Приёмы создания художественного образа в поликодовых текстах политической коммуникации (на примере антропоморфизма) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в

III международная научная конференция «Филологические науки в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, июль 2015)

Дата публикации: 08.07.2015

Статья просмотрена: 412 раз

Библиографическое описание:

Григорьева, Н. Ю. Приёмы создания художественного образа в поликодовых текстах политической коммуникации (на примере антропоморфизма) / Н. Ю. Григорьева. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/138/8443/ (дата обращения: 16.12.2024).

Статья посвящена особенностям функционирования антропоморфных форм в поликодовых текстах массовой коммуникации политической направленности. Рассматриваются условия взаимодействия вербальных и невербальных антропоморфизмов на примере англоязычного политического комикса.

Ключевые слова:троп, антропоморфизм, олицетворение, политическая коммуникация, вербальная составляющая, невербальная составляющая, лингвовизуальный комплекс, комикс.

 

В настоящее время в средствах массовой коммуникации наблюдается устойчивая тенденция к передаче информации в виде текстов, семиотическая система которых представлена сочетанием знаков разной природы — вербальных и невербальных. Такие тексты в разной терминологии определяются как: креолизованные (Е. А. Анисимова, М. Б. Ворошилова), видеовербальные (Е. А. Артёмова), полимодальные (Е. Д. Некрасова). В нашем исследовании мы используем термин «поликодовый текст». По определению А. Г. Сонина, поликодовым считается «текст, построенный на соединении в едином графическом пространстве семиотически гетерогенных составляющих — вербального текста в устной или письменной форме, изображения, а также знаков иной природы» [5, с.118].

Поликодовый текст принципиально не отличается от монокодового вербального текста, «ему присущи те же характеристики, т. е. текстовые категории, такие, как информативность, модальность, адресованность, целостность, связность, членимость, автосемантия и т. д». [1, с. 50]. Однако между текстами с разным семиотическим содержанием существуют значительные структурные различия. В лингвистике термин структура «характеризует все сложные смысловые единицы (звуковую и морфемную структуру слова, структуру предложения, структуру текста) а также лексическую, морфологическую и синтаксическую структуру языка на всех его уровнях» [3, с.286]. Текст функционирует как целое, части которого, взаимодействуя, приобретают специфические характеристики.

Структура текста на этапе его порождения определяется автором индивидуально в зависимости от коммуникативного намерения. В свою очередь коммуникативное намерение задано сферой коммуникации. Традиционно выделяются: сфера бытовой, политической, научной, образовательной, педагогической, юридической, медицинской, религиозной, производственной коммуникации [4, с.96]. В качестве материала для нашего исследования были отобраны поликодовые тексты политической коммуникации — англоязычные политические комиксы.

Современные научные работы в области текстообразования (А. В. Буйко, Е. Н. Кисловская, А. В. Свешников и др.) содержат данные о том, что в зависимости от сферы коммуникации различные элементы структуры текста могут подвергаться специфическим трансформациям. Преобразование элементов структуры текста обусловлено также и его семиотическим содержанием (К. А. Габдрашитова, Ю. М. Лотман, Н. О. Осипова и др.) В соответствии с данными положениями мы считаем, что такие элементы структуры текста как приёмы создания художественного образа также варьируются и приобретают специфические характеристики в поликодовых текстах политической коммуникации (комиксах).

Одной из разновидностей приёмов создания художественного образа персонажа комикса являются тропы — обороты речи, состоящие в употреблении слов или выражений в переносном значении, смысле. Олицетворение (антропоморфизм) представляет собой троп, в основе которого лежит перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, а в отдельных случаях — уподобление человеку, наделение человеческими психическими и свойствами и внешностью животных и мифических существ (бог, дьявол, ангелы, инопланетяне и т. п.).

Поликодовая структура комикса, в отличие от структуры монокодового текста, позволяет его автору реализовать приём олицетворения одновременно на двух уровнях — вербальном и невербальном (изобразительном), создать лингвовизуальный комплекс, компоненты которого взаимодополняют друг-друга и образуют единое смысловое целое. Так, например, в комиксе на рис.1 изображение говорящей руки сопровождается словами: «Invisible hand of free market» — «Невидимая рука свободного рынка». На рис.2 изображение самолёта также имеет человеческую внешность и обладает способностью говорить. При этом другой персонаж того же комикса — президент США Обама ласково называет его «dronеy» (производное слово от «drone» — «беспилотник»), спрашивает его мнение, отдаёт ему приказ.

Описание: Humor " Center for the Advancement of the Steady State Economy

Рис.1

 

Описание: Can Talking Drones Trust Obama? The Nation

Рис.2

 

В невербальной составляющей данных комиксов присутствует «неполное» олицетворение: наряду с антропоморфными изображениями присутствуют и реальные изображения людей. Примером «полного» олицетворения невербальной составляющей является комикс на рис.3, в котором все персонажи являются мифическими существами (инопланетянами), наделенными антропоморфными чертами.

Описание: Not Your Father's America: July 2005 Archives

Рис. 3

 

Во всех приведённых примерах олицетворение присутствует как на вербальном, так и на невербальном уровне. По нашему мнению, такая «двойная реализация» данного приёма создания художественного образа способствует усилению следующих факторов:

1)                 речевого воздействия комикса, так как «составляющая его вербального ряда, дополненная графическими средствами, обладает повышенной иллокутивной силой» [2, с.120],

2)                 манипулятивного воздействия комикса. По мнению современных исследователей, манипулятивность является неотъемлемым признаком политического текста (С. Г. Кара-Мурза, В. А. Марьянчик, Е. А. Симанова, А. П. Чудинов и др.). В комиксе использование вербальных манипулятивных способов воздействия дополняется изобразительными средствами,

3)                 эмоционального воздействия комикса. Комикс обеспечивает реализацию эмоциональной составляющей политической коммуникации за счёт использования разного рода эмотивов, в том числе и антропоморфных. Так, в приведённых выше рисунках самолёт «улыбается», рука «хмурится» и «кричит», неодушевлённые персонажи используют в своих репликах междометия, выражающие радость или возмущение.

Все перечисленные факторы способствуют реализации основной функции коммуникации в политической сфере — построению в сознании индивида определённой политической картины мира.

 

Литература:

 

1.              Большакова Л. С. О содержании понятия «поликодовый текст» / Л. С. Большакова// Вестник Новгородского государственного университета. — Нижний Новгород, 2008. — № 49. — С.48–51

2.              Григорьева Н. Ю. Инструменты речевого воздействия в политическом комиксе/ Н. Ю. Григорьева. — Слово, высказывание, текст в когнитивном. прагматическом и культурологическом аспектах: сб. ст. участников 5-й Международной науч.конф. (Челябинск, 26–27 апреля 2010 г.). Т.2/ редколл. д.филол.н., проф. Е. В. Азначеева и др. -.Челябинск: Энциклопедия, 2010. — С. 118–121

3.              Матвеева, Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т. В. Матвеева. — Москва: Флинта: Наука, 2003. — 432 с.

4.              Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. Б. Кашкин. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 224 с.

5.              Сонин А. Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления / А. Г. Сонин // Вопросы языкознания. — М., 2005. — № 6. — С. 115–123.

Основные термины (генерируются автоматически): комикс, политическая коммуникация, текст, вербальный текст, коммуникативное намерение, массовая коммуникация, прием создания, семиотическое содержание, составляющая, структура текста, сфера коммуникации, художественный образ.

Ключевые слова

олицетворение, политическая коммуникация, антропоморфизм, троп, комикс, вербальная составляющая, невербальная составляющая, лингвовизуальный комплекс

Похожие статьи

Феномен креолизации текста в сетевом дискурсе

Статья посвящена изучению феномена креолизации в языковом пространстве Интернет-коммуникации. Отдельное внимание уделяется проблеме разграничения понятий «поликодовый текст» и «креализованный текст».

Роль дисфемизмов в современных текстах СМИ, посвященных политическим конфликтам

Настоящая статья посвящена исследованию роли дисфемизмов в современных текстах СМИ, посвященных политическим конфликтам. В работе проанализированы основные определения понятия «дисфемизм», предложенные лингвистами, а также причины использования дисфе...

Восприятие креолизованного поэтического текста в аспекте теории концептуальной интеграции

Статья посвящена восприятию креолизованного поэтического текста. В статье рассматривается понятие «креолизованный текст», исследуются основные положения теории концептуальной интеграции, описано взаимодействие смыслов, сформированных в процессе воспр...

Функционирование социального плаката XX–XXI веков в сфере межкультурной коммуникации

В данной статье рассматриваются социальные плакаты в аспекте теории речевых актов. Выявляется специфика их функционирования в межкультурном пространстве. Анализируются реакции на вербальные и креолизованные элементы. Делается вывод об особенностях вл...

Формирование коммуникативной компетентности

В статье рассматривается методика формирования коммуникативной компетентности на основе устных и письменных текстов, имеющих определённый коммуникативный потенциал и содержащих описание коммуникативных ситуаций. Автор обосновывает положение о том, чт...

Социокультурные различия в вербальном поведении главных героев пьесы Pygmalion и романа Martin Eden

В статье авторы пытаются проанализировать вербальное поведение главных героев пьесы Pygmalion и романа Martin Eden через призму социокультурного аспекта. Проводится сопоставительный анализ, в результате которого выявляются социокультурные различия и ...

Приемы создания эффекта одновременной отмеченности/неотмеченности иноязычного слова в постмодернистском тексте

Статья посвящена актуальной в филологической науке теме «культурное двуязычие и его фукционирование в художественном тексте». Целью нашего исследования является изучение понятие «культурное двуязычие», а также описание приемов создания эффекта одновр...

Английские и русские предлоги: особенности концептуализации пространственных отношений

В статье исследуются особенности употребления пространственных предлогов в русском и английском языке, обусловленные различной концептуализацией пространственных отношений в языковой картине мира двух народов. Авторы показывают, что специфика семанти...

Лингвистический такт и эвфемизация речи как стратегии современной коммуникации

Статья посвящена проблемам лингвистического такта. Цель данной статьи — выявление актуальности всеобщего употребления политически корректных слов и их роли в современной коммуникации. В статье рассматриваются области употребления эвфемизмов и функции...

Лексико-семантические особенности стилистических средств и символизм в романе Натаниеля Готорна «Алая буква»

В работе выделены основные аспекты, характеризующие лексико-семантические особенности стилистических средств романа. На основе лингвистического и экстралингвистического анализов рассматриваются главный объект и предмет исследования: символизм литерат...

Похожие статьи

Феномен креолизации текста в сетевом дискурсе

Статья посвящена изучению феномена креолизации в языковом пространстве Интернет-коммуникации. Отдельное внимание уделяется проблеме разграничения понятий «поликодовый текст» и «креализованный текст».

Роль дисфемизмов в современных текстах СМИ, посвященных политическим конфликтам

Настоящая статья посвящена исследованию роли дисфемизмов в современных текстах СМИ, посвященных политическим конфликтам. В работе проанализированы основные определения понятия «дисфемизм», предложенные лингвистами, а также причины использования дисфе...

Восприятие креолизованного поэтического текста в аспекте теории концептуальной интеграции

Статья посвящена восприятию креолизованного поэтического текста. В статье рассматривается понятие «креолизованный текст», исследуются основные положения теории концептуальной интеграции, описано взаимодействие смыслов, сформированных в процессе воспр...

Функционирование социального плаката XX–XXI веков в сфере межкультурной коммуникации

В данной статье рассматриваются социальные плакаты в аспекте теории речевых актов. Выявляется специфика их функционирования в межкультурном пространстве. Анализируются реакции на вербальные и креолизованные элементы. Делается вывод об особенностях вл...

Формирование коммуникативной компетентности

В статье рассматривается методика формирования коммуникативной компетентности на основе устных и письменных текстов, имеющих определённый коммуникативный потенциал и содержащих описание коммуникативных ситуаций. Автор обосновывает положение о том, чт...

Социокультурные различия в вербальном поведении главных героев пьесы Pygmalion и романа Martin Eden

В статье авторы пытаются проанализировать вербальное поведение главных героев пьесы Pygmalion и романа Martin Eden через призму социокультурного аспекта. Проводится сопоставительный анализ, в результате которого выявляются социокультурные различия и ...

Приемы создания эффекта одновременной отмеченности/неотмеченности иноязычного слова в постмодернистском тексте

Статья посвящена актуальной в филологической науке теме «культурное двуязычие и его фукционирование в художественном тексте». Целью нашего исследования является изучение понятие «культурное двуязычие», а также описание приемов создания эффекта одновр...

Английские и русские предлоги: особенности концептуализации пространственных отношений

В статье исследуются особенности употребления пространственных предлогов в русском и английском языке, обусловленные различной концептуализацией пространственных отношений в языковой картине мира двух народов. Авторы показывают, что специфика семанти...

Лингвистический такт и эвфемизация речи как стратегии современной коммуникации

Статья посвящена проблемам лингвистического такта. Цель данной статьи — выявление актуальности всеобщего употребления политически корректных слов и их роли в современной коммуникации. В статье рассматриваются области употребления эвфемизмов и функции...

Лексико-семантические особенности стилистических средств и символизм в романе Натаниеля Готорна «Алая буква»

В работе выделены основные аспекты, характеризующие лексико-семантические особенности стилистических средств романа. На основе лингвистического и экстралингвистического анализов рассматриваются главный объект и предмет исследования: символизм литерат...