В современных гуманитарных науках обозначился увеличивающийся интерес к культурологии. Культурология изучает культуру, причём не только культуру в целом, но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни, а также взаимодействия и взаимопроникновения в другие дисциплины, занимающиеся изучением различных сторон человеческого общества. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, позволяющая проникнуть в жизненный мир иных культур и глубже постичь свою собственную. Как известно, культурология рассматривает культуру с точки зрения её защиты, и каждая культура уникальна, самоценна и самобытна, у неё есть черты, присущие только ей, и черты, сходные с другими культурами. Культурология может изучать любой предмет, и даже явление природы, при условии, что он несет в себе некий смысл, значимый для человека, и каким-то образом реализует творческую энергию человеческого духа. Ведущие проблемы современной культурологии связаны, прежде всего, с проблемами перспектив человека, открывающего через культуру, в том числе и чужую культуру, смысл собственного существования, его духовную бесконечность и высший смысл.
Культура — мощный фактор человеческой деятельности: она присутствует во всем, что мы видим и чувствуем, при этом «вычленяются специфические культурологические направления, исследующие разные аспекты культурной жизни».
По словам Лосева А. Ф, выживают «открытые культуры», открытые для общения. (Русская философия // Страсть к диалектике. — М.,1990.,) [3]
В целях адекватного понимания проблемы общения носителей различных культур необходимо осознать и интерпретировать её, прежде всего, как проблему взаимодействия представителей разных национальных сознаний.
Главной тенденцией, наиболее ярко характеризующей исторический процесс в XX столетии, является постоянное движение к объединению, интернационализации всех сфер жизни обществ, ранее замкнутых в национальных рамках. Мировая культура конца XIX и начала XX веков характеризуется доминированием такого направления как модернизм, с его многообразием видов и форм художественной культуры. Эпоху модерна, как правило, рассматривают в историческом, культурном и социальном аспектах. Литература призвана выступить главным культурным идеологом, ибо она является значимой частью культуры любой страны мира, и в ней сконцентрированы и отражены отличительные черты эпохи, в которой она существует.
В любых общественно-культурных и пространственно-временных границах литература является действенной интеллектуально-творческой силой, играющей особую роль в образовании, воспитании, формировании национального сознания, общественной мысли и социокультурных коммуникациях личности.
На рубеже XIX–XX столетий сформировалась специфическая система ценностей. Эти ценности активно утверждаются всей системой духовного воздействия на массы населения. И первым основополагающим аспектом этого воздействия должна являться литература, но такая литература, которая с одной стороны понятна, доступна, читаема, а с другой стороны не теряет своей актуальности и главного предназначения — воспитания культурной личности. Следует отметить, что только под влиянием изменений культурной парадигмы было возможно формирование этой новой системы ценностей.
Современная национальная литература, начавшая своё формирование в конце XIX — XX веков, являясь составной частью глобального всемирного искусства слова, быстро попадает под влияние всех происходящих на нашей планете событий, явлений, процессов. Культурологи, философы и литературоведы считают литературу нематериальным носителем общественных явлений, событий времени и цивилизации, ибо литературные процессы отражают происходящие в мире изменения. Общие закономерности в развитии мирового литературного процесса и то особенное, что присуще каждой национальной литературе, находится в органическом взаимодействии.
О литературе наших дней уже нельзя говорить без учета достижений в развитии литератур стран мира.
В начале XX века европейская литература, и прежде всего русская, английская, французская и немецкая, испытывали воздействие модернизма. Следует отметить, что европейская художественная литература начала XX века, являясь частью европейской культуры и как следствие мировой, сохраняет верность классическим традициям — это произведения английского романиста Д. Голсуорси, немецких писателей Г. Бёлля, Т. Манна, французских писателей Р. Роллана, А. Труайя, А. Франса и многих других. И это отличает её от других видов культуры. Но наряду с классическими традициями, следует подчеркнуть и влияние новых тенденций в культуре конца XIX — XX веков, в том числе, безусловно, не обошлось и без влияний на литературу, которые отличаются от классических традиций. Это явление в мировой культуре принято считать зарождением новой культурной эпохи, Эпохи Модернизма.
Значительными в стиле модерн были литературные произведения Г. Аполлинера, Л. Арагона, И. Бехера, В. Вульф, Ф. Гарсиа Лорки, Дж. Джойса, Ф. Кафки, В. В. Маяковского, М. Пруста, Г. Стайна, П. Элюара, и др.
Существует настоятельная потребность в изучении сформировавшейся культуры в период со средины XIX до середины XX веков, через исследования литературы, потому что именно в этот период происходит формирование целостности мировой литературы, характерные черты которой присутствуют и в современной литературе и отражают все происходящие процессы в свете диалога культур, ибо:
1) выживают, как уже было отмечено «открытые культуры» и всякому культурному, а это, прежде всего, означает читающему человеку необходимо знать основные тенденции взаимоотношений в диалоге культур;
2) знание мировой художественной литературы позволяет с меньшими затратами сил и времени разобраться в специфических вопросах современной жизни;
3) предпосылки смены парадигмы помогают оценить взаимосвязи всех составляющих культуры, где особое место занимают взаимоотношения философии и литературы, которые активно трансформируются при смене парадигмы, оставляя неизгладимый след в мировой культуре;
4) изучение культур, целью которого является взаимообогащение с одной стороны и сохранение самобытности с другой.
В истории культуры есть периоды, сохраняющие притягательность независимо от своего хронологического «возраста». Рубеж XIX и XX столетий относится именно к таким эпохам: переломным, пограничным, революционным по мировоззрению. В этот период складываются специфические философско-культурные тенденции. Для понимания специфических философско-культурных тенденций, которые происходили на рубеже XIX–XX веков необходимо проанализировать какие культурные тенденции предшествовали этому периоду. Это сделать можно в процессе анализа исторической динамики культуры. Вопрос об исторической динамике культуры — это вопрос об исторических типах культур и их особенностях. В современной философии и культурологии именно тип культуры нередко берется за основу типологической характеристики общества, где, собственно, и протекают все культурные процессы.
Наиболее важным с точки зрения философско-культурного подхода является выявление исторической типологии культуры, имеющей универсальное значение. Такая типология исходит из признания универсальных тенденций в развитии культуры, порожденных различными взаимосвязями и взаимозависимостями. Все страны и народы в той или иной форме проходят (или должны пройти) одни и те же этапы в эволюции типа культуры.
Исторический процесс можно рассматривать с культурно-исторической или цивилизационной позиции, и в связи с этим историческая позиция рассмотрения истории традиционно делит историю на периоды. Не стоит забывать и о том, что есть и культурологический подход к истории как духовной действительности. В такой интерпретации исторического процесса периоды истории не будут совпадать с периодами развития общества в исторической интерпретации процесса или истории как цивилизации* (курсив автора).
При рассмотрении культурных процессов разных времён и разных народов необходимо учитывать, что вразных случаях действуют свои, во многом отличные механизмы культуры* (курсив автора).
Исторический процесс состоит из эпох. Эпохой мы называем исторический этап в жизни человечества, характеризующийся определёнными духовными и ментальными установками, смыслами (в интерпретации М. М. Бахтина) как ответами на вопросы человеческого бытия, культурой, которая таит в себе огромные возможности для самореализации индивида. Эпоха рассматривается с позиции единства духовных установок.
«Эпоха, в которой живёт индивид, налагает неизгладимый отпечаток на его мировосприятие, даёт ему определённые формы психологических реакций и поведения, и эти особенности духовного оснащения обнаруживаются в коллективном сознании общественных групп и толп и в индивидуальном сознании выдающихся представителей эпохи — в творчестве последних при всех неповторимых, уникальных событиях, проявлениях тех же черт ментальности, ибо всем людям, принадлежащим данному обществу, культура предлагает общий умственный инструментарий, и уже от способностей и возможностей того или иного индивида зависит, в какой мере он им овладеет (с. 522 Гуревич А. Я. Уроки Люсьена Февра. В кн.: Люсьен Февр. Бои за историю./А. Я. Гуревич. — М.:Наука,1991). [2]
Практически все мировые философско-культурные специфические тенденции, ярко проявившие себя в наше время, складывались под углом зрения мировых исторических тенденций, или другими словами, для понимания становления основных тенденций мировой культуры необходимо исследовать эволюцию культуры (курсив автора).
Следует отметить, что более «инструментальным» является взгляд на развитие культуры через «призму» доминирующих в тот или иной период её развития «парадигм». Понятие «парадигма» в научный оборот ввёл в 60-е годы американский историк науки и философии Томас Кун.
Общее представление о культурной парадигме и смене культурных парадигм складывается из чёткого понимания признаков и функций, формирующихся в период новой культуры. Парадигма (от греческого paradeigma = пример, образец) [фундаментальная наука] — основание ряда научных концепций, фундаментальная идея, открывающая новое направление в науки; основополагающая идея, определяющая систему данной научной дисциплины (Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов/Ю. Б. Бореев. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 575с. 343) [1]
Исследователи обращались к разным теориям, в свою очередь призванным объяснить эволюцию культуры.
По определению Томаса Куна, данному в «Структуре научных революций» (T. S. Kuhn. «The Structure of Scientific Revolutions», Chicago, 1962; M., 1975), [4] научная революция — эпистемологическая смена парадигмы. Под парадигмами Томас Кун подразумевает признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.
Согласно Томасу Куну, научная революция происходит тогда, когда учёные обнаруживают аномалии, которые невозможно объяснить при помощи универсально принятой парадигмы, в рамках которой до этого момента происходил научный прогресс. С точки зрения Куна, парадигму следует рассматривать не просто в качестве текущей теории, но в качестве целого мировоззрения, в котором она существует вместе со всеми выводами, совершаемыми благодаря ей.
Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта парадигмы:
а) парадигма — это наиболее общая картина рационального устройства природы, мировоззрение;
б) парадигма — это дисциплинарная матрица, характеризующая совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т. д., которые объединяют специалистов в данное научное сообщество;
в) парадигма — это общепризнанный образец, шаблон для решения задач-головоломок.
В начале XX века произошло смещение акцентов: из запретительной она превратилась в разрешительную, а в соединении с этикой, философией, политикой, на первый взгляд, она приобретает просто анормальность относительно классических принципов. И все же с этим стоит не согласиться. Суть таких изменений обусловлена лишь расширением области классической рациональности, в которую было включено то, что раньше отвергалось как недостойное внимания, это явление характерно в условиях меняющейся культурной парадигмы* (курсив автора).
Начало двадцатого века в литературе было ознаменовано не только развитием классической традиционной литературы. Ещё одно своеобразное проявление влияния культурной парадигмы — это объединенные этикеткой «паралитература», к ней примкнули научная фантастика, эссе с философским подтекстом, как у Х. Л. Борхеса и Б. Рассела, детективы, комиксы. Это происходит неслучайно. Согласно теории Т. С. Элиота, «новый писатель изменяет весь пейзаж литературы, всю систему в целом. Оттого по-новому выстраиваются соотношения, пропорции, значимость любого произведения в его связях с целым» (Традиция и индивидуальный талант Издательство: М., Директ-Медиа, 2007. — 20 c., Избранное. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002 (Библиотека английской литературы)). [5]
Таким образом, с одной стороны, каждое новое произведение, вызванное к жизни актуальными проблемами своего времени, вызывает реорганизацию традиции* (курсив автора).
Литература:
- Бореев Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 575
- Гуревич А. Я. Уроки Люсьена Февра. В кн.: Люсьен Февр. Бои за историю./А. Я. Гуревич. — М.:Наука,1991
- Лосев А. Ф. Русская философия // Страсть к диалектике. — М.,1990.,
- T. S. Kuhn. «The Structure of Scientific Revolutions», Chicago, 1962; M., 1975
- Традиция и индивидуальный талант Издательство: М., Директ-Медиа, 2007. — 20 c., Избранное. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002 (Библиотека английской литературы

