Сравнительный анализ образов Анны Карениной и Константина Левина из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Художественная литература

Опубликовано в

V международная научная конференция «Филологические науки в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 414 раз

Библиографическое описание:

Никонов С. С. Сравнительный анализ образов Анны Карениной и Константина Левина из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 23-26. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/258/13369/ (дата обращения: 17.08.2018).



Встатье предпринимается попытка сравнительного анализа главных героев романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Автор приходит к выводу, что две сюжетные линии романа показывают контрастные начала в человеческой природе, которые живут, чувствуют, и любят по-разному. Несмотря на изначально сходное запутанное положение, герои приходят к своим концам: Анна к физической гибели, а Левин к духовному перерождению.

Ключевые слова: Л. Н. Толстой, роман, «Анна Каренина», сравнение, Анна Каренина, Константин Левин, жизненный путь, философия писателя

В романе «Анна Каренина» тема страсти, любви и брака переплетается с социальными проблемами, исход которой, представлен двумя параллельно протекающими сюжетными линиями. В обеих сюжетных линиях показана путаница семейных отношений, ведущими героями которых, являются Анна Каренина и Константин Левин. Оба персонажа находятся в положении запутанности и неопределенности, из-за двух сил, которые враждуют между собой — внешний закон общественного мнения и внутренний (нравственный) закон добра. Происходит выбор жизненного пути, и герои приходят либо к духовному тупику (Анна), либо к духовному возрождению (Левин). Всю эту идею романа можно обобщить термином самого Л. Н. Толстого «мысль семейная», которое придает роману, по мнению известного литературоведа Э. Г. Бабаева, «широкое дыхание» [1, с. 7].

Анна и Левин практически не знают друг друга, но они во многом сходны между собой: общественным положением, отношением к своей среде и общим мировосприятием.

Оба героя принадлежат к культурному слою русского дворянства, с которым находятся в конфликтных отношениях. Анну, прежде всего, отталкивает от общества, чуждая ее натуре ложь человеческих отношений: «кроме ума, грации, красоты, в ней была правдивость» [1, с. 807]. Петербургский кружок графини Лидии Ивановны, становится для Анны (после поездки в Москву) невыносим: «Ей показалось, что и она и все они притворяются, и ей стало так скучно и неловко в этом обществе, что она сколько возможно менее ездила к графине Лидии Ивановне» [1, с. 166]. Левин тоже видит в своем обществе ложь человеческих отношений и не удовлетворен им. Разлад социальных отношений становится преградой для его общего дела, которое стоит у Левина на первом месте. Даже любовь крестьян не удовлетворяет его, он знает, что их интересы «им не только чужды и непонятны, но фатально противоположны их самым справедливым интересам» [1, с. 387]. Внутренние мысли Левина конфликтуют с его внешней средой: «Он был в мучительном разладе с самим собою и напрягал все душевные силы, чтобы выйти из него» [1, с. 905].

Оба персонажа — это люди в поиске. Анна ищет настоящей любви, которая отсутствует в ее жизни с Карениным, а Левин — правды социальных отношений для его душевной гармонии.

Любовь Анны проявляется как опасная, злая и неконтролируемая стихия страсти. Эта «страшная буря» [1, с. 138] на станции Бологое, в котором приходит к Анне всепоглощающее чувство к Вронскому, кажется ей прекрасным, это было «то самое, чего желала ее душа, но чего она боялась рассудком» [1, с. 139]. Любовь Анны к Вронскому уподобляется чувству голодного человека, которому дали поесть. Она любит его, но так, «как может любить женщина, для которой любовь перевесила все блага в жизни» [1, с. 429]. На нее обрушивается одна животная страсть, сильное, дикое и всепоглощающее чувство, которое губит ее наравне с законом, религией и общественным мнением того времени. Жизнь Анны наполняется, отторгающей ею же, ложью, а ее нежная, удивительная и преданная натура подавляется чувствами боли, пыток и страданий, которых приносит ей любовь к Вронскому. Анна испытывает ревность и ненависть к нему, а также ощущает, «что рядом с любовью, которая связывала их, установился между ними злой дух какой-то борьбы, которого она не могла изгнать ни из его, ни, еще менее, из своего сердца» [1, с. 814]. Она чувствует, что в ее душе рождается «неопределенный гнев и потребность мести» [1, с. 874], а затем — мысль о собственной смерти: «И смерть, как единственное средство восстановить в его сердце любовь к ней, наказать его и одержать победу в той борьбе, которую поселившийся в ее сердце злой дух вел с ним, ясно и живо представилась ей» [1, с. 863]. Трагедия Анны — это результат противоборства двух начал, свойственные природе человека, — физического и духовного. Героиня подавила свое чувство совести и стыда, свое духовное, дав возможность вырваться физическому началу.

Жизненные ситуации Анны и Левина ведут к трагедии, но если Анна терпит поражение во внутренней борьбе, то Левин преодолевает себя и приходит к возрождению.

Левин, занимаясь домашним хозяйством и исполняя роль барина, осознает, что обманывает себя: «То хозяйство, которое он вел, стало ему не только не интересно, но отвратительно, и он не мог больше им заниматься» [1, с. 387]. Несмотря на счастливо сложившуюся личную жизнь с Кити Щербацкой, его тоже посещают мысли о самоубийстве: он прятал шнурок, чтобы не повеситься на нем и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться. Перемена в Левине случается во время обычного, бытового разговора со своим подавальщиком Федором: «При словах мужика о том, что Фоканыч живет для души, по правде, по-божью, неясные, но значительные мысли толпою как будто вырвались откуда-то иззаперти, и все стремясь к одной цели, закружились в его голове, ослепляя его своим светом» [1, с. 912]. «Он чувствовал в своей душе что-то новое и с наслаждением ощупывал это новое, не зная еще, что это такое» [1, с. 913] — эта перемена произошла благодаря его чувству, а не разуму и это невероятное чувство, открытое им, «незаметно вошло страданиями и твердо засело в душе» [1, с. 936]. Левин пытался познать смысл жизни через умственные усилия, через разум, которое приносило ему лишь страдание и чувство отчаяния, а надо было лишь прислушаться к себе, к своим чувствам, чтобы понять: «жить для Бога, жить для души» [1, с. 915]. Победа духовного начала в личности Левина, приводит его к возрождению. Законы добра, любви и правды открылись ему благодаря приближению к труду простого народа, к народному сознанию и к Богу. Роман заканчивается его словами: «…вся моя жизнь… каждая минута ее… имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!» [1, с. 936].

В момент рождения ребенка, человек переживает духовную работу, он перешагивает свою прежнюю личность, переходит на другой душевный уровень. И это явление, мы наблюдаем с Левиным, когда Кити рожает ему сына. Он испытывает мучительный страх, который подавляет обыденную радость и чувство счастья: «что он испытывал к этому маленькому существу, было совсем не то, что он ожидал. Ничего весёлого и радостного не было в этом чувстве; напротив, это был новый мучительный страх… страх за то, чтобы не пострадало это беспомощное существо» [1, с. 827]. Во время родов Кити он вспоминает своего брата Николая, на смертном одре, которое происходило год назад, и эти роды, в восприятии Левина, подобны смерти в своем соприкосновении с великим и вечным. Существует особая связь тайны рождения с тайной смерти: «Но то было горе, — это была радость» [1, с. 821]. В романе смерть выступает как рождение в новую жизнь, и в этом заключается концепт жизни и смерти Л. Н. Толстого.

Другим важным моментом, когда человек переживает духовную работу и перешагивает свою прежнюю личность, является вступление в брак. Для Л. Н. Толстого брак выступает как самое важное, мудрое и трудное дело жизни, которое совершается на небесах, дается обещание и клятва Богу. Левин размышляет: «Я ничего не открыл. Я только узнал то, что я знаю. Я понял ту силу, которая … теперь дает мне жизнь. Я освободился от обмана, я узнал хозяина» [1, с. 915], под «хозяином» он подразумевает Бога. Духовная связь, нажитое годами между мужем и женой, связывает, не отпускает супругов друг от друга, это показывает сцена, где Анна лежит в послеродовой горячке и одновременно одной рукой держит руку Каренина, а другой отталкивает его от себя. Писатель показывает, что гармония в семье Левиных приходит через преодоление множество преград и сложностей, особенно ярко подчеркивая начальный этап их семьи, где о Левине говорится: «Он был счастлив, но совсем не так, как ожидал… он на каждом шагу видел, что это было совсем не то, что он воображал… он испытывал то, что испытал бы человек, любовавшийся плавным, счастливым ходом лодочки по озеру, после того как он бы сам сел в эту лодочку» [1, с. 561]. И лишь преодоление душевных преград и бытовых сложностей, приводит его к родству душ с Кити, когда он и она сливаются в единое целое: «он понял, что она не только близка ему, но что он теперь не знает, где кончается она и начинается он… она была он сам» [1, с. 564].

Идиллия в семье Левиных, показанное писателем, является результатом духовного возрождения героя, которое приходит к нему через испытания: рождение ребенка, смерть близкого человека (брата Николая Левина) и брак с Кити. Эти этапы, когда человек встречается с рождением, браком и смертью, являются решающими для человеческой судьбы, они заставляют человека испытать сложную духовную работу, переосмыслить свою жизнь и ощутить присутствие в себе духовной силы, приближающей его к постижению Бога и истины жизни.

Прием антитезы, использованный Л. Н. Толстым, является основополагающим для построения образов и сюжетных поворотов романа, наравне с его философией и автобиографичным началом. Две сюжетные линии показывают контрастные начала в человеческой природе, которые живут, чувствуют, и любят по-разному. Несмотря на изначально сходное запутанное положение, герои приходят к своим концам: Анна к физической гибели, а Левин к духовному перерождению. Таким образом, Л. Н. Толстой показывает, в своем романе, лишённый нравственного единства раздробленный мир, в котором царит хаос добра и зла, жизни и смерти, духовного и физического…

Литература:

  1. Толстой Л. Н. Анна Каренина. — 978–5-699–65467–3. — М.: Эксмо, 2014. — 961 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Анна, сходное запутанное положение, прежняя личность, общественное мнение, злой дух, жизненный путь, духовное перерождение, духовная работа, всепоглощающее чувство, физическая гибель.

Ключевые слова

жизненный путь, Анна Каренина, Л. Н. Толстой, сравнение, роман, «Анна Каренина», Константин Левин, философия писателя

Похожие статьи

К вопросу о дихотомии «духовность — бездуховность»

Духовная культура как элемент духовной жизни, общественных, духовных отношений...

Основу духовной жизни составляет духовный мир человека — его духовные ценности.

Своеобразной формой бездуховности, обнищания духа является уход молодых людей от...

Критический анализ лженаучных концепций существования души

Душа, по мнению Фомы Аквинского, это форма человеческого тела, принцип

Но сторонники лженауки забыли важную аксиому: духовный мир является предметом религиозного опыта.

Иначе говоря, нематериальное сознание управляет реальным физическим телом.

Суждения и мнения В.С. Соловьева о русском обществе

На Востоке «...и в общественной жизни, и в мышлении, и в искусстве все служило

Что же, по мнению философа, мешало России следовать этим путем?

. Наиболее полно утопические взгляды В.С. Соловьева представлены в его работе "Духовные основы жизни" (СПб., 1890).

Герой и героизм: этические аспекты взаимодействия

Другие идут за этими духовными руководителями именно потому, что чувствуют непреодолимую силу их собственного внутреннего духа, который противостоит им.

Но стоит чувству этому немного сбиться с пути, и любящий человечество герой превращается в...

Мифопоэтические истоки пространственной организации Жития...

Зло по-христиански – лишь духовная пустота, зона отсутствия света и добра, его вселенская тень.

Страдание рассматривается как путь к очищению и преображению личности [4]. Если

«Пустынное учение» – спасительная альтернатива во всепоглощающем царстве Антихриста.

Экзистенциальный, моральный, ментальный аспект духовного...

Психологические ресурсы духовности в ряде работ рассматриваются в контексте духовных способностей.

Согласно формулировки Всемирной организации здоровья, здоровье — это состояние полного физического, духовного и.

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как...

...жизненных решений, выбора жизненных приоритетов, организации своей жизни и т. п. Общественная свобода гражданина — права человека в обществе и государстве, регулируемая законами.;Духовная свобода личности — христианское понимание свободы духа...

Эволюция общественных настроений и массового сознания...

В конце 50-х гг. большая часть молодых людей из среды интеллигенции, разочаровавшись в прежних иллюзиях о возможности сотрудничества с властью, готовой пойти на уступки, пошла по пути

4. Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения.

Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности...

Выделяют смерть физическую как распад тела, смерть психическую как разрушение

Выбирая профессию, индивид планирует свой профессиональный путь и в целом всю свою жизнь.

Жизненные стратегии изучались с помощью методик: опросник «Трудная жизненная...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

К вопросу о дихотомии «духовность — бездуховность»

Духовная культура как элемент духовной жизни, общественных, духовных отношений...

Основу духовной жизни составляет духовный мир человека — его духовные ценности.

Своеобразной формой бездуховности, обнищания духа является уход молодых людей от...

Критический анализ лженаучных концепций существования души

Душа, по мнению Фомы Аквинского, это форма человеческого тела, принцип

Но сторонники лженауки забыли важную аксиому: духовный мир является предметом религиозного опыта.

Иначе говоря, нематериальное сознание управляет реальным физическим телом.

Суждения и мнения В.С. Соловьева о русском обществе

На Востоке «...и в общественной жизни, и в мышлении, и в искусстве все служило

Что же, по мнению философа, мешало России следовать этим путем?

. Наиболее полно утопические взгляды В.С. Соловьева представлены в его работе "Духовные основы жизни" (СПб., 1890).

Герой и героизм: этические аспекты взаимодействия

Другие идут за этими духовными руководителями именно потому, что чувствуют непреодолимую силу их собственного внутреннего духа, который противостоит им.

Но стоит чувству этому немного сбиться с пути, и любящий человечество герой превращается в...

Мифопоэтические истоки пространственной организации Жития...

Зло по-христиански – лишь духовная пустота, зона отсутствия света и добра, его вселенская тень.

Страдание рассматривается как путь к очищению и преображению личности [4]. Если

«Пустынное учение» – спасительная альтернатива во всепоглощающем царстве Антихриста.

Экзистенциальный, моральный, ментальный аспект духовного...

Психологические ресурсы духовности в ряде работ рассматриваются в контексте духовных способностей.

Согласно формулировки Всемирной организации здоровья, здоровье — это состояние полного физического, духовного и.

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как...

...жизненных решений, выбора жизненных приоритетов, организации своей жизни и т. п. Общественная свобода гражданина — права человека в обществе и государстве, регулируемая законами.;Духовная свобода личности — христианское понимание свободы духа...

Эволюция общественных настроений и массового сознания...

В конце 50-х гг. большая часть молодых людей из среды интеллигенции, разочаровавшись в прежних иллюзиях о возможности сотрудничества с властью, готовой пойти на уступки, пошла по пути

4. Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения.

Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности...

Выделяют смерть физическую как распад тела, смерть психическую как разрушение

Выбирая профессию, индивид планирует свой профессиональный путь и в целом всю свою жизнь.

Жизненные стратегии изучались с помощью методик: опросник «Трудная жизненная...

Задать вопрос