Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Феномен богостроительства как результат социалистических исканий русских философов ХХ века

9. История философии
4
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается феномен богостроительства, выясняются его истоки, анализируются основные концепции представителей данного направления в философском аспекте.
Библиографическое описание
Образцова, М. Е. Феномен богостроительства как результат социалистических исканий русских философов ХХ века / М. Е. Образцова. — Текст : непосредственный // Новые идеи в философии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — URL: https://moluch.ru/conf/philos/archive/244/10326.


В статье рассматривается феномен богостроительства, выясняются его истоки, анализируются основные концепции представителей данного направления в философском аспекте.

Ключевые слова: богостроительство, социализм, марксизм, эмпериомонизм, махизм.

Ни для кого не является секретом, что в ХХ веке мировая арена повсеместно была поглощена идеологией марксизма. Наша страна не была исключением. На протяжении многих лет именно на территории России развивался коммунистический проект по преобразованию общества. Но для успешной его реализации было необходимо не только изменить структуру общества и общественных отношений, но и преобразовать сознание человека. Всем известная теория Маркса и Энгельса была создана отнюдь не только для России, именно поэтому она нуждалась в преобразованиях, которые бы соответствовали

российским реалиям. Именно эта адаптация свое наиболее яркое выражение нашла в философии богостроительства. Богостроительство — не просто забава для интеллектуалов, не веяние моды, это сложная система, которая включает в себя синтез учения Маркса и ментальности русского народа, его представлениями о Царстве Божием, совершенном мире, этот синтез стремится к благой цели, к социализму, в котором каждый человек обретет свое счастье и спокойствие. Это был некий удивительный миф, выраставший из потребности сочетать небесное и земное, божественное и, наконец, человеческое в конкретной реальности.

Впервые богостроительство заявило о себе в 1908 году. Именно в это время ожил интерес к нравственным и религиозным проблемам, благодаря репрессивному царизму и распаду многих массовых движений. Трудное положение и тяжелая жизнь заставляла людей все больше сомневаться в авторитетности церкви, которая с каждым днем усиливала свою связь с государством. Интерес к религии стал проникать во все слои общества: не только либеральная интеллигенция, но социал-демократы, рабочие стали все чаще задумываться над общепринятыми идеалами. Произошел не только политический,но и идеологический крах. Необходимо было строительство нового общества, нового человека, новой философии. И искать истоки виделось возможным только в народе. Максим Горький, деятель, который принимал участие в построении новой философии заявил: «Богостроительство — суть народушко»,и наверное это высказывание полностью отражает смысл богостроительства. Философский фундамент богостроительства составляли идеи махизма, которые благодаря работе А.А, Богданова приобрели форму эмпериомонизма. Именно эмпериомонизм можно назвать оригинальным направлением в русской философии. Главная мысль этой концепции заключается в том, что вся наша современность, начиная с Возрождения, представляет собой век критики. Человеческий дух следует освободить от догм и фетишей. Нам не стоит углубляться в подробности этой работы, но стоит отметить, что опыт по Богданову — единственная данность человека, и более того, опыт носит не индивидуальный, а коллективный характер, что является первым звоночком к появлению богостроительства. Богданов говорил о спиралевидном восхождении человека от индивидуализма к коллективизму. Именно это заявление является оплотом исторического видения богостроителей. История движется к единой, общей цели.

Здесь можно провести непосредственную параллель с идеями Маркса. Например, о возвращении «эгоистического человека» к «родовому существу».

Стоит отметить, что Горький и Луначарский говорили о рождении коллективистского сознания как о «Новом Боге». Но этот Бог не родился, он еще строится. А строит его пролетариат. Богданов, несмотря на то, что на протяжении свей своей жизни был атеистом, не раз утверждал, что его система ценностей соответствует богостроителям.

С уверенностью можно сказать, что наиболее полно и ярко концепцию философии богостроительства выразил А. В. Луначарский. Он видел истоки развитого философского мировоззрения именно у А. А. Богданова, считая, что его философские взгляды вполне могут быть фундаментом для религиозных исканий, которые в свою очередь, социалистически ориентированы. Вслед за Богдановым он заявлял, что нет никаких материальных и идеальных элементов. По его мнению, существуют лишь нейтральные элементы, которые лежат в основе мира. А все материальное и идеальное лишь разные уровни организации этих нейтральных элементов. И эти нейтральные элементы и есть бытие. Они могут давать как физический, так и психический мир, все зависит от того, где они организованы: в мире или в индивиде соответственно. Наши знания относительны, т. к. являются результатом особой организации опыта, которая может разрушиться с пришествием последующей эпохи. Из этой мысли вытекает и недоверие Луначарского к науке. Идеал социализма, по мнению Луначарского, может быть лишь объектом веры, и поэтому, в социализме человек будет нуждаться в новой религии. В надежде на победу, в стремлении, напряжении сил — новая религия. Мы вместе с aп. Павлом можем сказать: «Мы спасены в надежде». Важно понимать, что у Луначарского религия не просто вера в трансцендентные силы, а целая система ценностей, снятие противоречия между идеалом и действительностью. «Религия есть, — писал он, — такое мышление о мире и такое мирочувствование, которое психологически разрешает контраст между законами жизни и законами природы». А снять противоречие может не религия, а социализм, который в свою очередь построен на рациональной основе, на труде. А научный социализм, как одна из форм марксизма, есть лучшая религия.

Очень красочно представлено богостроительство у М. Горького. В «Исповеди» писатель ведет повествование от героя Матвея, в котором не составляет труда найти отражение самого автора. Главный герой на протяжении всего произведения задается сложными «проклятыми» вопросами, которые связаны с крушением в его глазах мировоззренческой системы. Именно эта мировоззренческая система и есть православие, поддерживающее стабильность и душевный покой общества на протяжении многих веков. В поисках ответов на свои вопросы Матвей скитается по свету, на большинство из них ответов все-таки не находит. И уже здесь понятно, почему повесть Горького приобрела такой широкий общественный резонанс и послужила предметом многих споров.

С самого детства Матвея воспитывал дьякон Ларион, который подобрал брошенного сироту Матвея. Благодаря его воспитанию, Матвей с детства проникся особой любовью к Богу. В первой части произведения, где описывается пребывания главного героя у Лариона, мы встречаем первые предпосылки к богостроительству, первые расхождения во мнениях героев и православного учения. Примером может послужить следующая цитата: «Богу я помолился, — говорю. — Которому? — спрашивает. — Их тут у нас больше ста, богов–то! А вот где — живой? Где — который настоящий, а не из дерева, да! Поищи–ка его!… — Церковь, — говорит, — то же кладбище, место мертвое, а я — к живому делу хочу»

На протяжении всего произведения Матвей встречается с довольно колоритными персонами, каждая из которых символизирует тот или иной вопрос, которым задавался Матвей. И все-таки,я считаю нужным выделить основной из них. По-моему мнению, этот вопрос заключает в себе непонимание героя в том, что почти у всех его собеседников Бог по сути своей ограничен, его подстраивают под свои потребности, мотивы и повседневные нужды. Кроме того, Матвей неоднократно встречал и людей, предстающих в рассказе бесами-искусителями, которые, возможно, совсем потеряли Бога, но он не останавливается на своем пути.

Однажды судьба его сводит с женщиной, которая вынуждена продавать себя монахам, дабы прокормить себя и своих детей. Она заявляет, что не любит ни Бога, ни людей, которые живут врозь и видят друг в друге только врага. Здесь происходит поворот, значимый для идеологии богостроительства. Матвей приходит к мысли о том, что нет бога у людей, пока они живут рассеянно и во вражде, где царит зло и несправедливость. Настоящего Бога можно обрести только в единстве людей! Здесь и появляется определения богостроителя. Богостроители — суть народушко! И только рабочий народ может быть «вечным источником боготворчества». Необходимо заново построить Бога, что под силу только пролетариату.

Таким образом, коротко изложив концепции основных представителей философии богостроительства можно сделать вывод, Интерпретируя религию в качестве созидательной деятельности человечества, данное течение поставило своей задачей создание новой,пролетарской, религии. Значительная часть богостроителей признавала существованиеБогаи отдельные постулаты христианской религии, однако доминирующей в движении явилась идея обожествленияпрогресса,коллективаилиобществав целом, необходимая для приведения в соответствие идеала и реальности. Все имевшиеся в истории попытки прорыва человека к так называемому Богу, воплощавшему мечту человека об идеале, были тщетны и непродуктивны, ибо представляли собой «иллюзорные проекции человеческого общества на природу, приобретающую таким образом обманчивый вид общества более идеального, чем человеческое. Но наступает время религиозного реализма, все ставится на свое место, единственно божественным оказывается самое человеческое общество, притом, конечно, в его развитии, в его потенциях. Этот проект «религиозного реализма», или «богостроительства», в теоретической разработке которого А. В. Луначарский принимал активное участие наряду с М. Горьким и А. А. Богдановым, был положен в основу беспрецедентного по масштабам эксперимента строительства «нового общества» и «нового человека», осуществленного большевиками под эгидой марксизма. Следует признать, что самого марксизма в идеологическом багаже русской революции было немного: он оказался до неузнаваемости адаптирован и модифицирован сообразно специфике российской ментальности с ее религиозно-мистическими ориентациями. Одной из таких модификаций и стало богостроительство как своего рода «религиомарксизм», положенный в основу практической реализации еще одной утопии.

Литература:

  1. Луначарский А. В. Атеизм: Очерки по философии марксизма. Философский сборник. М., 1908. С. 160.
  2. Луначарский А. Религия и социализм. Спб., 1908. Ч. 1. С. 48–49.
  3. Луначарский А. Будущее религии // Образование, 1907, № 10. С. 21.
  4. Юшкевич П. С. На тему дня: Вершины. Кн. 1. Спб., 1909. С. 383.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный