Проведение акции «Подари себе настроение» в ДОУ в контексте «Дня психического здоровья» с использованием арт-технологий | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Томилова С. А., Шабаева Н. А., Пушкарева В. И. Проведение акции «Подари себе настроение» в ДОУ в контексте «Дня психического здоровья» с использованием арт-технологий [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 45-50. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/109/4466/ (дата обращения: 15.08.2018).

Всемирный день психического здоровья отмечается ежегодно с 1992 года. Учрежден по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения. Входит в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Важным следствием этого определения является то, что психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств и форм инвалидности. Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества. Уровень психического здоровья человека в каждый данный момент времени определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами.

Период дошкольного детства является важным в психическом развитии ребенка, в это время активно формируются системы психических функций: речь, мышление, память.

Цель практической работы с детьми — это психическое здоровье ребенка, а личное развитие — условие достижения этого здоровья. Нарушение психического здоровья связано, как с соматическими заболеваниями, или дефектами физического развития, так и с неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребенка и связанными с социальными условиями.

Признаки психического здоровья:

-        способность справляется с трудностями в сложных незнакомых ситуациях;

-        чувство уверенности и доверия;

-        формы проявления эмоций и поведения соответствуют и вероятным чувствам ребенка;

-        достаточный диапазон чувств.

Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание:

-        к внутреннему миру ребенка: в его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру;

-        обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающей личности.

На базе нашего детского сада в День психического здоровья была проведена акция «Подари себе настроение» (см. Таблица 1).

В рамках данной акции в каждой из групп проводились мероприятия, направленные на улучшение настроения, как воспитанников детского сада, так и родителей и педагогов.

Были оформлены рекомендации следующего содержания и размещены на стенды для ознакомления родителей с информацией. Приведем несколько строк из данных рекомендаций: «Чтобы дети были здоровыми — надо создавать им хорошее настроение. Все знают, что основа здоровья — хорошая нервная система. И родители обязаны ее беречь. Ведь главный ее разрушитель — отрицательные эмоции, которые являются причиной многих болезней. Мы часто даже не замечаем, сколько раз в день мы травмируем ребенка своим негативным отношением. Ребенок может заболеть просто от нашего крика».

Таблица 1

План акции «Подари себе настроение»

группа

время

мероприятие

ответственный

2 младшая

7.30–8.00

9.00–9.15

Совместная работа родителей и детей (аппликация «Цветы настроения»);

СОД по социально-коммуникативному развитию «Грусть-радость»

Педагоги

Педагог-психолог

средняя

9.30–9.50

СОД по социально-коммуникативному развитию «Колобок»

Педагоги

старшая

7.30–8.00

10.00–10.25

Творческая работа детей, рисование «Волшебное дерево настроения»; Занятие по арттерапии «Погода моего настроения»

Дети, педагоги;

Педагог-психолог

подготовительная

09.10.2013

9.00–9.30

Творческая работа — «Подари настроение взрослым»;

занятие по арттерапии «Настроение»

педагоги;

Педагог-психолог

09.10.2013

Оформление стенда для родителей и педагогов «10 октября — Всемирный день психического здоровья». Наглядная информация в родительские уголки

Педагог-психолог

Оформление итоговой выставки детских работ «Подари себе настроение»

Педагог-психолог

В младшей группе родителям и детям предлагалось выбрать лепестки, цвет которых отражал бы их эмоциональное состояние в течение дня, затем лепестки преображались в аппликацию цветка «Цветы настроения» (рис.1).

Также было проведена социально образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию «Грусть-радость». В ходе данного вида деятельности воспитанники прослушали стихотворение «Наша Таня громко плачет», далее разбирали эмоциональное состояние Тани, учились показывать с помощью мимических выражений грусть и радость. Занятие завершилось аппликацией «Веселое солнышко».

В средней группе проводилось СОД по социально-коммуникативному развитию «Колобок». В ходе СОД дети смотрели демонстрируемую на фланеграфе сказку «Колобок», по завершению демонстрации сказки, детям необходимо было придумать счастливый конец, в котором Колобок избежит печальной участи. Таким образом были задействованы элементы сказкотерапии, позволяющие создать атмосферу комфорта и вызвать положительные эмоции. По завершению была исполнена аппликация «Смеющийся Колобок» (рис.2). Во второй половине дня детьми были выбраны цвета для звезд, затем на звездах изображались улыбки, придумывались имена и затем, звезды приклеивались на полотно, тем самым олицетворяя «Звездный дождь».

Рис. 1. Аппликация «Цветы настроения».

Рис. 2. Аппликация «Смеющийся Колобок», аппликация «Звездный дождь».

В старшей группе была реализована творческая работа детей, рисование на тему «Волшебное дерево настроения». В ходе занятия каждый из воспитанников обводил свою ладонь на дереве и выбирал цвет для закрашивания, отражающий его сегодняшнее настроение (рис. 3).

Далее с группой было проведено занятие по арт-терапии «Погода моего настроения» в ходе которого дети разбирали погоду «внутреннего мира», по завершению обсуждения необходимо было нарисовать свое «настроение».

Рис. 3. Изображение «Волшебного дерева настроения». Рисунки «Наше настроение».

В подготовительной группе была проведена творческая работа — «Подари настроение взрослым» — накануне дети рисовали доброе и веселое настроение на бумаге, затем вырезали бабочек и 10 октября, утром дарили родителям. Что позволило с утра создать праздничную атмосферу, наполненную положительными эмоциями.

Далее было проведено занятие по арт-терапии «Настроение». Дети слушали сказку «Дракончик Памси и его настроение», говорили о том, какое бывает настроение и как оно выглядит. Для закрепления веселого настроения, по шаблону раскрашивали клоунов).

В ходе занятия проводились различные игры на развитие мелкой моторики, внимания, памяти и мышления. Дети играли с удовольствием, охотно выполняли задания. В целом, была создана теплая и доброжелательная атмосфера.

Таким образом, на основе анализа проведенных мероприятий, нами были сформулированы следующие рекомендации, позволяющие поддерживать и сохранять у ребенка психическое здоровье.

Рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья:

1.      Поддерживать у ребенка положительную самооценку.

2.      Содействовать эмоциональному благополучию.

3.      Помочь ребенку осознавать свои эмоции.

4.      Помочь ребенку контролировать эмоции и управлять ими.

5.      Помочь ребенку управлять своим временем, поведением.

Именно комплексное взаимодействие психолога-родителей-педагогов позволит сохранять психическое здоровье ребенка и защитить от негативного воздействия социальной среды. Ребенок должен расти и воспитываться в условиях постоянного соблюдения принципа педагогической экологии. Отношения родителей и педагогов к дошкольнику должны строиться на его безусловном принятии, на педагогическом оптимизме и доверии, на чувстве глубокой любви и эмпатии, уважении его личности.

Литература:

1.                            Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей.

2.                            Психологический словарь / Петровский А. В., Ярошевский М. Г. 1990–1203 с.

3.                            Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков / Андреева А. Д., Вохмянина Т. В., Воронова А. П., Чуткина Н. И. /под ред. Дубровиной М. В. — М., 1995–571с.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое здоровье, ребенок, социально-коммуникативное развитие, психическое здоровье ребенка, эмоциональное состояние, творческая работа, мое настроение, детский сад, веселое настроение, творческая работа детей.

Похожие статьи

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях...

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского сада. Авторы: Попова Светлана Викторовна, Назарова Светлана Николаевна.

Учить детей распознавать эмоциональные состояния, понимать настроение детей

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка.

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду

Негативно влияют на здоровье ребенка и громадные нагрузки как следствие очень популярного в наше время раннего обучения дошкольников.

Для наглядности — пиктограммы, альбомы с фотографиями детей в различных эмоциональных состояниях.

Психогимнастика как средство развития и формирования...

Проблема сохранения эмоционального здоровья детей... дошкольный возраст, психическое здоровье, эмоциональное здоровье детей, здоровье, семья, ребенок.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

В данной статье представлен материал о социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема. Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, социально-коммуникативное развитие, ответственность.

Как сохранить психологическое здоровье дошкольников

психологическое здоровье, ребенок, психологическое здоровье детей, психологическая поддержка, психическое здоровье, педагог, индивидуальная коррекционная работа, детское учреждение, детский сад, взрослый.

Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического...

Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствием напряжения психических и физиологических функций организма.

Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе...

– Полочка «Мое настроение» — дети обозначают свое настроение в течение дня с помощью «фишек-пиктограмм», а педагог получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка...

Обогащение эмоционального мира дошкольников в ДОУ через...

Художественно-творческая деятельность вызывает радостное, приподнятое настроение, положительное эмоциональное состояние у каждого ребенка.

Психологическое здоровье, психическое и личностное развитие.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях...

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского сада. Авторы: Попова Светлана Викторовна, Назарова Светлана Николаевна.

Учить детей распознавать эмоциональные состояния, понимать настроение детей

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка.

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду

Негативно влияют на здоровье ребенка и громадные нагрузки как следствие очень популярного в наше время раннего обучения дошкольников.

Для наглядности — пиктограммы, альбомы с фотографиями детей в различных эмоциональных состояниях.

Психогимнастика как средство развития и формирования...

Проблема сохранения эмоционального здоровья детей... дошкольный возраст, психическое здоровье, эмоциональное здоровье детей, здоровье, семья, ребенок.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

В данной статье представлен материал о социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема. Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, социально-коммуникативное развитие, ответственность.

Как сохранить психологическое здоровье дошкольников

психологическое здоровье, ребенок, психологическое здоровье детей, психологическая поддержка, психическое здоровье, педагог, индивидуальная коррекционная работа, детское учреждение, детский сад, взрослый.

Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического...

Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствием напряжения психических и физиологических функций организма.

Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе...

– Полочка «Мое настроение» — дети обозначают свое настроение в течение дня с помощью «фишек-пиктограмм», а педагог получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка...

Обогащение эмоционального мира дошкольников в ДОУ через...

Художественно-творческая деятельность вызывает радостное, приподнятое настроение, положительное эмоциональное состояние у каждого ребенка.

Психологическое здоровье, психическое и личностное развитие.

Задать вопрос