Газета «Русские ведомости»: издатели-редакторы и сотрудники
Автор: Богданова Елена Михайловна
Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1945 раз
Библиографическое описание:
Богданова, Е. М. Газета «Русские ведомости»: издатели-редакторы и сотрудники / Е. М. Богданова. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 188-191. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1770/ (дата обращения: 16.11.2024).
В истории отечественной журналистики есть примеры бескорыстного служения своему делу, когда печать не воспринимается лишь как доходное предприятие, а является кафедрой, с которой звучит голос общественности. Одним из таких примеров является редакция газеты «Русские ведомости».
«Русские ведомости» – солидная московская газета либеральной направленности, издававшаяся с 1863 по 1918 гг. Быть популярной и востребованной среди читателей в течение пятидесяти пяти лет ей удавалось благодаря четко выработанной программе, соединению информативности с аналитичностью, серьезному тону публикаций, а также широкому кругу публицистов, стоявших у руля газеты. Сотрудники и редакторы «Русских ведомостей» были не только профессионалами высокого уровня, но и имели четкую гражданскую позицию.
Газета возникла как универсальное издание, не претендующее на оппозиционность. Ее основатель Н. Ф. Павлов – редактировал газету только первые семь месяцев. После его смерти она переходит в собственность сына – И. Н. Павлова, но фактическое руководство редакцией – к Н. С. Скворцову. Годы его редакторской деятельности (1864–1882 гг.) – это годы последовательного и целенаправленного расширения программы, укрепления на позициях либерализма, улучшения типографских условий, роста тиража и популярности. Н. С. Скворцов умело привлек к редакции таких сотрудников, как М. П. Щепкин1, кн. А. И. Урусов2, А. С. Посников3, А. И. Чупров4. Были приглашены виднейшие московские ученые: Б. Н. Чичерин, Ф. М. Дмитриев, Н. А. Попов, И. И. Янжул, М. М. Ковалевский. Большое внимание редактор уделил и укреплению беллетристического отдела газеты. В 60-80-е гг. XIX в. в «Русских ведомостях» публиковались М. А. Воронов, А. И. Левитов, Г. И. Успенский, Н. Н. Златовратский, П. Д. Боборыкин.
«…это был истинно добрый человек, готовый сделать все, чтобы помочь ближнему, способный войти в нужды каждого, обращавшегося к нему, и всегда готовый оказать помощь, вполне отрекаясь от собственных интересов», – такой теплый отзыв напишет о Н. С. Скворцове В. М. Соболевский, будущий многолетний редактор «Русских ведомостей» [5]. Именно Н. С. Скворцов, благодаря своему чутью на таланты, пригласит его в редакцию.
Вместе с А. С. Посниковым, А. И. Чупровым и А. П. Лукиным В. М. Соболевский закончил юридический факультет Московского университета. По окончании курса он был оставлен при университете для подготовки к профессуре, а после сдачи экзамена на степень магистра в 1871 г. был командирован за границу. В течение двух лет В. М. Соболевский слушал лекции в разных университетах Германии, а также работал в Париже и Лондоне. По возвращении из-за границы он преподавал финансовое право в Ярославском лицее, где его коллегой был университетский товарищ А. С. Посников. Именно он и познакомил друга со Н. С. Скворцовым. Обычное знакомство переросло в крепкую дружбу. Преданный печатному делу, великолепный организатор и редактор, талантливый журналист, гуманист по своим взглядам, Н. С. Скворцов «заразил» В. М. Соболевского любовью к журналистике, хотя тот в то время был далек от нее. Но постепенно он втянулся в работу редакции: сначала по просьбе Н. С. Скворцова участвовал в выпуске номера, затем написал свою первую передовую статью. А в 1876 г., окончательно переехав в Москву, после долгих уговоров В. М. Соболевский согласился стать помощником редактора. Н. С. Скворцов обучил его всем приемам публициста и редактора-издателя. В 1882 г. Н. С. Скворцов заболел и постепенно отошел от дел. А осенью того же года умер, и В. М. Соболевский вступил во все права редактора, получив на то и официальное разрешение. Заданная редакционная атмосфера доброжелательности, взаимопомощи и одновременно строгого порядка сохранились и при новом руководителе.
«С самого начала своей журнальной деятельности он имел перед собой определенные общественные идеалы и остался им верен до конца своих дней. Публицист в лучшем смысле, он был проникнут глубоким уважением к святости печатного слова и верою в великую общественную миссию литературы. В качестве редактора он стремился внести в руководимый им орган высокие свойства своего идеала и лучшие черты своей души: твердость убеждений, нравственную чистоту и строгую корректность в личных отношениях и общественных делах» [4].
С вступлением В. М. Соболевского на должность редактора «Русские ведомости» «сразу сделались выразителями мнений коллективной группы, где не было хозяина, где общая линия поведения, общий тон диктовались мыслью и волей группы (выделено мною. – Е. Б.), стоявшей во главе редакции» [2, с. 144]. Как отмечает Д. Анучин в своих воспоминаниях, «материальное положение газеты было тогда весьма трудным. Газета имела стотысячный долг и фактически принадлежала … другому очень влиятельному лицу, который не дорожил изданием. В это время и пришла идея создать товарищество» [1]. Был, конечно, и другой выход, наиболее распространенный в к. XIX – н. XX в., – принять помощь одного очень влиятельного лица. Но тогда вряд ли «Русские ведомости» смогли бы сохранить свое либерально-оппозиционное направление. Итак, было создано паевое Товарищество, в которое вошли все ближайшие сотрудники редакции: Соболевский, Чупров, Богданов, Лукин, Посников, Скалон, Саблин, Бларамберг, Джаншиев, Пагануцци и Анучин5. И все же необходимые средства они собрать не смогли, и пришлось прибегнуть к сторонней помощи: сначала недолгое время совладельцем был железнодорожный магнат В. К. фон Мекк, а затем в совместное владение изданием вступили Е. И. и А. П. Фок, с которыми В. М. Соболевский подписал договор. Возможно, это была не единственная материальная помощь со стороны. Так, встречается утверждение о финансовой помощи «Русским ведомостям» В. А. Морозовой, гражданской супруги В. М. Соболевского6. И все же, несмотря на эту дополнительную финансовую помощь, «с точки зрения организации материальной стороны издания «Русские ведомости» были самой удачной попыткой кооперативного владения газетой коллективом сотрудников» [3, с. 72]. Итак, именно В. М. Соболевский сорганизовал редакцию и создал в ней общий внутренний тон.
Он так же, как и его учитель в печатном деле Н. С. Скворцов, всегда стремился привлечь к работе в редакции лучших литераторов. Так, при его редакторстве в газете печатались Н. К. Михайловский, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Вл. Гиляровский, М. Пришвин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. Серафимович и многие другие. Активными сотрудниками 90-х XIX в. были Г. Б. Йоллос, М. Я. Герценштейн, В. Е. Якушкин, А. А. Мануйлов, И. Н. Игнатов.
Отметим также, что редакция в течение десятилетий скрывала сотрудничество некоторых своих авторов во избежание закрытия. Например, исключительно под псевдонимами публиковались русский социолог, философ и революционер П. Л. Лавров (Z-z или совсем без подписи), парижский корреспондент К. В. Аркадакский (Д-ч, К.) и революционер-эмигрант И. И. Добровольский (Н. С.). Последний был многолетним и постоянным сотрудником газеты. И. И. Добровольский окончил курс в Петербургской медико-хирургической академии, служил земским врачом в Ярославской губернии. В 1874 г. он был привлечен к следствию по делу о революционной пропаганде в народе («дело 193»7). Добровольского присудили к девяти годам каторги, но особое присутствие сената ходатайствовало о замене этой кары ссылкой в Тобольскую губернию. Ходатайство не было удовлетворено, и Добровольский бежал за границу, где оставался до амнистии 1905 г. Он печатался в журналах «Дело», «Устои», «Наблюдатель», «Русская Мысль», «Северный Вестник», газетах «Порядок», «Русский Курьер», «Новости» под разными псевдонимами. Но в 1886 г. «Новости» и «Наблюдатель» вынуждены были отказаться от его сотрудничества, так как главному управлению по делам печати стало известно, что именно он скрывается под псевдонимом Денисова. С этого времени и началась его работа в «Русских ведомостях». В течение долгого времени он помещал в газете статьи под общими заглавиями: «Из швейцарской жизни», «Из области наук», «Из хроники открытий и изобретений».
Такое сокрытие имен запрещенных авторов, публикация материалов на острые, злободневные темы при существовавших тогда тяжелейших цензурных условиях не могли не сказаться на газете. «Русские ведомости» постоянно находились под пристальным наблюдением цензоров, к редакторам и сотрудникам регулярно применялись штрафные санкции. Сам В. М. Соболевский много раз вызывался к судебным следователям, в судебную палату, даже сидел в тюрьме (правда, недолго, один день). Не всегда ему удавалось оборонять свое дело с успехом, но он никогда не опускал руки.
Наиболее ярко это демонстрирует случай, описанный В. Г. Короленко в публикации «Эпизод (памяти В.М. Соболевского)» в № 111 за 1913 г. В. Г. Короленко вспоминает следующее: в феврале 1886 г. должны были отмечать 25-летний юбилей отмены крепостного права. Номер от 19 февраля очень тщательно готовился и обсуждался в редакции, конечно, были написаны передовые статьи по поводу юбилея. Но в день выхода «Русских ведомостей» на полках торговых павильонов не оказалось. Случилось это вот почему: генерал-губернатор Москвы В. А. Долгоруков запретил московским изданиям откликаться на это историческое событие. Все газеты вышли без юбилейных статей – ни строчки. Это должно было случиться и с «Русскими ведомостями». Однако В. М. Соболевский не хотел и не мог этого допустить. Уже поздно ночью он поехал к губернатору и своей настойчивостью добился того, что встреча состоялась. Никаких законных обоснований и указаний на нравственную невозможность публикации статей, как всегда, не последовало. В. М. Соболевскому было предложено либо печатать номер без статей о юбилее, либо не выходить, за что последует закрытие газеты. В то время не было еще телефонов, В. М. Соболевский не мог посоветоваться со своими коллегами-товарищами, и он самостоятельно принял решение не выпускать номер. На следующий день вся Москва обсуждала молчание газет и невыход «Русский ведомостей». Это был очень серьезный и показательный шаг. В. А. Долгоруков быстро остыл, понятно было, что это была его прихоть, так как в Петербурге газеты откликнулись на юбилей освобождения крестьян. «Русские ведомости» не были закрыты. В 1887 г. начальник главного управления по делам печати Е. М. Феоктистов, вспоминая этот случай, так охарактеризовал «Русские ведомости»: «Скверная газета: скверно говорит, скверно и молчит». Данный эпизод продемонстрировал твердость позиции редактора, такие его качества, как мужество и честь.
Недаром говорят: каков редактор, такова и газета. Особенности его характера, жизненного опыта, методов руководства коллективом – все сказывается на тематике и содержании, форме выступлений, дизайне издания и круге сотрудников. Благодаря профессионализму, обширной начитанности, верности своим убеждениям, широте кругозора, исключительной разносторонности, преданности своему делу, таким качествам характера, как гордость, честь и доброта, В. М. Соболевскому удалось создать тип ежедневной газеты, серьезной по тону, либерально-оппозиционной по направлению, постоянной в своих взглядах.
В 1912 г. преклонный возраст и утомление работой вынудило трех руководителей редакции Анучина, Богданова и Соболевского выйти из Товарищества. Однако в него вошли К. В. Аркадакский, Н. М. Иорданский, А. Н. Максимов, С. П. Ордынский. В 1910-х гг. молодыми сотрудниками были Л. Н. Юровский, В. П. Волгин, М. А. Осоргин, А. А. Дикгоф (псевдоним – Деренталь), Е. С. Синегуб. Таким образом, редакция постоянно ощущала прилив новой творческой силы.
Современники иронично называли «Русские ведомости» «профессорской» газетой из-за большого количества ученых, печатавшихся на ее страницах. Отчасти это замечание справедливо. Однако отметим, что сотрудники газеты были не только журналистами-учеными, узкими специалистами, но и одновременно общественными деятелями, яркими публицистами, откликавшимися на все значимые события в стране. Все вместе они выступали в газете единым фронтом в защиту принципов либерализма.
Литература:
Анучин Д. В. М. Соболевский (памяти друга) // Русские ведомости. 1913. № 108.
Елпатьевский С. Василий Михайлович Соболевский. Воспоминания // «Русские ведомости». 1863–1913: Сб. ст. М., 1913. С. 142–153.
Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века: учебно-методический комплекс (учебное пособие, хрестоматия) / С. Я. Махонина.- 4-е изд. - М. : Флинта: Наука, 2009. – 368 с.
Русские ведомости. 1913. № 107.
Соболевский В. М. Памяти Скворцова // Русские ведомости. 1882. № 245.
1М. П. Щепкин – видный деятель московского городского общественного управления, защитник интересов самоуправления и знаток городского хозяйства.
2 А. И. Урусов – юрист, адвокат, выдающийся судебный оратор.
3 А. С. Посников – даровитый экономист и публицист, один из лучших знатоков аграрного вопроса.
4 А. И. Чупров – ученый-экономист, статистик, общественный деятель, член-корреспондент Петербургской АН.
5 Д. Анучин в своих воспоминаниях называет 11 человек, вошедших в Товарищество. Исследователи С. Я. Махонина – 10, не называя Богданова. В газете «Московский листок» фигурировала цифра – 12.
6 См.: В. А. Морозова: На благо просвещения Москвы: в 2 т. Т. 2. / Библиотека-читальня им. И. С. Тургенева; Сост., подгот. т., примеч. Н. А. Круглянской; Текст Н. А. Круглянской и В. Н. Асеева. – М.: Рус. путь, 2008. – С. 227.
7 «Процесс ста девяноста трёх» (официальное название — «Дело о пропаганде в Империи») — судебное дело революционеров-народников. К суду были привлечены участники «хождения в народ», арестованные за революционную пропаганду с 1873 по 1877 гг.