Автор: Окорокова Матрена Павловна

Рубрика: 2. Методология политических исследований

Опубликовано в

II международная научная конференция «Вопросы политической науки» (Санкт-Петербург, июль 2016)

Дата публикации: 02.07.2016

Статья просмотрена: 431 раз

Библиографическое описание:

Окорокова М. П. Методологическая основа исследования молодежной политики [Текст] // Вопросы политической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 12-15.



В статье обосновываются основные методологические подходы к изучению молодежной политики.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, методология исследования молодежной политики

Методология любой науки как система определенных принципов, подходов, методов составляют исследовательскую основу науки. Методологию политической науки мы понимаем, как научное направление, изучающее роль и значение, историю и смысл используемых в политической науке методов и подходов. Исходя, из общих методологических принципов при изучении молодежной политики необходимо, прежде всего, исходить из политических категорий «государственная политика», «социальная политика», «государственная молодежная политика», которые позволяют нам выявить все ее составные элементы [1. с.80]. Теоретико-методологические основы исследования молодежной политики дают возможность определить реальное ее состояние в стране и сделать обобщенные выводы и сформулировать новые идеи.

Одним из основных методов исследования молодежной политики выделяется нормативно-ценностный метод, который предполагает соотнесение политических отношений, явлений, процессов с определенными нормативно-ценностными (морально-нравственными, этическими, религиозными, идеологическими) понятиями и ценностями молодого поколения. Данный подход выступает в качестве системообразующего фактора в организации деятельности субъектов молодежной политики и раскрывается как система норм, ценностей, идеалов, регулирующих взаимодействие в политической сфере в целом. Этот подход подразумевает глубокий субъективизм и нередко страдает построением утопических, прожектёрских идеалов в политике.

Еще одним фундаментальным направлением в изучении молодежной политики является системный подход. Данный подход разработан американскими исследователями: Т. Парсонсом, Д. Истоном, Г. Алмондом и др. Системный метод позволяет выделить молодежную политику в качестве самостоятельного предмета изучения, в ходе которой выделяется ее отдельные структурные элементы со своими функциями. Например, молодежную политику можно разделить на подсистемы как по вертикали (федеральная, региональная, муниципальная), так и по горизонтали (государственная, общественная и т. п.). Также анализ основных политических институтов, реализующих молодежную политику, в том числе политических партий, общественных движений, организаций можно рассматривать с точки зрения изучения их как систем с определенными функциями. Продолжением исследований в данном направлении стали работы Г. Алмонда, в котором был представлен структурно-функциональный метод, позволяющий анализировать внутреннее строение системы, взаимосвязь и роль каждого компонента. Этот подход подчеркивает, что при изменении структуры и функций система либо разрушается, либо превращается в другую систему, меняется его смысл. Системный подход позволяет более четко определить место молодежной политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении основных направлений деятельности государства. Таким образом, структурно-функциональный подход освещает ту сторону системного подхода, которая позволяет анализировать внутреннее строение системы, взаимосвязь и роль каждого компонента. Этот подход подчеркивает, что при изменении структуры и функций система либо разрушается, либо превращается в другую систему, меняется его смысл.

Также с системным подходом, структурно-функциональным методом связан институциональный метод. Институциональный подход связывает политическую науку прежде всего с правовыми аспектами жизнедеятельности общества. Мы понимаем политический институт как устойчивые, повторяющиеся, статусные, установленные законом нормы, процедуры, отношения. Поэтому институциональный метод позволяет изучать эти связи и отношения в процессе их зарождения, развития, динамики. Особое внимание институциональный подход уделяет конституционным нормам, правам молодого человека, политическим формам и статусам. Таким образом, институциональный метод дает возможность сделать целостный анализ генезиса и развития политических институтов, реализующих молодежную политику, не отрывая их в то же время от общего контекста политической системы. Недостатком системного подхода является недооценка индивидуальных факторов в политике, межличностных конфликтов, психологического фактора, которыми насыщена политическая сфера, кризисные ситуации. Индивид, личность, как и другие участники политического процесса, в том числе и молодые люди, в политической системе, рассматриваются как акторы, т. е. исполнители функций, играющих определенную роль в рамках данной системы.

Системный, т. е. целостный взгляд на политику позволил активно внедрить в политическую науку сравнение. Он дает возможность выявить тождество, общее и особенное, сделать объективный прогноз будущих событий. Его методологическая сущность состоит в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Например, рассмотрение процесса формирования и становления молодежной политики в регионах России помогает выявлять как общие черты ее развития, так и особенности его проявления в развитии регионах страны. Это позволяет использовать положительный опыт реализации государственной молодежной политики, в частности регионе. В целом надо отметить высокую значимость сравнительного метода в плане научной верификации и объективности.

Большое влияние на исследование проблем молодежной политики оказал социологический метод, который предполагает выяснение всесторонней зависимости молодежной политики от общества, от его социально-экономического состояния. Данный метод позволяет понять социальную направленность принимаемых решений в реализации молодежной политики, показывает закономерность связей и взаимовлияние молодежной политики и всех других сфер жизни общества.

Применение антропологического метода в исследовании молодежной политики очевидна и связано с обращением к роли личности молодого человека как биосоциопсихологического существа в обществе. Антропологический подход стал применяться в политической науке с середины ХХ века на основе разработок социоантропологов. Антропологизм в политической науке опирается на гуманистические представления о человеке, на представление о незыблемости естественных прав человека и равенстве людей не зависимо от их социального положения, национальной и религиозной принадлежности. Чем возрастает роль молодежи в развитии общественных отношений, тем шире применяется антропологический подход. При этом на первый план выдвигаются особенности интересы, признаки молодого человека как биологического вида и члена общества (национальный характер, темперамент, особенности психики и т. д.). Однако антропологический подход практически исключает возможность прогнозирования в политике, так как не позволяет приходить к четким и однозначным выводам, кроме того, в определенной степени детализирует анализ политического процесса, уводя внимание от обобщений.

С развитием психологической науки, и в первую очередь такого ее раздела как социальная психология, связано введение психологического подхода в политическую науку, который стал основой анализа политического поведения молодежи, как отдельных молодежных лидеров, так и молодежных объединений, организаций. Данный метод позволяет изучить психологические мотивы участия молодежи в политических процессах, образы политических лидеров в сознании молодых людей, политические технологии и методы воздействия на молодое поколение и т. д. Применение психологического подхода актуально при изучении основных механизмов политического поведения молодых людей, в том числе и субъективных, их темперамента, интеллектуальных способностей, индивидуальных черт характера, типичных механизмов психологических мотиваций, роли подсознательных факторов в политическом участии молодежи, особенно актуальными они становятся в период проведения избирательных кампаний.

С антропологическим и психологическим методами тесно связан бихевиористский метод в исследовании молодежной политики. Он исходит из представлений о значимости индивидуального поведения каждого человека, его поведенческих реакций. В этом плане общественное поведение, общественная реакция понимается бихевиоризмом как сумма индивидуальных поведенческих актов. Отсюда и необходимость изучения поведенческих реакций отдельных людей и общества в целом. В основе поведения человека, по мнению сторонников бихевиоризма, лежат психологические мотивы. В целом, образуется цепная реакция между мотивами и поведением, которые находятся в строгой причинно-следственной связи. С точки зрения бихевиоризма, в основе политического поведения молодежи лежит мотив, побуждающий его к действию. Наиболее важными мотивами считаются интересы. Эту цепную реакцию можно изобразить в виде формулы «S — R», где S — это стимул, мотив поведения, а R — поведенческая реакция молодого человека. Одним из основных пробелов бихевиоризма является отсутствие в выше указанной формуле промежуточного звена между стимулом и реакцией, которая мы можем называть эмоцией, чувством, морально этической оценкой. Бихевиористами как бы опускается сам факт того, что молодой человек является духовным существом со сложным внутренним миром. На один и тот же стимул и даже более широкий мотив у разных людей может наблюдаться различная поведенческая реакция. Таким образом, формула скорее могла бы выглядеть как: «S — F — R», где F — это эмоция, чувства, оценка.

Наряду с рассмотренными выше методами используются методы эмпирических исследований. Они представляют собой способ получения первичной информации. Активное использование эмпирических методов было вызвано объективной необходимостью изучения политического поведения, политической культуры молодежи с ростом их участия в политике с начала ХХ века. К этим методам относятся использование статистики, анализ документов, анкетный опрос, лабораторный эксперимент, деловые игры, наблюдение и др. Например: метод контент-анализа позволяет определить уровень политической активности молодежи; статистически метод используется с целью сопоставления и выявления положения молодежи в социально-политической системе и т. д.

Все это многообразие подходов и методов политической науки, используемых при исследовании молодежной политики со всеми их достоинствами и недостатками свидетельствует: о том, что познание сути политических явлений и процессов в сфере молодежной политики не может быть одномерным и однолинейным. Необходимо учитывать и использовать все богатство накопленной методологии, чтобы знания могли давать практическую и целенаправленную отдачу.

Особое значение это имеет в современной, реформируемой России при изучении политических позиций подрастающих поколений, поскольку от их позиций будет зависеть будущее страны.

Литература:

  1. Меркулов П. А. Методология изучения государственной молодежной политики — приглашение к дискуссии // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2012. № 4(23). С. 79–82.http://elibrary.ru/pic/1pix.gif
  2. Тарасов А. В. Теоретические основы изучения государственной молодежной политики // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 1/1 (82). С. 161–168.
Основные термины (генерируются автоматически): молодежной политики, исследования молодежной политики, исследовании молодежной политики, государственной молодежной политики, изучении молодежной политики, молодежную политику, политического поведения, молодого человека, институциональный метод, изучения государственной молодежной, политической науки, изучению молодежной политики, субъектов молодежной политики, молодежной политики очевидна, место молодежной политики, становления молодежной политики, взаимовлияние молодежной политики, реализации молодежной политики, зависимости молодежной политики, политической науке.

Ключевые слова

молодежная политика, молодежь, методология исследования молодежной политики

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос