Волевой аспект физического воспитания учащихся старшего звена школы
Автор: Нигамедьянова Наталья Зеферовна
Рубрика: 4. Психология развития
Опубликовано в
Дата публикации: 19.01.2015
Статья просмотрена: 853 раза
Библиографическое описание:
Нигамедьянова, Н. З. Волевой аспект физического воспитания учащихся старшего звена школы / Н. З. Нигамедьянова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7018/ (дата обращения: 15.11.2024).
Преодолевая трудности в процессе работы, учащийся воспитывает свою волю, у него создается уверенность в том, что он может проявлять усилия, может создавать полезные вещи и изделия. Умея правильно оценить свои возможности, говоря себе — «я могу», учащийся начинает верить в свои силы. Все это — предпосылки развития воли.
Волевая подготовка является одним из важнейших моментов в занятиях физической культурой. Особое значение в физическом воспитании, нужно уделять развитию волевых качеств ученика и спортсмена, так как любые спортивные достижения это, в первую очередь, результат усилия воли.
Понятие воли, как известно, имеет в психологии множество значений.
Воля — свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям. [1]
Если рассматривать, что воля — это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, то волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением.
Важное качество зрелого, взрослого человека –это умение владеть своим поведением — «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, — писал Л. С. Выготский, — когда имеется налицо овладение собственным поведением» [2].
Спортивный психологи разделяют волевые качества по степени их значимости для того или иного вида спорта. Чаще всего их делят на общие и основные. Одни имеют отношение ко всем видам спортивной деятельности, вторые определяют результативность в конкретном виде спорта.
А. Ц. Пуни и Б. Н. Смирнов считают общим волевым качеством только целеустремленность, а П. А. Рудик, Е. П. Щербаков к целеустремленности, добавили ещё дисциплинированность и уверенность, а к основным они отнесли настойчивость, упорство, выдержку и самообладание, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность [3]. В. К. Калин, исходя из функций волевой регуляции, делит волевые качества на базальные (первичные) и системные (вторичные). К первым он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость.
В ходе накопления жизненного опыта базальные волевые качества постепенно «обрастают» знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы осуществлять волевую регуляцию различными способами, компенсирующими недостаточно эффективное проявление волевых усилий. Таким образом, низкий уровень развития каких-либо базальных качеств вынуждает образовывать более сложные системные (вторичные) волевые качества из элементов, выполняющих компенсаторные функции.
Системность вторичных волевых качеств связана, как считает В. К. Калин, не только с включением в них ряда базальных волевых качеств как составных частей, но и с накоплением знаний и умений в волевой регуляции. С использованием самых различных непосредственных и опосредованных способов регуляции, с широким включением функциональных проявлений, относящихся к интеллектуальной и эмоциональной сферам. Последнее, отмечает автор, позволяет ставить вопрос о разделении системных качеств на собственно волевые и охватывающие функциональные проявления разных сфер (волевой, эмоциональной и интеллектуальной) [5].
Храбрость, как пример системного собственно волевого качества, может служить включающая как составные части смелость, выдержку и энергичность.
К системным вторичным волевым качествам В. К. Калин относит также настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность, включающие функциональные проявления не только волевой сферы, но и других сторон психики. В этих качествах наиболее выражена, отмечает автор, личностная саморегуляция деятельности.
Ф. Генов и А. Ц. Пуни делят волевые качества на три группы: ведущие для данного вида спорта, ближайшие к ведущим и следующие за ними (поддерживающие).
Воля имеет саморегулирующую функцию, способствующую осуществлению ведущих идей и нравственных принципов. Связь волевых качеств с нравственными подчеркивается в исследовании В. Е. Турина, рассматривающего уровни морально-волевой активности подростков. А. В. Веденов отмечает, что «всякое воспитание воли самой по себе, в отрыве от нравственного воспитания, всегда приводит к воспитанию эгоистической воли, противоестественной для человека». Автор делает акцент на формировании волевых качеств через нравственные отношения в коллективе. На значение коллектива и коллективистских настроений в воспитании воли указывали многие психологи: А. В. Веденов (1953, 1957), А. Б. Запорожец (1960), К. Н. Корнилов (1957), В. А. Крутецкий (1957) и др. Во многих исследованиях, например, установлено, что групповой (командный) соревновательный мотив стимулирует проявление силы воли в большей мере, чем индивидуальный. Обращение педагогов, тренеров, товарищей к моральным и нравственным чувствам человека увеличивает его смелость и решительность.
В работах Н. И. Решетень, О. А. Черниковой и др., подчеркивается необходимость изучения проблемы взаимоотношений в коллективе в процессе спортивной деятельности, как стержневого вопроса воспитания, определяющего нравственное развитие личности подростка. Из совокупности проблем нравственного воспитания подростков, рассматриваемых в исследованиях Ю. Ф. Буйлина, А. А. Дергач, А. А. Тер-Ованесяна, Н. Е. Шурковой и др., можно выделить некоторые аспекты воспитания нравственно — волевых качеств в процессе спортивной деятельности. Это, прежде всего, формирование у подростков этических понятий, становление нравственного сознания и моральной зрелости в поведении, выработка устойчивых нравственных убеждений и идеалов.
Механизм самостимуляции у старшеклассников является определяющим в проявлении ими волевой активности. Психологические особенности школьного возраста создают предпосылки для благоприятного формирования нравственно-волевых качеств. Н. И. Болдырев, Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, А. Г. Ковалев, И. С. Кон, А. И. Кочетов, В. А. Крутецкий, А. С. Макаренко, И. Ф. Свадковский, В. А. Сухомлинский указывают на особую восприимчивость подростков к процессу педагогического руководства нравственно-волевым развитием, т. к. в этом возрасте уже накоплен достаточный опыт морального поведения, пробуждается нравственная потребность в самовоспитании. Основные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию — это самопознание, самовыражением самоутверждения. Воля проявляется школьниками под влиянием идеи, значимой для общества, товарищей. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели. У них резко увеличивается способность к терпению, например при физической работе на фоне усталости (старшекласснику можно давать наиболее большую нагрузку, чего нельзя делать для младшего школьника) Часто волевая активность у старшеклассника приобретает характер целеустремленности. Она является необходимым компонентом, целью, результатом, главным двигателем всего учебно-тренировочного процесса.
Одним из условий повышения эффективности формирования у подростков морально-волевых качеств, при занятиях спортом, является взаимодействие субъектов деятельности, входящих в состав педагогической системы «ученик — педагог (тренер) — детский спортивный коллектив».
Волевые свойства личности формируются в процессе деятельности. Поэтому для развития «силы воли» (волевых качеств) чаще всего предлагается путь, который считается наиболее простым и логичным: если «сила воли» проявляется в преодолении препятствий и трудностей, то и путь ее развития идет через создание ситуаций, требующих такого преодоления.
Имеется определенная последовательность в выработке волевых качеств. Вначале развиваются в основном динамические физические качества. Это — сила, быстрота и скорость реакции. Затем вырабатываются качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. Вслед за этим наступает черед формирования более сложных и тонких волевых качеств, таких, например, как концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность.
Воспитательная работа является необходимым условием развития волевой сферы человека. Воспитание чувства коллективизма, ответственного отношения к общему делу создает хорошие предпосылки для волевых проявлений.
Подытожив, хочу заметить, что в физическом воспитании старшеклассников наиболее важно подводить учащихся: к целеустремленности (поставил цель — иди к ней твердо; выполнение плана — основа успеха; окончил день — подведи итоги). Самостоятельности и инициативности (не полагайся только на тренера, пусть даже самого лучшего; не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание, — действуй по собственному почину; будь самым строгим судьей для самого себя). Упорству и настойчивости и(делай не то, что нравится, а то, что нужно; препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать). Решительности (сначала пойми — потом решай; если решил — делай). Выдержке и самообладанию (научись владеть собой; делай все и всегда наилучшим образом).
Литература:
1. Краткий психологический словарь», М., 1985, 1998; «Психология.
2. Выготский Л. С. Собр. Соч. Т. 4.-М., 1983. с. 225
3. П. А. Рудик Психология воли спортсмена.- М., 1968. с.14
4. Рудик П. А. Психология воли спортсмена. — М., 1993.
5. Калин В. К. На путях построения теории воли //Психологический журнал.- 1989.-№ 2\
6. Макаренко А. С. Педагогика. — М., 1979.
7. Селиванов В. И. Воля и ее воспитание. — Рязань, 1992.
8. Селиванов В. И. Избранные психологические труды. — Рязань, 1992.