Понятие художественного универсализма на примере творчества Джона Мильтона | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Художественная литература

Опубликовано в

международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, апрель 2011)

Статья просмотрена: 3774 раза

Библиографическое описание:

Шкрабо, О. Н. Понятие художественного универсализма на примере творчества Джона Мильтона / О. Н. Шкрабо. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 137-141. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/23/103/ (дата обращения: 16.11.2024).

Английская литература XVII столетия – это литература эпохи революционной ломки. Она развивается в обстановке ожесточенной идеологической и социальной борьбы, в тесной связи с событиями своего времени. Первые десятилетия века завершают эпоху Ренессанса; лишь с середины 20-х годов начинается новая историко-литературная эпоха, которая кончается к 1690-м годам, когда на литературную арену вступают Джонатан Свифт, Даниэль Дефо, Александр Поуп и другие деятели раннего Просвещения. В литературной жизни Англии этого периода различают три этапа, первый из которых приходится на предреволюционные десятилетия (20–30-е годы), второй охватывает годы революции и республики (40–50-е годы), третий совпадает с периодом Реставрации (60–80-е годы).

Переходный характер эпохи, сложность и острота социально-политических коллизий в стране обусловили многообразность и противоречивость ее литературного процесса, где барокко сосуществует с классицизмом, и подчас разнородные литературные принципы причудливо переплетаются в творчестве одного и того же автора, что и позволяет говорить о художественном универсализме этого автора.

В Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, универсализм (лат. universalis — всеобщий) определяется как «разносторонность в знаниях, сведениях (книжн.)» [7]. «Современный толковый словарь русского языка» А. Н. Чемохоненко определяет универсализм как «разносторонность, универсальность» [8, с. 673]. Т. Ф. Ефремова в «Современном толковом словаре русского языка» дает два значения слова «универсализм»: 1. качество универсала (универсал – тот, кто владеет всеми или многими специальностями в своей профессии); 2. универсальность, разносторонность в знаниях, познаниях [1, с. 641]. Все авторы определяют универсализм как разносторонность в знаниях или деятельности.

Как отмечает Т. С. Студенко, «существует ряд проблем, связанных с недостаточной литературоведческой концептуализацией понятий «универсальный» и производного «универсализм»: при широком диапазоне значений оно неизменно нуждается в уточнении, иначе это не более чем эпитет <…>; при наличии термина «универсализм» в философии и теологии литературоведению необходима выработка специфических значений понятия; наконец, поскольку перед нами не только полисемичная, но и поливалентная категория, необходимо аксиологическое разграничение его смыслов» [6, с. 284]. Т. С. Студенко  полагает, что необходимо типологизировать значения понятия «универсализм», заострив внимание на его проблемных аспектах. Что же касается непосредственно определения этого понятия в литературе, то исследовательница  предлагает следующее определение: «В самом общем смысле универсализм в литературе – стремление к синтезу на уровне «охвата» действительности (онтологического и метафизического) и на уровне осмысления и законов и закономерностей бытия» [6, с. 284]. Основываясь на приведенных выше определениях понятия «универсализм», можно сделать вывод, что художественный универсализм представляет собой синтез жанров или различных художественных систем в творчестве одного автора.

Но можно ли одним, достаточно общим термином определить характер творчества Джона Мильтона, одного из самых ярких представителей английской литературы XVII века? На долгом творческом пути ему пришлось соприкоснуться с разными идейными и художественными направлениями, испытать на себе их влияние, что не могло не отразиться на его поэзии и публицистике.

Исходя из типологии универсализма, предлагаемой Т. С. Студенко [6, с.284-287], в творчестве Джона Мильтона можно выделить универсализм следующих типов: «универсализм целостности» («универсализм охвата», «универсализм-энциклопедизм») и «универсализм основ и смыслов».

Суть «универсализма целостности» заключается в системности и всеобъемлющности творческой репрезентации, что соотносится с таким явлением, как «полифония методов, жанров, стилей в творчестве одного автора как отзвук переживаемой «полноты бытия», не укладывающейся в раз и навсегда избранную форму». Исследование творчества Джона Мильтона, начиная с раннего этапа, позволяет прийти к выводу, что возможно использовать понятие универсализма целостности как полифоничности творческой репрезентации по отношению к творческому наследию поэта.

На раннем этапе творчество Мильтона представляет собой сочетание мотивов жизнерадостной и красочной поэзии Возрождения с пуританской серьезностью и дидактикой. К концу 30-х годов XVII века пуританские тенденции в его творчестве заметно усиливаются, и вместе с тем произведения приобретают важный социальный подтекст. Однако, принимая во внимание моральный пафос произведений этого периода, присущий поэту дидактизм, ясность стиха и строгость выдвигаемых поэтом идеалов, мы можем говорить о преобладании в этот период тенденций классицизма [2, с. 227].

Второй период творчества Мильтона характеризуется преобладанием революционной публицистики. Это, в первую очередь, памфлеты «О реформации», «О епископате», трактат «О Христианском учении». Если говорить об универсализме поэта как об «универсализме целостности», то необходимо упомянуть, что в этот период поэт написал 16 сонетов и перевел несколько псалмов.

Поздний период творчества Мильтона отмечен, прежде всего, его эпохальным произведением «Потерянный рай», многосторонность творческого метода которого отражает многообразие художественно-эстетических направлений английской литературы XVII века.

С одной стороны, в поэме прослеживаются классицистические тенденции, о которых свидетельствуют стремление к гармонии и упорядоченности, устойчивая ориентация на античное наследие; с другой стороны, ярко проступают барочные традиции, выраженные в пристрастии поэта к изображению драматических коллизий, к динамике, в обилии контрастов и диссонансов, в эмоциональной экспрессивности и аллегоричности. В то же время, возвеличенный в поэме примат разума, проблема выбора, поставленная перед первым человеком, которая свидетельствует о свободной воле человека, позволяют говорить о присутствии в «Потерянном Рае» ренессансной поэтики.

В поэме «Возвращенный рай» отчетливо просматривается разочарование Мильтона в людях, которые, по его мнению, предали революцию, поэт приходит к выводу, что путь к свободе пролегает через длительное духовное совершенствование. Таким образом, он утверждает необходимость просветительской деятельности для подготовки людей к новым формам жизни. Барочные же тенденции в двух последних поэмах Мильтона «Возвращенный рай» и «Самсон–борец» уступают место классицистическим.

Поэма «Потерянный Рай» представляет собой исключительный пример жанрового синтеза. Черты так называемого «литературного» эпоса и проблески философской поэмы сочетаются в «Потерянном рае» с элементами драмы и лирики. Драматичен сам сюжет поэмы, драматичен характер ее многочисленных диалогов и монологов. Обращает на себя внимание и лиризм, проявляющийся во вступлениях к составляющим поэму книгам: в них вырисовывается личность самого поэта, слепого и гонимого, но и в «злые дни» сохранившего непреклонность души. Хотя преобладающим в «Потерянном Рае» является эпическое начало, оно выступает в сложном соотношении с драматическим и лирическим [2, с. 230].

На раннем этапе творческой деятельности Мильтона преобладает лирика, также он пишет пьесы-маски; позднее выступает как публицист: создает трактаты и памфлеты, затрагивающие религиозную, частную и гражданскую жизнь; с 1640 по 1660 он пишет сонеты и перекладывает на стихи некоторые псалмы; и, наконец, последний период его творчества отмечен созданием поэмы, прославившие его имя.

Универсально и проблемно-тематическое поле произведений Мильтона. В своем творчестве поэт затрагивает не только религиозно-философские проблемы, например, тему свободы человека, проблемы определения добра и зла, но и социально-политические проблемы, как видно из его памфлетов, созданных накануне Реставрации.

Таким образом, можно говорить об универсализме Джона Мильтона и как об «универсализме основ и смыслов», который, согласно определению Т. С. Студенко, утверждает гуманистические идеалы, и, прежде всего, идеалы деятельного гуманизма, акцентирует «вневременные» аспекты затрагиваемой проблематики», ориентируется на «историческое предвидение», выходя за рамки «поля зрения современности («профетизм»)» [6, с. 287].

О таких вневременных вопросах как свобода человека, определение добра и зла, Мильтон начинает говорить еще в пьесе-маске «Комус» (1634), однако более глубоко эти проблемы поэт рассматривает в памфлете «Ареопагитика» (1644) и поэме «Потерянный Рай» (1667).

Рассуждая о цензуре в памфлете «Ареопагитика», поэт затрагивает вопросы свободы выбора, свободы самостоятельного принятия человеком решения, задается вопросом: что же есть цензура, запрет в целом, – добро или зло; и заявляет, что закон о цензуре «является величайшим угнетением и оскорблением для науки и ученых» [4]. Поэт спрашивает Парламент, как можно говорить о свободе взрослого человека, способного принимать самостоятельные, взвешенные решения, когда изначально нарушается право на знание, попирается свобода выбора, оскорбляется мысль писателя, сама книга, а цензор в любое время «может вычеркнуть или изменить каждое слово, не согласное вполне с его упорством или, как выражается он сам, с его мнением?» [4].

В памфлете «Ареопагитика» Мильтон заявляет, что «цензура препятствует истинному знанию», подобное утверждение мы слышим из уст Сатаны, который обвиняет Бога в том, что он запретил Знание, т.е. выступил своего рода цензором,

Познание Добра и Зла? Добро! –

Познать его так справедливо! Зло! –

Коль есть оно, зачем же не познать,

Дабы избегнуть легче?...

Зачем его запрет? Чтоб запугать,

Унизить вас и обратить в рабов

Несведущих, в слепых, послушных слуг? [3, с. 297]

и из уст Евы, поддавшейся доводам Сатаны:

Что запретил он? Знанье! Запретил
Благое! Запретил нам обрести
Премудрость...
...В чем же смысл
Свободы нашей? [3, с. 299].

Как мы видим, всю жизнь поэта занимали эти вечные вопросы, вопросы свободы, права выбора, права на знание, что и находило отражение в его творчестве.

Подводя итоги, можно отметить, что творчество Джона Мильтона нельзя определить одним литературным термином: гуманизм, барокко или классицизм, ибо многообразие созданного поэтом просто не укладывается ни в одно из этих понятий.

В произведениях Мильтона встречаются черты ренессансного гуманизма, барокко, классицизма, и было бы неправомерно возвести один из этих стилевых элементов в художественную норму всего творчества великого поэта.

Джон Мильтон не принадлежал до конца и в полной мере ни одному из этих направлений. Он был и оставался неповторимым универсальным художником, использовавшим выразительные средства всех направлений искусства своего времени, раньше других осознавший необходимость просветительской деятельности.


Библиографический список

  1. Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. – М.: Астрель, 2006 – 973 с.

  2. История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для филол. спец. вузов / Н.А. Жирмунская, З. И. Плавскин, М.В. Разумовская и др.; Под ред. М.В. Разумовской. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк, 2001. — 254 с.

  3. Мильтон, Д. Потерянный рай. Возвращенный рай: поэмы / Джон Мильтон; [пер. с англ. А.А. Штейнберга, Е.Т., Н.А. Брянского; предисл. Л. Сумм; примеч. И. Одаховской, А. Зиновьева]. – М.: Эксмо, 2009. – 608 с.: ил.

  4. Мильтон, Д. Ареопагитика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psujourn.narod.ru/lib/milt_areop.htm. – Дата доступа: 02.04.2010.

  5. Пахсарьян, Н.Т. История зарубежной литературы XVII–XVIII веков: Учебно-методическое пособие / Н.Т. Пахсарьян; М.: Издательство РОУ, 1996. — 102 с.

  6. Студенко, Т.С. Типология и проблематика понятия «Универсализм» в контексте литературоведческого анализа./Т.С. Студенко//Сучасны лiтаратурны працэс: пiсьменнiк i жыццё. Матэрыялы Рэспублiканскай навуковай канферэнцыiiнск, 11 мая 2006 г.)/рэдкал.: I.Г. Баўтрэль [i iнш.] – Мiнск: Беларус. навука. 2006. – С.283-289.

  7. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»: ОГИЗ: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935—1940 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov. — Дата доступа: 12.08.2009.

  8. Чемохоненко, А.Н. Современный толковый словарь русского языка / А.Н. Чемохоненко; Мн.: Харвест, 2007. – 784 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Потерянный рай, русский язык, Современный толковый словарь, творчество, Универсализм, универсализм целостности, возвращенный рай, Ефремов, поэма, ранний этап.

Похожие статьи

Лингвостилистические особенности афроамериканского английского на примере лирики рэп-исполнителей

К вопросу о метафорической репрезентации концептов внутреннего мира в английском языке

Феномен неовикторианства в оценке английского и российского литературоведения

Предубеждение против искусства на примере произведений Третьяковской галереи

Использование исследовательского инструментария филологии в познании англоязычной культуры (на материале произведений Дж. Фаулза)

Взаимодействие японской и европейской культуры в эпоху Мейдзи (на примере литературы)

Концепция прав и свобод в трудах Жан-Жака Руссо

Особенности языка и поэтики англоязычной прозы литературы эпохи постмодерна

Проблема сознания и тела в рамках двухаспектной теории

Диалектика традиций и инноваций как философская проблема современного образования

Похожие статьи

Лингвостилистические особенности афроамериканского английского на примере лирики рэп-исполнителей

К вопросу о метафорической репрезентации концептов внутреннего мира в английском языке

Феномен неовикторианства в оценке английского и российского литературоведения

Предубеждение против искусства на примере произведений Третьяковской галереи

Использование исследовательского инструментария филологии в познании англоязычной культуры (на материале произведений Дж. Фаулза)

Взаимодействие японской и европейской культуры в эпоху Мейдзи (на примере литературы)

Концепция прав и свобод в трудах Жан-Жака Руссо

Особенности языка и поэтики англоязычной прозы литературы эпохи постмодерна

Проблема сознания и тела в рамках двухаспектной теории

Диалектика традиций и инноваций как философская проблема современного образования