Смысл свободы как высшей ценности в философии Н. А. Бердяева
Автор: Лобанова Юлия Олеговна
Рубрика: 2. Общефилософские проблемы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Новые идеи в философии» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 05.06.2017
Статья просмотрена: 15106 раз
Библиографическое описание:
Лобанова, Ю. О. Смысл свободы как высшей ценности в философии Н. А. Бердяева / Ю. О. Лобанова. — Текст : непосредственный // Новые идеи в философии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/conf/philos/archive/244/12593/ (дата обращения: 16.01.2025).
На протяжении всей истории человечество так или иначе стремилось к свободе. Создавались и разрушались цивилизации, свершались революции, происходил нескончаемый поиск смысла и пути. В XXI веке о свободе говорят не только философы и ученые, но и многие политики, СМИ, обычные граждане. Теперь свободу считают неотъемлемым правом личности, а также условием счастья. От высокодуховной позиции свобода перешла в ранг спекуляций и рекламных трюков.
Однако что же такое свобода? Свобода от или свобода для? С точки зрения личности или общества? Внутренняя или внешняя? Диапазон понимания этой категории чрезвычайно широк. Свобода в первую очередь трактуется как возможность проявления субъектом своей воли [1]. В новой философской энциклопедии свобода есть состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий [2].
Будучи одним из центральных предметов размышлений философов различных школ и эпох (древние греки, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Сартр, Ясперс, Фромм) это понятие прошло долгий путь: от полного отрицания самой возможности свободного выбора до обоснования «бегства от свободы» в условиях современной цивилизации.
Наиболее полно в истории русской философской мысли теорию свободы сформулировал Бердяев. Разделяя идеалистическое видение мира, Бердяев говорил, что свобода для него первичнее бытия. «Своеобразие моего философского типа, прежде всего, в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу» [3].
Философия свободы в его понимании — это философия свободных, в противоположность философии, исходящей из необходимости. Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать.
Из этой свободы Бог и создает человека — свободное существо. Тем не менее, свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Бог есть дух, но он не всецело управляет миром.
Бердяев выделял три вида свободы:
- Первичная или иррациональная (также произвольность). Она безосновна и коренится в «ничто», ее источник — хаос. Но это не пустота, это первичный принцип, предшествующий Богу и миру. Эта иррациональная бездна лежит глубже самого бытия. Само понятие «безосновной бездны» Бердяев перенял у немецкого философа-мистика XVII века Я. Бёме, на которого впоследствии ссылался в своих работах. Эта «бездна» не есть ни свет, ни тьма, ни добро, ни зло. Бердяев полагал, что «трудно примирить существование всемогущего и всеблагого Бога со злом и страданиями мира» [4]. Свобода не создана Богом, он сам из нее рождается и из этой же свободы, из «ничто», которое потенциально содержит в себе все, он творит мир. В отличие от Бёме, Бердяев считает, что свобода вне Бога. Поэтому у Бога нет власти над свободой. Бог лишь присутствует в ней и действует через нее. Стало быть действия какого-либо существа, обладающего свободной волей, не может предвидеть даже Бог, поскольку эти действия всецело свободны.
- Рациональная свобода. Это исполнение морального долга. Но так как сама обязательность добродетели есть подчинение, рациональная свобода в конечном итоге ведет к рабству.
- Свобода, проникнутая любовью к Богу. Эта свобода есть любовь. И совершенствование человека возможно только путем восхождения к такой свободе. Только такая свобода суть настоящая. И только духовная жизни и любовь являются достойным способом существования.
Однако этот путь к свободе труден, а сама свобода есть тяжелое бремя. Свобода в глубоком своем смысле не есть право, а есть долг, не то, что требует человек, а то, что требуется от человека, чтобы он стал вполне человеком. Свобода совсем не означает легкую жизнь, свобода есть трудная жизнь, требующая героических усилий [5].
Кроме того, человек не всегда осознает собственную свободу. Освободившись от строгих догматов религии он погружается в несвободу от постулатов науки, техники, политики и других людей.
По Бердяеву, историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Считая свободу иррациональной по своей природе, Бердяев утверждал, что она может вести как к добру, так и к злу. Таким образом, зло — это свобода, которая оборачивается против самой себя, это порабощение человека искусственными идолами, будь то наука, религия или искусство. В результате чего зарождаются отношения повелевания и подчинения, из которых и возникла человеческая история, вся суть которой в борьбе добра против иррациональной свободы: в период господства последней реальность начинает возвращаться к первоначальному хаосу, люди утрачивают веру и наступает процесс распада.
Все организованное и организующееся враждебно свободе. Свобода есть независимость, которая определяется личности изнутри, свобода есть творческая сила, отнюдь не выбор между поставленными перед человеком добром и злом, а созидание добра и зла.
Бердяев сторонник ценностей индивидуализма. Он рассматривает человека как неповторимую личность, для которой свобода является высшей ценностью. Через эту свободу и возможность свободного творчества личность творит новый мир. Свобода неразрывно связана с творчеством. Тайна творчества есть тайна свободы.
Человек стремится выйти из рабства в свободу, из вражды мира в космическую любовь. Преодолеть этот путь человек способен благодаря творчеству, способностью к которому он одарен, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-Творца. Творчество — это откровение «Я» Богу и миру и в нем оправдание человека.
Самым ценным во всей своей жизни Бердяев считал именно борьбу за свободу. А также акт созидания как истинное проявление подлинной свободы.
В конечном итоге вопрос, заданный Шекспиром в начале XVII столетия, есть вопрос свободы. Быть или не быть каждый решает сам.
Литература:
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: ИТИ Технологии, 2006. — 944 с.
- Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000. — Т. 1–4. — 2659 с.
- Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. — 448 с.
- Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М. 1989. — 608 с.
- Бердяев Н. А. О двусмысленности свободы // Мосты. — № 12. — 1966.