Автор: Петев Николай Иванович

Рубрика: 2. Общефилософские проблемы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Новые идеи в философии» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 05.06.2017

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Петев Н. И. Генезис онтологического пространства искусственной мифологии (на примере вселенной игры Warhammer 40.000). [Текст] // Новые идеи в философии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 19-32. — URL https://moluch.ru/conf/philos/archive/244/12567/ (дата обращения: 13.12.2017).



В каждом акте творчества можно найти то, что отличает одного творца от другого, то, что делает одно произведение отличным от другого, или одну картину от другой. Это есть эманация внутреннего ментального, эмоционального и психологического состояния, обретающего какую-либо материальную форму. Несомненно, что подобное может происходить не только с индивидуальными, но и с общими установками, свойственными любому индивидууму. Естественно, что виды подобных репрезентаций будут различны, однако внутреннее содержание будет идентичным. К таким всеобщим установкам можно отнести и религиозно-мифологическую.

Ключевые слова: философия видеоигр, мифология, онтология, Warhammer, генезис

In every act of creativity you can find something that distinguishes one Creator from another, what makes one product different from another, or one painting from another. It is an emanation from the internal mental, emotional and psychological state, to take any material form. There is no doubt that this can occur not only individually, but also to the common, inherent in any individual. Naturally, such representations will be different, but the inner content will be identical. Such General attitudes can be attributed to religious and mythological.

Key words: Game studies, mythology, ontology, Warhammer, Genesis.

Миф рассматривается исследователями с различных точек зрения: как социальный, психологический, религиозный, этический, лингвистический феномены, и даже выдвигаются гипотезы о том, что миф может являться частью генома человека [см. 5, с. 15]. Репрезентации данного вида имеют различные формы, а их проявление может быть инициировано не только в сфере религиозного (особенно через религиозный опыт), но и искусственно в иных сферах. Ярким примером служит сфера киноиндустрии, комиксов и видеоигр.

В данной работе мы рассмотрим онтологическую архитектонику вселенной Warhammer 40.000 (в том числе Down of war) (далее Вселенная) в рамках парадигмы религиозно-философского анализа. По своим качествам и свойствам онтология Вселенной аналогична мифологии. Дело в том, что космогония и космология мироздания хаотична и размыта, наполнена недосказанностью, но вместе с тем благодаря своим качествам способствует раскрытию новых сюжетов и событий, которые гармонично вписываются в общую архитектонику. К. Кереньи отмечает, что мифология есть движение определённого содержания (материала, который составляет её субстрат): «это нечто застывшее и мобильное, субстанциональное и всё же не статичное, способное к трансформации» [21, с. 13].

Прежде чем перейти непосредственно к анализу космогонии и космологии необходимо дать общее описание Вселенной. Историю Вселенной по своему внутреннему содержанию можно назвать мифологией, так как она обладает некой чрезмерной энергетикой, что выражено в концепции Имматериума или Варпа, который является бытийной ее частью. Именно Варп есть некая хаотичная часть истории Warhammer и одновременно катализатор многих событий. Благодаря этому элементу вся система эластична и всеобъемлюща, что не ограничивает содержание всей истории. Р. Барт отмечает, рассматривая мифологию с точки зрения языка, на особенность соотношения формы, понятия и значения в мифе: чем количественно беднее форма (имеющая разряженный смысл), тем богаче (количественно) понятие, и, наоборот; в то время как отношение понятия к значению (смыслу) — деформация, а отношение формы к значению — через первое отстраняется последнее [см. 3, с. 278–282]. Такая особенность присуща и истории Вселенной, ярким примером этого является дефиниция Варпа (Имматериума): чем большая чёткость и объёмность вкладываются в определение и понятия, тем более ограничивается его форма, а соответственно происходит смысловая девальвация и деформация внутреннего содержания этого феномена в рамках Вселенной.

Следующее, что необходимо отметить, это то, что история Вселенной является вневременным и внепространственным феноменом, хотя и имеет некое смутное временное и локальное пространство, но лишь условное. С одной стороны, какие либо ограниченные временные и пространственные критерии ставили бы историю Warhammer в определенные рамки, тем самым отнимая у неё особую специфику, которая привлекает индивидуума, с другой стороны — условные границы есть та необходимость, которая обеспечивает «не оторванность» индивида от неё.

Вся история Вселенной делится на два периода: метаисторический и исторический. В систематизированной мифологии это непосредственно сама мифология и героические эпосы (героические мифы) (см. примечание № 1). Исторический период начинается с активности людей в общей структуре бытия (см. примечание № 2), когда они становятся своеобразными архитекторами Вселенной.

Определённая хаотичность истории Warhammer заключается в симбионте абстрактных религиозных учений и футуристическо-фантастических представлений о развитии науки и техники. Несомненно, что это преследует определённые цели. А. Ф. Лосев отмечает, что «миф всегда синтетически жизнен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно ощутительно; наука всегда превращает жизнь в формулу, давая вместо живых личностей их отвлечённые схемы и формулы…» [9, с. 29]. Он противопоставляет мифологию и науку, указывая, что они нетождественны, однако наука сопровождается мифологией, а первая берёт материал у первой [см. 9, с. 29]. Хотя существуют и иные мнения, указывающие на прямое взаимоотношение мифологии и науки — наука берёт начало из мифа, он её предок [см. 5, с. 14]. Специфика Вселенной состоит в том, что научный и мифологический компоненты не только не противостоят друг другу, а наоборот взаимопроникают друг в друга. Проникновение не имманентно, оно есть непосредственный синтез этих сфер в нечто единое и целое. А. Ф. Лосев усматривает мифологичность науки в её отвлечённой, никуда не применимой части, но не в самой науке [см. 9, с. 32–33]. Естественно, что футуристические и фантастические концепты истории Вселенной не имеют практического применения, что и позволяет им синтезироваться с мифологической её частью в единое целое. Можно отметить несколько значительных моментов в данном феномене. Во-первых, мифологичность научного компонента оправдывается абстрактностью временной и пространственной локализации событий, при этом, полностью не отрывая от реальности. Во-вторых, религиозно-мифологический компонент, благодаря синтезу с наукой, имеет, условно, реальное проявление во Вселенной. Всё это позволяет гармонично соединиться как с религиозными, так и научными знаниями современного человека.

Следующая особенность вселенной Warhammer заключается в противоборстве двух религиозных систем, в частности политеизма и монотеизма. В целом, для онтологии Вселенной генезис связан именно с политеистическим концептом. Монотеистический компонент присущ только человеческому миру, и связан он именно с моментом вселенского процесса, когда люди становятся активными деятелями (см. примечание № 3).

Ещё одна особенность — это относительность этической дефиниции. Дело в том, что если рассмотреть особенности нравственного поведения и отношения, то нет чёткого антагонистического противопоставления добра и зла, справедливости и несправедливости и т. д. Скорее для истории вселенной Warhammer свойственно разделение на «своих» и «чужих» с точки зрения конкретной группы (расы). А. П. Скрипник, рассматривая архаические общества (родоплеменной строй), отмечает, что ценностный статус имели только «свои», и то при условии полезности для общества [см. 14, с. 23]. Именно поэтому в рамках истории Вселенной невозможно дать чёткую дефиницию, что или кто репрезентует собой зло, а что или кто — добро. Боги Хаоса не являются абсолютным злом в чистом виде, так же как и «Империум» (мир человеческий) не является символом чистого добра. Например, согласно Дж. Муру добро является чем-то самим по себе очевидным [см. 12, с. 234] и простым суждением мышления и не подвергается дефиниции [см. 12, с. 62–64]. Лосский О. Н. отмечает, что понять, что такое зло можно через его соотношение с добром, и граница между ними познаётся интуитивно [см. 10, с. 344]. Существует и множество других точек зрения на соотношение добра и зла. Все они предполагают определённые критерии, по которым они определяются в зависимости от философской или религиозной системы ценностей. В рамках истории Вселенной этих критериев нет, они возникают лишь, когда все события рассматриваются с той или иной точки зрения. Например, через призму мироотношений Империума или сторонников Хаоса и т. д. Это и порождает субъективное деление на «свои» и «чужие», это есть субъективная мораль. Хотя в общей онтологии возникают события, которые заставляют руководствоваться принципом «ценность целого больше, чем ценность части» [12, с. 165], в этом есть отражение латентных принципов всеобщей морали. Также существуют персоналии, которые скорее руководствуются высшими абсолютными ценностями и персонифицируют процесс духовного роста и очищения.

История человечества в игре начинается намного позднее, чем создаётся Вселенная и происходят первые онтологически важные события. Отметим, что создатели Warhammer за летоисчисление взяли реальное астрономическое время планеты Земля. Согласно истории человечества, первые упоминания о человеке датируются эпохой Древнего Египта, есть также упоминание о Древнем Риме. В истории Вселенной периодам до появления Императора внимание не уделяется. Нет чёткого описания генезиса и последующего развития бытия, хотя, несомненно, это имеет немаловажное значение для понимания общей онтологии Warhammer как специфической мифологической системы.

Итак, всё бытие состоит из двух основных элементов: материальный мир (материум) и Варп (Имматериум). Особый интерес представляет собой именно Варп. Дело в том, что это поток переменчивой и нестабильной энергии. «Варп не имеет определённой формы, его энергии находятся в постоянном беспорядочном движении и легко подвержены различным возмущениям» [15]. Постоянно ускоряется и замедляется естественное течение времени, растягивая его до бесконечности, создавая форму стазиса. Варп по своим характеристикам напоминает Сид древних кельтов: время не властно над обитателями Сида, века в нём кажутся годом [см. 20, с. 90–91]. Варп — это внематериальная сфера, мир душ и духов, а также иных существ. Эмоционально-волевой тон каждого существа оставляет отпечаток на Имматериуме: некоторые сильные мысли, поступки, чувства, эмоции способны порождать новых существ в нём. Существа Варпа стремятся проникнуть в материальный мир, дабы поглотить индивидуума, чтобы восстановить свои силы. Наиболее сильные становятся богами, а наисильнейшие — Боги Хаоса. В целом Варп используется различными существами для перемещения по Вселенной, что является очень опасным и даже смертельным.

Соотношение Материума и Имматериума является важнейшим вопросом онтологии Вселенной. Официально указаны следующие их соотношения [15]:

  1. Имматериум не является хаотическим по своей природе, но сделан таким войной в материальном мире и воздействием хаоса
  2. Варп возник в тот же миг, что и материальная вселенная, и эти два пространства неразрывно связаны между собой с самого своего возникновения.
  3. Варп и реальный космос — две взаимосвязанные параллельные вселенные.
  4. Варп крайне враждебен существам из материального мира, там обитают собственные формы жизни, которые стараются проникнуть в реальность и поглотить существа Материума.
  5. Если бы живые существа не получили доступ к Варпу, то эти два измерения были бы полностью отделены друг от друга.

Рассмотрим соотношение этих двух начал с двух позиций, которые смогли бы отразить данное взаимоотношение — монизм и дуализм. Дуализм, в частности онтологический, предполагает наличие двух равноправных, гетерогенных и несводимых друг к другу начал универсума (духовного и материального) [см. 11, с. 701]. В данном случае справедливы второе и четвёртое положения, указанные выше. Однако остальные будут исключать возможность дуалистического начала.

Во-первых, ввиду гетерогенности и неизменности внутренней структуры согласно дуализму невозможно взаимное влияние на архитектонику двух начал друг на друга. Однако первое положение противоречит этому. Яркими примерами являются устроенные участки Варпа (т. е. изменение структуры Имматериума, его структуризация), а также возникновение различных существ под влиянием материального мира (см. примечание № 4). Кроме того, Варп также проникает и меняет (искажает) реальность: Варп-прорывы (прорыв Имматериума в реальный мир, «Око Ужаса»), искажение физической формы живых существ (например, людей под воздействием Хаоса).

Во-вторых, древнейшие расы «Древние» и К’Тан, которые считаются богами, обладали неоднозначной природой. Форма К’Тан нематериальна, как некая чистая энергия. Но они имели свою условную эманацию (эфирную) в материальном мире (питались энергией звёзд и живыми душами) [17]. Обрели материальную телесность лишь при встрече с расой Некронтиров. По своим качествам они больше напоминают существ Имматериума, чем материального мира. Воевали с «Древними». Природа «Древние» также описана абстрактно. Сюжет о творении расы Эльдар указывает, что «Древние» могли пребывать как в Варпе, так и в материальном мире [16].

В-третьих, несмотря на качественные характеристики Варпа, которые на первый взгляд наделяют его свойствами зла [см. 13, с. 154], он не представляет собой некое абсолютное зло, в частности зло метафизическое. И если бы было наоборот, то это противоречило бы вышеуказанному первому пункту. Зло не обладает структурностью, оно проникает и деформирует, а потом полностью разрушает структуру объекта. Варп же, несмотря на то, что его олицетворяют с силами Хаоса, имеет в себе относительную структуру, которая представлена в определённых областях, чьими хозяевами являются Боги Хаоса (см. примечание № 5). А учитывая концепцию о постоянном взаимоотношении (пункты № 2 и № 3) и первоначальной их раздельности (пункт 1), невозможно говорить о некой радикальной антагонистичности, как например, добро и зло. Несомненно, что пункт № 2 указывает на дуализм, однако вышесказанное ставит эту гипотезу под сомнение, именно поэтому их одновременность появления чисто условна.

Далее исследуем соотношение Материума и Имматериума в рамках монизма. Этот вопрос условно рассмотрим через призму соотношения понятий формы, которая представлена в онтологии Вселенной Имматериумом (Варпом), и материи — представлена Материумом (материальным миром). Форму можно представить в данном случае как: 1. Некая энергия, энергия, энтелехия и некое внутреннее начало, приводящее к началу [см. 1, с. 146; 150; 173–174]; 2. Как некая сущность (если сравнивать её с формой), содержание знаний о сущем, что есть единство знаний о форме и материи. Первое имеет своё отражение в качествах и свойствах Имматериума, как метафизических, так и физических. Второе — скорее метафизическое, некий субстрат синергетического процесса творения (космогонии). Материум это материальная составляющая мироздания, которая имеет свои естественные законы.

Предположим, что материя первична и является причиной формы. Это возможно вследствие гипотезы о том, что Имматериум есть продукт эмоционально-интеллектуальной деятельности разумных существ. Однако, до появления живых разумных существ в Материуме, Варп был статичен и латентен согласно пункту № 1, то есть он существовал до их появления. Поэтому Варп не мог быть следствием мыслей, желаний, поступков и эмоций материального. Иными словами, генезис Имматериума лежит вне сферы Материума, однако, ввиду их связанности (пункты № 2, № 3, № 5), имеет место взаимовлияние в дальнейшем онтологическом процессе. В данном случае актуально высказывание Аристотеля, что «форма, хотя она также «из» материи, но «из» материи, свойственной форме» [1, с. 174]. Однако материя формы свойственна только форме, но не есть материя как материя материального мира. Именно по этой причине Варп есть некая чистая энергия, деятельная и активная, иногда естественно чрезмерно активная, даже хаотичная. С другой стороны, если рассматривать данную идею с точки зрения естественного пантеизма, предположив, что все отличительные особенности Варпа и Материума, а также их взаимоотношение есть просто различные качества материального мира (природы), тогда данное предположение может быть верно. Иными словами, Имматериум лишь по иному структурированный Материум (менее систематичный).

Теперь рассмотрим предположение, что форма первична, и она творит материю. Варп первичен (выступает как некая метафизическая первичная субстанция), из него, ввиду определённых внутренних процессов (возмущения, внутренние естественных процессов и т. д.) выделяется материальный мир, который далее развивается по своим собственным законам. Варп снова становится статичным. Далее, лишь последующая активность Материума пробуждает в нём активность, по причине имманентной связанности, но не слияния. Рассмотрим три позиции, которыми может быть обоснована данная точка зрения:

  1. Естественная синергетичность;
  2. Идеалистическая синергетичность;
  3. Идеалистический (мистический) пантеизм.

Первая позиция заключается в том, что Варп существует первоначально и единственно. Затем вследствие синергетических (см. примечание № 6) процессов внутри Имматериума, акцидентно возникает материальный мир. Отметим, что «под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях, вблизи особых критических точек — точек бифуркации, в окрестности которых поведение системы становится неустойчивым» [2, с. 546]. Ввиду незначительных воздействий в этих точках возникает переход состояния от хаотичного к упорядоченному, т. е. к системе. Ярким примером подобного служит мнение Р. Генона о том, что хаос может быть первичной субстанцией, а порядок и системность — его структурированное состояние [см. 6, с. 399–400]. Материум в таком случае является структурированной частью Имматериума. Естественная синергетика отличается от материалистической синергетики тем, первая предполагает трансформацию, при которой внутреннее содержание элементов различно, но исток материи в нематериальном.

Вторая позиция — идеалистическая синергетичность. Данная концепция предполагает то, что Варп имеет в своём содержании идеи о всевозможных феноменах, явлениях и предметах, во всей своей бесконечности, всего бытия. Благодаря синергетическим процессам, которые есть следствие и суть своеобразного абстрактного провиденциализма (некого внутреннего закона), возникает Материум. Идеи существуют как потенция (энтелехия), их реализация случайна и не подчинена какой-либо структуре. Материальный мир создаётся со своими естественными законами в соответствие с идеей первоначала (Имматенриума), которые реализуются в первом уже структурировано. После процесса креационизма, материальный мир развивается по своим законам, а Варп возвращается в первичное, латентное состояние. Варп и материальный мир имманентны друг другу, но взаимопроникающи (см. примечание № 7), что иногда способствует проникновению элементов из одной сферы в другую (однако лишь на время). Их взаимопроникновение минимально и незначительно до тех пор, пока не появляются разумные существа, и пока они не обретают определённые технологии (пункты № 1 и № 5), тогда частота и интенсивность увеличивается.

Всё материальное порождено Варпом, и поглощается им (см. примечание № 8). Это очень похоже на концепцию «дао» в даосизме. Дао есть исток всех вещей и их свойств и качеств [см. 19, с. 123; 136–137], когда вещь обретает своего наивысшего пика реализации, она переходит в противоположное состояние [см. 19, с. 120]. То есть определённые метаморфозы предполагают переход от одного состояния в другое. Хотя это и может выглядеть как антагонистические взаимоотношения Материума и Имматериума. Но в данном случае необходимо понимать подобный процесс как переход из одного состояния в другое. В такой ситуации Варп условно даёт жизнь, а потом её забирает, однако это есть его естественный закон.

Особое место в такой системе занимают разумные существа, в том числе человек. У таких индивидуумов существует особая связь с Имматериумом, что позволяет использовать его для определённых целей (см. примечание № 9). Кроме того, многие желания, эмоции и поступки таких существ способны породить новых обитателей Варпа. Феномен материализации мысли является феноменом, распространённым в религиозной сфере. Ярким примером является тульпа. В тибетском буддизме это существо, которое является продуктом мысленного сосредоточения и концентрации индивида или группы. Это существо есть специфическая материализация идеи, которая внутренне видима и осязаема. Часто создаётся воображением человека. Однако тульпу часто ассоциируют с иллюзией. Другой пример, это концепция о волевом акте как законе, который позволяет изменять мироздание в соответствии со своими желаниями и стремлениями (А. Ш. ЛаВей, А. Кроули). Эти два примера имеют яркий оккультный и мистический характер. Ещё один пример, который представляет собой религиозно-философскую концепцию, можно найди в даосизме. В частности это идея о том, что, несмотря на то, что в мире всё происходит согласно Дао, однако у человека есть возможность корректировать его «течение» и влиять на него, в соответствии со своими желаниями [см. 19, с. 87]. У архаических племён анимизм имел принцип «всеобъемлющей мысли» (см. примечание № 10).

Ещё стоит отметить, что такая позиция в общей онтологии человека и других разумных существ может быть объяснена через особые волевые качества и творческие способности. Например, Н. О. Лосский считает, что центральное значение творческой силы и свободы в своей деятельности, в том числе в аспекте сотериологии [см. 10, с. 86]. Более того, он отмечает, что мир не мог быть создан с человеком без таких качеств, и что в нём не было бы ценности [см. 10, с. 361]. М. М. Бахтин отмечает, что эмоционально-волевой тон является неотъемлемым элементом любого акта-поступка, в том числе мысли, делая действие действительно существующим в бытие [см. 4, с. 32–36].

Для бытийного процесса Вселенной мысли, желания, эмоции, поступки и т. д. разумных индивидуумов, имеющих связь с Варпом, являются катализатором новых синергетических процессов. Материальный мир выступает в космогонии «помпой» идей Варпа, то есть способствует переходу от потенции к реализации. Несмотря на то, что Материум был создан акцидентно, впоследствии происходит реализация всех идей Варпа через Материум, в частности через разумных существ, которые наделены особыми качествами и свойствами Варпа. Реализация этих идей материального мира носит отчасти акцидентный характер, то есть они не являются в большинстве случаях желанием разумных существ (например, как появление Богов Хаоса), а скорее есть результат причинно-следственной связи и специфических качеств и свойств взаимопроникновения Варпа и материального мира. Устроенная часть Имматериума имеет иное качество, чем реальный мир. Имматериум может быть устроен разумными существами, либо существами, которые являются продуктами их сознания, чувств и т. д. (например Боги Хаоса). Однако это устройство условно и не имеет ничего общего с устройством Материума.

Стоит отметить, что концепции естественной и идеалистической синергетики рассматривают Варп как некую сложно структурированную систему. У него сложная динамическая система функционирования и развития, которая, однако, детерминирована. Возникновение Материума можно назвать акцидентным лишь относительно. Весь генезис в этих концепция схож с идеями развития теории динамического хаоса (математическая теория хаоса).

Третья позиция — это идеалистический (мистический) пантеизм. Материум является эманацией Варпа, его манифестацией, одной из форм его проявления. Отличительно то, что в данной концепции нет места концепции синергетики. Более того, можно предположить, что Варп может иметь некую абстрактную личностность (как некая Вселенская Воля, Космический Закон, Мировой Разум и т. д.). Ярким примером мистического пантеизма является учение Николая Кузанского. Он рассматривает вселенную как «развёртывание» Бога, то есть как некое физическое его проявление. Он отмечает, что покой есть единство всего, тогда как движение — это развёртывание этого покоя, эманация этого единства [см. 7, с. 104]. Это соответствует представлению о том, что Варп имел первоначально статичное состояние, а лишь затем обрел некий хаотичный характер, который приводил к возникновению новых элементов Вселенной (пункт № 1 и № 5). Далее Н. Кузанский отмечает, что абсолютное единство (Бог) свободно от множественности, а определившееся единство (Вселенная) зависима [см. 7, с. 108]. Именно по этой причине Материум является истоком многих феноменов, в том числе нематериального характера (пример Боги Хаоса), тогда как единство всего возможного существует в Варпе. Иными словами, материальный мир выражает единство Имматериума в множестве феноменов и явлений, так как только через множество в ограниченной материальности возможно развёртывание этого единства.

Подводя итоги, можно отметить, что в рамках вселенной Warhammer, генезис бытия раскрывает не только особенность искусственной мифологии как феномена современного мира, в котором отражено первичное и хаотичное состояние мифологии, но и также отражает метафизический вопрос о первоначале бытия.

Примечание

  1. Такое разделение введено по причине того, что, как и в мифологии, так и во Вселенной человек появляется на «сцене» не сразу, а лишь с течением определённого времени. Кроме того, также существует феномен его перехода от простого наблюдателя к активному деятелю в рамках общей онтологической архитектоники.
  2. Это схоже с концепцией разумных деятельных монад Г. В. Лейбница [см. 8, с. 413–429] и субстанциональных деятелей [см. 10, с. 325; 337; 362], а именно о действенных личностях Н. О. Лосского [см. 10, с. 323].
  3. Политеистический компонент связан с генезисом К’Тан (раса Некронтир (Некроны)), Древних (Боги расы Эльдаров, Орков и т. д.) и Богов Хаоса (раса людей (еретики) и часть эльдаров (тёмные), часть механикусов (тёмные)). Монотеизм представлен в лице Императора Империума, а также верой механикусов в Бога-Машину. В политеизме присутствует и элементы промонотеизма, как правило, некоторые могут выбрать одного бога для поклонения. Особенно это свойственно Богам Хаоса, но иногда встречается и у эльдаров.
  4. Ещё М. М. Бахтин наделял мысль качествами реального акта, поступка [см. 4, с. 8]. Подобное отношение к мысли, как к реальному онтологическому явлению можно встретить у зороастрийцев, особенно в их концепции трёхчастной этики.
  5. Р. Генон отмечает, что «любой внешний беспорядок в действительности представляет собой элемент общего мирового порядка» [6, с. 201].
  6. То есть как концепция самоорганизации системы [см. 2, с. 545–546].
  7. Схоже с представлением Н. О. Лосского о строении мироздания [см. 10, с. 331].
  8. Яркий пример — это возникновение «Ока Ужаса» на месте империи эльдаров или Варп-разломы.
  9. Это некие определённые качества человека, которые ему даны при его создании. Аналогичные, но не тождественные и ограниченные качественные характеристики Имматериума.
  10. То есть когда реальностью является не переживаемое, а то, что мыслиться. Оценка мироздания происходит через совокупность интенсивности мысли и аффектов. То есть индивиды, как бы живут в собственном мире, который есть отражение их сознания. Человек высшее могущество приписывает себе [см. 18, с. 123–125]. Именно поэтому возникают демоны, защитники, духи и т. д. (как репрезентация внутренних аффективных и эмоциональных переживаний) и способы управлять ими. Таким способом в сознании архаического человека была магия.

Литература:

  1. Аристотель. Сочинение в 4-х томах. Т.1 / под ред. В. Ф. Асмус. М.: Мысль, 1976. 550 с.
  2. Аршинов В. И. Синергетика // Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т.3. М.: Мысль, 2010. с. 545–546.
  3. Барт Р. Мифология / пер. с фр. Вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. М.: Академический проспект, 2014. 351 с.
  4. Бахтин М. М. Собрание сочинений в 6 томах. Т.1. М.: Изд-во «Русские словари», 2003. 956 с.
  5. Бирлайн Дж. Ф. Параллельная мифология / пер. с англ. А. Блейз. М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. 336 с.
  6. Генон Р. Кризис современного мира. М.: Эксмо, 2008. 784 с.
  7. Кузанский Н. Сочинения в 2-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1979. 488 с.
  8. Лейбниц Г. В.. Сочинения в 4-х тома, т.1. М.: Мысль, 1982. 636 с.
  9. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.
  10. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. 432 с.
  11. Любимов А. А. Дуализм // Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Т.1. М.: Мысль, 2010. с. 701
  12. Мур Дж. Э. Принципы Этики. М.: Прогресс, 1984. 327 с.
  13. Скрипник А. П. Зло // Этика. Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. с. 154–156
  14. Скрипник А. П. Моральное Зло. М.: Политиздат, 1991. 351 с.
  15. Статья «Варп» // энциклопедия «Warhammer 40 000» — Режим доступа http://cyclowiki.org/wiki/Варп, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.05.17)
  16. Статья «Древние» // энциклопедия «Warhammer 40k Вики» — Режим доступа http://ru.warhammer-40–000.wikia.com/wiki/Древние, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.05.17)
  17. Статья «Некронтир» // энциклопедия «Warhammer 40 000» — Режим доступа http://cyclowiki.org/wiki/Некронтир, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.05.17)
  18. Фрейд З. Тотем и табу. СПб.: Лениздат, 2014. 224 с.
  19. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии // пер. на рус. Котенко Р. В., ред. Торчинов Е. А. СПб.: Евразия, 1998. 376 с.
  20. Широкова Н. С. Мифы кельтских народов. М.: АСТ, 2005. 431с.
  21. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. — М.: Совершенство, 1997. 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): материальный мир, материального мира, Боги Хаоса, истории Вселенной, разумных существ, Ярким примером, вселенной warhammer, онтологии Вселенной, точки зрения, рамках истории Вселенной, общей онтологии, некая чистая энергия, from another, история Вселенной, онтологии Вселенной генезис, материальном мире, Warhammer 40.000, Вселенной аналогична мифологии, онтологии Вселенной Имматериумом, вопросом онтологии Вселенной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос