Исследование образа как способ получения сведений о языковом сознании индивида (на примере исследования образа университета)
Автор: Свиркович Олеся Владимировна
Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы филологических наук» (Казань, октябрь 2016)
Дата публикации: 08.10.2016
Статья просмотрена: 89 раз
Библиографическое описание:
Свиркович, О. В. Исследование образа как способ получения сведений о языковом сознании индивида (на примере исследования образа университета) / О. В. Свиркович. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы филологических наук : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/232/11147/ (дата обращения: 16.11.2024).
В современном мире система высшего образования претерпевает существенные изменения, ставшие следствием функционирования вуза в условиях рыночной экономики, усилением конкуренции в сфере высшего образования, а также с проблемами повышения уровня профессиональной подготовки кадров. Важнейшими становятся цели повышения качества образования и подготовки специалистов, обладающих востребованными в условиях рыночной экономики компетенциями.
В своей работе мы задаемся целью сформировать более точное представление о процессе исследования образа как одного из самых достоверных средств получения сведений о языковом сознании. Описание образа университета в языковом сознании жителя северного региона Казахстана, на наш взгляд, позволит получить достаточно интересные сведения о функционировании современной высшей школы, выработать рекомендации по формированию имиджа высшего учебного заведения с учетом национального подхода.
Имидж (англ. image, от лат. imago — образ, вид)- целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п. [БЭС].
Имидж зависит от того, какие ценности пропагандируются в обществе в определенный период времени. В условиях быстро меняющегося и развивающегося общества, роста его потребностей важным показателем в пользу формирования благоприятного имиджа образовательного учреждения служит степень соответствия его миссии, целей и задач требованиям социума. Так, сегодня особую ценность представляет образование, декларируемое как часть общенациональной культуры, способствующее формированию целостной социальной личности, готовой жить и работать в демократическом полиэкономическом обществе [10, с.58].
Традиционно термин «сознание» рассматривается в современных областях философии, социологии и психологии как понятие, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Являясь высшей формой психического отражения, свойственной общественно развитому человеку и связанной с речью, сознание соотносится с идеальной стороной целеполагающей деятельности [1].
Изучение языкового сознания стало закономерным результатом появления в ХХ в. психолингвистики, позволившей трактовать языковые явления с позиций специфики индивидуального знания, формируемого в соответствии с психофизиологическими возможностями индивида, но под контролем системы норм и оценок, вырабатываемых в социуме [4, с.40].
Возникнув на стыке различных, хотя и сближающихся областей термин «языковое сознание» до сих пор не обладает достаточной однозначностью. Т. В. Ушакова, характеризуя данную ситуацию, отмечает: «Ставши в известной мере модным, данный термин в то же время остается недостаточно определенным. Ощущается потребность более ясно понять, в чем его суть, что оно высвечивает в сознании исследователя, какие возможности открывает в исследовательском поле, какие акценты ставит в поле исследовательских проблем» [9].
Формулируя определение языкового сознания можно столкнуться с определенными трудностями: во-первых, значение, вкладываемое в данное сочетание, не всегда совпадает в концепциях разных исследователей (в отдельных случаях термин отождествляется с близким ему «языковым мышлением»), во-вторых, наблюдается одновременное функционирование синонимических понятий «сознание», «речевое мышление», «лингвистическое мышление, «лингвистическая компетенция», «лингвистическая компетентность». На неоднозначность терминологического сочетания «языковое сознание» указывает [2].
Другая точка зрения заключается в том, что языковое сознание, являясь одной из составных частей коммуникативного сознания, обеспечивает механизмы языковой (речевой) деятельности: порождение речи, восприятие речи и хранение языка в сознании. Языковое сознание целесообразно соотносить с когнитивным и коммуникативным сознанием. Когнитивное сознание объединяет всю мыслительную деятельность человека, а коммуникативное, в свою очередь представляет собой совокупность коммуникативных знаний и коммуникативных механизмов, которые обеспечивают весь комплекс коммуникативной деятельности человека [7].
Существует и положение, согласно которому языковое сознание следует отождествлять с речевым сознанием. Так, Ушакова Т. В. рассматривает языковое сознание как более широкое явление, чем лексикон, поскольку в речи может быть обозначен любой феномен, не имеющий специальной однословной или идиоматичной номинации [9]. Овчинникова И. Г., закрепляя за языковым сознанием вербализуемые лексическими средствами национального языка результаты ментальной деятельности, расширяет трактовку, ссылаясь на концепцию языковой личности Ю. Н. Караулова: языковое сознание охватывает семантикон в его отношении к лексикону [5].
Мы в своем исследовании будем опираться на характеристику, принятую в российской психолингвистике и сформулированную Е.Ф Тарасовым, понимая под языковым сознанием совокупность образов сознания, овнешняемых при помощи языковых средств — слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей [8, c.36].
Источником «овнешнителей» образа университета в языковом сознании жителя северного региона Казахстана способны стать, наш взгляд тексты, созданные и функционирующие в поликультурной языковой среде, в частности тексты средств массовой информации, рекламы, официальные документы. Кроме того, закономерно использование данных ассоциативного эксперимента, опроса, интервью и анкетирования.
Проанализировав тексты рекламных объявлений высших учебных заведений, распространяемые в пределах Костанайской области Республики Казахстан, мы выявили ряд специфических языковых средств, среди которых следует отметить наличие форм превосходной степени сравнения прилагательных и наречий: «хорошее материально-техническое оснащение позволяет решать самые сложные задачи при подготовке специалистов», «выбор правильного места учебы является одним из самых важных решений в вашей жизни»; «в крупнейших (старейших, лучших) вузах…» и пр., побудительных синтаксических конструкций и обращений: «Выбор определяет успех!», «Достойное образование — фундамент достойной жизни!», «Дорогие друзья!», «Уважаемые абитуриенты!», использование местоимений и глаголов 2 лица: «Выбираешь специальность? КПК проводит «День открытых дверей», «Выбирая Костанайский государственный университет имени А.Байтурсынова, Вы делаете ставку на лидера», лексики официально-делового стиля. Выявленный набор ключевых слов позволил сформировать представление о том, в каком виде хранится информация о высшем учебном заведении в памяти жителя поликультурного города
Экспериментальным подтверждением сформулированной гипотезы могут стать данные, полученные в результате анкетирования абитуриентов. Являясь социальной группой, напрямую заинтересованной в предоставлении образовательных услуг, абитуриенты, также как студенты и преподаватели, играют важную роль в формировании имиджа высшего учебного заведения.
Анкетирование абитуриентов вузов Костанайской области показал, что «идеальным» в языковом сознании будущих студентов является вуз, дающий высокий уровень знаний, имеющий квалифицированные кадры преподавателей, содействующий трудоустройству выпускников, требующийприемлемые цены за обучение, ведущийобучение по востребованным специальностям. Известным участникам опроса вузам недостает таких качеств, как трудоустройство выпускников, достаточность квалифицированных кадров, приемлемые цены за обучение, обучение по востребованным специальностям, наличие общежития и бюджетных мест. Оттолкнули бы участников опроса такие характеристики, как предоставление низкого уровня компетенции, требование высокой платы за обучение, обучение по ограниченному перечню специальностей. Образ современного студента в языковом сознании абитуриентов поликультурного города формируется на основе таких положительных качеств, как ответственность, энергичность, эрудиция, креативность, честность. Среди осуждаемых характеристик частотными оказались такие, как лень, отсутствие тяги к знаниям, безответственность, зависимость от Интернета, наличие вредных привычек.
Результаты анкетирования продемонстрировали ценностные составляющие, а также позволили сформировать более точную картину специфики восприятия образа вуза в казахстанской национальной среде [11, с.61–64].
Дополнить эмпирическое исследование образа вуза способны сведения, полученные в результате использования одной из разновидностей ассоциативного эксперимента — метода незаконченных предложений. Являясь разновидностью направленного ассоциативного эксперимента, указанный метод относится к вербальным проективным тестам и способствует выявлению особенностей восприятия реальной действительности посредством изучения языкового сознания [3, с.83]. Как было отмечено выше, включаясь в мировую образовательную систему, вуз ставит перед собой достаточно высокие цели. В связи с этим изменяются требования и к преподавателю высшей школы. В условиях глобализации он должен соответствовать качествам? существенным для педагога в любой точке мира.
В процессе анализа образа современного преподавателя в языковом сознании абитуриента поликультурного города нам удалось прийти к выводу, что он (образ) базируется на качественных характеристиках, связанных, с одной стороны, с профессиональной деятельностью, с другой — с индивидуальными (личными) особенностями.
В сознании носителей русского языка, проживающих в Костанайской области, деятельность преподавателя подвергается оценке, что подтверждается обилием определений, выраженных оценочными прилагательными.
Использование метода незаконченных предложений позволило дополнить традиционный образ преподавателя позитивными характеристиками, важными для будущих студентов и нашедших отражение в их языковом сознании, что позволяет говорить о сохранении высокого социального статуса субъектов высшего образования [6, с.218].
Итак, более точное представление о процессе исследования образа как одного из самых достоверных средств получения сведений о языковом сознании способны дать лингвистический анализ текстов, функционирующих на территории интересуемого региона, а также данные, полученные в результате использования методов анкетирования и ассоциативного эксперимента. Анализ образа университета в языковом сознании жителей Северного Казахстана способен скорректировать картину восприятия образа вуза в казахстанской национальной среде, а также может быть использован при составлении рекомендаций по формированию имиджа вуза в условиях глобализации с учетом национальных интересов, нацеленных на защиту традиций духовности и просветительства от утилитарного и потребительского подходов.
Литература:
- Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. — URL: http://www.dict.t-mm.ru/enc_sl/i/imi.html
- Горелов, И.Н., Седов, К. Ф. Основы психолингвистики/ И. Н. Горелов, К. Ф. Седов — М.: Лабиринт, 2001. — 304с.
- Евсеева, О. В. Ассоциативный эксперимент как исследовательская процедура в психолингвистике [Электронный ресурс] / О. В. Евсеева. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/assotsiativnyy-eksperiment-kak-issledovatelskaya-protsedura-v-psiholingvistike
- Залевская, А.А Введение в психолингвистику [Текст]/ A. A. Залевская. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. — 349 с.
- Овчинникова, И. Г. Что скрывается за термином «языковое сознание»? [Электронный ресурс] — URL: http://philologicalstudies.org/dokumenti/2008/vol1/1/8.pdf.
- Свиркович, О. В. Образ современного преподавателя: попытка анализа с применением метода незаконченных предложений // Русский язык в странах СНГ: проблемы и перспективы [Текст]: мат. II Междунар. науч.-практ. конф./ отв. ред. К. С. Шалгимбекова. — Костанай: Костанайский филиал ФГБОУ ВПО «ЧелГУ», 2014.
- Стернин, И. А. Коммуникативное и когнитивное сознание [Текст] — Москва-Воронеж, 2002.
- Тарасов, Е. Ф. Языковое сознание // Вопросы психолингвистики. — 2004. — № 2. — С.34–47.
- Ушакова Т. В. Языковое сознание и принципы его исследования [Электронный ресурс]. — URL: http://www.iling-ran.ru/library/psylingva/ sborniki/Book2000/html_204/1–2.html.
- Хильченко, О.В Образ современного студента в языковом сознании жителей поликультурного города // Русский язык в странах СНГ: проблемы и перспективы [Текст]: мат. Междунар. науч.-практ. конф./ отв. ред. К. С. Шалгимбекова. — Костанай: Костанайский филиал ФГБОУ ВПО «ЧелГУ», 2012. — 254 с.
- Хильченко О. В. Специфика образа университета в языковом сознании абитуриентов поликультурного вуза // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Выпуск 74. — 2013. — № 2. — С. 61–64.