Проблема творческого замысла и его реализации в мемуарной литературе белгородских писателей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гордиенко, Н. А. Проблема творческого замысла и его реализации в мемуарной литературе белгородских писателей / Н. А. Гордиенко. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/28/2588/ (дата обращения: 21.11.2024).

Мемуары представляют собой удивительный пример совмещения в одном жанре двух составляющих – описания истории (как собственно жизни автора, так и окружающей его действительности) и художественного произведения, со своей композицией, замыслом, образной системой, тематической направленностью и т.п. Между тем, они не вытесняют друг друга, а гармонично соединяются в одной задаче – воплощении истории жизненного пути автора. Это позволяет нам не только увидеть развитие событий его жизни, но также даёт возможность выявить оригинальную авторскую манеру, а через неё проникнуться талантом самого автора. Изучая мемуары, мы можем проследить, как автор сумел реализовать поставленную им задачу; какие средства он предпочёл использовать для того, чтобы описать свой жизненный путь, каким образом он пытается передать всю полноту и подробности происходящих вокруг него событий, насколько интересно и доходчиво он сумел это преподнести читателю. Все это помогает нам прикоснуться к его жизни не только в плане биографии, но и творческого осмысления. В данной статье мы рассмотрим, как исследуемым нами авторам удалось воплотить основной замысел в своих мемуарах, а также выявить индивидуальную манеру и особенность поэтики каждого из них в сравнении друг с другом.

Великий русский актёр М.С.Щепкин никогда прежде не думал, что помимо своей профессии будет заниматься написанием мемуаров. Однако на его талант превосходного актера и рассказчика обратил внимание А.С.Пушкин, который в итоге настоял на том, чтобы Щепкин приступил к написанию собственных мемуаров. Он отказывался от такой чести, но Пушкин, уезжая из Москвы, решил заставить великого актера взяться за перо. Своей рукой он написал первые строки мемуаров:

«17 июня 1836г. Москва

ЗАПИСКИ АКТЕРА ЩЕПКИНА

Я родился в Курской Губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке…», - и передал перо Щепкину для продолжения записок.

Этим самым он подсказал программу и план мемуаров Щепкина: название сосредоточивало внимание на профессии и судьбе автора-актера, а обстоятельность зачина предлагала приступить к хронологическому изложению тех устных рассказов, которые создали Щепкину славу прекрасного рассказчика. Так родился замысел написания «Записок» и основная тема всего мемуарного произведения в целом.

Далее Щепкин сосредоточил свое внимание на выборе материала, который собирался положить в основу своих мемуаров. В описании он рассказывал буквально обо всем, что входило в его жизнь, составляло прошлое и настоящее, все, что совершалось вокруг него и выпадало на его долю. Но, прежде всего как актер, Щепкин заботился о том, чтобы своими рассказами произвести должное впечатление на читателя, передать всю полноту происходящих событий ярко, живо, естественно и вызвать ответные эмоции. Например, описывая некоторые рядовые ситуации из своей жизни, он целенаправленно подчеркивает их комическую или трагическую сторону, чтобы читатель мог настроиться на соответствующий лад – или смеяться вместе с автором, или сопереживать. Между тем, в своих «Записках» Щепкин не только описывал обстоятельства своей жизни, но и высказывал свои взгляды по поводу волновавших его проблем, излагал творческие позиции, «свой взгляд на драматическое искусство». Позже фрагмент «Записок», в котором он высказался относительно задуманного, стал его своеобразным манифестом. Этот факт лишний раз говорит нам о том, что суть жанра мемуаров не сводится только лишь на хронологическом описании жизни автора. Перед тем, как издать в свет свои «Записки», М.С.Щепкин редактирует их, добавляет материал из личной биографии, который считает нужным. И в итоге, перед нами предстают мемуары великого русского актёра, М.С.Щепкина. Что касается их замысла и реализации, то здесь можно сказать, что Щепкину практически удалось воплотить ожидаемую идею. Основная тема жизненного и творческого пути актера, заложенная еще в названии, проходит через все повествование мемуаров Щепкина. Кроме того, изначально выбранная форма этого повествования – записки, сохраняет свою стилистику; мемуары полностью состоят из записок, они не прерываются вставками из исторических документов, писем и не переходят в другие мемуарные формы (как например, у Никитенко; вначале идут «Записки», а потом уже непосредственно «Дневник»). Однако, из-за композиционных скачков в рассказах, Щепкину все же не удается достичь идеальной хронологической последовательности, поэтому каждая глава воспринимается как отдельный рассказ из уст самого автора.

А.В.Никитенко назвал сборник своих мемуаров «Моя повесть о самом себе и о том, чему свидетель в жизни я был» и тем самым уже предопределил основную направленность своего произведения – рассказать читателю о своей жизни и, прежде всего, о том, что его окружало, чему он был свидетелем. Относительно этой мысли, в дальнейшем, и идет описание его жизни, это является ключевым замыслом. «Моя повесть о самом себе и о том, чему свидетель в жизни я был» состоит из «Записок», повествующих нам о детстве писателя и «Дневника», который Никитенко вел еще с 14 лет. Причем, сам автор делает больший акцент на дневниковых записях, отмечая их важность, не только как глубоко личного человеческого документа, но и богатого культурно-исторического материала, в особенности для истории русской цензуры. А «Записки» выступают здесь, своего рода, только в качестве предисловия, дающего нам представление о происхождении автора и подготавливая к дальнейшему дневниковому повествованию. В «Записках» он переосмысляет свои отрывочные детские воспоминания и впечатления, вследствие чего ему удается коротко и сжато рассказать читателям о раннем периоде своей жизни, приступив к событиям своего дневника. Даже в своих детских воспоминаниях Никитенко уделяет больше внимания характеристике быта и нравов, оттеняя свою личность. Таким образом, он четко соблюдает поставленную задачу, соответствует замыслу. Дневниковые записи повествуют нам о событиях разного времени, которые вносил Никитенко. Они были связаны с его литературной деятельностью и отношениями в кругу писателей, критиков. Параллельно автор высказывает свои позиции относительно развивающихся событий и этим существенно дополняет свои записи, расширяет возможности жанра мемуаров. Ценность его дневниковых записей заключается в том, что он сумел уделить должное внимание и своей личности, показать формирование собственных взглядов на жизнь, отношения к действительности, и подробно рассказать обо всем, что происходило вокруг него, предоставляя нам видение обстановки от первого лица. Таким образом, дневниковая форма позволила нам не просто проследить развитие личности автора, но и увидеть его место на фоне общей картины истории. Мемуары А.В.Никитенко - очередной пример многообразия форм жанра мемуаров. Мы видим, что они не сводятся только лишь на одном хронологическом повествовании событий жизни автора. Помимо всего прочего они могут соединять в себе разные составные части – отдельные записки, разрозненные письма, или же записки в сочетании с дневниками. Кроме того, каждый автор привносит свои новшества в мемуарное повествование своей жизни и тем самым расширяет границы этого жанра.

Говоря об «Автобиографии» Н.С.Кохановской, стоит отметить, что у нее, так же как и у М.С.Щепкина изначально не было повода и замысла для написания своих мемуаров. А началось всё так: Кохановская послала в «Современник» к Плетневу повесть «Графиня Д», а с ним сопроводительное письмо, в котором просила Плетнева дать оценку и критические замечания по поводу ее новой повести. Но Плетневу письмо понравилось больше, чем ее произведение. Его привлекла манера письма Кохановской. Он говорил, что «свободное жизненное творчество гораздо интереснее, нежели большинство теперешних светских книг, что в откровенных письмах отражено истинное движение души». Так Кохановская начинает подробно описывать свою жизнь в письмах к Плетневу, после чего они станут основной частью ее знаменитой «Автобиографии». Воспоминания она выбирала исходя из просьб Плетнева - он желал услышать от Кохановской историю ее жизни во всех подробностях, не пренебрегая ничем. Так Кохановская воссоздает картину своего прошлого. Она изливает душу Плетневу как отцу, доверив самые сокровенные воспоминания, для нее это было подобно исповеди. Начиная описание с характеристики своих родителей, Н.С. начинает постепенно изображать картину своих детских лет, далее – переход в наиболее зрелый период жизни, больше воспоминаний и описанных моментов. Перед нами предстает картина прошлого в теперешнем осмыслении. Но в целом можно отметить, что описание идет в последовательном порядке, без хронологических скачков, встраиваясь в общую картину жизни. Кохановская пытается придать художественность, чувственность описанию впечатлений, чтобы читатель мог сам себе это представить и почувствовать эмоции, которая стремилась передать Надежда Степановна. Гениально то, что это ей удается достичь этого в форме обычного письма. Еще в детстве в ней намечались ее будущие задатки писательницы. У всех трех авторов также прослеживается этот момент - это помогает нам увидеть начало зарождения таланта, а также изначального определения пути развития; у Щепкина это проявилось в его любви к театру, литературе, желании воплотить интересующий его образ на сцене, у Никитенко также писательский талант, критическое восприятие действительности и особое внимание е тому, что его окружает, начало зарождаться в детстве и сделало, в итоге, его выдающимся писателем, критиком, историком и цензором. Также и у Кохановской еще с детства появляется тяга к знаниям, любовь к чтению, необычайный ум и острое чувственное восприятие окружающих событий, а также умение в полной мере передать все это, в результате, сделало ее писательницей и выдающейся личностью. Таким образом, мы можем говорить о наличии одной сквозной темы в рассматриваемых нами мемуарах – темы будущей профессии, жизненного предназначения, развития таланта. Это является частью реализации основного замысла. Наряду с этим, можно выделить и другие темы, которые встречаются и пересекаются в мемуарных произведениях. Это тема отношения к современности, окружающей авторов действительности. В плане того, как каждый из авторов реагирует на события, происходящие вокруг него (бытовые, социальные, исторические) и какое место им отводится в рамках мемуаров, на каком плане они стоят по отношению к описанию жизни в целом. Так, у Никитенко главный акцент мемуаров ставится, в первую очередь, на воспроизведении социальных и исторических событий своего времени. Не зря его мемуарное произведение называется «Повесть о том, чему свидетелем в жизни я был». Кроме того, можно заметить, что в ходе описания своей жизни, Никитенко абстрагируется от своего личности в сторону остросоциальных проблем современности. В этом проявляется его первостепенная задача как критика, историка.

У Щепкина также имеется отступление для описания нравов общества, в котором ему довелось вращаться. Об этом свидетельствует его глава «Прошлые нравы», где он описывает случай из жизни одной графини, которая жестоко обращалась со своими слугами. В течение всего описания также присутствуют события, свидетелем которых он становился, но только в качестве фона к основному действию – его жизни как актера. У Кохановской фрагменты описания общественных ситуаций и нравов встречаются редко, и только в связи с ее жизненными ситуациями. Например, описываемые ей случаи, как ее отец не мог получить повышение по службе или проблемы в семье из-за недостатка денег. Так или иначе, Кохановская тоже касается этой темы и в ее мемуарах она имеет место. В итоге, можно судить не только о наличии еще одной сквозной темы у рассматриваемых авторов, но и степени ее проявления, реализации;

  • у Никитенко она имеет ярко выраженный акцент, стоит едва ли не на первом месте;

  • у Щепкина она проявляется, но только как дополнение картины, фон в отступлении;

  • а у Кохановской вписывается в канву мемуаров и внимание на ней не акцентировано.

Однако это обусловлено тем, что Кохановская выбирала воспоминания и писала исключительно из пожеланий Плетнева, а он хотел в большей степени узнать все, что составляло ее жизнь, стремился пронаблюдать развитие ее пылкой утонченной натуры, «истинные движения души человеческой». Следовательно, и описание Кохановской было сосредоточено на ней самой, а никак не на истории и окружающих событиях. В результате, первоначальный замысел, который ей подсказал Плетнев, был успешно реализован – Кохановская сумела рассказать о своей увлекательной жизни подробно и без купюр, отразить в письмах не только становление личности, но и развитие талантов, формирование своих душевных качеств. Кроме того, этому поспособствовала форма реализации - письма, благодаря которым автор имеет возможность рассказать о своей жизни откровенно и напрямую, давая возможность читателю буквально прикоснуться к его душе.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы отметить, что авторам в полной мере удалось реализовать основной замысел в своих мемуарах. Причем каждый из них использовал свои средства и способы достижения поставленных задач. Следует также учесть новаторство каждого из авторов. В том, что они смогли расширить привычные понятия о жанре мемуаров, дополнив его новыми формами и широтой использования художественных средств, искусством передачи жизненных подробностей, живостью и проникновенностью описания, способностью не просто изобразить жизнь человека, но и показать в действии на фоне исторических событий.

Все это дает повод говорить о том, что их вклад в мемуаристику неоценим.


Литература:

  1. Гордиенко Н.А. Место «Записок актера» Щепкина в типологии мемуарной литературы: сборник докладов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социокультурное пространство России: проблемы и перспективы развития», т.2. – Белгород: БГИКИ, 2011.

  2. Панфилова Н.Н., Фельдман О.М. «Записки актера Щепкина»: Приложение. Документы. Из критики, переписки. Воспоминаний. Рассказы в записи и обработке современников/ Изд. Подгот.: Н.Н.Панфиловой и О.М.Фельдманом; Вступ. ст. О.М. Фельдмана. – М: Искусство, 1988. – 382 с.: ил.

  3. Литературные памятники Белгородчины: энциклопедия, вып.2. - Белгород: Белгородский государственный историко–краеведческий музей, 2008.

  4. Н.С.Кохановская «Автобиография», М.Университетская типография, Страстной бульвар, 1896. Со вступительной статьей по ред. С.И.Пономарева.

  5. http://az.lib.ru/n/nikitenko_a_w/text_0050.shtml





Основные термины (генерируются автоматически): жизнь, автор, записка, мемуары, событие, том, основной замысел, мемуарное произведение, Моя повесть, полная мера.

Похожие статьи

Проблема выражения авторской мировоззренческой концепции в эссеистике 20-21 веков

Этический портрет врача в произведениях русских писателей-медиков: культурно-исторический аспект

К вопросу о реализации принципа эстетической универсальности в художественно-творческой деятельности в период детства

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеиной

Мировоззренческая идея символики русского правосудия в тренде публичного уголовного процесса (философский аспект)

Нравственная основа воспитания личности в педагогической концепции М. М. Манасеиной

Эволюция взглядов самодержавия и общественных кругов России на место и роль Сибири в общероссийской системе управления

Трансформации тюменской правоохранительной системы в контексте революционных событий 1917 года

Взгляды губернских журналистов на российскую повседневность конца XIX — начала XX века (на материалах Владимирской губернии)

Специфика религиозно-мифологического сознания нанайцев в современных российских условиях

Похожие статьи

Проблема выражения авторской мировоззренческой концепции в эссеистике 20-21 веков

Этический портрет врача в произведениях русских писателей-медиков: культурно-исторический аспект

К вопросу о реализации принципа эстетической универсальности в художественно-творческой деятельности в период детства

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеиной

Мировоззренческая идея символики русского правосудия в тренде публичного уголовного процесса (философский аспект)

Нравственная основа воспитания личности в педагогической концепции М. М. Манасеиной

Эволюция взглядов самодержавия и общественных кругов России на место и роль Сибири в общероссийской системе управления

Трансформации тюменской правоохранительной системы в контексте революционных событий 1917 года

Взгляды губернских журналистов на российскую повседневность конца XIX — начала XX века (на материалах Владимирской губернии)

Специфика религиозно-мифологического сознания нанайцев в современных российских условиях