Творчество Нила Геймана в контексте мировой литературы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Художественная литература

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные проблемы филологии» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 07.05.2018

Статья просмотрена: 2698 раз

Библиографическое описание:

Бондарева, П. В. Творчество Нила Геймана в контексте мировой литературы / П. В. Бондарева. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/301/14210/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье автор рассматривает творчество современного писателя, Нила Геймана, как одного из ярких представителей мировой литературы в жанре фэнтези. В данной работе была предпринята попытка рассмотреть влияние мифологии на творчество писателя.

Ключевые слова: мировая литература, роман, научная фантастика, древняя мифология, популярная культура.

Мировой литературный процесс в последние годы все больше привлекает внимание теоретиков и историков литературы. Главная задача мировой литературы для человечества — это обеспечение нового системного взгляда на содержание мирового литературного процесса, затронуть струны души каждого индивида для пробуждения совести и человечности для переосмысления истин существования человечества. Благодаря уровню развития мировой книжной индустрии литературные произведения распространяются огромными тиражами во многих странах мира.

Понимание мировой литературы с самого внедрения данного термина и его сегодняшняя трактовка дает нам понять, что речь идет об определенной литературе, которая вышла на мировую арену. Самое распространенное представление состоит в том, что мировая литература имеет влияние, уходящее далеко за рамки языка оригинала. Примеры мировой литературы включают Библию, пьесы Уильяма Шекспира, которые были переведены на более чем 100 языков и читаются на каждом континенте.

Обновленное понимание «мировой литературы», которое выходит далеко за рамки классического канона, определяющего содержание мировой литературы европейскими шедеврами. Данное понятие открывает перспективы далеко идущему исследованию разнообразных литературных культур мира и их отличительные характеристики политических, экономических и религиозных сил, охватывающих весь земной шар — все это получило свое закономерное отражение и преломление в литературе.

На сегодняшний день, одним из ярчайших представителей мировой литературы является Нил Ричард Макки́ннон Ге́йман, что в свою очередь определяется широким распространением произведений писателя посредством перевода на языки мира и нарастающим интересом к его творчеству. С развитием популярной культуры и повсеместной глобализации стоит отметить, что литературное творчество расширяет свои границы и появляется необходимость говорить о литературе в контексте других видов искусства. Так, например, Нил Ге́йман является не только известным писателем в области фэнтези и научной фантастики, но и создатель графических романов, романист, редактор, детский писатель, драматург, сценарист для радио и телепередач.

Нил Гейман родился 10 ноября 1960 года в Портчестере, Англия. Его отец владел фабрикой по производству витаминной продукции, а его мать была фармацевтом. В детстве Нил был ненасытным читателем. «Я любил комиксы, когда я рос, — сказал он в интервью романисту Стиву Эриксону, — и я никогда не видел причин, по которым их следует считать низкосортной литературой. Я думал, что они могут обладать такой же силой, страстью и элегантностью, как и традиционные произведения литературы». Несмотря на влияние таких британских фантастических романистов, таких как Дж. Р. Толкиен и К. С. Льюис, Гейман находил американские комиксы более убедительными. Будучи подростком, он разочаровался в комиксах в целом, чувствуя, что данный вид графической литературы не может предложить ничего нового. Однако с появлением формы графического романа в конце 1970-х и начале 1980-х годов Гейман вдохновляется возможностями этого нового веяния в жанре комиксов. На него особенно повлияла серия комиксов «The Swamp Thing», написанная Аланом Муром и опубликованная в середине 1980-х годов. Гейман окончил школу в 1977 году, в возрасте шестнадцати лет. Намереваясь однажды стать писателем комиксов, он решил работать сначала как журналист, чтобы узнать больше об издательской индустрии. В 1980-х годах он жил в Лондоне и работал внештатным журналистом и редактором.

Прежде чем ознаменовать себя в качестве графического романиста, Гейман написал несколько работ, которые не являлись художественной литературой, таких как Duran, Duran (1984), историю популярной рок-группы с одноименным названием и Do not Panic (1987), компаньон-гид по сатирическому научно-фантастическому роману «Автостопом по Галактике Дугласа Адамса». Он сотрудничал со своим другом Дейвом МакКином, художником, «Violent Cases» (1987), и его первым изданием комиксов. «Violent Cases» вскоре были опубликованы как графический роман, и Гейман был приглашен DC Comics, поставщиком многих классических героев комиксов XX века, для создания комикса, основанного на одном из их уже созданных супергероев 1940-х годов. Таким образом, Гейман написал обновленную историю, основанную на классической героине комиксов Черной Орхидеи. Затем он обратился к малоизвестному персонажу DC Comics «Sandman» (прим. Песочный человек), полностью заново изобретая этого классического супергероя, но уже на своих условиях. С тех пор Гейман создал множество графических романов, рассказов, прозаических романов и детских книг. С 1988 по 1990 год он занимал пост председателя Общества иллюстраторов комиксов. Он заседает в консультативном совете Международного Музея Мультфильма. Он является основным вкладчиком и активным сборщиком средств Фонда правовой защиты комиксов, организации лоббирования против цензуры. Гейман живет в Миннесоте со своей женой, родившейся в Америке, и тремя детьми.

Гейман является центральной фигурой в появлении «графического романа», жанра, который сочетает в себе романтические сюжетные линии с графикой комиксов. Гейман получил множество наград за свои бестселлеры, признанные критиками графические и иллюстрированные прозаические романы, в которых сочетаются элементы научной фантастики, готического ужаса, вековых легенд, древней мифологии и библейской аллегории, различных аллюзий в современных условиях. Его истории были восприняты как мифы современного мира, изучающие с утонченностью, сложностью и постмодернистской чувствительностью прочную силу сновидений, рассказывающих истории на рубеже тысячелетий. Гейман известен своей графической серией «Песочного человека» (1990–97), изображающей эпизоды в приключениях Морфея, Лорда Снов, мифического персонажа, который управляет царством человеческих снов и кошмаров. Огромная популярность работ Геймана принесла ему и культовый статус среди знаменитостей и его многочисленных обожающих и восторженных поклонников. Джефф Зелески цитирует кинорежиссера Джона Левина, о том, что Гейман «способен синтезировать древнюю мифологию с нынешним духом времени. Его персонажи, какими бы фантастическими они ни были, по сути человеческие».

В его копилку произведений можно отнести серию комиксов «Песочный человек» (англ. The Sandman), который единственный из комиксов получил премию World Fantasy Award [1], которую в свою очередь, в области фантастики называют одной из самых престижных премий; романы «Звездная пыль» (Stardust, 1999), «Американские боги» (American Gods, 2001), «Коралина» (Coraline, 2002) и «История с кладбищем» (The Graveyard Book, 2008). Нил Гейман завоевал множество наград в том числе: Хьюго, Небьюла, премия Брэма Стокера, а также медали Ньюбери и Карнеги. Он является первым автором, который выиграл медали Ньюбери и Карнеги за одну и ту же работу (История с кладбищем, 2008) [2]. В 2013 году «Океан в конце дороги» стал «Книгой года» по версии Британской национальной книжной премии [3].

Работы Геймана были множество раз экранизированы, помимо работ, которые он создал непосредственно для большого экрана. Последние включают сериал из шести частей для BBC под названием «Никогде», эпизод из Вавилона 5 и сценарий на английском языке для аниме Хаяо Миядзаки, «Мононоке Химэ» (Принцесса Моноке). Художественный мини-сериал «Благие знамения», режиссер которого Терри Гиллиам, находится в производстве, как и второй сезон «Американских богов». Рассказы Геймана пользуются популярностью у студентов-кинематографистов.

Большая часть работ Геймана была подготовлена в сотрудничестве с другими профессионалами своего дела, особенно с художниками, поскольку он сам не является иллюстратором. Гейман создал ряд фантастических / научно-фантастических романов с элементами хоррора, в которых размещаются мифологические персонажи и рассказы в обстановке, знакомой современной жизни. Некоторые из этих работ, хотя и написаны в прозаической форме, сопровождаются обширными иллюстрациями некоторых из тех же художников, с которыми он сотрудничал в своих графических романах. Роман «Благие знамения» (1990), в соавторстве с Терри Пратчеттом, является сатирой, основанной на библейском пророчестве Армагеддона, апокалиптической битве, описанной в Откровении, последней книге Библии. Произведение Геймана рассказывает о судьбе капризного ребенка-антихриста, Азирафеля, ангела и Кроули, демонического змея, сражающегося за его душу. Гейман предлагает юмористические сопоставления библейской мифологии и современного общества в «Благих знамениях» с такими элементами, как «Четыре байкера Апокалипсиса», отсылка на библейские фигуры четырех всадников Апокалипсиса. Роман Геймана «Никогде», (1996), адаптированный из его телефильма для телевизионных мини-сериалов Британской телерадиовещательной корпорации (BBC), предлагает читателю взглянуть на приключения Ричарда Мэйхью, молодого бизнесмена, который помогает причудливой бездомной девушке и впоследствии втягивается в самые темные стороны подземелья современного Лондона.

«Звездная пыль» (1998), написанная Гейманом и иллюстрированная Чарльзом Вессом, — это взрослая сказка, рассказанная в стиле британских детских историй, опубликованных в 1920-х годах. В викторианской Англии, «Звездная пыль» следует за приключениями семнадцатилетнего Тристранна Торна, который отправляется на поиски упавшей звезды, которую он надеется вернуть Виктории, девушке, в которую он влюблен.

В 2001 году Нил Гейман опубликовал свой роман «Американские боги», произведение об американской жизни и мифологии. Будучи британским автором, живущим в Соединенных Штатах, Гейман обладает определенным преимуществом, для того чтобы критиковать американскую культуру и идеологию. Реконструированная реальность с божествами, легендами, мифическими существами и народными героями, изображенными в явной американской форме и манере повествования, «Американские боги» рассматривают американский характер как таковой, оцениваются мифы и убеждения культуры с точки зрения аутсайдера.

В «Американских богах» (самое длинное и романтичное прозаическое произведение Геймана) мы следует за приключениями Шадоу Муна, человека, которого освобождают из тюрьмы, только для того чтобы он обнаружил, что его жена погибла в автомобильной катастрофе. Тень бесцельно устраивается на работу в качестве телохранителя к мистеру Среде, с которым он отправляется в путешествие по американскому Среднему Западу. Среда, в конце концов, показывает себя норвежским богом Одином, в то время как его спутник Нэнси раскрывается как Ананси, паук-обманщик из африканской мифологии. В своей компании Тень находит себя в альтернативной реальности, где он вовлечен в войну между старыми богами мифологии и религии и современными богами технологий и средств массовой информации. «Американские боги» Геймана были первой работой, когда-либо завоевавшей все четыре премии «спекулятивной фантастики» за лучший роман: премию Хьюго, премию Брэма Стокера, премию Небьюла и Всемирную премию фэнтези.

Гейман опубликовал несколько иллюстрированных книг для маленьких детей, таких как «День, когда я выменял папу на двух золотых рыбок» (1996), «Волки в стенах» (2003) и короткий иллюстрированный роман «Коралина» (2002), предназначенный для молодых взрослых читателей. «Коралину» Геймана сравнивают с классической детской историей Алисы в Стране чудес, Льюиса Кэрролла и рассказывает о приключениях девушки, которая обнаруживает волшебную дверь в своем доме, которая позволяет ей пройти через ее порог в альтернативную реальность. В мире внутри двери Коралина обнаруживает, что у нее есть два жутких альтернативных родителя, с бледными лицами и черными глазами-пуговицами, которые хотят оставить ее в своем мире. Она изо всех сил пытается убежать и вернуться в свой дом, но обнаруживает, что ее настоящие родители были взяты в альтернативный мир, и она должна вернуться, чтобы спасти их от гнусных альтернативных родителей.

Стоит отметить, что о Н. Геймане стали говорить на постсоветском пространстве сравнительно недавно. При этом зарубежные исследователи творчества Геймана утверждают, что графические и прозаические романы писателя почти повсеместно приветствуются. Многие рецензенты подчеркивают изобретательность Геймана, а также его умение поддерживать сложные многоуровневые сюжетные линии в серии «Песочного человека». Нилу Гейману также приписывается как существенное влияние на возвышение жанра комиксов до статуса серьезной литературы. Как заметил Фрэнк Макконнелл: «Что [Гейман] сделал с Песочным человеком, это постановил, что произведение в жанре комиксов может быть произведением высокого и очень серьезного искусства — история, которую другие рассказчики, в какой бы среде они ни работали, как исследование того, что могут сделать истории и для чего они служат вообще».

В работах Геймана отмечаются превалирующим количеством аллюзий, использованных автором. [4] Например, Мередит Коллинз прокомментировала степень, в которой его роман «Звездная пыль» зависит от аллюзий на викторианские сказки и культуру.

Анализируя «Историю с кладбищем» Нила Геймана, библиограф и библиотекарь Ричард Блейлер обнаружил образы и намеки на готический роман, от «Замка Отранто» Горация Уолпола, вплоть до «Призрака дома на холме» Ширли Джексона. Исследователь заключает, что Гейман «использует произведения, персонажей, темы, которые поколения ученых идентифицировали и классифицировали как готические, [...] развивает роман, сосредотачиваясь на позитивных аспектах взросления, концентрируясь на ценностях обучения, дружбы и жертвенности ". [5]

В заключении, хотелось бы отметить всевозрастающую популярность жанра фэнтези и научной фантастики, что связанно в первую очередь, с набирающим обороты интересом читателей к популярной культуре. Тем не менее, в оппозицию представлению о том, что жанры, упомянутые выше, не являются литературой, поднимающей серьезные вопросы человеческого существования и просты в своей структуре, появляются произведения таких писателей как Нил Гейман. Данные произведения не только могут служить благодатной почвой для проведения исследований учеными-литературоведами; но и заинтересовать читательскую публику своеобразием изображенных событий, так как вопросы, поднимаемые автором, в той или иной мере затрагивают каждого из нас.

Литература:

  1. «Neil Gaiman». Saturday Live. 12 October 2013. BBC Radio 4. (дата обращения: 08.04.2017).
  2. Flood, Alison (24 June 2010). «Neil Gaiman wins Carnegie Medal». The Guardian. Archived from the original on 26 October 2013. (дата обращения: 08.04.2017).
  3. Press Association (26 December 2018). «Neil Gaiman novel wins Book of the Year». The Guardian. Archived from the original on 2 April 2015. (дата обращения: 15.04.2017).
  4. Rodney Sharkey, James Fleming, and Zuleyha Cetiner-Oktem's articles in ImageTexT's special issue on Gaiman's work: [1]. (дата обращения: 20.04.2017).
  5. Bleiler, Richard (2011). «Raised by the Dead: The Maturational Gothic of Neil Gaiman's _The Graveyard Book_". In Olson, Danel. 21st Century Gothic: Great Gothic Novels Since 2000 (1st ed.). Plymouth, UK: Scarecrow Press. pp. 269–278. ISBN 9780810877283.
Основные термины (генерируются автоматически): Нил, мировая литература, BBC, научная фантастика, роман, древняя мифология, История, популярная культура, произведение, работа.

Ключевые слова

популярная культура, научная фантастика, роман, мировая литература, древняя мифология

Похожие статьи

Возникновение и развитие литературного жанра ужасы

В статье рассматривается возникновение литературного жанра ужасы и влияние творчества Эдгара Аллана По и Говарда Филлипса Лавкрафта на него. Также анализируются основные образы и мотивы произведений, ставшие ключевыми для данного жанра.

Жанр антиутопии в рассказах и повестях русской литературы XXI века

В статье рассматривается тематика рассказов и повестей в русской литературе последнего десятилетия. Анализируется особенность антиутопии эпохи постмодернизма, для которой характерно гротескное описание явлений, существующих в современном обществе.

Египет глазами Ивана Бунина

В статье рассматриваются египетские мотивы в поэзии и прозе И. А. Бунина, анализируется влияние культуры африканской страны на творческое становление русского классика.

Жанровое своеобразие «Книг джунглей»

В статье широко рассмотрена жанровая своеобразность в творчестве Редьярда Киплинга, а именно в произведениях «Книги Джунглей» и «Сказки просто так» Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности с...

Образ И. А. Бунина в современной художественной литературе

В статье рассматривается рецепция образа И. А. Бунина в художественной литературе конца XX — начала XXI веков.

Тема эмиграции в творчестве Владимира Набокова

В статье рассматривается тема эмиграции в творчестве В. В. Набокова. Авторами произведен анализ некоторых его произведений. Рассмотрены общие черты в англоязычных и русскоязычных книгах В. Набокова.

Вопрос создания образа будущего в художественной литературе

В этой статье автор рассматривает вопросы создание образов будущего писателем.

Аркадий Гайдар как яркий представитель детской литературы 1930–1950-х годов

В статье автор рассматривает творчество Аркадия Гайдара в 1930–1950 гг. с целью репрезентации его индивидуального авторского почерка. В статье анализируются произведения, дается их краткая характеристика.

Фантастическое начало в системе художественного мира Воннегута

Попытка изучения фантастического в романах писателя в контексте концепции художественного синтеза как сформировавшегося явления творческой практики, характерной для гуманистически ориентированных выдающихся писателей второй половины ХХ — начала ХХI в...

Специфика французской женской прозы второй половины ХХ и начала ХХI века

Данная статья посвящена вопросам гендерных стереотипов в литературных текстах французских писательниц второй половины ХХ и начала ХХI. Автор рассматривает эволюцию проблематики «французской женской прозы», социально-культурные причины этого процесса ...

Похожие статьи

Возникновение и развитие литературного жанра ужасы

В статье рассматривается возникновение литературного жанра ужасы и влияние творчества Эдгара Аллана По и Говарда Филлипса Лавкрафта на него. Также анализируются основные образы и мотивы произведений, ставшие ключевыми для данного жанра.

Жанр антиутопии в рассказах и повестях русской литературы XXI века

В статье рассматривается тематика рассказов и повестей в русской литературе последнего десятилетия. Анализируется особенность антиутопии эпохи постмодернизма, для которой характерно гротескное описание явлений, существующих в современном обществе.

Египет глазами Ивана Бунина

В статье рассматриваются египетские мотивы в поэзии и прозе И. А. Бунина, анализируется влияние культуры африканской страны на творческое становление русского классика.

Жанровое своеобразие «Книг джунглей»

В статье широко рассмотрена жанровая своеобразность в творчестве Редьярда Киплинга, а именно в произведениях «Книги Джунглей» и «Сказки просто так» Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности с...

Образ И. А. Бунина в современной художественной литературе

В статье рассматривается рецепция образа И. А. Бунина в художественной литературе конца XX — начала XXI веков.

Тема эмиграции в творчестве Владимира Набокова

В статье рассматривается тема эмиграции в творчестве В. В. Набокова. Авторами произведен анализ некоторых его произведений. Рассмотрены общие черты в англоязычных и русскоязычных книгах В. Набокова.

Вопрос создания образа будущего в художественной литературе

В этой статье автор рассматривает вопросы создание образов будущего писателем.

Аркадий Гайдар как яркий представитель детской литературы 1930–1950-х годов

В статье автор рассматривает творчество Аркадия Гайдара в 1930–1950 гг. с целью репрезентации его индивидуального авторского почерка. В статье анализируются произведения, дается их краткая характеристика.

Фантастическое начало в системе художественного мира Воннегута

Попытка изучения фантастического в романах писателя в контексте концепции художественного синтеза как сформировавшегося явления творческой практики, характерной для гуманистически ориентированных выдающихся писателей второй половины ХХ — начала ХХI в...

Специфика французской женской прозы второй половины ХХ и начала ХХI века

Данная статья посвящена вопросам гендерных стереотипов в литературных текстах французских писательниц второй половины ХХ и начала ХХI. Автор рассматривает эволюцию проблематики «французской женской прозы», социально-культурные причины этого процесса ...