Повышение валидности и надёжности психологических опросников за счет оценки психоэмоциональной реакции | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Седин, В. И. Повышение валидности и надёжности психологических опросников за счет оценки психоэмоциональной реакции / В. И. Седин, О. Ю. Марунич. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7120/ (дата обращения: 19.12.2024).

Повышение надежности и объективности выводов результатов психологического тестирования является одной из актуальных задач современной психодиагностики (Батурин Н. А., Бурлачук Л. Ф., Доценко Е. Л., Малых С. Б., Маничев С. А., Носс И. Н., Орел В. Е., Шмелев А. Г., Ушаков Д. В. Колючкин С. Н., Марунич О. Ю., Минкин В. А., Седин В. И. и др.).

Это подтверждается многими исследованиями (Батурин Н. А., Шмелев А. Г., Ушаков Д. В.). Так, например, к числу основных проблем современной психодиагностики участники международной конференции «Влияние тестирования на людей и общество: повышение значимости тестирования», — которая проходила в Ливерпуле (Великобритания) в 2008 году относят «безопасность тестирования, пиратское копирование методик и фальсификация результатов испытуемыми». [10].

В своей статье, опубликованной ранее (Колючкин С. Н., Марунич О. Ю., Минкин В. А., Седин В. И.) отмечается ряд причин, затрудняющих создание объективных выводов в результате прохождения психологического тестирования: «в психологических методиках из анализа выпадает эмоционально-экспрессивный компонент поведения человека во время тестирования, который дает возможность выявления реального отношения к тому или иному стимулу в актуальный момент времени; многочисленные стандартизированные методики не учитывают мотивацию человека, проходящего тестирование, а также поднимается вопрос адекватности представления человека о самом себе и сознательной или бессознательной фальсификации данных в результате тестирования, а также о недостаточности имеющихся для защиты методики от фальсификации мер, таких как использование в методиках контрольных вопросов, контрольных шкал, шкал «лжи». [6].

В настоящее время ведутся активные попытки создания методов и средств, позволяющих объективизировать результаты психологического тестирования, например, используя психофизиологическое показатели, как менее изменчивые и которые не могут быть фальсифицированы.

В нашей стране необходимо отметить исследования профессора А. Н. Лебедева одного из основоположников компьютерного анализа электрофизиологических данных и их соотнесения с психологическими характеристиками. В своих исследованиях А. Н. Лебедев экспериментально доказал связь частоты альфа-ритма с объемом рабочей памяти. [5].

Однако возможности психофизиологических тестов при необходимости получения психологических характеристик ограничены. Так, например, Л. Ф. Бурлачук критически относится к попыткам «некоторых психологов создать «более объективные тесты». Л. Ф. Бурлачук считает, что попытка достичь максимально возможной объективности в измерении приводит к тому, «что утрачивается психологический смысл исследования личности. «…Пытаясь по физиологическим индикаторам сделать выводы о психологических особенностях личности приходится испытывать затруднения при ответе на вопрос: что измеряется тестом?». [4].

Однако, несмотря на некоторую критику создания более объективных методик с помощью учета физиологических индикаторов ведется активная работа внедрения психофизиологической оценки состояния человека во время психологического тестирования. Основная задача которых, создание методик в которых сложно фальсифицировать данные самими испытуемыми, а также существует возможность избежать влияния экспериментатора.

Также в настоящее время предлагаются новые форматы тестирования (онлайн-тестирование, тесты с применением веб-камер и пр.); разрабатываются новые математические и статистические методы анализа данных (IRT, SEM, HLM и др.); улучшается качество «нетестовой» части услуг (нормы, представление результатов тестирования, обратная связь испытуемым) [10], но они не решают проблем, связанных с повышением достоверности получаемой информации.

К числу последних разработок, которые используют компьютерные технологии, способствующие объективизации результатов психологического тестирования, можно отнести:

Программно-аппаратный комплекс «БиоМышь», разработанный в ЗАО «НЕЙРОЛАБ» г. Москвы. [3].

Комплекс БиоМышь включает компьютерную мышь (как вариант, датчики-«напальчники») со встроенными датчиками, фиксирующим три параметра: фотоплетизмограмма (переферический пульс, кровенаполнение сосудов), кожно-гальванический рефлекс и электрокожное сопротивление. При использовании тестов-опросников возможно построение «профиля личности» на основе изменений ритма сердца в процессе ответа на вопросы. Также при оценке результатов психологического тестирования оценивается регистрация ответов согласно стандартным ключам методики, а также фиксируются временные интервалы между ответами.

Комплекс объективного психологического анализа и тестирования «ЭГОСКОП», разработанный ООО НПКФ «Медиком МТД», г. Таганрог. [7].

Комплекс объективного психологического анализа и тестирования «ЭГОСКОП», измеряет и документирует смысло-физиологический контекст вербально-графических сообщений. Технология эгоскопии построена на основе пиктополиграфии, которая обеспечивает количественный анализ показателей моторики руки, связанных с действиями испытуемого при тестировании, а также физиологических показателей, связанных с вегетативными и эмоциональными реакциями испытуемого (в том числе и неосознаваемых им). Это, по мнению разработчиков, позволяет получить профили смысло-эмоциональной значимости (СЭЗ), которые объективно отражают произвольные и непроизвольные реакции обследуемого в привязке к этапам, типовым шкалам и смысловым кластерам стандартных тестов и предоставляют психологу возможность для верификации результатов проведенного исследования.

Комплекс для психофизиологического тестирования «ПСИХОФИЗИОЛОГ-Н», разработанного ОАО Медтехника, г. Самара. [8].

Комплекс «ПСИХОФИЗИОЛОГ-Н», устройство психофизиологического тестирования предназначено для автономного проведения индивидуального психофизиологического тестирования с обработкой данных в самом устройстве. Автономный пульт обеспечивает регистрацию частоты сердечных сокращений, времени реакции на световые стимулы, а также варианты и время ответов на вопросы психологических тестов. Принцип действия основан на регистрации физиологических данных (ЭКГ и времени реакции на световой стимул), а также регистрации ответов (да/нет) на вопросы тестов и временных интервалов между ответами.

В последнее время, благодаря исследованиям академика И. В. Смирнова получил широкое признание метод психозондирования.

Метод психозондирования успешно используется: в аппаратно-программном комплексе MindReader, разработанного компанией «ПОЛИГРАФ ТЕСТ», г. Москва [1]. (И. В. Смирнов, Е. Г. Русалкина, И. К. Нежданов и др.)

В основу действия системы положен метод компьютерного психосемантического анализа, исключающий как сознательное восприятие вопросов теста, так и контролируемый выбор ответов со стороны проверяемого.

В автоматизированной системе мониторинга персонала «BioReader», разработанной ООО «Научно-исследовательский центр экспериментальных технологий», г. Москва. [1].

Система предназначена для организации полностью автоматизированного психодиагностического процесса изучения бессознательной сферы человека.

Представляет интерес методологический подход к регистрации и анализу психофизиологического состояния человека, сформулированный в изобретении «Адаптивный способ дистанционного выявления реакций человека на неосознаваемые психические раздражители путем анализа вариабельности сердечного ритма» (Гриценко Г. Н., Колючкин С. Н., Седин В. И. и др.). [12].

Интересные возможности представляет система VibraImage, разработанная в Многопрофильном предприятии «ЭЛСИС», г. Санкт-Петербург (Минкин В. А.). [11].

Система позволяет методически объединить любой опросник с психофизиологическим детектором. Данный метод основан на получении виброизображения человека — это новый способ исследования и получения психофизиологической информации о человеке, аналог электроэнцефалографии, но имеющий определенные преимущества, связанные с возможностями бесконтактного и скрытого получения информации об объекте. Технология изменяет и анализирует микродвижения человека, что позволяет характеризовать эмоциональное состояние. Такой подход к оценке эмоций должен существенно изменить положение дел в психологии, приблизив ее по своей сути к точным наукам и медицине.

В своих исследованиях мы изучали оценки эмоциональной компоненты с помощью системы Виброизображения во время ответов на вопросы стандартизированных психологических опросников в целях обнаружения связей эмоциональной составляющей с результатами психологического тестирования. Результаты позволили сделать вывод о том, что с помощью виброизображения можно выявлять эмоционально-значимые вопросы из шкал опросников и производить анализ результатов тестирования с учетом эмоциональной вовлеченности испытуемого. Это позволяет ввести дополнительный параметр защиты от «фальсификации результатов испытуемыми» с целью получения более достоверных и объективных результатов тестирования и открывает новые перспективы в совершенствовании психодиагностики.

Таким образом, в настоящее время появляется большое количество инструментов способных предоставить психологу-психодиагносту возможность получать более надежные и валидные данные в результате проведения психологического тестирования за счет оценки психоэмоционального состояния испытуемого во время тестирования.

 

Литература:

 

1.                  АПК MindReader. URL: http://www.poligraftest.ru/poligrafy/apk_mindreader/

2.                  Батурин Н. А. Современная психодиагностика в России: преодоление кризиса и решение новых проблем // Вестник ЮУрГУ. — 2010. — № 40 (216). С. 4–12.

3.                  БиоМышь — психофизиологическая лаборатория в компьютерной мыши. URL: http://www.neurolab.ru/ru/menu/products/biomouse_personal/ (дата обращения 06.05.2014).

4.                  Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. Издательство: Питер, 2006. — 351 с.

5.                  Забродин Ю. М. Психодиагностика: справочник практического психолога / Ю. М. Забродин, В. Э. Пахальян. — Москва: Эксмо, 2010. — 448 с. — (Новейший справочник психолога)

6.                  Колючкин С. Н., Марунич О. Ю., Минкин В. А., Седин В. И. Психофизиологическая объективизация результатов психологического тестирования. проблемы и пути их решения // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 9 (часть 10). — стр. 2317–2321

7.                  Комплекс объективного психологического анализа и тестирования «Эгоскоп». URL: http://www.egoscop.ru/html_ru/egomain.html

8.                  Комплекс «ПСИХОФИЗИОЛОГ-Н». URL: http://www.med-technika.ru/Pages/mcpsiho.htm

9.                  Костромина, С. Н. Психодиагностика как особый вид познавательной деятельности специалиста / С. Н. Костромина // Современная психодиагностика в период инноваций: сборник тезисов II Всероссийской научной конференции / редколлегия: Н. А. Батурин (отв.ред.) и др. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. — 230 с., С. 75–81.

10.              Мельникова Н. Н. Шестая конференция Международной комиссии по тестированию «Влияние тестирования на людей и общество: повышение значимости тестирования». URL: http://dep.psytest.ru/ru/Poleznaja_informacija/Stati/Melnikova_N.N._Otchet_o_shesto_konferencii__Mezhdunarodno_komissii_po_testirovaniju_

11.              Минкин В. А.. Виброизображение / В. А. Минкин. — СПб.: Реноме, 2007. — 108 с.

12.              Патент на изобретение RU 2480156 C1. Адаптивный способ дистанционного выявления реакций человека на неосознаваемые психические раздражители путем анализа вариабельности сердечного ритма / Е. А. Голубев, Г. Н. Гриценко, С. Н. Колючкин, В. В. Рожков, В. И. Седин; Опубл. 27.04.2013, Бюл. № 12.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическое тестирование, москва, тест, HLM, IRT, SEM, время ответов, объективный психологический анализ, психофизиологическое тестирование, современная психодиагностика.

Похожие статьи

Внедрение приемов ТРИЗ в обучающий и воспитательный процесс с целью повышения функциональной грамотности ребенка и обеспечения его психологической стабильности

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Методика управления психоэмоциональным состоянием спортсмена посредством регулирования работы «детектора ошибок»

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой пси-хического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Применение методов арт-терапии при коррекции психоэмоционального состояния детей на уроках

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Формирование связных высказываний у детей дошкольного возраста на основе учета ведущей сенсорной модальности

Похожие статьи

Внедрение приемов ТРИЗ в обучающий и воспитательный процесс с целью повышения функциональной грамотности ребенка и обеспечения его психологической стабильности

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Методика управления психоэмоциональным состоянием спортсмена посредством регулирования работы «детектора ошибок»

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой пси-хического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Применение методов арт-терапии при коррекции психоэмоционального состояния детей на уроках

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Формирование связных высказываний у детей дошкольного возраста на основе учета ведущей сенсорной модальности