Автор: Хун Дандань

Рубрика: 4. Художественная литература

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные проблемы филологии» (Пермь, октябрь 2012)

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Хун Д. Окказиональные сравнения в прозе О. Славниковой (на материале рассказа «Любовь в седьмом вагоне») [Текст] // Актуальные проблемы филологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. 41 — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/28/2683/ (дата обращения: 11.12.2017).

Анализ композиционной роли сравнений в художественном произведении помогает раскрыть особенности построения текста. В современной прозе сравнения используются часто и становятся значимым компонентом языковой композиции. Обратимся к понятию «сравнение». В словарях отмечается, что сравнение – это вид тропа, это художественный прием, распространённая форма в поэтической речи, образное словесное выражение, в котором одно событие (явление) сопоставляется с другим, происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Окказиональные сравнения носят индивидуальный характер, они характеризуют индивидуальный стиль писателя.
Г.Д. Ахметова анализирует использование сравнений в художественном тексте, отмечая, в частности, что сравнения вводятся в текст обычными, традиционными способами. Сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению. В отличие от других тропов сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, качества, действия). Сравнение может быть отнесено к первичным видам тропа, так как при перенесении значения с одного явления на другое сами эти явления не образуют нового понятия, а сохраняются как самостоятельные. Например, О. Славникова пишет: «Обжигаясь и губя маникюр, она схватила черную картофелину, выломала из горелой и бурой кожуры, толстой, как древесная кора, сладчайшую рассыпчатую мякоть».
Существует несколько способов ввода в повествование сравнений. Сравнительный оборот, присоединяемый с помощью союзов «как» («Туфля воткнулась в ковер, как лопата в грядку»), «будто», «как будто», «точно» («Под навесом, чинно и тесно, точно бочки и мешки на складе, стояли мужчины с благожелательностью на лицах; среди них, на левом фланге, выделялась белоснежным корпусом единственная женщина крупного начальственного вида, в прическе, будто большая лисья шапка»), «словно» («Впереди всех улыбался невысокий плотный товарищ, словно чем-то сдавленный сверху, отчего улыбка его напоминала вылезшую из слоеного пирога полоску варенья»). Есть сравнения, которые вводятся словами «похож», «подобен», «напоминает», «казалось», выступающими в роли сказуемого («Голая кожа на месте снятых бород казалась совершенно белой по сравнению с морщинистым загаром, что делало мужиков похожими на обезьян»). Сравнение оформляется и как отдельное предложение, начинающееся словом «так» и по смыслу связанное с предыдущими. Такие сравнения часто замыкают развернутые художественные описания: «Тут же она и ещё другая, постарше, с лицом как сладкий сухофрукт, так же быстро, чуть перебегая на ходу, проследовали мимо вылезающего Голубева во второй вагон, где закупоренно и замкнуто ехали политики».
Виды сравнений разнообразны. Например, существуют бессоюзные сравнения, которые чаще всего строятся описательно («Ночь – колодец без дна»). Виды сравнений зависят от способов выражения, но в нашей статье не ставилась цель выявлять эти разновидности.
Можно сделать вывод о том, что данный художественный прием занимает важное место среди литературоведческих понятий и играет значимую роль в прозе О. Славниковой.

Литература:
  1. Ахметова Г.Д. Живой литературный текст. М.:Ваш полиграфический партнер, 2012. 232 с.
  2. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: Интелвак, 2001. 1600 с.
  3. Славникова О.А. Любовь в седьмом вагоне:рассказы. М.:АСТ:Астрель, 2010. 285 с.
Основные термины (генерируются автоматически): материале рассказа, Окказиональные сравнения, Виды сравнений, современной прозе сравнения, рассказа «Любовь, материале рассказа «Любовь, художественный прием, композиционной роли сравнений, материале рассказа Захара, материале рассказа Р.Сейсенбаева, Виды сравнений разнообразны, малой прозе И.А.Бунина, образное словесное выражение, бессоюзные сравнения, примере рассказа «Любовь, Метафорические сравнения, слоеного пирога полоску, повествование сравнений, Актуальные проблемы филологии, значимым компонентом языковой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос