Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Жанрово-тематическое своеобразие онлайн-версий местных газет

6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
2
Поделиться
Аннотация
В данной исследовательской работе рассматривается жанровое и тематическое наполнение газет Елабуги, Набережных Челнов и Нижнекамска.
Библиографическое описание
Свиридов, К. В. Жанрово-тематическое своеобразие онлайн-версий местных газет / К. В. Свиридов. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, июль 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/260/12574.


В данной исследовательской работе рассматривается жанровое и тематическое наполнение газет Елабуги, Набережных Челнов и Нижнекамска.

Ключевые слова: жанровая палитра, тематический набор, электронные версии, заголовки

Несмотря на сосредоточение основной массы информации в мультимедийном пространстве, печатные СМИ остаются одной из главных форм подачи информации и имеют не меньшее влияние, чем телевидение или радио. Однако идут процессы изменения в самих печатных СМИ — изменяются их композиционная и жанровая структура, наблюдается тенденция к упрощению материала и усилению роли визуальных элементов. Одной из самых эффективных форм выживания в информационной среде для печатных медиа становится адаптация в Интернете.

В онлайн-версиях у каждого журналиста появляется возможность написать объемный материал и, соответственно, использовать крупные информационные или аналитические жанры (корреспонденция, отчет, статья и т. д.). Очевидно, печатные версии ограничены в площади: зачастую здесь материалы сокращаются, опускаются некоторые факты и детали. Другое преимущество Интернет-версий заключается в том, что на электронных страницах помещается большое количество фотографий, видео и аудио-записей, что не сделаешь в печатной. Необходимо упомянуть и оперативность: лента новостей в Интернете обновляется через каждый полчаса, против одного-двух выходов в печать. Кроме этого, электронная версия охватывает больший возрастной контингент аудитории, так как молодая аудитория предпочитает читать новости в Интернете. Также сюда можно отнести комментарии. При желании читающие могут оставлять их под каждым материалом. К тому же, информационные материалы публикуются в определенных разделах в электронных версиях изданий в Интернете, которые обновляются через определенное время. Кроме этого, у пользователя есть возможность перейти по ссылкам в официальные группы в социальных сетях. Их иконки расположены в верхнем углу сайтов. К слову, дизайн официальных страниц изучаемых средств массовой информации во многом схож.

В настоящее время все чаще исследователи говорят о сокращении аналитических и художественно-публицистических материалов в пользу новостного в российских газетах. В связи с этим уменьшается количество объемных жанров в публикациях. Подобные процессы затрагивают и электронные версии изданий. По этому поводу было проведено немало исследований. Те же самые процессы происходят и в СМИ Татарстана. В нашей работе мы рассматриваем онлайн версии газет в трех городах Татарстана: СМИ Набережных Челнов; Елабуги; Нижнекамска.

В исследуемых изданиях к самым распространенным информационным жанрам можно отнести заметку и ее разновидности, корреспонденцию. Самым редким можно считать репортаж в его первоначальном виде (с места событий). Многие исследователи отмечают, что сейчас жанры нередко перемешиваются между собой, и определить, в каком жанре написана публикация порой является проблемой. Однако для того, чтобы узнать жанровую принадлежность материала, нужно соотнести его с характеристиками каждого новостного жанра и сосчитать их количество в журналистском тексте. Кроме этого, встречается хроника — разновидность заметки, когда под одним заголовком печатается несколько небольших материалов. В пример можно привести рубрику «экспресс-новости» в газете «Челнинские известия» [1]. Другой же новостной жанр, который трудно спутать с каким-либо другим — это интервью.

Особую сложность представляют разновидности жанров. Несмотря на то, что существует множество их определений, порой возникают проблемы с распознаванием вида. Исследователь должен знать каждую деталь критерия для того, чтобы выявить с максимальной точностью жанр, в котором написана публикация.

За шесть месяцев исследования мы выяснили, что в СМИ не было опубликовано ни одного аналитического материала в чистом виде, но встречалось достаточное количество публикаций с элементами аналитики. Что касается художественно-публицистических жанров, то здесь необходимо сказать, что «Челнинские известия» публикуют произведения известных авторов города. В пример приведем писательницу Зифу Кадырову. В ходе исследования были найдены материала, написанного в художественно-публицистическом жанре только в газете «Новая Кама» [2].

Местные журналисты не используют всю палитру журналистских жанров. Предположим, каковы причины такого рода скудности?

Взаимосвязь тематик и журналистских жанров можно проследить на публикациях редакций небольших городов. Речь идет о том, что существует ряд тем, на которые журналисты пишут материалы в определенных жанрах. К таким можно отнести криминальную, культурную и спортивную тематики. Зачастую материалы на данные темы пишутся в жанрах хроники, афиши анонса и заметки. Более крупные материалы можно встретить реже. Поэтому на жанровую палитру влияет тематическая скудность. Однако существует и другая информация. Отсюда возникает еще одна причина — большой поток информации, который не позволяет журналисту писать объемные материалы. Очевидно, с развитием технологий сотрудники региональных СМИ получили возможность получать информацию из других субъектов Российской Федерации и всего мира, не выходя из кабинета. Разумеется, часть той информации, приходящей не с региона, можно опубликовать на сайте газеты, поэтому местные издания стараются печатать новости в необъемных жанрах, таких как заметка и ее разновидности, с одной стороны. С другой стороны ограниченное использование палитры жанров может быть связано с существующей тенденции трансформации жанровсегодня, которая ставит под угрозу «вымирания» целого ряда журналистских жанров в первоначальном виде. Очевидно, такого рода процессы уже стали объектом исследования ученых-теоретиков. Стоит отметить, что некоторые жанры не используются в СМИ на региональном уровне. Причиной тому может быть редакционная политика издания. К примеру, городское издание позиционирует себя как информационное. Естественно, ни о какой аналитике речи здесь быть не может. Однако она позволило бы разнообразить рутинную работу журналиста, котораявсвою очередь так же может быть причиной скудности жанров. Журналист, подобно конвейеру, выпускает материалы по отработанным им схемам. Очевидно, со временем теряется творческое самовыражение.

Впрочем, причина может скрываться в самом образовании журналиста, вернее, в его отсутствии. Не секрет, что в журналистику приходят люди из других профессий в силу разных обстоятельств. Научившись основам журналистского текста, данные сотрудники начинают работать в качестве корреспондента. Но, с другой стороны, они же могут быть экспертами в своей области, к примеру, экономике. И, допустим, будет, освещать экономическую тематику и писать аналитические материалы про свой регион. Однако этого не случается. Отсюда возникает следующая проблема — вштате провинциальных СМИ нет экспертов, способные анализировать ситуации в той области, в которой они имеет образование. Необходимо сказать, что причиной скудности жанров может стать и сама аудитория. Журналисты теоретики уже давно говорят, что читателей Интернет-СМИ не интересуют объемные материалы. К тому же, большинство из них являются молодой аудиторией, которой предпочтительнее просматривать видео и фото с тех событий, произошедших в городе.

Большинство изданий определяют для себя конкретный тематический набор, который появляется из номера в номер. Как отмечают исследователи, он формируется на основе интересов аудитории данного СМИ. Тематический набор, в свою очередь, определяет повестку дня. Что представляет она из себя? Исследователи сходятся во мнении, что повестка дня — это пять и более тем, которые каждое СМИ предлагает аудитории. Существует несколько видов таких тем. К ним относятся: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

Однако, как отмечают исследователи, точные временные рамки порой установить бывает сложно. К тому же, чем больше какое-либо событие находится в поле зрения журналистов, тем больше у него шансов закрепиться в двух последних временных рамках. В данном случае имеет место быть следующая ситуация: журналистам приходится выбирать между обыденными тематиками и актуальными на короткий срок, иногда сенсационными новостями, а первые отходят на второй план, что влияет на качество СМИ.

К самым распространённым тематикам можно отнести социальную и криминальную, реже представлены спортивная и культурно-образовательная. Основной причиной этого считаем небольшое количество информационных поводов, в отличие от крупных городов. К самым редким тематикам, по данным исследования, относятся политическая и экономическая. Что касается заголовков, то распространенным видом можно считать сообщение, так как большое количество материалов в изданиях Елабуги, Набережных Челнов и Нижнекамска публиковались за исследуемый период именно под заголовками такого вида.

Кроме этого, на официальных сайтах исследуемых газет существует ряд публикаций, тематику которых сложно, либо невозможно определить. К таким материалам можно отнести прогноз погоды, рекламу, публикации об известных личностях. Или же, как называют данные материалы практикующие журналисты, светская хроника. Каковы причины популярности таких материалов?

Сотрудники СМИ заинтересованы писать материалы про те или иные стороны личной жизни известных личностей. Здесь можно выделить два направления: первое, личность широко известна или же, второе, когда известная персона совершает низкие с точки зрения морали вещи в отношении кого-то.

Существуют и другие причины опубликования материалов, направленные на поднятия рейтингов издания. Это, по мнению многих исследователей, происходит из-за того, что печатные СМИ на фоне остальных видов давно устарели. В пользу этого говорит тот факт: с каждым годом число подписчиков, а вместе с тем и читателей, неуклонно уменьшается. В то же время растет возраст читателей — молодая аудитория, по данным статистики, предпочитает узнавать новости из Интернета (отчасти переход на электронные версии объясняется этим явлением). Печатные версии читают люди старше 50 лет. Поэтому для удержания и привлечения аудитории журналисты провинциальных городов вынуждены искать подобного рода информационные поводы. Публикации составляют почти половину от общего количества материалов, публикуемых за месяц конкретным изданием. Помимо этого необходимо сказать, что в местных газетах за один месяц публикуется около 160–172 материалов о гороскопе, примерно 30 про погоду.

Для поддержания рейтингов региональные СМИ вынуждены публиковать так же и новости на криминальные тематики. Число просмотров подобного рода публикаций стабильно высокое по сравнению с остальными тематиками. Поэтому небольшие по объему материалы зачастую «популярнее» нежели остальные актуальные материалы сотрудников СМИ. Такая же ситуация прослеживается в местных изданиях.

Теперь обратимся к возможным причинам тематической скудности в местной прессе. Очевидно, в регионах информационных поводов намного меньше, чем в крупных городах, поэтому не все темы освещаются, либо освещаются изданиями частично. Другой причиной может стать информационная политика СМИ: журналисты намеренно пишут на определенные рейтинговые темы, приносящие больше просмотров, игнорируя остальные. В настоящее время, по словам исследователей и самих журналистов, популярны светская хроника и криминальная тематика. Также отметим и редакционную политику СМИ: многие издания публикуют много материалов только на актуальные темы — к таким можно отнести, прежде всего, социальную. Здесь же можно предположить и обратную ситуацию: на некоторые темы печатаются только положительные материалы в СМИ. Причиной тому может быть то, что некоторые субъекты РФ контролируют все СМИ, выходящие на территории, вне зависимости от их вида собственности. Известно, существует ряд региональных изданий, не публикующих материалы про актуальные проблемы в политике или экономике.

Рассмотрим в качестве дополнения заголовки изданий.

На электронных страницах исследуемых газет журналисты в заголовок выносят простую информацию об описываемом в материале событии, используя тем самым прямой метод подачи информации. Также в газетах распространен метод написания заголовка, когда сам журналист просто комментирует ситуацию.

Другие сотрудники СМИ изданий предпочитают заголовки с вопросной формой. Многие материалы также имеют заголовок-сообщение. Зачастую сообщается простая несложная информация в 2–4 слова о том или ином событии. Стоит упомянуть и о заголовках в газете «Челнинские известия». Необходимо заметить то, что самым популярным видов в данном издании является резюме. Что же касается остальных видов заголовков, то здесь стоит отметить, что они так же присутствуют в исследуемых изданиях. Однако по количеству уступают другим.

В заключение предположим, каковы будут дальнейшие пути развития местной прессы. В ближайшем будущем малобюджетные или негосударственные издания станут закрываться или же переходить на формат рекламного СМИ. Оставшиеся в городах газеты уйдут в Интернет. Что касается жанров, то здесь, предположим, будут внедряться Интернет-жанры, например, лонгрид, веб-обозрения, веблоги. Традиционные журналистские жанры будут трансформироваться и терять какие-то определенные свои черты. Текст сократится: акцент СМИ будет сделан на прямую трансляцию с места событий, в том числе в большом количестве будет задействована фото, видео и аудиотехника. Развитие данных тенденций можно наблюдать уже сегодня во многих региональных изданиях.

Литература:

  1. Челнинские известия». URL: http://www.chelny-izvest.ru/(дата обращения: 30.05.2017);
  2. Новая Кама/ http://www.elabuga-rt.ru. URL: (дата обращения: 30.05.2017).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный