Библиографическое описание:

Фиклистова Я. В., Гаркуша Л. Г. Понятие концепта как составляющей единицы картины мира [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 36-38. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/257/12941/ (дата обращения: 12.12.2017).



Ключевые слова: концепт, языковая картина мира, лингвокультурный подход, когнитивный подход, культура, концептосфера

Человек, как существо мыслящее, воспринимает окружающий мир, выстраивая свою картину мира, раскрашивая окружающую действительность различными цветами.

Мир — это взаимодействие человека с окружающей средой, а картина мира — это продукт переработки информации и формирование определенных представлений о мире. Следовательно, можно сказать, что картина мира — это не фотоальбом, но процесс познания мира человеком, определенный образ мира. Человеческое сознание создает для себя образы фактов, которые являют собой определенную модель действительности. Эта модель, или картина фактов, воспроизводит структуру действительности в целом или структуру её отдельных компонентов (в частности, пространственных, цветовых и др.).

В современном понимании картина мира — это своего рода портрет мироздания, это некая копия Вселенной, которая предполагает описание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается, как выглядят пространство и время, как взаимодействуют между собой различные объекты, какое место занимает человек в этом мире. Накапливая опыт, человек преобразует его в определенные концепты, которые, в конечном итоге, выстраиваются в концептуальную систему, которую человек уточняет, модернизирует и перестраивает непрерывно.

Необходимо уточнить определение термина «концепт». Согласно Большому энциклопедическому словарю, «концепт (от лат. Conceptus — мысль, понятие) — смысловое значение имени (знака), т. е. содержание понятия, объект которого есть предмет (денотат) этого имени» [1]. Исходя из определения, лексическое значение слова можно назвать концептом, но такое понимание концепта считается недостаточным, узким и далеким от реальности.

В изучении концепта выделяют два основных направления: лингвокультурное (отсюда возникла новая область в лингвистике — лингвоконцептология) и конгитивное. Эти два направления имеют много общего, но у них есть и различия.

В современной лингвистике термин «концепт» не новый. Еще в 1928 году С. А. Аскольдов, опубликовал статью «Концепт и слово». Эта статья является началом лингвокультурного подхода в современной науке. Указывая на заместительную функцию концепта, С. А. Аскольдов определяет его следующим образом: «Концепт есть мыслительное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода» [2]. Следовательно, можно утверждать, что концепт — оперативная содержательная единица памяти и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике. Понятие концепта отвечает представлению о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких «квантов» знания.

Примерно в то же время Д. С. Лихачёв использовал понятие «концепт» для обозначения обобщенной мыслительной единицы, которая отражает и интерпретирует явления действительности в зависимости от образования, личного опыта, профессионального и социального опыта носителя языка и, являясь своего рода обобщением различных значений слова в индивидуальных сознаниях носителей языка, позволяет общающимся преодолевать существующие между ними индивидуальные различия в понимании слов. Концепт, отражая этническое мировидение, маркирует этническую языковую картину мира и является минимальной единицей этой картины. В то же время концепт — это некий квант знания, отражающий содержание всей человеческой деятельности. Концепт не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека. Таким образом, концепт по Д. С. Лихачёву выполняет заместительную функцию в языковом общении [3].

Еще одним сторонником лингвокультурного подхода является Ю. С. Степанов, который утверждает, что «концепт — это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт — это то, посредством чего человек — рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» — сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [4]. Перефразируя данное утверждение, можно сказать, что концепт не столько мыслится, сколько переживается.

Очень важна точка зрения В. И. Карасика, который рассматривал концепт значительно шире, чем лексическое значение слова, утверждая, что «концепт — многомерное смысловое образование, в котором выделяются ценностная, образная и понятийная стороны» [5].

Заслуживает внимания теория концепта, предложенная В. И. Карасиком и Г. Г. Слышкиным. Основные ее тезисы сводятся к следующему:

1) сознание является областью пребывания концепта;

2) концепт — ментальное отражение культуры;

3) язык и/или речь — сферы опредмечивания концепта [6].

Согласно этой теории, концепт понимается как ментальное образование с привелигирующим ценностным свойством [7].

А. Вежбицкая определяет концепт как объект идеального мира, который имеет имя, определяется набором семантических данных и отражает культурное представление о действительности [8]. Сама действительность дана в мышлении через язык, а не непосредственно.

З. Д. Попова и И. А. Стернин развивают конгитивный подход к пониманию концепта. Согласно теории З. Д. Поповой и И. А. Стернина, «концепты в сознании человека возникают в результате деятельности, опытного постижения мира и складываются из:

а) его непосредственного чувственного опыта — восприятия мира органами чувств;

б) предметной деятельности человека;

в) мыслительных операций с уже существующими в его сознании концептами;

г) путем сознательного познания языковых единиц» [9].

Как отмечает А. П. Бабушкин, «концепт — это ментальная репрезентация связей между объектами действительности» [10].

Приведенные подходы к определению концепта не исключают друг друга: концепт как ментальное образование в сознании индивида есть выход на концептосферу социума, т. е. на культуру, а концепт как отражение культуры есть фиксация коллективного опыта, который есть достояние индивида. Эти подходы различаются направлениями по отношению к индивиду: лингвокогнитивный концепт — это направление от индивидуального сознания к культуре; лингвокультурный концепт — направление от культуры к индивидуальному сознанию.

Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://www.vedu.ru/bigencdic/29936/ (дата обращения: 29. 05. 2017).
  2. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология. М.: Язык русской культуры, 1997. С.267–279.
  3. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН — СЛЯ — 1993, № 1.
  4. Степанов Ю. С. Концепт [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.ec-dejavu.net/c/Concept.html (дата обращения: 29.05.2017).
  5. Карасик в. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2790175/ (дата обращения: 29. 05. 2017).
  6. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под. ред. И. А. Стернина. — Воронеж: ВорГУ, 2001.
  7. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Базовые характеристики лингвокультурных концептов // Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. Волгоград: Парадигма, 2005. Т. I. С. 13–15.
  8. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1999. 780 с.
  9. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. 2010 — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://zinki.ru/book/kognitivnaya-lingvistika/ (дата обращения: 29. 05. 2017).
  10. Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А. П. Бабушкин. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996.
  11. Словарь методических терминов. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word/ (дата обращения: 07. 08. 2017).
  12. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208с.
Основные термины (генерируются автоматически): Режим доступа, Электронный ресурс, дата обращения, картина мира, лексическое значение слова, картину мира, познания мира, картины мира, Понятие концепта, Лингвокультурный концепт, лингвокогнитивный концепт, лингвокультурный концепт, сознании человека, Слышкин Г, отражение культуры, понимании картина мира, лингвокультурного подхода, русской культуры, заместительную функцию, познания мира человеком.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос