Тип героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован») | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кашкарева, А. П. Тип героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован») / А. П. Кашкарева, А. С. Щелкунова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9549/ (дата обращения: 18.04.2024).



 

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями изображения типа героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»). Анализируются отдельные элементы поэтики персонажного образа; приводятся черты, характерные для лесковского праведника; делается вывод о том, что праведничество — это путь развития, эволюции, преображения героя.

Ключевые слова: Н. С. Лесков, герой-праведник, русская литература.

 

Тип героя-праведника входит в русскую классическую литературу во второй половине XIX века. Этот образ появляется в творчестве И. С. Тургенева («Живые мощи»), Н. А. Некрасова («Кому на Руси жить хорошо»), Ф. М. Достоевского («Идиот», «Сон смешного человека»), занимая важное место в художественном сознании эпохи. Герои праведники становятся воплощением национально-традиционных ценностей и обычно запечатлеваются русскими писателями в ореоле святости. Творчество русских писателей XIX века в целом представляло собой опыт художественного моделирования мира праведничества.

Попытка изобразить человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия, положена в основу всех произведений о праведничестве, в том числе и в основу произведений Н. С. Лескова.

Праведники Н. С. Лескова, праведничество — феномен русской литературы, в основе которого вера в идеал, в высшую правду. Смысл жизни праведники Н. С. Лескова видят в деятельной нравственности. Главное, что определяет их поведение в жизни — служение живому делу. Ежедневно его герои совершают незаметный подвиг доброго участия и помощи ближнему.

Герою-праведнику Н. С. Лескова присущи следующие черты:

                    отрешённость по отношению к вещам материального мира;

                    чувство справедливости и чувство долга перед людьми;

                    сострадание;

                    борьба за народную правду.

Желая воплотить в героях-праведниках наиболее общие черты нравственных принципов, столь необходимых, по мнению Лескова, для человеческого благоденствия. Как отмечает В. Троицкий, писатель «воссоздавал своих героев как живые лица, в характерах которых переплетаются обыденные интересы и жажда лучшего» [4, с. 71]. Герой-праведник — воплощение русского народа. Говоря, например, о Левше, сам Лесков соглашается с мыслью, что в этом произведении, «где стоит «Левша», надо читать «русский народ» (XI, с. 20), а о Несмертельном Головане заявляет в начале рассказа: «Он сам почти миф, а история его — легенда» [3, с. 351] — на примере образа Голована можно проследить, как раскрывается образ лесковского праведника.

Сразу обращает на себя внимание название текста. Некоторые критики (А. И. Фаресов, К. Ф. Головин и др.) интерпретировали это свойство поэтики как «оригинальничанье». Семантика названия данного рассказа раскрывается в прозвище, данным Головану народом. Оно «не выражало насмешки, и отнюдь не было пустым, бессмысленным звуком — его прозвали несмертельным вследствие сильного убеждения, что Голован — человек особенный; человек, который не боится смерти» [3, с. 351]. «Несмертельный» значит бесстрашный, мужественный; человек, который пойдет на риск: «безбоязненно входил в зачумленные лачуги и поил зажаренных не только свежею водою, но и снятым молоком… шнырял из лачужки лачужку, чтобы промочить из склянницы засохшие уста умирающих или поставить мелом крест на двери» [3, c. 366].

Начиная со слов: «Он сам почти миф, а история его легенда» [3, с. 351], автор заявляет о своём герое, как о выдающейся личности из народа, способной на такие поступки-подвиги, после исполнения которых, о ней помнили и говорили даже после смерти. С первых страниц рассказа, с первой главы автор знакомит нас с праведным героем, детально описывая его внешность и уже совершенные подвиги Голована: «В нем было, как в Петре Великом, пятнадцать вершков; сложение имел широкое, сухое и мускулистое; он был смугл, круглолиц, с голубыми глазами, очень крупным носом и толстыми губами <…>. Спокойная и счастливая улыбка не оставляла лица Голована ни на минуту: она светилась в каждой черте, но преимущественно играла на устах и глазах, умных и добрых, как будто немножко насмешливых. Другого выражения у Голована как будто и не было» [3, c. 353–354]. Стоит обратить внимание на цвет глаз героя: легко провести параллель с небесной символикой, с природой — органичным для праведников пространством. Еще одной ключевой чертой во внешности является улыбка Голована. Она спокойная и счастливая, это говорит о созвучии внутреннего мира героя с миром внешним, реальным. Голован живёт в гармонии: улыбка спокойная, от того и счастливая. Автору удаётся убедить читателя в высоконравственности главного героя, наделяя его внешность чистыми и сильными чертами. В образе Голована проявляется смирение. Смирение — это скромность духа; отсутствие гордыни.

На страницах рассказа Лесков-писатель раскрывает тему религиозных убеждений главного героя. Голован не боится смерти и бескрайне добр по отношению ко всем людям без исключения: «Приходили к нему, бывало, какие-то простые люди — всегда за советами» — Голован никогда не отказывал в своей помощи. Он был народным любимцем, его все знали, уважали и любили: «Вынимал соленым огурцом жар из головы, отлично «воду показывал» (то есть место, где можно рыть колодец), в народе был чем-то вроде нотариуса, потому как слыл справедливым человеком» [3, c. 372]. Это особенности характера, которые сложились под влиянием веры.

Как и все лесковские «праведники», Голован «сумнителен в вере» [3, c. 373]: «И, наконец, сами обстоятельства ставили Голована в несколько странное положение: неизвестно было — какого он прихода <...> Всегда отвечал — Я из прихода творца-вседержителя,– а такого храма во всем Орле не было» [3, c. 375] Творец-вседержитель есть Бог. Тем самым автор указывает на принадлежность героя к Всевышнему, на связь с миром небесным (но при этом в тексте не даётся конкретного указания религии, главное — вера в Бога, служение идеалу, но, все же, когда разговор заходил о вере, Голован отвечал уклончиво и неясно, что ходил к отцу Петру в Борисоглебский собор «совесть проверять» [3, c. 375])).

Праведность Голована проявляется и в его отношении к Павле, своей сожительнице. Все удивлялись: почему он не женится на Павлагеюшке. Но, как оказалось, до конца дней своих Голован оставался девственным, а с Павлой они «жили по любви совершенной…– ангельски» [3, c. 396]. Любовь Голована и Павлы чиста, непорочна, они свято оберегают друг друга, а отношение героя к любви во многом объясняет особенности его мировоззрения.

С помощью такого наивно-детского понимания Голованом происходящего автор доносит до нас легенды о главном герое, что дает возможность писателю воссоздать этот мир загадочной русской души. Личное повествование помогает усилить изображение исторического и бытового фона. Подлинное знание народной жизни демонстрирует автор, не приукрашивая действительность: «Смерть шла об руку с голодом и друг друга поддерживали. Голодающие побирались у голодающих, больные умирали «борзо», то есть скоро, что крестьянину и выгоднее. Долгих томлений не было, не было слышно и выздоравливающих» [3, c. 363]. Жизнь русского народа состояла из бесконечных забот и бед. Крестьянам не к кому было обратиться, они искали поддержки и нашли опору в образе обычного русского человека — в Головане.

На протяжении всего произведения Голован остаётся загадочным героем, интригуя читателя. Н. С. Лесков открывает завесу тайны только в конце произведения, подчеркивая праведность самого героя. Мы узнаём, что все поступки, совершённые Голованом, обусловлены естественными причинами. Резал ногу, не потому, что хотел излечить народ от эпидемии, а потому что сама смертоносная болезнь, сам «пупырух» [3, c. 363] его одолел, и таким образом он избавился от него. Был девственным, и с Павлой жил «по любви совершенной» [3, c. 396]. «Исцеленного Фотея» не выдал по причине любви к Павле, так как это вовсе не Фотей был, а законный муж Павлы. Т. е. можно заметить, природное/интуитивное понимание жизни, согласно Священному Писанию и из-за это совершенство Голована на грани святости: «строгостью к себе и снисходительностью к другим достигший высоты совершенного самоотвержения» [3, c. 396].

Исследователь творчества Н. С. Лескова В. А. Гебель выразила свое понимание лесковского миросозерцания: «Лесков в большом и малом выражал свой взгляд на русское начало. Для писателя типы и лица черноземной России представляли особый интерес как проявления русского характера. Всеохватывающий взгляд художника позволял изображать настоящую правду…» [1, с. 90].

В своём творчестве Н. С. Лесков большое значение уделял культуре и жизни русского народа, затрагивал тему героизма и одарённости простого русского народа. «Несмертельный Голован» — произведение, пропитанное народным русским духом со всеми его достоинствами и недостатками. Как писал М. Горький, «он [Лесков] любил Русь всю, какова она есть, со всеми нелепостями её древнего быта, любил <…> народ и вполне искренно считал его “способным ко всем добродетелям”, но он любил все это, не закрывая глаз <…>. В душе этого человека странно соединились уверенность и сомнения, идеализм и скептицизм» [2, с. 233].

На протяжении всего произведения Несмертельный Голован проявляет себя так, что его можно назвать святым. Голован — бывший крепостной, человек огромной физической силы, обладающий незлобивой нежной натурой. Его образ вырастает в символическую фигуру народного подвижника, жертвующего собой для страдающих крестьян во время народного бедствия — чумной эпидемии. Лесковское праведничество — не синоним святости. Праведничество — это путь развития, эволюция от грехопадения к нравственному идеалу. В своих произведениях Лесков ярко отразил данный принцип, который составляет основу праведничества. Лесковский праведник всегда деятельно добр. Его религия — религия добрых дел. В жизни праведник незаметен, невиден, скромен, в глазах обывателей он непрактичен, смешон, но ежедневно, ежечасно он творит добро, спасаясь сам и спасая людей.

 

Литература:

 

  1.                Гебель, В. А. Н. С. Лесков. В творческой лаборатории / В. А. Гебель. — М.: Сов. писатель, 1945. — 319 с.
  2.                Горький, М. Собр. соч. в 30-ти т. Т. 24. Статьи, речи, приветствия (1907–1928) / М. Горький. — М.: Худож. лит., 1949–1955. — 480 с.
  3.                Лесков, Н. С. Собрание сочинений: в 11 т. / Под общ. ред. В. Г. Базанова, Б. Я. Бухштаба, А. И. Груздева, С. А. Рейсера, Б. М. Эйхенбаума / Н. С. Лесков. — М.: ГИХЛ, 1956–1958. — Т. IV. — 558 с.
  4.                Троицкий В. Ю. Лесков-художник / В. Ю. Троицкий. — М.: Наука, 1974. — 216 с.
Основные термины (генерируются автоматически): голован, русский народ, главный герой, друг друга, Несмертельный Голован, образ Голована, путь развития, русская литература, Русь, страница рассказа.

Ключевые слова

русская литература, Н. С. Лесков, герой-праведник

Похожие статьи

«Очерки народного самоуправления» А. В. Карпова...

«Несмертельный Голован» — произведение, пропитанное народным русским духом со всеми его достоинствами и недостатками. О понятии обладания в рамках изучения национальных...

Мотивы скитания и возвращения в произведениях русской...

Тема пути встречается во многих произведениях русской литературы.

Например, Чацкий, герой рассказа «Горе от ума», только что вернулся из путешествия.

Таким образом, мы можем увидеть, как жили люди того времени в других странах.

Интегрированный урок литературы и обществознания в 10 классе...

(Н. Лесков «Несмертельный Голован»).

В 1865 году русский читатель познакомился с трагической историей лесковской героини и, может быть, посчитал её нетипичной

Русская женщина, возведенная н пьедестал Пушкиным, Тургеневым, Некрасовым, и вдруг… убийца.

Литература и фольклорная традиция: формы русских народных...

Происходил своеобразный, «потаённый» диалог писателей друг с другом, основанный на притяжении/отталкивании» [13, с.11].

Основные термины (генерируются автоматически): образ, Роман, нечистая сила, русская литература, сказочный материал, фольклорная...

Дуэль в зеркале русской литературы (по некоторым...)

Актуальность исследования. Русская литература наполнена многочисленными упоминаниями о дуэлях между героями. Мы часто встречаем персонажей, которые вступив в конфликтные отношения между собой, бросают друг другу перчатку и идут на отчаянный шаг.

Народничество в исторических взглядах классиков русской...

Статья посвящена историческим взглядам классикам русской литературы на русское народничество.

Основные термины (генерируются автоматически): Загадочный человек, Россия, Рогожская община, раскол, Лесок, главный герой, Русь, революционное движение...

Статьи по ключевому слову "русская литература" — Молодой...

Тип героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»). Молодой учёный №7 (42) июль 2012 г. — Дубровская Д. А. Образ России в англоязычном газетном дискурсе (на примере публикаций о русской культуре).

К вопросу о национальных чертах русского обмана

Во все времена русский народ черпает силы в великих произведениях русских писателей. «Дикарь» или «русский Эрос»? (главный герой в повести...) Философия этой особой «тяги», присущей каждому, излагалась писателем еще в рассказе «Пустынное.

Мужчина-охотник в натурфилософской прозе второй половины XX...

Животные охотятся друг на друга, чтобы выжить.

Главный герой Арсен Саманчин видит в «великой охоте» [1, c.12] путь обретения бессмертия.

Панкин Б.Д. Строгая литература: Литературно-критические статьи и очерки.

Похожие статьи

«Очерки народного самоуправления» А. В. Карпова...

«Несмертельный Голован» — произведение, пропитанное народным русским духом со всеми его достоинствами и недостатками. О понятии обладания в рамках изучения национальных...

Мотивы скитания и возвращения в произведениях русской...

Тема пути встречается во многих произведениях русской литературы.

Например, Чацкий, герой рассказа «Горе от ума», только что вернулся из путешествия.

Таким образом, мы можем увидеть, как жили люди того времени в других странах.

Интегрированный урок литературы и обществознания в 10 классе...

(Н. Лесков «Несмертельный Голован»).

В 1865 году русский читатель познакомился с трагической историей лесковской героини и, может быть, посчитал её нетипичной

Русская женщина, возведенная н пьедестал Пушкиным, Тургеневым, Некрасовым, и вдруг… убийца.

Литература и фольклорная традиция: формы русских народных...

Происходил своеобразный, «потаённый» диалог писателей друг с другом, основанный на притяжении/отталкивании» [13, с.11].

Основные термины (генерируются автоматически): образ, Роман, нечистая сила, русская литература, сказочный материал, фольклорная...

Дуэль в зеркале русской литературы (по некоторым...)

Актуальность исследования. Русская литература наполнена многочисленными упоминаниями о дуэлях между героями. Мы часто встречаем персонажей, которые вступив в конфликтные отношения между собой, бросают друг другу перчатку и идут на отчаянный шаг.

Народничество в исторических взглядах классиков русской...

Статья посвящена историческим взглядам классикам русской литературы на русское народничество.

Основные термины (генерируются автоматически): Загадочный человек, Россия, Рогожская община, раскол, Лесок, главный герой, Русь, революционное движение...

Статьи по ключевому слову "русская литература" — Молодой...

Тип героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»). Молодой учёный №7 (42) июль 2012 г. — Дубровская Д. А. Образ России в англоязычном газетном дискурсе (на примере публикаций о русской культуре).

К вопросу о национальных чертах русского обмана

Во все времена русский народ черпает силы в великих произведениях русских писателей. «Дикарь» или «русский Эрос»? (главный герой в повести...) Философия этой особой «тяги», присущей каждому, излагалась писателем еще в рассказе «Пустынное.

Мужчина-охотник в натурфилософской прозе второй половины XX...

Животные охотятся друг на друга, чтобы выжить.

Главный герой Арсен Саманчин видит в «великой охоте» [1, c.12] путь обретения бессмертия.

Панкин Б.Д. Строгая литература: Литературно-критические статьи и очерки.