Внешнеполитическая информация: законы и принципы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ахмедли, Насир Аббас оглу. Внешнеполитическая информация: законы и принципы / Насир Аббас оглу Ахмедли. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1792/ (дата обращения: 25.04.2024).

Эффективность любого вида деятельности измеряется степенью достижения поставленной цели. Эта истина в общих чертах известна всем, но не каждый задумывается над тем, кто и как, исходя из каких соображений, руководствуясь какими объективными законами, определяет цель. Всегда ли она правильно ставится? Вот в этом и кроется, на наш взгляд, основная причина того, что в советские годы большинство научных исследований не давало желаемых результатов, то есть часто бывало так, что теоретическая мысль не подтверждалась практикой – критерием истины. Большая группа исследователей, находившихся в зависимости от господствовавшей идеологии, свои гипотезы, базировавшиеся не на объективных данных, а на директивных указаниях «сверху», выдавали за истину, воспользовавшись тем, что проверить в ближайшем будущем результаты этих предположений в общественных и гуманитарных науках невозможно. В последние советские годы и в официальных документах такая наука оценивалась как не востребованная, констатировалось, что она рано или поздно умирает, а практика при таком отношении к научному знанию становится слепой и хиреет. Даже официальное признание этого положения не помогло советским общественным наукам встать на путь объективного анализа естественных явлений и сделать истинно научные выводы для эффективного применения на практике. Думаю, это достижимо сейчас, когда все союзные республики, в том числе Азербайджан, приобрели национальную независимость и стараются построить свое развитие на объективно-научной основе. Это дает возможность оценивать события прошлого под новым углом зрения, сделать надлежащие выводы и на этой почве подготовить концепцию дальнейшего развития общества.

Сказанное касается, прежде всего, общественных и гуманитарных наук, так как именно для этих отраслей были характерны в советские годы значительные деформации и фальсификации. Например, в теории журналистики возникла масса актуальных проблем и необходимость их объективного анализа, которые до сих пор не получили своего разрешения.

Одной из этих вопросов является проблема внешнеполитической информации (ВПИ) – важнейшего направления в деятельности СМИ суверенного государства. Сейчас почти во всех постсоветских странах ощутимо чувствуется необходимость теоретического осмысления сути процесса ВПИ, разработка таких обобщающих фундаментальных положений, которые бы давали возможность достижения оптимальной перестройки внешнеинформационной деятельности в условиях новых общественных отношений. Для этого, надо представить полную картину данного процесса в целом и каждое его звено в отдельности, но обязательно во взаимосвязи с другими звеньями. Ибо каждое последующее звено этой своеобразной, органической цепи тесно связано с предыдущим, вытекает из него и вместе с ним обуславливает, порождает следующее и так продолжается до конца, до замыкания круга информационного процесса. Это обстоятельство требует составить модель, которая была бы способна отражать весь этот процесс с начала до конца и выявить объективные законы ВПИ, вытекающие из них принципы.

«Развитие общей теории социальной информации… затруднено в числе прочих причин как раз отсутствием моделей, которые отражали бы наиболее существенные черты информационных процессов в обществе и тем самым содействовали бы их анализу и дальнейшей оптимизации» [3, 16].

Исходным положением, на которое опирается моя точка зрения на проблему оптимизации ВПИ, является то, что ключ к раскрытию природы этого вида общественной деятельности лежит не в самой информации как таковой, а в окружающем коммуникатора объективно-социальном мире. Не проанализировав эту исходную точку, не выявив среду, которая питает журналистскую информацию через ее корни, нельзя создать полноценную теорию, способную вести за собой по правильному пути практическую деятельность.

Основная беда советской пропаганды заключалась в том, что она оперировала моделью советской действительности, сформулированной директивными органами, господствовавшей советской идеологией, не вникая в то, насколько та модель была идентична реальной действительности.

Таким образом, первым условием идеальной эффективности внешнеполитической информационной деятельности является совершенствование общественных отношений (действительности), привод их в такое состояние, чтобы они заслуживали популяризации, чтобы отпадала необходимость в оперировании их идеализированной моделью.

С термином «Общественные отношения» неразрывно связан термин «Конечная цель общества», то есть без истинно научного, объективного определения характера и уровня развития общественных отношений невозможно поставить перед обществом реально осуществимую цель.

Различаются потенциальная и промежуточная цели. Промежуточная цель (конкретная задача) вытекает из потенциальной цели, а потенциальная в свою очередь – из анализа характера и уровня развития общественных отношений. Тут действует Закон соответствия потенциальной цели общества характеру и уровню развития общественных отношений (1). Принцип, вытекающий из этого Закона таков: для верного определения потенциальной цели общества надо объективно проанализировать характер и уровень развития существующих общественных отношений. Несоблюдение, нарушение именно этого принципа привело Советский Союз к распаду. Дело в том, что потенциальная цель – строительство коммунизма – была определена без соответствующего научного анализа реальных общественных отношений, а в результате созданная в стране система управления экономикой административно-командными методами, отражавшая в себе многие черты «военного коммунизма», «превратилась в основной фактор торможения социально экономического развития, в главное препятствие для использования потенций и преимуществ социалистического строя» [2, 495].

Пропаганда должна иметь прямое отношение не к потенциальной цели (Как показывает практика, это вводит ее в заблуждение), а к ближайшей промежуточной (легко обозримой), если же быть более реалистичным, то решаемой в данный момент задаче общества, так как основное содержание пропаганды – «история современности».

Конкретные задачи общества определяют функции ВПИ. Данная взаимосвязь регламентируется Законом соответствия функций пропаганды конкретной задаче (2), стоящей перед обществом в данный момент. Принцип, вытекающий из этого Закона: функции пропаганды должны определяться так, чтобы они соответствовали конкретным задачам общества. Это означает: функции пропаганды должны вытекать из правильно поставленной конкретной задачи, являющейся первой ступенью между функциями пропаганды и другой промежуточной целью, следующей за первой.

В зависимости от местонахождения объекта (аудитории) пропаганда делится на две разновидности: внутреннюю и внешнеполитическую (Мне представляется, что вторую разновидность целесообразнее назвать просто «внешней», ибо понятие «пропаганда» всегда политизировано, всегда построено на политическом опыте). Внутренняя пропаганда предназначена для населения собственной страны субъекта, а внешняя – для граждан зарубежных государств. Отсюда вытекает и ряд различий между ними. Во-первых, внутренняя пропаганда взаимодействует с другими социальными институтами, директивными органами, нередко контролируется ими. Во-вторых, коммуникатор и аудитория имеют более реальные шансы на непосредственные контакты, при необходимости встречаются, корректируют действие друг друга. В-третьих, внутренней аудитории информацию легче доставлять, чем зарубежной, так как в первой отсутствуют особые языковые, пространственные, морально-идеологические и другие барьеры…

Советская ВПИ была продуктом наличия двух противоборствующих идеологий – коммунистической и буржуазной. В определенном смысле это противоборство продолжается и сегодня в виде западной и восточной, христианской и мусульманской и т.д. Когда в мире будет лишь одна идеология – общечеловеческая – ВПП превратится в свободный международный обмен объективной информацией без какой-либо идеологической окраски,

А каковой должна быть основная функция ВПИ молодых суверенных государств, а конкретно одного из них – Азербайджанской Республики? Она, как я думаю, должна сводиться к распространению среди зарубежной общественности объективной, вполне достоверной информации о жизни страны с тем, чтобы эта информация способствовала лучшему взаимопониманию между народами и помогала Азербайджану в восстановлении территориальной целостности, успешной интеграции в демократическое мировое сообщество.

Следующим законом ВПИ является Закон соответствия содержания пропаганды ее функциям (3), то есть содержание должно осуществлять функции пропаганды в соответствии с конкретной задачей общества. Однако функции воплощаются не непосредственно, а через коммуникатор. Понятие «коммуникатор» (в переводе с латыни – «связующий») охватывает всех тех, кто участвует в производстве и передаче содержания пропаганды. Содержание – продукт коллективного труда. Это касается, прежде всего, телевидения и радиовещания, где ни кто на автономен, каждый производит содержание во взаимодействии с другими сотрудниками. Поэтому понятие «содержание» в широком смысле употребляется в значении «редакция (в печати), «компания» (на телевидении и радиовещании). Когда речь идет о большей ответственности, то под «коммуникатором» в первую очередь подразумевается журналист. Он – ведущее лицо в подготовке содержания.

Понятие «содержание пропаганды» тесно связана с понятием «публицистика», точнее, публицистика составляет основополагающий элемент содержания пропаганды, которую я определил следующим образом: «Публицистика – это совокупность (система) документальных произведений, созданных для направления деятельности людей на оптимальную реализацию определенной социальной задачи путем их убеждения в общественной полезности результатов выполнения данной задачи» [1, 159].

После подготовки содержания ВПП надо переправить его по ту сторону границы, другими словами, нужны средства доставки материала адресату. Закон, регулирующий взаимосвязи между каналами ВПП и ее содержанием, предполагает, чтобы каждый из них должен иметь необходимое техническое совершенство для наиболее полной доставки содержания мнимой аудитории (4).

Чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать. С этой точки зрения большое значение имеет изучение аудитории ВПП, однако оно связано с рядом трудностей. Основной из них является двойная ретиальность общения с зарубежными реципиентами. При аксиальном общении, например, в процессе обучения учитель знаком с возрастными особенностями учеников, уровнем развития каждого из них. Их индивидуальными качествами, жизненным опытом и учитывает все это в своей педагогической деятельности. С другой стороны, тут действует моментальная и непосредственная обратная связь – если учащийся не может воспринять передаваемую информацию, то он тут же обращается к источнику и добивается повторного объяснения.

В ретиальном общении, тем более в ВПИ, эти возможности отсутствуют. Поэтому конечная цель в изучении аудитории ВПП заключается в теоретическом и практическом приближении условий ретиального общения к условиям аксиального общения и доведении таким образом эффективности информационного воздействия до уровня эффективности педагогического воздействия.

Знание коммуникатором ВПИ своей аудитории необходимо для того, чтобы он мог учитывать в своей творческой деятельности ее уровень. Тут возможны три варианта: 1. Содержание, предложенное коммуникатором, выше уровня аудитории или ее отдельных слоев, программа трудно поддается восприятию; 2. Содержание ниже уровня аудитории, неспособно заинтересовать ее; 3. Содержание совпадает с уровнем аудитории, легко и полезно воспринимается ею. Здесь функционирует Закон соответствия влияния коммуникатора уровню аудитории (5). Из этого Закона вытекает принцип учета уровня аудитории.


Литература:
  1. Ахмедли Н.А. Азербайджанское международное радиовещание на Ближний и Средний Восток: история, практика, теория. Баку: Издательство «Bakı Universiteti», 2003, 220 с.

  2. Введение в философию: Учебник для вузов, ч. 2. /Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. М.: Политиздат, 1989, 639 с.

  3. Коган В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск: Издательство «Наука» (Сибирское отделение), 1981, 177 с.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень развития, задача общества, уровень аудитории, функция пропаганды, отношение, содержание, Азербайджан, аксиальное общение, внутренняя пропаганда, объективный анализ.

Похожие статьи

Пропаганда: сущность научной дефиниции, подходы...

Цель позитивной пропагандыразвитие социального согласия, воспитания

Основная задача такой пропаганды является разжигание социальной вражды, обострение социальных

Взаимосвязь между пропагандой телевидением преступного образа жизни и уровнем...

Роль пропаганды в нынешних международных отношениях

Влияние международных отношений на развитие мирового...

Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран уже около столетия.

СМИ передовых стран давно отказалось от функции пропаганды.

Основные характеристики политического PR | Статья в журнале...

Объект политического воздействия — электорат, целевая аудитория политических акторов.

пропаганда; − проведение специальных мероприятий; − организацию встреч с электоратом

Ключевые слова: средства массовой информации, политика, функции, общество...

Теоретический анализ информационной политики

Как выстроить систему внутреннего взаимодействия служб и подразделений

В обществах с невысоким уровнем просвещения эталоном поведения в сфере информации

Наш анализ позволяет говорить о следующих задачах, которые может решать государство, управляя своей...

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Информация стала не только привилегией меньшинства, а бытовым и необходимым содержанием широкой аудитории.

Это своего рода та же пропаганда, только

От грамотной трактовки новостей корреспондентом зависит дальнейшее отношение общества к...

PR-коммуникация в современном информационном обществе

Чтобы жить в обществе, людям необходимо было поддерживать определенный уровень согласия, что требовало от «верхов» наличия

3. оценочная функцияоценка обработанной информации

Похожие статьи. Развитие гражданского общества в современной России...

Коммуникативная роль социальной рекламы в современном...

Ключевые слова: коммуникации, социальная реклама, пропаганда, эффективное медиапланирование.

Качество жизни современного общества зависит от уровня его развития, его возможности адекватно реагировать на острые сигналы, поэтому социальная...

Пропаганда в речах парламентариев: специфика...

Применение различных методов пропаганды обуславливается тем, как пропагандист

Без доверительного отношения к источнику успеха в пропагандистской деятельности нет места.

Парламентский контроль присущ всем государствам, не зависимо от уровня их развития.

Информационное противоборство на современном этапе: анализ...

...к вражеской, дружественной или нейтральной аудитории с целью повлиять на ее отношение и

Анализ ведения информационного противоборства зарубежными странами в этот период

На глобальном уровне стояла задача убедить международное общественное мнение в том...

Похожие статьи

Пропаганда: сущность научной дефиниции, подходы...

Цель позитивной пропагандыразвитие социального согласия, воспитания

Основная задача такой пропаганды является разжигание социальной вражды, обострение социальных

Взаимосвязь между пропагандой телевидением преступного образа жизни и уровнем...

Роль пропаганды в нынешних международных отношениях

Влияние международных отношений на развитие мирового...

Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран уже около столетия.

СМИ передовых стран давно отказалось от функции пропаганды.

Основные характеристики политического PR | Статья в журнале...

Объект политического воздействия — электорат, целевая аудитория политических акторов.

пропаганда; − проведение специальных мероприятий; − организацию встреч с электоратом

Ключевые слова: средства массовой информации, политика, функции, общество...

Теоретический анализ информационной политики

Как выстроить систему внутреннего взаимодействия служб и подразделений

В обществах с невысоким уровнем просвещения эталоном поведения в сфере информации

Наш анализ позволяет говорить о следующих задачах, которые может решать государство, управляя своей...

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Информация стала не только привилегией меньшинства, а бытовым и необходимым содержанием широкой аудитории.

Это своего рода та же пропаганда, только

От грамотной трактовки новостей корреспондентом зависит дальнейшее отношение общества к...

PR-коммуникация в современном информационном обществе

Чтобы жить в обществе, людям необходимо было поддерживать определенный уровень согласия, что требовало от «верхов» наличия

3. оценочная функцияоценка обработанной информации

Похожие статьи. Развитие гражданского общества в современной России...

Коммуникативная роль социальной рекламы в современном...

Ключевые слова: коммуникации, социальная реклама, пропаганда, эффективное медиапланирование.

Качество жизни современного общества зависит от уровня его развития, его возможности адекватно реагировать на острые сигналы, поэтому социальная...

Пропаганда в речах парламентариев: специфика...

Применение различных методов пропаганды обуславливается тем, как пропагандист

Без доверительного отношения к источнику успеха в пропагандистской деятельности нет места.

Парламентский контроль присущ всем государствам, не зависимо от уровня их развития.

Информационное противоборство на современном этапе: анализ...

...к вражеской, дружественной или нейтральной аудитории с целью повлиять на ее отношение и

Анализ ведения информационного противоборства зарубежными странами в этот период

На глобальном уровне стояла задача убедить международное общественное мнение в том...