Значение практических факторов во внедрение национального самосознания и идеологии национальной независимости | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в

II международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, январь 2013)

Статья просмотрена: 4364 раза

Библиографическое описание:

Абдурахмонова, Ш. Э. Значение практических факторов во внедрение национального самосознания и идеологии национальной независимости / Ш. Э. Абдурахмонова. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). — Уфа : Лето, 2013. — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/78/3034/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье освещены факторы, способствующие внедрению национального самосознания и идеологии национальной независимости, раскрыто значение исторических сериалов, средств массовой информации, обучения и воспитания, издательской продукции в данном процессе.

Ключевые слова: национальное самосознание, идеология национальной независимости, духовное наследие, исторический сериал, средства массовой информации, национальное своеобразие, духовные ценности.


Исторический опыт показывает, что в период перехода общества из одной формации в другую у человека может возникнуть в определённом смысле идеологическая пустота. Исходя из этого, в целях недопущения идеологического вакуума в сознании молодёжи в нашей стране разработана концепция национальной независимости. Важное место в воспитании гармонично развитого молодого поколения занимает направленность молодёжи на бережное уважительное отношение к богатому духовному наследию предков, к национальным ценностям нашего народа. Поэтому главным постулатом идеологии национальной независимости является построение свободного и процветающего государства, свободной и обеспеченной жизни» [1, 50].

В современных условиях глобализации общества идея и идеология национальной независимости могут быть внедрены в сознание людей не только через систему образования и не за счёт пространных докладов и лекций, а главным образом, – через систему практических действий. Президент Узбекистана Ислам Каримов подчёркивал, что в современном мире есть вещи, направленные против духовности человека. Казалось бы, совершенно незначительное сообщение может взбудоражить весь информационный мир, на первый взгляд, незаметная, но откровенно вредная мысль может нанести огромный вред.

«Все мы хорошо знаем, что для сохранения в неприкосновенности государственных границ необходимы, как вода и воздух, военная мощь и вооружённые силы. Но наш народ стремится к тому, чтобы, прежде всего, воспитывать молодое поколение в атмосфере духовной безопасности и думать о том, на какие ценности мы должны опираться. Это наш общий долг» [2, 56].

В данном контексте одним из факторов воздействия на сознание молодёжи, о которых упоминалось выше, являются сериалы на исторические темы. В последние годы на экранах телевизоров часто демонстрируются сериалы корейских, китайских мастеров кино, посвящённые историческим личностям и событиям, например, созданный китайскими кинематографистами исторический сериал «Чингизхан». Здесь следует заметить, что речь идёт не столько о кино и уровне мастерства, сколько о национальном самосознании и степени внедрения идеологии национальной независимости в массовое сознание. Если говорить о великих исторических личностях и исторических событиях, то нужно отметить, что наши знаменитые предки входят в число великих людей, которые стояли у колыбели духовного мира.

Наши кинематографисты изучили множество историко-архивных материалов и создали новую версию сериала об Амире Темуре и Бибиханум, который заслужил положительных отзывов телезрителей. Или фильм о великом учёном-энциклопедисте Ибн Сино, внесшего неоценимый вклад в развитие мировой медицины, сериал о борце за национальную независимость и освобождение от монгольского ига Жалолиддине Мангуберди. Такие сериалы, несомненно, помогают зрителям оценить роль великих соотечественников.

Для того чтобы исторический сериал получился достоверным и хорошо воспринимался, нужны определённые условия для его создания. В их числе:

  • экономическая база для исторического сериала;

  • соответствие темы сериала духу времени; полнота, завершённость сценария;

  • уровень сценария;

  • отбор выразительных средств;

  • отбор изобразительных средств, художественная сила и ценность;

  • актёрское мастерство, отход от наигранности, чувство ответственности;

  • техника исполнения;

  • совершенство трактовки образов;

  • соотнесённость речи и изображения;

  • рациональное использование кино и тележанров;

Преемственность в вопросах исторического прошлого – сегодняшних реалий – будущего.

Всем нам хорошо известно, какое сильное и быстрое воздействие оказывает кино как вид эстетического искусства на сознание и духовный мир человека. Президент Ислам Каримов, размышляя о роли сегодняшнего телевидения и кино, отметил: «Не принижая значения других видов искусства, следует признать, что сила влияния телевидения и кино в наши дни безгранична» [3, 48].

Особо хотелось бы подчеркнуть влияние телевидения и кино как коммуникативного средства. Как правило, мы оцениваем исторический сериал по тому, насколько правдиво актёры смогли донести до зрителей дух эпохи, как сумели передать чувства людей того времени и при этом выразили их по-своему, а не способом искусственного подражания. Актёрское мастерство состоит в том, чтобы «вжиться» в образ. Мы не случайно здесь не останавливались на проблемах финансирования исторических сериалов. Следует сказать, что, по нашему мнению, следовало бы в современном узбекском киноискусстве основное внимание уделять не производству коммерческих неглубоких фильмов, а вместо этого создавать пусть один, но серьёзный исторический сериал, который мог бы выйти на мировой телеэкран и содействовать внедрению в массовое сознание идеологии национальной независимости и формировать национальное самосознание. В связи с этим возникает предложение по организации института Национального самосознания и идеологии национальной независимости, который бы осуществлял разработку практических принципов внедрения национальной идеологии. Схематически система практических факторов может быть представлена в следующем виде:


Учебно-воспитательные практические факторы

Во-первых, духовно-нравственное воспитание молодёжи на национальных ценностях;

Во-вторых, формирование у молодёжи высокого отношения к своей профессии;

В-третьих, развитие физического и научного потенциала на уровне современных требований;

В-четвёртых, пробуждение у молодёжи интереса и усердия к труду, учёбе, чувств преданности Родине, народу посредством внедрения в их сознание национальной идеи независимости и идеологии;

В-пятых, формирование во взаимосвязи мировых и религиозных знаний;

В-шестых, реализация профессионального и нравственного потенциала;

В-седьмых, формирование чувства любви и гордости своей Родиной, национальной принадлежности;

В-восьмых, создание внутреннего и внешнего рынка образовательных услуг в соответствии с рынком труда, обеспечение активного участия в них молодёжи;

В-девятых, внедрение в сознание молодёжи национальной идеи независимости и идеологии на научной основе.

Последний фактор требует от представителей республики уверенности в себе, владения инновационными знаниями и интерактивными технологиями.

Практические факторы системы средств массовой информации

Роль средств массовой информации во внедрении в сознание граждан республики национального самосознания и идеологии национальной независимости несомненна. Выступая на объединённом заседании палат Олий Мажлиса 28 января 2005 года, Президент Ислам Каримов обозначил пути дальнейшей демократизации и обновления общества, изложил концепцию модернизации и реформирования всех сфер хозяйственного и культурного развития страны. В качестве приоритетного направления было названо развитие средств массовой информации. В частности, было отмечено, что важным условием углубления процесса демократических преобразований и обеспечения свобод граждан является создание демократической модели развития средств массовой информации и её последовательная и чёткая реализация [4, 51].

В данном контексте представляется целесообразным обозначить основные направления деятельности СМИ по практическому внедрению в сознание идеи национальной независимости и национального самосознания:

  • подготовка телепередач, освещающих вопросы национального генофонда, природного и национального своеобразия, исторических и социальных преобразований, создание новых телероликов об историческом прошлом, современной жизни и перспективах развития общества, культурном наследи народа;

  • подготовка телеочерков и телеэссе, раскрывающих национальные традиции, обычаи, обряды, образ жизни и подчёркивающих национальное своеобразие;

  • создание аналитических телепередач, отражающих актуальные проблемы национального языка, национальной культуры и духовности, национального сознания и национальных чувств.

Система средств издания тоже вносит неоценимый вклад в формирование национального самосознания, прежде всего посредством печатания цветных фотопортретов великих предков, выпуска цветных фотоальбомов с изображением всемирно известных памятников архитектуры и достопримечательностей городов и современной жизни республики.

Подобная печатная продукция, сопровождаемая комментариями на двух-трёх иностранных языках, безусловно, привлекает внимание иностранных гостей и вызывает у них большой интерес к нашей республике, а, следовательно, расширяются возможности пропаганды идеологии национальной независимости.

С переходом нашей страны на рыночные экономические отношения возникла необходимость преодоления старого мышления у значительной части населения, и этот процесс связан с терпеливой работой по разъяснению преимуществ нового типа общественных и экономических отношений, политикой эволюционных преобразований, бережного отношения к чувствам людей. Национальное самосознание – это не только осознание, внедрение идеологии национальное независимости не просто внедрение, их нужно рассматривать как взаимосвязанный процесс осознания и внедрения.

Возрождение национальных ценностей следует воспринимать в контексте их гармонизации с современными общечеловеческими ценностями. Возрождение национально-духовных ценностей, их глубокое усвоение, разъяснение на основе идеологических задач становится духовной необходимостью.

Руководитель нашего государства подчёркивает, что развитие национального самосознания осуществляется очень быстро. В целом это положительный процесс, но в то же время на пути развития встречаются и негативные явления. Поэтому первейшая задача состоит в том, чтобы выявить причины, препятствующие росту национального самосознания и наметить пути, положительно влияющие на данный процесс [5, 90].

Важной задачей в решении проблемы развития национального самосознания является противодействие влиянию бывшей советской системы. А для этого требуется глубокое знание и понимание ценностей приобретенной независимости. Особенно важно донести до сознания молодёжи сущность идей независимости, показать, какие изменения произошли в умах людей, которые в своё время пережили состояние полного порабощения и подчинения. Но это только одна сторона вопроса. Не менее важным представляется повышение уровня воспитательных и практических работ с молодёжью, широкое распространение опыта работы с молодёжью развитых стран, формирование у молодого поколения любви к своей профессии, гуманных принципов, чувства ответственности за судьбу Родины и народа, которое способствует прочному осознанию принадлежности себя к своей нации, народу.


Литература:

  1. Каримов И.А. Юксак маънавият – енгилмас куч. – Тошкент: Маънавият, 2008. – 276 с.

  2. Миллий истиқлол ғояси: асосий тушунча ва тамойиллар. – Тошкент: Ўзбекистон, 2001. – 72 б.

  3. Каримов И.А. Бизнинг бош мақсадимиз – жамиятни демократлаштириш ва янгилаш, мамлакатни модернизация ва ислоҳ этишдир. – Тошкент: Ўзбекистон, 2005. – 254 б.

  4. Каримов И.А. Ўзбекистон мустақилликка эришиш остонасида. – Тошкент: Ўзбекистон, 2012. – 439 б.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): национальная независимость, национальное самосознание, массовая информация, исторический сериал, Ислам Каримов, национальное своеобразие, внедрение, внедрение идеологии, идеология, чувство людей.

Похожие статьи

Роль и значение экологического образования в формировании экологической культуры общества

Особенности национального самосознания и его роль в становлении межконфессиональная толерантность

Роль института семьи в социально-культурном развитии молодого поколения

Развитие технической грамотности как основа самореализации личности в социальной среде

Значение воспитания и обучения в формировании всесторонне развитого человека

Формирование комплекса педагогических условий реализации системы управленческой культуры

Формирование коммуникативных навыков как одно из приоритетных направлений современного общества

Роль ценностей этнокультуры в формировании мировоззренчески-нравственной культуры современного студента

Формирование базовых национальных ценностей на основе коллективно-творческой деятельности обучающихся

Роль инновационного образования при формировании профессиональных знаний

Похожие статьи

Роль и значение экологического образования в формировании экологической культуры общества

Особенности национального самосознания и его роль в становлении межконфессиональная толерантность

Роль института семьи в социально-культурном развитии молодого поколения

Развитие технической грамотности как основа самореализации личности в социальной среде

Значение воспитания и обучения в формировании всесторонне развитого человека

Формирование комплекса педагогических условий реализации системы управленческой культуры

Формирование коммуникативных навыков как одно из приоритетных направлений современного общества

Роль ценностей этнокультуры в формировании мировоззренчески-нравственной культуры современного студента

Формирование базовых национальных ценностей на основе коллективно-творческой деятельности обучающихся

Роль инновационного образования при формировании профессиональных знаний