о типичных чертах своей общности, ее свойствах как целостности (автостереотипы), представления об общности исторического прошлого (территориальной, государственной), осознанное отношение к материальным и духовным ценностям народа, его достижениям и ориентациям на них.

Г. В. Старовойтова вычленила такие важнейшие эмпирические индикаторы этнического сознания, как этническая самоидентификация, представления об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках, «национальном характере» общности черт внешнего облика. К косвенным эмпирическим индикаторам этнического самосознания она относила некоторые элементы традиционной культуры (национальные обычаи, праздники, обряды), язык и ориентацию в межнациональном пространстве.

Экспериментально выявленная когнитивная структура этноинтегрирующих и этнодифференцирующих компонентов этнического самосознания Г. У. Солдатовой включает следующие группы признаков: этнокультурные особенности, черты характера, отношение к людям, оценка поведения и динамических характеристик. Ю. В. Арутюнян выделяет четыре источника этнического сознания: «родовой», «психологический», «культурный» и «социальный». При этом родовой источник имеет, по его мнению, социально-биологическую природу; к психологическому он относит накопленные народом духовные идеалы (от религиозных до социальных); этнокультурные диктуются культурными интересами этноса, социальный — представлен этносоциальными интересами.

Из анализа приведенных различных теоретических работ видно, что ученые близки в толковании этнического самосознания, но выделяют разные аспекты данного феномена.

В Америке и Западной Европе труды по проблемам национального самосознания появились в 50–70-е годы. Так, Дж. Мэрдок рассматривал национальное самосознание в контексте «национально осознающих себя племен». По его мнению, этноидентификация означает отождествление человеком самого себя с другими членами своего сообщества. Это приближает термин к понятию самосознания. Отдельные проблемы этнического самосознания были отражены в 50–80-х годах в трудах О. Клиберга, Х. Тэйфеля, Н. Хардинга, Г. Козинга. В основном данные исследования относятся к проблемам этничности, этнической идентификации, самосознания и этнического сознания. Зарубежные авторы до сегодняшнего дня не пытаются разграничить эти понятия, отождествляя их между собой, что показывает недостаточную разработанность методологического и концептуального аппарата по проблемам этничности.

В. И. Козлов ставил этническое самосознание на первое место среди всех компонентов этнической общности. С первой половины 70-х годов в трактовке В. Ю. Бромлея этническое самосознание стало определяться как «непременное условие функционирования этноса», а в дальнейшем — как «неотъемлемый компонент этноса».

Действительно, даже биологически однородная с данным этносом личность, но не выработавшая этнического самосознания, фактически выпадает из участия в процессах этнической духовной жизни и занимает пограничную этнокультурную позицию и маргинальный статус.

По мнению ученых, национальный характер представляет собой не элементарное суммирование отдельных черт и характеров этнической общности, а специфическое сочетание и проявление социальных и психологических свойств, ставших свойственными социально-этнической общности в конкретных исторических и культурных условиях ее развития. Ими составлены основные характерологические портреты типичных представителей основных наций. Так, например, немец — практичный, организованный, трудолюбивый, уверенный, твердый, жесткий; русский — откровенный, щедрый, бесшабашный, прощающий, непрактичный, доверчивый, миролюбивый. Типичность социально-психологических черт не исключает индивидуальности отдельных представителей этноса, но общие черты этнической общности неизменно проявляются в отношении к действительности и поступках.

Условием формирования этнической определенности является овладение человеком системой ценностей данной этнической культуры и участие в сфере жизнедеятельности этноса. Личность не только осознает этнические ценности и установки путем логического мышления, но и приобщается к ним в процессе внутриэтнических взаимодействий.

В процессе следования национальной традиции, обычаям, выполнения обрядов и ритуалов формируются автостереотипы (представления, поступки и эмоциональные проявления в отношении своей этнической общности), подражание, внушение, групповое мнение, массовый вкус, этническая мода, проявления контагиозности.

Устойчивость этнической идентичности, ее позитивная направленность являются основными позициями для ощущения психологической безопасности личности в социальной группе.

Этническое самосознание — это относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок объективно существующих компонентов жизнедеятельности этносов. Итогом формирования данной системы является осознание человеком своей принадлежности к этнической общности. Учет особенностей этнического сознания необходим для более качественного образования и воспитания молодежи.

В современных условиях необходим особый подход к названной проблеме. Необходимо вести поиск ее решения через диалог национального и общечеловеческого, обеспечивающего интеграцию человековедческих знаний в целях педагогической поддержки и защиты личности.

С учетом изложенного основой нашего исследования является гуманистическая парадигма, предусматривающая обращение к личностно-смысловой сущности человека, к внутренним источникам деятельности сознания.

 

Литература:

 

1.                  Каримов И. А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. — Ташкент: «Узбекистан», 1996. — Т.1. — С.41–42.

2.                  «Этнос. Идентичность. Образование» под редакцией В. С. Собкина, статья Т. Г. Стефаненко «Этническая идентичность и некоторые проблемы её изучения».

3.                  Э.Эриксон «Идентичность: юность и кризис»

Основные термины (генерируются автоматически): этническое самосознание, этническая общность, этническое сознание, узбекистан, национальное самосознание, национальный характер, позитивная направленность, социальная группа, социально-этническая общность, специфическое сочетание.

Похожие статьи

Психологические особенности этнических стереотипов и типа...

В современном мире отмечается интенсификация межэтнических контактов, возрастает этнонациональное многообразие социальных групп, и вместе с тем прослеживается рост национального самосознания культурных групп...

Государство, этнос и нация: соотношение и взаимосвязь

нация, этнос, национальное государство, производственно-историческая общность, связь.

Ведущим, а также единственным признаком нации представляется национальное самосознание (национальный характер, национальный дух).

Особенности формирования и трансляции этнических...

Ключевые слова: этническая идентичность, этничность, позитивная этническая идентичность, гиперидентичность.

этническая идентичность, чувство принадлежности, группа, этническая общность, идентичность, ложная идентичность, социальное...

Философское восприятие понятий «этнос», «народ», «нация»

На этническое самосознание наслаиваются другие факторы, такие как национальная, религиозная и другие, в том числе и не территориальные

Термин «народ» в контексте нашего исследования употребляется как синоним слова «этнос», «этническая общность».

Этническая идентичность в изменяющихся социокультурных...

Национальные интересы и социальная идентичность. Гражданская, этническая и региональная идентичность.

Этноконфессиональная идентичность | Статья в журнале... Как свидетельствует история развития этнических общностей, чувство идентичности.

Этническая идентичность как проблема социализации...

этническая идентичность, этничность, позитивная этническая идентичность, гиперидентичность.

Этническая идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и её оценка, значимость членства в ней...

Аксиологические стереотипы языкового сознания представителей...

Выраженный вербально, он средство коммуникации представителей определенной этнической общности, нации, народа, народности. Концепт «государство» в языковом сознании представителей...

Формирование национальной идентичности | Статья в журнале...

Мы должны отдавать себе отчет, что в национальном иногда скрывается идентификация или чувство лояльности к государству, а иногда ― к нации как к этническому

Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей.

Некоторые проблемы социализации подрастающего поколения...

«…Национальное (этническое) меньшинство — отдельная этническая общность, проживающая на территории инонационального государства и сохраняющая свою этническую самобытность и традиционные специфические черты культуры...

Похожие статьи

Психологические особенности этнических стереотипов и типа...

В современном мире отмечается интенсификация межэтнических контактов, возрастает этнонациональное многообразие социальных групп, и вместе с тем прослеживается рост национального самосознания культурных групп...

Государство, этнос и нация: соотношение и взаимосвязь

нация, этнос, национальное государство, производственно-историческая общность, связь.

Ведущим, а также единственным признаком нации представляется национальное самосознание (национальный характер, национальный дух).

Особенности формирования и трансляции этнических...

Ключевые слова: этническая идентичность, этничность, позитивная этническая идентичность, гиперидентичность.

этническая идентичность, чувство принадлежности, группа, этническая общность, идентичность, ложная идентичность, социальное...

Философское восприятие понятий «этнос», «народ», «нация»

На этническое самосознание наслаиваются другие факторы, такие как национальная, религиозная и другие, в том числе и не территориальные

Термин «народ» в контексте нашего исследования употребляется как синоним слова «этнос», «этническая общность».

Этническая идентичность в изменяющихся социокультурных...

Национальные интересы и социальная идентичность. Гражданская, этническая и региональная идентичность.

Этноконфессиональная идентичность | Статья в журнале... Как свидетельствует история развития этнических общностей, чувство идентичности.

Этническая идентичность как проблема социализации...

этническая идентичность, этничность, позитивная этническая идентичность, гиперидентичность.

Этническая идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и её оценка, значимость членства в ней...

Аксиологические стереотипы языкового сознания представителей...

Выраженный вербально, он средство коммуникации представителей определенной этнической общности, нации, народа, народности. Концепт «государство» в языковом сознании представителей...

Формирование национальной идентичности | Статья в журнале...

Мы должны отдавать себе отчет, что в национальном иногда скрывается идентификация или чувство лояльности к государству, а иногда ― к нации как к этническому

Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей.

Некоторые проблемы социализации подрастающего поколения...

«…Национальное (этническое) меньшинство — отдельная этническая общность, проживающая на территории инонационального государства и сохраняющая свою этническую самобытность и традиционные специфические черты культуры...