Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Избирательная система Финляндии

5. Теория международных отношений. Внешняя политика и дипломатия
20
Поделиться
Аннотация
В этой статье говорится об истории избирательной системы в Финляндии о его развитии, о реформах в этом пути, также о специфических чертах избирательной системы в Финляндии, о процедурах его проведения, о роли представителей, о сроках полномочий избранных членов, кроме этого о требованиях к кандидатам в президента, парламента, и о других вопросах.
Библиографическое описание
Халил-заде, Фуад Aфгaн. Избирательная система Финляндии / Фуад Aфгaн Халил-заде. — Текст : непосредственный // Вопросы политической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — URL: https://moluch.ru/conf/polit/archive/245/9884.


In this article it is told about history of an electoral system in Finland about its development, about reforms this way, also about peculiar features of an electoral system in Finland, about procedures of its carrying out, about a role of representatives, about terms of office of the elected members, besides about requirements to candidates for the president, parliament, and about other questions.

Keywords:D'Ondt's method, elections, municipality, electoral system.

Финляндия, как и другие скандинавские страны, известна своей демократичностью и соблюдением прав человека. Неотъемлемой частью демократического процесса являются всенародные выборы (президента, парламента, местных муниципалитетов, референдумы).

Представительная реформа в Финляндии была одной из самых радикальных в Европе того времени: на месте четырехсловного Сейма возник однопалатный парламент, избираемый на основе всеобщего и равного избирательного права. Женщины наделялись избирательными правами (и активным, и пассивным) наравне с мужчинами. В результате реформы избирательный корпус увеличился в 10 раз. Важным было то, что дворянство добровольно, без борьбы, отказалось от своих привилегий. По мнению исследователей избирательного права Э. Лейкмана и Д. Д. Ламберта, каждое из 4-х сословий «не отказалось бы от своей власти и привилегий в пользу однопалатного законодательного парламента, если бы не уверенность в том, что каждое из них не получит справедливую долю в управлении, а господство в Сейме экстремистского большинства будет исключено» Состав Сейма насчитывал 200 депутатов (это число остается неизменным и по настоящий день), которые избирались на 3 года посредством пропорциональных выборов. В основу распределения депутатских мест был положен метод д’Ондта[1, стр.260–261].

Активное избирательное право предоставлялось финляндским гражданам, мужчинам и женщинам, достигшим к началу года проведения выборов 24 лет.

До 1950 г. кандидаты в президенты официально не участвовали в избирательных кампаниях в пользу своих выборов, они ограничивались только тем, что давали согласие на свое избрание. В ходе последующих выборов они стали активно участвовать в кампаниях [2, стр.30]. В 1987 г. был введен новый двухтуровый порядок выборов главы государства, который был применен лишь один раз — на выборах 1988 г. В первом туре проводилось прямое голосование избирателей по официально выдвинутым кандидатам, а также одновременно избиратели выбирали 301 выборщика, которым надлежало избрать

президента в том случае, если ни один из кандидатов на должность главы государства не получил бы абсолютного числа голосов избирателей в ходе прямых всеобщих выборов.

Выборщики, избранные избирателями в 1937 г., трижды избирали президента республики: в 1937, 1940, 1943 гг. В чрезвычайных условиях, существовавших в стране в 1940 и 1943 гг., избрание нового состава коллегии выборщиков не проводилось. По-особому проводились выборы президента Финляндии в 1919, 1940, 1943, 1944, 1946, 1973 и 1982 гг.

В 1919 г. парламент Финляндии избрал первого президента К. Стольберга в соответствии с положениями, предусмотренными в Форме правления 1919 г. В 1944 г. парламент принял чрезвычайный закон, на основании которого президентом стал Маннергейм, сменивший на этом посту Ристо Рюти и руководивший государством только половину положенного 6-летнего срока.После отставки Маннергейма в 1946 г. депутатами был принят еще один специальный чрезвычайный закон, на основании которого парламент получил право избрать президента страны на оставшийся не отбытый Маннергеймом период президентских полномочий (до 1 марта 1950 г.) [3, стр.89].Так, следующим президентом стал бывший премьер-министр Финляндии Й. Паасикиви. Далее в 1973 г. парламент принял чрезвычайный закон о продлении срока полномочий президента У. Кекконена на 4 года (до 1 марта 1978 г.).

Выборы президента в 1940 и 1943 гг. были особыми, поскольку они проводились одними и теми же выборщиками, избранными в 1937 г. После отставки президента К. Каллиоса в 1940 г. были проведены досрочные президентские выборы на оставшийся не отбытый срок К. Каллиоса, а не на обычный 6-летний период. В 1944, 1946 и 1982 гг. выборы президента во всех случаях были досрочными в связи с досрочными отставками президентов. В 1991 г. был принят Закон о выборах президента, который закрепил прямые выборы главы государства по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства (если ни одному кандидату не удавалось набрать абсолютное большинство, проводился второй тур выборов среди двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре) [4, стр.203].Закон вступил в силу с 1 января 1994 г., и выборы главы государства, проходившие в том же году, проводились в соответствии с новыми правилами169. В настоящее время порядок выборов президента регламентируется

конституцией Финляндии 1999 г., а также Законом о выборах 1998 г. После присоединения Финляндии к ЕС граждане этой страны получили право избирать представителей от Финляндии в Европарламент. Порядок избрания евродепутатов от Финляндии регламентировался специальным Законом от 3 марта 1995 г., по которому от страны подлежало избрать 16 депутатов170, а страна делилась на 4 избирательных округа с приблизительно равным числом населения с тем, чтобы в каждом округе можно было избрать по 4 депутата [5].Закон о выборах в Европарламент 1995 г. впоследствии был упразднен Законом о выборах 1998 г., который, по сути, является своеобразным избирательным кодексом и который регламентирует теперь все выборы, проводимые в стране: выборы депутатов Эдускунты, президента Республики, делегатов от Финляндии в Европарламент, а также депутатов коммунальных собраний уполномоченных [6,стр.105–106]. В Финляндии избирательная комиссия на участке состоит из 5 человек, которые организуют выборы на месте и присутствуют в процессе голосования весь день. На избирательном участке голосующий должен предъявить документ для идентификации личности, чтобы удостовериться, что он имеет право голосовать, и не проголосовал заранее.

Затем член комиссии вручает голосующему бюллетень и голосующий пишет номер партии/кандидата, которого он выбирает.

Финляндии можно позавидовать — она стабильно занимает топовые позиции в рейтингах Transparency Internationalи Freedom House. Ее часто ставят в пример как страну с крепкими демократическими традициями, лучшим уровнем представительства женщин в парламенте, высокой избирательной активностью граждан, стабильными избирательными институтами. Последние парламентские выборы там состоялись относительно недавно — 19 апреля 2015 года.

Eduskuntaнасчитывает 200 депутатов, избираемых в 13 избирательных округах: 12 многомандатных, величиной от 7 до 35 мандатов.

В Финляндии отсутствует избирательный барьер, а распределение мандатов между партиями и кандидатами осуществляется на основе индексов, которые рассчитываются с помощью формулы D’Hondta — специальной формулы распределения мандатов, используемой в ряде стран, в том числе и европейских.

Поскольку результаты выборов устанавливаются не на общенациональном, а на уровне каждого округа, это провоцирует эффект расхождения между индексами и количеством отданных голосов персонально за кандидата.

Как следствие, возможна ситуация, при которой кандидат с большим количеством голосов уступает депутатство кандидату с большим индексом.

Однако это скорее особенность финской избирательной системы, чем ее недостаток.

Представители политических партий считают финскую избирательную систему излишне персонализированной: партии не влияют на размещения кандидатов в списке и не определяют, кто в результате получит представительский мандат.

Поэтому они вынуждены привлекать в качестве кандидатов известных людей, которые смогут своим именем мобилизовать голоса для партии. Также это касается и финансовой поддержки — под известное имя значительно легче мобилизовать средства.

Способ выдвижения кандидатов зависит от уровня поддержки партии в том или ином округе. Там, где поддержка незначительна и рассчитывать на высокий результат не приходится, ажиотажа и конкуренции среди кандидатов не наблюдается. [7].

В округах, где партия популярна, проходят праймериз — предварительные внутрипартийные голосования, на которых члены партии определяют, кто попадет в окончательный список кандидатов.Еще один интересный нюанс — статус партии может получить только предварительно существовавшая общественная ассоциация.

В случае если в результате двух последовательных парламентских выборов партии не удается получить ни одного мандата, она возвращается к статусу общественной ассоциации. Это позволяет финской партийной системе очищаться от избытка организаций, которые не способны эффективно выполнять одну из основных функций политической партии — бороться и завоевывать власть. Например, в прошлых выборах принимали участие 16 партий. Для удобства избирателей в Финляндии существует возможность досрочного голосования. Для этого на территории всей страны предварительно определили 900 избирательных участков.

Например, во время последних выборов в округах Satakunta, Savo-Karelia, Oulu досрочно проголосовало больше избирателей, чем в день голосования. Самый высокий показатель был зафиксирован в округе Lapland, где почти 59 % избирателей отдали свой голос заблаговременно. Эти округа расположены на севере и востоке Финляндии — в наименее заселенных частях страны. Благодаря досрочному голосованию живущие там финны совмещают визит в населенный пункт, в котором расположен избирательный участок, с личными делами. В целом 46 % избирателей из принявших участие в голосовании сделали это досрочно.

Эта практика также значительно упрощает работу членов участковых избирательных комиссий, поскольку разгружает избирательные участки в день голосования. Это важно, учитывая традиционно высокую избирательную активность финнов.

В ближайшие четыре года — с 2016 по 2020 — в Финляндии будут проводить эксперимент с интернет-голосованием. Правда, речь идет не об общенациональных выборах, а о муниципальных консультативных референдумах.

Разработка и развитие системы интернет-голосования, по предварительным оценкам, будет стоить около 2,4 млн евро и потребует внесения изменений в некоторые законы. Ключевыми задачами эксперимента является ознакомление избирателей с альтернативным способом волеизъявления, а также завоевание доверия граждан к нему.

Каждый муниципалитет самостоятельно будет решать, как использовать интернет-голосование — как альтернативу досрочному голосованию по почте или параллельно с ним. Избиратели смогут голосовать через интернет несколько раз, и только последний выбор будет считаться действительным. Однако если в день голосования избиратель лично приходит на участок и голосует, тогда именно этот его выбор будет считаться окончательным и будет учитываться. [8].

Муниципалитеты смогут использовать эту систему для проведения консультативных референдумов бесплатно. Учитывая то, что в течение последних двадцати лет произошло шестьдесят таких референдумов, это значительно удешевит стоимость их проведения.

Больше оговорок вызывают вопросы безопасности. Да и стоимость соответствующей системы для общенациональных выборов будет в разы выше, чем та, которая будет использоваться на местах.

Финский опыт организации и проведения выборов поучителен для многих стран. Хотя о применении интернет-голосования на общенациональных выборах говорить рано, что любые изменения нужно внедрять без спешки, но я очень хотел бы, чтобы в Азербайджане, как и в Финляндии, был применен эксперимент с интернет-голосованием.

Литература:

  1. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. 2-е изд. / Под общ. ред. М.: Норма, 2005. стр. 260–261.
  2. М. А. Могунова, Государственный строй Финляндии. М., 1979. — стр. 30.
  3. О.Юссила, С.Хентиля, Ю. Невакиви, Политическая история Финляндии 1809–1995. М.: Весь Мир, 1998. стр.89.
  4. Э.Лейкман, Д. Д. Ламберт, Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М.: Иностранная лит-ра, 1958. стр. 203.
  5. Могунова М. А. Разделение властей по-фински // «Выборы. Законодательство и технологии», № 6, 2000.
  6. Мейнандер Х. История Финляндии. М.: Весь мир, 2008. стр.105–106.
  7. http://www.eurointegration.com.ua/rus/experts/2015/05/28/7034186/
  8. http://aceproject.org/ace-ru/topics/es/esy/finlyandiya-otbor-kandidatov-i-partiinaya-proporcionalnost
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный