Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Методы анализа текстов СМИ как инструмент коммуникационного менеджмента (на примере рекламы города Красноярска)

6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
10
Поделиться
Библиографическое описание
Груздева, Е. А. Методы анализа текстов СМИ как инструмент коммуникационного менеджмента (на примере рекламы города Красноярска) / Е. А. Груздева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы филологических наук : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, январь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/321/13403.


Развитие коммуникационных технологий приводит к изменениям не только способа деятельности организации, но и способа потребления информации. Так, читателю предоставляется возможность получать информацию в различном виде при помощи мультимедийного контента и самому выбирать путь чтения, соединяя данные в осмысленное целое. К тому же, аудитория может взаимодействовать как между собой, так и с редакцией в различных формах [Волкова, 2008]. Александр Никитенко [Никитенко, 2011] выделяет следующие формы реализации интерактивности: комментирование новостей, поиск в архиве, индивидуальное пользовательское пространство, блоги, форумы.

Что касается деятельности компании, то появление Интернета позволило взглянуть по-новому на управление. Теперь компании перестраивают организационную структуру под электронную основу, в том числе перестраивают и бизнес-модели. Компании вынуждены использовать новые коммуникационные технологии для быстрого реагирования на изменения, происходящие во внешней среде; для эффективного взаимодействия с поставщиками, потребителями и др. с целью достижения результативности и повышения конкурентоспособности [Успенский, 2003].

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена быстрым развитием технологий и инструментов коммуникационного менеджмента, которыми пользуются компании для достижения практических целей.

Хотелось бы отметить, что в рамках магистерской диссертации мы составим медиапортрет города Красноярска, что также представляет особую актуальность. Внимание к данному городу связано с тем, что Красноярск — место проведения Универсиады-2019, поэтому необходимо изучить образ города, чтобы в дальнейшем уберечь не только Красноярск, но и Россию от возможных рисков создания негативного мнения о себе. Для каждого человека представлять свою Родину — огромная честь, а для нас в свою очередь важно исследовать объект в зеркале СМИ (в информационном пространстве) на основе методов анализа материалов СМИ, сконцентрировав внимание на недостатках в данном исследовании и представив возможные пути решения имеющихся проблем.

Благодаря исследованию мы получим мнения и особенности отношения СМИ к объекту и выявим всевозможные способы инструментов коммуникационного менеджмента как направления для создания благоприятного медиапортрета и в целом формирования образа объекта. К тому же, выявим речевые ошибки. Это связано с тем, что стратегическая функция издания все больше превалирует над информативной. Следовательно, осложняется изучение СМИ, как с лингвистической точки зрения, так и с социологической.

Целью магистерской диссертационной работы является создание медиапортрета города Красноярска посредством использования методов анализа текстов СМИ.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

  1. Дать определения понятий «менеджмент», «коммуникационный менеджмент», «речевая стратегия», «речевая тактика»;
  2. Выделить основные цели, задачи и функции коммуникационного менеджмента;
  3. Выделить психолингвистические модели речевого воздействия;
  4. Соотнести термины «речевая стратегия» и «речевая тактика»;
  5. Рассмотреть понятие «стратегия» в аспекте коммуникации и типологию речевых стратегий;
  6. Выделить виды анализа текстов СМИ;
  7. Рассмотреть рекламные тексты СМИ о Красноярске в аспекте коммуникационного менеджмента;
  8. Пользуясь методами анализа текстов СМИ, составить медиапортрет города Красноярска.

Новизна заключается в том, что: 1) Коммуникационный менеджмент является новым научным направлением, но в тоже время это сложное и важное явление, так как посредством объединенной коммуникации с аудиторией, использования различных способов влияния на сознание людей способствует достижению эффективности по всем направлениям развития организации; 2) Рекламирование в СМИ чаще всего изучается в определенном аспекте, следовательно, объединение знаний как с точки зрения языковых особенностей рекламного текста (лингвистическое направление), так и тщательное изучение социальных и психологических аспектов влияния языковых средств на аудиторию представляет наибольшую актуальность; 3) Анализируются региональные СМИ, а по итогу составляется медиапортрет Красноярска, чтобы понять общую картину города, созданную изданиями.

Разумеется, развитие коммуникационных технологий, как и любое другое явление, повлекло за собой не только положительные, но и отрицательные моменты. С одной стороны, развитие коммуникационных технологий приводит к большому количеству информации в открытом доступе, что благоприятно сказывается на деятельности организации. Выгодное положение компании связано с использованием информации в качестве ориентира бизнес-деятельности. Так же читатель имеет доступ к большому количеству информации и находится в курсе всех событий. С другой стороны, дезориентация аудитории — следствие огромного потока информации. По словам Алексея Ильина [Ильин, 2014], читателю тяжело ориентироваться в информационной многомерности, что приводит к поверхностному потреблению информацию (Net-мышление).

Не стоит забывать, что СМИ, в том числе и СМК, не только информируют людей о произошедшем, но и влияют на формирование общественного мнения. Парадокс: СМИ являются «четвертой властью» и в тоже время становятся инструментом в руках властей. Как говорил Пьер Бурдье [цит. по Третьяков, 2010]: «СМИ вторгаются в поля культуры и гуманитарных наук, разрушая их, а сами все больше подчиняются логике бизнеса». Отсюда подача информации под разным углом в зависимости от политики издания и целей, которые они преследуют: получение наибольшей прибыли, умалчивание проблем для сохранения выгодных связей и т. д. Тем более, при правильно подобранных словах аудитория теряет способность к анализу реальности, поскольку при изучении языка важно психологическое содержание речевого продукта.

Итак, развитие коммуникационных технологий можно расценивать двойственно. Однако основное направление, волнующее теоретиков, — лжеинформация. Дело в том, что СМИ в погоне за прибылью, за созданием благоприятного имиджа создают субъективную картину мира посредством скрытого воздействия на человека, использования стратегических особенностей коммуникационного менеджмента.

Важно, что эмпирической базой исследования являются региональные СМИ частные и муниципальные, а также СМИ, которые ранее изучались в данном направлении и те, которые не подвергались анализу. Так, мы сможем проследить динамику изменений или постоянство в создании медиапортрета города Красноярска, проследить зависимость издания от властей и, возможно, открыть для себя освещение города с новой стороны.

Для данной магистерской диссертации были выбраны следующие издания: 1) Интернет-газета «Newslab», поскольку это универсальное ведущее онлайн-издание, а значит, оно формирует мнения о Красноярске у большинства людей, как в нашем городе, так и за его пределами [Медаилогия, 2017]. Интернет-издание уже подвергалось анализу в схожем направлении; 2) Интернет-версия газеты «Городские новости», так как это муниципальное универсальное издание, при этом его не изучали ранее в рассматриваемом направлении.

В данном исследовании были использованы такие методы, как синтез, контент-анализ, индукция, дедукция, структурный, дискурс-анализ, конверсационный, социолингвистический, психологический, мотивационный, интент-анализ.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что она вносит вклад в развитие актуальных вопросов: использование инструментария коммуникационного менеджмента как средство достижения определенных целей (формирования мнения), формирование всевозможных способов развития компаний с помощью коммуникационного менеджмента, проблемы взаимодействия СМИ и аудитории.

Практическая значимость работы связана с тем, что представления об управлении коммуникациями особенно важны, чтобы предотвратить риски деятельности организаций, поэтому результаты исследования могут быть использованы как в учебных пособиях, так и в учебной деятельности для создания определенного представления о коммуникационном менеджмента. Результаты исследования могут быть применены в профессиональной деятельности журналистов и при преподавании специальных дисциплин. К тому же, результаты исследования могут использоваться при учреждении нового СМИ или с целью повышения результативности уже действующего СМИ.

Социальная значимость данной магистерской диссертации заключается в создании наиболее благоприятной информационный среды для аудитории, при этом в предотвращении возможных рисков, как для организаций, так и для города. Важно найти баланс между развитием компании, созданием благоприятного образа города, но в тоже время как можно меньше обманывать людей, управляя их сознанием.

По моему мнению, знание речевых стратегий и тактик позволит лучше разбираться в правдивости преподнесенной информации. Важно, что составленный медиапортрет города будет содержать указания на способы достижения определенных результатов, которыми, например, пользуются власти через СМИ. Это поможет осветить сильные и слабые стороны Красноярска, понять, как действовать дальше для достижения эффективных результатов. К тому же, принцип данного исследования можно применить к организациям любого уровня, к любому городу. Важно, что в исследовании будут указаны и речевые ошибки СМИ города Красноярска, а, как известно, СМИ формируют впечатление о городе, поскольку не только местная аудитория имеет доступ к региональным изданиям. Конечно, невозможно полностью искоренить использование различных способов управления сознанием человека для достижения нужных целей, поскольку этот шаг будет иметь последствия для СМИ, но возможно сделать акцент на данной проблеме. Таким образом, мы привлечем внимание к городу Красноярску, апробировав результаты исследования на всероссийском уровне, и поможем городу устранить недостатки ко времени проведения Универсиады-2019.

Литература:

  1. Волкова И. Мультимедиа как форма приобщения детей к чтению // http://textarchive.ru/c-2773920-pall.html
  2. Ильин А. Н. От информационной дезориентации к поверхностному потреблению информации // http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/486c638a314f8cbe44257e06004ce9dd
  3. Медиалогия. Красноярский край: рейтинг СМИ за 2 квартал 2017 // http://www.mlg.ru/ratings/media/regional/5450/
  4. Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом // http://iknigi.net/avtor-vitaliy-tretyakov/76928-kak-stat-znamenitym-zhurnalistom-vitaliy-tretyakov/read/page-1.html
  5. Успенский И. В. Интернет-маркетинг // http://www.aup.ru/books/m80/1.htm
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный