Пословица недаром молвится | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Чембарцева М. П. Пословица недаром молвится [Текст] // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 35-38. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/178/9759/ (дата обращения: 16.08.2018).



 

В своей работе в вечерней школе я столкнулась с такими проблемами со стороны учащихся, как неумение выражать свою мысль, выделять основную мысль произведений, давать характеристику героям, анализировать произведения, строить устную и письменную речь, красиво говорить. Этот барьер трудно преодолеть, но возможно. Возникает необходимость помочь учащимся, тем более, что наши ученики попадают в одинаковые условия с учащимися дневных школ при сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

Каждый учитель использует свои, уже проверенные временем методы и приемы; я для ликвидации выше перечисленных проблем выбрала следующий путь: на своих уроках русского языка и литературы прибегаю к пословицам. А теперь обо всем по порядку.

Я считаю, на уроках литературы вообще невозможно обойтись без жанров устного народного творчества, а именно, без пословиц и поговорок — это замечательный материал для развития речи. Во-первых, речь с пословицами это богатая, красивая речь, во-вторых, в пословицах содержится народная мудрость, истина, проверенная не одним поколением, в-третьих, работа с пословицами развивает логическое мышление и заставляет нас заглянуть в прошлое нашего народа. Если систематически использовать пословицы, то такая работа формирует умения выделять связи слов, словосочетаний. Объясняя значение не только пословицы в целом, но и отдельных слов, дети встречаются с таким явлением, как многозначность слов, тем самым обогащают словарный запас, совершенствуют связную речь, проникают в смысл, какого-либо высказывания, развивают мыслительные способности. Кроме того, прежде чем учащемуся употребить в речи ту или иную пословицу или поговорку, в его уме происходит активная мыслительная деятельность: нужно соотнести сложившуюся ситуацию с имеющимся запасом пословиц и подобрать соответствующую.

При работе с малыми жанрами устного народного творчества большое внимание уделяется развитию понимания прямого и переносного значения слов, в то же время приобретаются навыки таких типов речи, как объяснение, доказательство, рассуждение.

Рассматривая пословицы в контексте, учащиеся понимают, что пословицы приобретают особое значение: придают речи выразительность, эмоциональность, колоритность, глубину. Именно употребление пословиц, крылатых выражений, поговорок в речи говорит о ее богатстве. Естественно, задачи, которые я ставлю на уроках, следующие:

  1.              способствовать более глубокому погружению в народную культуру. Например, пословица «Изба красна углами, а человек — делами» заставит обратиться к истории нашего народа и понять его: что значит красные углы в избе, какое большое значение придавалось иконам.
  2.              воспитывать нравственные качества, потому что через пословицу и поговорку выражены ирония, юмор, насмешка, любовь, гнев. Например, «Дашь палец, всю руку откусит», «Паршивая овца все стадо портит», «На устах — мед, а на сердце — лед». Через пословицы мы часто характеризуем человека, и не надо лишних слов, чтобы понять, какое качество подчеркивается.

Вырабатывать навыки уместного употребления пословиц в своих высказываниях, тем самым обогащая устную и письменную речь, делая ее более образной и выразительной. Бывают случаи, когда не можешь подобрать нужных слов, а вспомнишь пословицу или поговорку, и выход найден. Употребляя пословицы в речи, мы обращаем тем самым внимание на ее выразительность, яркость, подчеркиваем остроту, углубляемся в содержание. К тому же, если правильно повести разговор, то открывается новая дорожка и к сердцу человека.

С малыми жанрами УНТ работать надо начинать как можно раньше. Уже в начальной школе учащиеся прекрасно справляются с объяснением смысла пословиц, могут подобрать аналогичные, вспоминают те поговорки, которые употребляются в речи их семьей и близкими людьми.

В 5 классе при изучении народных и литературных сказок, учащиеся встречают большое количество поговорок в текстах. Нельзя проходить мимо такого ценного материала. Помимо смыслового разбора можно предложить и другие задания. Например, подобрать пословицы, поговорки синонимичные данным, выявить смысловые связи слов.

Например:

                   Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто за сохой ходит.

                   Белые руки чужие труды любят.

                   Горька работа да хлеб сладок.

К данным подбирают синонимичные:

                   Без мук труда не будет и радости.

                   Без дела жить — только небо коптить.

                   Без труда — нет плода.

Работая над текстом литературного произведения, учащиеся затрудняются выразить своими словами главную мысль, тогда я призываю их к тому, чтобы они обращались к пословицам: либо включают уже готовую пословицу в свое высказывание, а те, кто «посильнее», на основе уже известных им, строят устную или письменную речь.

В средних и старших классах я предлагаю ряд пословиц, учащиеся выбирают ту, которая наиболее точно выражает идею произведения. Например, к роману «Война и мир» предлагаются следующие пословицы:

                   Дружно за мир стоять — войне не бывать.

                   Войной да огнем не шутят.

                   Вражда не делает добра.

                   Держи порох сухим — будешь непобедим.

К рассказу «Кавказский пленник»:

                   Друзья познаются в беде.

                   Человек без друзей, что дерево без корней.

                   Из огня да в полымя.

                   Чужбина-калина, родина-малина.

                   Лучше пропасть, чем терпеть напасть.

                   Не зная броду, не суйся в воду.

Другой пример в 5 классе после изучения следующего ряда произведений: А. Погорельского «Черная курица», М. Ю. Лермонтова «Бородино», Н. А. Некрасова «Мороз, красный нос», И. С. Тургенева «Муму» предлагаю задание: к каким произведениям из изученного раздела подходят эти пословицы? При таком вопросе учащиеся невольно перебирают изученные произведения, обращаются к ним, вспоминают героев, их поступки, авторскую позицию, к тому же им следует проанализировать и ряд пословиц и соотнести с произведением.

                   Давши слово держись, а не давши крепись.

                   Жизнь дана на добрые дела.

                   От бородинской пушки под Москвой земля дрожала.

                   Не одежда красит человека, а добрые дела.

Предлагается ряд пословиц, и следует вопрос: о каком поступке идет речь в этих пословицах? Героев каких произведений вы бы охарактеризовали?

                   Не все то золото, что блестит.

                   Смелость города берет.

                   Не место красит человека, а человек место.

                   Трусливому каждый шорох — беда.

Даже при чтении зарубежной литературы используем на уроках пословицы. Проработав ту или иную, учащиеся лучше понимают героев, суть их поступков. Например, при чтении М. Твена «Том Сойер» встречаются такие:

                   Где есть желание, там найдётся и способ.

                   Но нет хуже дурака, чем старый дурак.

Или рассказ Э. Сеттон-Томпсона «Снап»:

                   Друга в верности без беды не узнаешь.

                   Верный друг любит до смерти.

При чтении стихотворений русских поэтов о родной природе предлагается задание: соотнести стихотворение с пословицей:

                   Солнце встанет, так и утро настанет. (И. С. Никитин «Утро»)

                   Зимавесну пугает, да сама тает. (Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»)

                   Как не злись метелица, всё весною пахнет.

                   Весна отмыкает ключи и воды. (Ф. И. Тютчев «Еще в полях белеет снег»)

                   Апрель с водой, май с травой. (А. Н. Плещеев «Уж тает снег»)

                   Вода с гор потекла — весну принесла.

После выполнения задания напрашивается вопрос: пословицы уходят глубокими корнями к нашим далеким предкам, так почему же и сейчас они актуальны?

На протяжении долгих лет наши предки изучали природу, ее поведение и особенности, после чего и рождались пословицы и поговорки. Каждая из них открывает нам тайну природы, показывая ее характер.

В заключение вышесказанного можно сделать вывод: пословицы и поговорки — эффективное средство формирования речемыслительной деятельности, обогащения и уточнения словарного запаса учащихся, улучшения понимания речи окружающих за счет ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.

В результате такой работы активизируется память, развивается мышление и речь, учащимся легче выразить свои мысли, они точнее могут назвать идею текста, выразить авторскую позицию. Даже краем уха можно услышать в речи учащегося при общении друг с другом пословицы, значит, они анализируют, знают, в конце концов запоминают их, ориентируются в той или иной ситуации, где и какую пословицу уместно употребить, как точнее выразить свою мысль. От урока к уроку учащимся становится легче работать с произведением: выражать основную мысль, давать оценку поступкам героев.

Это вкратце я рассказала об уроках литературы.

На уроках русского языка пословицы используются не менее. О достоинствах пословиц уже выше рассказано, поэтому я сразу перейду к тому, как именно я использую этот материал.

Прежде всего, пословицы использую при работе над орфографической зоркостью. Таким образом, и работа над орфографией, и работа над речью.

Назовите форму выделенных глаголов, спишите, ь подчеркните.

                   Воду толочь вода и будет.

                   Трудно ли пересечь канал тому, кто пересек море.

                   Пытается из песка масло извлечь.

                   Люблю греться, да боюсь обжечься.

                   Из одной хворостине трудно разжечь огонь, одного сына трудно воспитать.

Спишите пословицы и поговорки, подчеркните глаголы в неопределенной форме с ь после шипящих на конце.

                   Одежду не беречь — порвется, дружбу не хранить — оборвется.

                   Тщеславие всем готово пренебречь и ради славы может дом поджечь.

                   Все доброхоты, а в беде помочь нет охоты.

                   С малого начинай, чтоб высокого достичь.

При отработке навыков пунктуации предлагаю такие задания:

Спишите пословицы, обозначая в них грамматические основы. Подчеркните однородные члены предложений. Расставьте недостающие знаки препинания. Постройте схемы, отображающие пунктуацию при однородных членах.

                   Дружба и братство дороже всякого богатства.

                   Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

                   Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

                   Невелика птичка, зато поет хорошо.

                   Слово не стрела, а разит пуще стрелы.

                   Не только штык, но и колос врага колет.

                   Щедр на слова да скуп на дела.

Как сказал В. И. Даль: «Много еще надо работать, чтобы раскрыть сокровища нашего родного слова». И я думаю слова великого русского ученого, писателя созвучны всем учителям-филологам. Желаю всем удачи!

Основные термины (генерируются автоматически): пословица, учащийся, поговорка, слово, ряд пословиц, речь, работа, письменная речь, русский язык, авторская позиция.

Похожие статьи

Межкультурный подход к обучению русским пословицам...

Ключевые слова: обучение, русский язык, пословица, поговорка, культура, коммуникация.

С. 17–19]. Слова Л. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть пословиц и поговорок.

Сравнительный анализ русских и английских пословиц, поговорок

Ключевые слова: пословица, поговорка, литературный источник, содержание, опрос.

Цель работы: провести сравнительный анализ русских и английских пословиц, поговорок.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

– Введение в урок пословиц и поговорок, крылатых фраз и выражений, потешек, стихов.

— С.52–54. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность.

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя.

О роли и методе обучения русским пословицам и поговоркам...

Ключевые слова: русский язык, персидский язык, пословица, поговорка, обучение, этап.

Умелое употребление пословиц и поговорок в речи у русских свидетельствует о начитанности, развитости, находчивости и остром уме говорящего [7,с. 93].

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Наиболее трудным в развитии речи является работа по обучению учащихся письменным речевым высказываниям.

Основные термины (генерируются автоматически): слово, развитие речи, ребенок, русский язык, работа, речь, связная речь, ранняя осень, родной...

Особенности выражения смыслового центра высказывания...

Ключевые слова: чтение, письменная речь, восприятие, процесс обучения, иностранный язык.

В устном общении действует целый ряд специфических факторов, обеспечивающих высокую эффективность обмена речевой информации.

Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического...

русский язык, ошибка, слово, речь, ребенок, письменная речь, литературный язык, детский язык, речевая культура, нормативный язык.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

ролевая игра, устная иноязычная речь, учащийся, проведение, интенсивный метод

Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной

Ключевые слова:обучение, иностранный язык, профессионально-ориентированное общение...

Роль и значение антропонимов в русских пословицах...

Цель работы — сопоставительный анализ пословиц английского и русского языков.

Основные термины (генерируются автоматически): душ, Россия, пословица, тело, польский язык, слово, русский язык, русский народ, поговорка, язык.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Межкультурный подход к обучению русским пословицам...

Ключевые слова: обучение, русский язык, пословица, поговорка, культура, коммуникация.

С. 17–19]. Слова Л. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть пословиц и поговорок.

Сравнительный анализ русских и английских пословиц, поговорок

Ключевые слова: пословица, поговорка, литературный источник, содержание, опрос.

Цель работы: провести сравнительный анализ русских и английских пословиц, поговорок.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

– Введение в урок пословиц и поговорок, крылатых фраз и выражений, потешек, стихов.

— С.52–54. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность.

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя.

О роли и методе обучения русским пословицам и поговоркам...

Ключевые слова: русский язык, персидский язык, пословица, поговорка, обучение, этап.

Умелое употребление пословиц и поговорок в речи у русских свидетельствует о начитанности, развитости, находчивости и остром уме говорящего [7,с. 93].

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Наиболее трудным в развитии речи является работа по обучению учащихся письменным речевым высказываниям.

Основные термины (генерируются автоматически): слово, развитие речи, ребенок, русский язык, работа, речь, связная речь, ранняя осень, родной...

Особенности выражения смыслового центра высказывания...

Ключевые слова: чтение, письменная речь, восприятие, процесс обучения, иностранный язык.

В устном общении действует целый ряд специфических факторов, обеспечивающих высокую эффективность обмена речевой информации.

Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического...

русский язык, ошибка, слово, речь, ребенок, письменная речь, литературный язык, детский язык, речевая культура, нормативный язык.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

ролевая игра, устная иноязычная речь, учащийся, проведение, интенсивный метод

Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной

Ключевые слова:обучение, иностранный язык, профессионально-ориентированное общение...

Роль и значение антропонимов в русских пословицах...

Цель работы — сопоставительный анализ пословиц английского и русского языков.

Основные термины (генерируются автоматически): душ, Россия, пословица, тело, польский язык, слово, русский язык, русский народ, поговорка, язык.

Задать вопрос