Карл Радек и Сергей Доренко: сравнительный анализ политических взглядов и стилистических особенностей речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в

II международная научная конференция «Филология и лингвистика в современном мире» (Москва, июль 2018)

Дата публикации: 28.06.2018

Статья просмотрена: 436 раз

Библиографическое описание:

Гаврилина, А. Н. Карл Радек и Сергей Доренко: сравнительный анализ политических взглядов и стилистических особенностей речи / А. Н. Гаврилина. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, июль 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/260/14401/ (дата обращения: 25.02.2021).



Карл Радек и Сергей Доренко являются знаковыми личностями каждый своей эпохи. С одной стороны, они проявляют себя как блестящие публицисты, мастера слова, острые на язык, сатирические, критикующие авторы статей и, в случае Радека, эфиров, становятся героями анекдотов и сами сочиняют анекдоты. С другой стороны, они оба пытаются завоевать как можно более выгодное положение, чтобы обеспечить свою безопасность.

Именно поэтому в деятельности обоих публицистов можно заметить откровенное заискивание перед властными людьми. Сергей Доренко создает свои репортажи таким образом, чтобы это играло на руку Путину, впрочем, впоследствии обвиняет его в бездействии во время трагедии подлодки Курск и затем начинает осуждающую кампанию против его власти. Надеясь обеспечить достойную жизнь своим идеям, Доренко примыкает к партии Зюганова, а затем покидает ее спустя девять лет, обличая Зюганова и клеймя его позором. Схожим образом поступает и Карл Радек — примыкает к Троцкому, надеясь, что выбрал себе сильных защитников, под опекой которых может совершенствовать свою публицистику и обеспечить себе достойную жизнь, затем предает Троцкого, когда понимает, что угроза продолжительной ссылки реальна, примыкает к Сталину и унижается перед ним.

В первую очередь, стоит отметить, что оба публициста использовали прием портрета, чтобы продемонстрировать влияние человека на историю. Подобно тому, как Карл Радек критиковал или превозносил личности в истории, то же самое делал Доренко в своих передачах, критически отзываясь о разных людях у власти.

Как и Карл Радек, Сергей Доренко использует сатирические описания для высмеивания своих противников. В частности, в 1996 году Сергей Доренко в интервью упоминает, что сравнил череп коммуниста и череп неандертальца и пришел к выводу, что они идентичны.

В. В. Трушков, политический обозреватель газеты «Правда», высказался так о значимости анекдота: «У анекдотов есть очень противоречивый механизм воздействия на общество. С одной стороны, это высмеивание, а с другой стороны, создание популярности».

Для создания собственной репутации и репутации своих материалов оба автора часто пользовались политическими скандалами в СМИ. Так, например, в 1998 году Сергея Доренко увольняют с канала ОРТ за скандальное интервью с сотрудниками ФСБ, при помощи которых Доренко вскрывает факты коррупции в этой сфере. Это позволяет приобрести ему репутацию изобличителя, смелого человека, который не боится вмешиваться в деятельность властных структур. Точно так же не угодивший власти Карл Радек в 1912 году был исключен из социал-демократии Королевства Польского и Литвы по сфабрикованному делу о мошенничестве, когда он вступил в конфронтацию с Розой Люксембург. Когда Карла Радека исключали из Германской социал-демократической партии, его обвинили в присвоении партийных денег и краже книг. Роза Люксембург потребовала суровых мер в отношении Радека, полагая, что жуликам не место в партийных рядах. Позицию Люксембург поддержали ее сопартийцы, что навсегда настроило Радека против Люксембург.

Оба публициста создавали собственную лояльную аудиторию благодаря остроте материалов. Именно это позволяло им иметь определенный вес в обществе. Так, В. А. Артемов со ссылкой на А Фейхтвангера пишет: «Фейхтвангер видел в Радеке самую популярную в Советском Союзе личность среди участников второго московского судебного процесса и подчеркивал, что Сталин «с горечью и взволнованно рассказывал о своем дружеском отношении к этому человеку» и назвал его «иудой» после признания Радека на суде». [1] Когда Карла Радека ссылали в Сибирь в 1927 году, проводить его собралось множество людей, так как всем хотелось еще раз увидеть кумира, поддержать его, пообщаться с ним.

Свой аудиторию имел и Сергей Доренко. РИА Новости писали, что «с уходом Доренко РСН может потерять часть аудитории», говоря со ссылкой на экспертов, что Доренко «успел «забрендировать» собой РСН, вслед за ним может уйти часть аудитории, возможность компенсировать уход такой яркой личности будет зависеть от действий нового руководства», «его уход создаст проблемы для РСН, которая ассоциировалась с его именем».

«Как это обычно бывает, когда уходят со станции брендовые персонажи, за ними уходит какая-то часть аудитории, которые слушали эту станцию потому, что слушали Доренко — не важно, любили они его или не любили», — сказала РИА Новости доцент департамента «Медиапроизводство и креативные индустрии» НИУ-ВШЭ, и кафедры телевидения и радиовещания МГУ Виктория Сухарева. [2]

В. В. Трушков, обозреватель газеты «Правда», также сравнивает деятельность Радека и Доренко, находя их подходы принципиально различными. «Для Радека журналистика — это инструмент… средство решения политических задач. Доренко — журналист, это как раз опровержение того, что журналистика является четвертой властью. С Радеком у них противоположность даже с точки зрения не личностной, а с точки зрения статусной у них разница — в соотношении политики и журналистики. Радек претендует на самостоятельную роль. Доренко не претендует даже на самостоятельную роль, он претендует на роль журналистского светила, а не политического», — отвечает он на вопрос о сравнении двух публицистов.

Оба публициста используют, в том числе, подчеркнуто сниженную лексику в обличении известных личностей, например, Карл Радек, отвечая на оскорбление Ворошилова, который назвал Радека прихвостнем Троцкого, пишет эпиграмму:

Эх, Клим, пустая голова,

Навозом доверху завалена,

Уж лучше быть хвостом у Льва,

Чем задницей у Сталина.

А, например, Сергей Доренко, описывая пожары в Москве в 2010 году и отъезд Лужкова в Австрию, говорит, что «мэр тяготеет к тирольским местам, где все прекрасно: коровы с колокольчиками и девки с сиськами». [3, с. 24]

Оба публициста для высмеивания своих противников используют метафоры и прозвища. Так, Карл Радек называл генерального секретаря партии «усач», «тифлис» и «коробочка», Сергей Доренко иронично называет Навального «зубастиком».

Проанализировав публицистические приемы Карла Радека и Сергея Доренко, мы можем выделить характерные приемы публицистики, свойственные каждому из них.

Так, для Карла Радека характерно сатирическое высмеивание политических лидеров, которое со временем, впрочем, трансформировалось в более осторожную критику, а затем и откровенное уважительное и подобострастное отношение к бывшим объектам сатиры. Карл Радек на пике своей популярности сочинял эпиграммы и анекдоты, сам становился героем анекдотов. Для его материалов характерно использование эпитетов и метафор.

Сергей Доренко в своей публицистике также использует резкую критику, но не делит ее объекты на властных и безвластных, а обрушивается с критикой и сатирическими высказываниями на нарушителей закона. Конечно, наиболее популярны его материалы о представителях верхушки власти (мэрах, губернаторах, президенте), а также силовых структурах (ФСБ и МВД) и о крупных чиновниках (например, Усманове). Сергей Доренко проводил собственные расследования. Как и Радек, Доренко становился героем анекдотов.

Оба публициста используют прием портрета, прием «человека в истории», чтобы показать значимость деятельности (неважно, негативную или позитивную) той или иной личности. Они используют сатирические описания своих противников и объектов высмеивания, тактику вербальной агрессии, сниженную лексику.

Литература:

  1. Артемов А. В. Карл Радек: идея и судьба / А. В. Артемов. — URL: http://www.fedy-diary.ru/html/022013/1102013–02a.html (дата обращения 20.05.2018);
  2. С уходом Доренко РСН может потерять часть аудитории, считают эксперты. — URL: https://ria.ru/society/20130702/947073956.html (дата обращения 20.05.2018);
  3. Ращупкина О. Лужков против Доренко. Независимая газета. 1999. С. 24;
  4. Программа Сергея Доренко о подводной лодке Курск. 02.09.2000. — URL: https://pandoraopen.ru/2016–01–18/zhyostkaya-kritika-putina-po-povodu-apl-kursk-poslednyaya-peredcha-dorenko-na-ort/ (дата обращения 28.05.2018).
  5. Эндель М. Штуки Радека / М. Эндель. — URL: http://booknik.ru/yesterday/lost-books/shutki-radeka/ (дата обращения 20.05.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): Люксембург, герой анекдотов, публицист, достойная жизнь, личность, прием портрета, РИА Новости, самостоятельная роль, сниженная лексика.

Похожие статьи

Эмоционально настраивающие тактики в интервью-портрете...

Было установлено, что в интервью-портрете похвала выражается преимущественно утвердительной формой предложения и представляет собой констатацию какого-либо поступка, события из жизни героя интервью...

Средства создания речевой портретной характеристики героя...

Поскольку «языковая личность героя» является порождением сознания автора, даже несмотря на то, что персонаж имеет свой индивидуальный

Также стоит отметить, что стилистически сниженная ругательная лексика используется только в ситуациях эмоционального напряжения.

Основные особенности и функции публицистики как стиля...

Публицист, журналист сообщает о людях, фактах, событиях текущей жизни, общественных

г) Сокращения (аббревиатуры). Новости, статьи, заголовки изобилуют сокращениями различного вида.

Способы выражения и перевода оценочной лексики в текстах...

Художественный мир Ф. Искандера | Статья в журнале...

Фазиль Искандер не пользуется всеми этими приемами. У него нет значимых имен, в портретах персонажей и их поведении нет заострения, шаржа; как портретист он вообще скуп.

Необходимо также указать и на важную роль анекдота в произведениях писателя.

Максим Горький. Жизнь и творчество под призмой эмиграции

Таким образом появилась газета «Новая жизнь», которая просуществовала с 1 мая 1917 по 16 июня 1918 года.

Идеи не побеждают приемами физического насилия.

В писателе словно жили два человека: публицист и художник.

Дисфемизмы как средство искажения информации в печатных СМИ

Отрицательный образ телевидения усиливается отсутствием достойных программ: Надо

С помощью грубой сниженной лексики подчеркивается вред телевидения.

«Процесс вульгаризации, который затронул многие сферы общественной жизни, привел к увеличению...

Роль заимствований в создании литературного портрета...

При помощи этого приема портретизации создаются монотематические портреты: туалетоцентричный

Он – провинциальный врач, загнанный жизнью и людьми, который на тот момент был, по его словам, «gerade ganz «down» [7, с. 41] («совсем опустился» (англ.)

К вопросу о национальных чертах русского обмана

Я и сам, признаюсь, принадлежу к этому непорядочному типу и всю жизнь страдал от того...

Рисуя национальный портрет русского лгуна, Писемский часто прибегает к сатире, имея своей целью вскрыть пороки

Печорин — вечный герой нашего времени | Статья в журнале...

Французский исповедальный роман в оценке П.А. Вяземского...

При этом бытописательный роман сменяется субъективным, повествующим о жизни души, так называемым «исповедальным». Исповедальный роман характеризуется простотой, локальностью сюжета, акцентирует внимание на личности главного героя.

Похожие статьи

Эмоционально настраивающие тактики в интервью-портрете...

Было установлено, что в интервью-портрете похвала выражается преимущественно утвердительной формой предложения и представляет собой констатацию какого-либо поступка, события из жизни героя интервью...

Средства создания речевой портретной характеристики героя...

Поскольку «языковая личность героя» является порождением сознания автора, даже несмотря на то, что персонаж имеет свой индивидуальный

Также стоит отметить, что стилистически сниженная ругательная лексика используется только в ситуациях эмоционального напряжения.

Основные особенности и функции публицистики как стиля...

Публицист, журналист сообщает о людях, фактах, событиях текущей жизни, общественных

г) Сокращения (аббревиатуры). Новости, статьи, заголовки изобилуют сокращениями различного вида.

Способы выражения и перевода оценочной лексики в текстах...

Художественный мир Ф. Искандера | Статья в журнале...

Фазиль Искандер не пользуется всеми этими приемами. У него нет значимых имен, в портретах персонажей и их поведении нет заострения, шаржа; как портретист он вообще скуп.

Необходимо также указать и на важную роль анекдота в произведениях писателя.

Максим Горький. Жизнь и творчество под призмой эмиграции

Таким образом появилась газета «Новая жизнь», которая просуществовала с 1 мая 1917 по 16 июня 1918 года.

Идеи не побеждают приемами физического насилия.

В писателе словно жили два человека: публицист и художник.

Дисфемизмы как средство искажения информации в печатных СМИ

Отрицательный образ телевидения усиливается отсутствием достойных программ: Надо

С помощью грубой сниженной лексики подчеркивается вред телевидения.

«Процесс вульгаризации, который затронул многие сферы общественной жизни, привел к увеличению...

Роль заимствований в создании литературного портрета...

При помощи этого приема портретизации создаются монотематические портреты: туалетоцентричный

Он – провинциальный врач, загнанный жизнью и людьми, который на тот момент был, по его словам, «gerade ganz «down» [7, с. 41] («совсем опустился» (англ.)

К вопросу о национальных чертах русского обмана

Я и сам, признаюсь, принадлежу к этому непорядочному типу и всю жизнь страдал от того...

Рисуя национальный портрет русского лгуна, Писемский часто прибегает к сатире, имея своей целью вскрыть пороки

Печорин — вечный герой нашего времени | Статья в журнале...

Французский исповедальный роман в оценке П.А. Вяземского...

При этом бытописательный роман сменяется субъективным, повествующим о жизни души, так называемым «исповедальным». Исповедальный роман характеризуется простотой, локальностью сюжета, акцентирует внимание на личности главного героя.