Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

О великом мыслителе М.В. Ломоносове – достойном восхищения и подражания

2. История литературы
14
Поделиться
Библиографическое описание
Юлдашева, Р. Ж. О великом мыслителе М.В. Ломоносове – достойном восхищения и подражания / Р. Ж. Юлдашева. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1837/.


Многие учащиеся Узбекистана мечтают учиться в МГУ им. М.В. Ломоносова, тем более в Ташкенте имеется его филиал. Но знают ли наши выпускники, кто такой Ломоносов и почему университет носит его имя? Совсем еще недавно (в 2011 году) передовая общественность мира отметила 300-летие великого ученого – энциклопедиста. Хочется поделиться своим восхищением и преклонением перед великим мыслителем – М.В.Ломоносовым, ибо его жизнь достойна подражания для молодежи всего мира.

Все начинается с детства. Заложенные от рождения способности развиваться в отрочестве, реализоваться начинают в юности. Что же сохранила история об этих периодах жизни человека, которого М.В.Достоевский назвал «бесспорным гением» в России?

Стремление к знаниям и свободе – качества, свойственные Ломоносову с самих ранних лет.

Детство и отрочество его прошли в суровых условиях северного края. Русский Север, Поморье славились людьми смелыми и свободными. С давних времен поморцы – выходцы из вольного города Новгорода стали поселяться на побережье Белого моря и охотились, ловили рыбу, строили дома при помощи одного топора, без гвоздей….

Здесь-то , в деревне Мишанинской, недалеко от Холмгор, в 1711 году в семье зажиточного и преприимчивого крестьянина Василия Ломоносова и родился один из величайших людей России. С самого детства Михайло помогал своему отцу во всем. Детей поморы воспитывали в строгости.

В зимние месяцы, когда работы было поменьше, Михайло учился читать и писать. А ведь тогда в сёлах не было библиотек. Детей учили читать по Псалтыри, сборникуц библейских псалмов. Михайло читал книгу Симеона Полоцкого «Псалтырь рифмованная», во вступлении которой автор советовал читателю быть «не слов ловителем, но ума искателем».

Однажды в доме соседа Ломоносов увидел книги, которые потом назвал «вратами своей учёности»: «Грамматику словенскую» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтитя Смотрицкого – знаменитые первые русские ученые, составленные по приказу Петра Первого «ради обучения мудролюбивых российскитх отроков».

В пятнадцать лет Михайло превзошел своих сверстников, хотя ещё участвовал в общих забавах. Отец был доволен тем, что Михайло становился всё грамотнее и думал, как бы его способности использовать для дальнейшего развития семейного дела. Но сам Михайло не хотел быть наследником и продолжателем . Он мечтал об учебе в Московской Славяно- греко-латинской академии. Но для этого были нужны деньги. Наконец Ломоносову удаётся пристать к обозу с мороженой рыбой, отправлявшемуся в Москву.

Случайно покупателем рыбы оказался его земляк,пожалевший юношу и познакомивший его с знакомым монахом, который устроил Михайло в Славяно- греко-латинскую академию. Ломоносов при поступлении назвался дворянином, так как крестьянских детей на учебу не брали. Уже через год юноша мог сочинять стихи на латинском языке. А вскоре стал изучать греческий.

После трех лет учебы Ломоносов попросил начальство послать его на год в Киев учиться философии, физике и математике и получает разрешение. В Киево – Могилянском коллегиуме Юноша целыми днями просиживает над древним летописями , изучая историю,любуется архитектурой Киева, изучает мозаику Софии Киевской.

«Киевская мусия» (цветное стекло для мозаичного набора) ошеломляет его.Именно это подтолкнуло его работе по технологии производства стекла и опытов в создании мозаичных картин и написанию поэмы – научный труд в стихах «Письмо о пользе стекла».

Нас, филологов, Михаил Васильевич интересует как просветитель, кровно заинтересованный в развитии русской литературы, в доступности её для возможно более широкого круга читателей. Поэтому он поставил перед собой задачу очищения и упорядочения русского литературного языка.

Ломоносов установил, что в современный ему язык входят три основные группы слов: к первой относятся слова, употребительные и в старославянском , и в русском языках (рука,ныне, слава…). Вторая группа состоит из старославянских слов, которые в разговорной речи употребляются редко, но понятны каждому русскому человеку (отверзаю, взываю…). К третьей группе принадлежат только разговорные слова (пока, лишь…).

Так он выделил речевые «штили»: высокий штиль создается из слов первой и второй групп, в котором пишутся оды, героические поэмы и трагедии. Средний штиль состоит из слов первой и третьей группы и в нем пишутся научные сочинения, стихотворные послания к друзьям, а низшим штилем , состоящим из слов третьей группы, следует писать комедии,песни, дружеские письма в прозе.

Михаил Васильевич старался реформировать и стихосложение. Он продолжил и углубил реформу стиха, начатую В.К.Тредиаковским, разработал систему силлабо-тонического, или слогоударного , стихосложения. Она характеризуется правильным чередованием ударных и безударных стихов в стихотворной строке. Стих Ломоносова и его последователей приобрел напевность и гармоничность звучания, так как эта система стихосложения основывалась на изучении особенностей русского языка, также на опыте народно- песенного творчества. Как известно, в силлабо-тоническом стихосложении пять размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий , анапест. В русской поэзии они ведут свое начало от Ломоносова.

Любовь к родному краю, к Родине, уверены, начинается с истоков. Подтверждением этих слов являются жизнь и творчество Ломоносова.

Поэзия великого ученого глубоко патриотична. Он всегда чувствовал свою кровную связь с народом, ради народа трудился и совершал свои научные открытия.

В поэтических произведениях мыслитель размвшлял о людях, достойных бвть примером для подражания.

Основные темы его творчества – это родина, мир на земле как основа процветания человечества, это дела выдающихся людей, чья слава вечна, наука, познающая природу.

Примером могут послужить стихотворение «Разговор с Анакреоном»:

Хоть нежности сердечной в любви я не лишен,

Героев славой вечной Я больше восхищен

Или: «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны,1747 г.», где поэт хвалит Елизавету за то, что в начале её царствования прекратились войны. Затем автор переходит к воспоминаниям об отце Елизаветы, Петре 1, которого он считал идеальным монархом и национальным героем. Прибегая к олицетворениям, Ломоносов говорит о внешней политике Петра, укрепившей могущество Русского государства:

В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровыхзря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг…

Так поэт выражает надежду, что Елизавета будет следовать примеру отца и покровительствовать наукам, заботиться о благе отечества

Автора восхищают строки, где Ломоносов призывает юношество к разработке природных богатств страны на благо народа. А для этого нужен упорный труд, целеустремленность, глубокие знания. Прекрасны строчки:

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Думаем, что нашей молодежи, которая мечтает учиться в МГУ или уже учится ,также посвящен гимн в честь наук:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут…

Именно стараниями Михаила Васильевича Ломоносова открыт первый университет в Москве, в котором мечтает учиться наша молодежь. Ученый – энциклопедист , обращаясь к юношеству, говорил:»Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте». Сам обладавший уникальными талантами, Ломоносов считал, что каждый человек представляет собой уникальный мир нереализованных возможностей. Хочется пожелать нашей молодежи по – ломоносовски: совершайте волевое усилие, не останавливайтесь, стремитесь к знанию, к расширению своих возможностей, служите Родине, сами свой разум употребляйте , и Отечество будет процветать.


Литература:

  1. Русская литература ХУ111 века, сост.Г.П.Макогоненко,- Л.:Просвещение,1970
  2. М.Щеблыкин И.П.Михаил Ломоносов. Очерк жизни и творчества, М.,1969
  3. С.А. Андреевич – Кривич. Может собственных Платонов.М., 1974


Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный