Тема Великой Отечественной войны в поэзии поэтов Сумгаита | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абульгасанова, В. А. Тема Великой Отечественной войны в поэзии поэтов Сумгаита / В. А. Абульгасанова. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/138/8347/ (дата обращения: 23.04.2024).

В статье дается анализ стихотворений посвященных теме Великой Отечественной войны созданных поэтами Сумгаитской литературной среды. Здесь на научно-теоретическом уровне раскрываются особенности идеи и содержания стихотворений, отражающих идеи гуманизма и ненависти к войне и проводятся сравнения с поэзией данного периода. В статье также обосновывается актуальность темы Великой Отечественной войны для поэтов Сумгаита и ее роль в воспитании патриотизма у подрастающего поколения.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, лирико-психологический анализ, Сумгаитская литературная среда, образ воина, поэзия.

 

In the article is given the analysis of the poems created by Sumgait literary environment on the theme of the Great Patriotic War. Features of the ideas and content of the poems expressing humanist ideas and hatred for war are cleared up in the scientific-theoretical level and comparison of the given period is made. In the article theme actuality of the Great Patriotic war for Sumgait poets and its role in patriotic education for younger generation is explained.

Key words: Great Patriotic War, lyrical-psychological analysis, Sumgait literary environment, fighter image, poetry

 

Во все времена тема ненависти к преступлениям против человечества, войнам и истреблениям, тема гуманизма, призыва к добру и справедливости была актуальной темой в литературе. Если обратиться к истории нашей литературно-эстетической мысли, то можно увидеть, что наша литература имеет богатый опыт в связи с этой проблемой. Особенно в годы Великой Отечественной войны призыв к всеобщей мобилизации в борьбе против фашизма, кровавые преступления, боль тяжелых потерь, вера в победу стали основной темой в творчестве наших мастеров слова. С.Вургун, Р.Рза, С.Рустам, А.Джамиль, С.Рагимов, Э.Мамедханлы, М. Ибрагимов и др. поэты и писатели создали произведения посвященные войне. Интересен и тот факт, что, по мнению литературной критики именно в эти годы в нашей поэзии нашла свое первое художественное воплощение тема войны.

Говоря о борьбе нашего народа за свободу и независимость, об особенной роли поэзии в этой борьбе, о силе ее воздействия на солдат и офицеров, находящихся в окопах академик Б.Набиев писал: «Никогда еще до этого периода истории азербайджанской советской литературы поэзия не была так тесно связана с народом, с его жизнью, его трудом и ежедневной борьбой как в годы Великой Отечественной войны» (9, с.30).

Цель и задачи, идейно-художественные особенности и поэтические традиции этого периода нашли свое продолжение в послевоенные годы поисками новых форм, содержания и стиля. Я.Караев в статье: «Годы и пути поэзии» отмечал отражение темы войны в послевоенной поэзии и приводил убедительные доводы о возникновении цельного образа лирического «я» переживающего за будущее человечества за судьбу мира. Он писал: «Несомненно, слово «война», сразу ассоциируется с понятием «фашизм». Война народа, родины, армии с фашизмом давно закончилась. Однако в поэзии война с фашизмом еще продолжалась. Постановка и решение этой проблемы в 70-е годы в канун 30-летия нашей победы над фашизмом отличается своими специфическими особенностями художественной периодизации» (3, с. 62).

Рассматривая эту проблему, ученый указывает на то, что в поэзии этого периода основной темой становится не широкая эпическая картина войны, а его нравственная сторона и лирико-психологический анализ.

Невыносимая боль войны, ноющие раны, глубокий след, оставшийся в судьбах людей после кровопролитных боев, изображается конкретными и краткими лирическими штрихами. З.Годманлы в стихотворении «Таблица Менделеева» (4, с.39–40) раскрывает философско-поэтическую сторону людских судеб перемолотых войной. В краеведческом музее в Масаллы сохранилась так называемая «Таблица Менделеева» куда вписывают имена воинов, не вернувшихся с войны. В таблицу вписаны имена 307 человек, а о судьбе 87 человек все еще нет никаких известий. Эту таблицу, нарисованную на обыкновенном белом листе поэт, считает уроком будущим поколениям. Сердобольную душу поэта беспокоит и судьба тех людей чье «место все еще белеет в таблице». Автор поэтизирует в строках стихотворения грусть и тоску жен и невест с надеждой вглядывающихся в пустые строки этой таблицы пропахнувшей порохом и смертью:

Предупредите, чтоб имен не вписывали

Как только черные вести придут

Матери и жены, невесты и девушки

Жили б надеждою, пока не умрут (4, с.40). (перевод Гасымовой Ш. Н.)

В других стихах поэта: «Осколки» (4, с.41–42), «Случайность» (4, с.77), «Поле мужества» (4,83–84) и т. д., обычные предметы, конкретные детали обобщаются на художественно-философском уровне. Масштаб тяжелых потерь на фоне пережитого отдельной личностью, его эмоциональных переживаний призывает читателя к бдительности перед опасностью войны?

Следует отметить и то, что если в годы Великой Отечественной войны поэты и писатели часто бывали на фронтах, встречались на передовых с солдатами и поэтому описывали увиденное и лично пережитое, то в послевоенные годы это было уже невозможно. На этом этапе основной темой в поэзии становятся воспоминания о пережитом в тылу, какие-то предметы и вещи связанные с войной, поездки на места где ранее проходили кровавые бои и впечатления, которые эти поездки вызывали. По этой причине в стихах поэтов, дается не описание военных действий, жизни в окопах или военных преступлений, а философско-эстетическое осмысление причин и последствий всего этого. Грохот орудий, крики солдат и стоны раненых, все это доносилось до читателя через личностно-психологический анализ под влиянием гуманизма и нравственного совершенства.

В творчестве Хыдыра Аловлу тема войны представлена выражениями «бронзовые памятники», «неизвестный солдат», «тоска» и т. д. Людские судьбы, прерванные вражьими снарядами, стоны матерей не дождавшихся своих сыновей, дороги, побелевшие от тоски, страдания людей уже переживших войну — все это находит свое образное воплощение. Художественный образ матерей пришедших на Мамаев курган искать своих детей воссоздается не высоко-пафосными, торжественными выражениями, а живым образным языком. Душевные терзания матерей застывших как статуи перед памятником своим детям в конкретных деталях наглядно показывает всю ту трагедию, что приносит людям война:

Все идут и идут

С горем сердца, а здесь

Сыновья их молчаньем встречают

И стоят так безмолвно

Друг на друга глядят

Навеки застывший бронзовый сын

И от горя застывшая мать (1,с.7) (перевод Гасымовой Ш. Н.)

В поэзии Ашрафа Вейсалли всегда отличающегося в литературном сообществе своими напряженными творческими поисками и интересными поэтическими находками, тема войны и горя, которое она с собой приносит человечеству изображено интересными и запоминающимися деталями в образе солдата ставшего калекой. В стихотворении «Танцевала девушка на свадьбе» поэт изображает девушку поражающую всех своей красотой. Прекрасные черные глаза змеей извивающиеся косы и прекрасный танец этой красавицы так пленил всех, что даже музыканты забылись и один из них бросает свой любимый тар, который ценил больше жизни ей под ноги. В этом стихотворении являющимся прекрасным образцом сюжетной лирики девушка, затмившая своей красотой мир, вдруг останавливается перед лирическим героем произведения — бывшим солдатом и приглашает его на танец. Лирический герой, до этого момента переживающий радостные минуты повержен в печаль, потому что не может сказать девушке о том, что танцевать он уже не способен потому что «ноги мертвы, вместо ног протезы». Так посредством противопоставления народного гуляния проходящего много позже окончания войны и той боли, которую оставила после себя война и которая до сих пор омрачает радость людей, автор поэтически выражает свою основную идею. Этот герой войны, тяжело раненный во время одного из боев и очнувшийся в госпитале, потерял не только ноги, но и земли по которому он мог бы пройти, дороги по которым он еще не ходил, мелодии под которые он хотел бы станцевать. Его чувства, его будущее все было расстреляно вражьей пулей. Это событие полное грусти и печали поэт оценивает как трагическую судьбу человечества. Война не только калечит или лишает жизни людей, она уничтожает их духовный мир, гуманистические таланты:

Я прошел через такое

Что стал даже ростом мал

Видно там на передовой

Пуля ранила не только меня

Видно там на передовой

Пуля ранила мою песню

Пуля ранила мои танцы,

Мою свадьбу (7, с.297). (перевод Гасымовой Ш. Н.)

Интересно, что «рост», «фото», «свадьба», «день рожденья», «пиджак» и другие понятия приобретают нестандартное поэтическое обозначение, тем самым становясь явным выразителем трагедии войны. Для примера обратимся к стихотворению А.Салахзаде «Рост»:

Стыдимся роста своего

Что с возрастом не сходится

Скрываем возраст, а потом

Мы лжи той сокрушаемся

По недостроенным домам

И недовыросшим сынам

Душою возмущаемся

По скольким свадьбам и цветам

И не рожденным малышам

В душе горим, горим, горим

Вопросом мучимы одним

Кто перекрыл нам воздух

Кто в ответе за наш рост

Кто вернет нам наш рост (6, с.9–10). (перевод Гасымовой Ш. Н.)

Как видно из отрывка в этом стихотворении слова «рост», «возраст», «свадьба» выходят далеко за пределы своего семантического значения и органично связываются с войной, точнее становится выразителем антигуманистической сущности войны.

В стихотворении «Танцевала девушка на свадьбе» мастерски противопоставляется национально-эстетическая красота и безобразие войны. Лирический герой, несмотря на нравственные страдания, капитулирует перед красотой, морально-нравственные ценности наполняют его человеколюбивое сердце светом надежды и усиливают жажду жизни:

Время вернись и будь мне опорой

Верни все, что я потерял

Верни мне молодость

Затерянную в снегах,

Верни мне ноги мои

Потерянные в боях (7, с.297) (перевод Гасымовой Ш. Н.)

Это желание лирического «я» еще более подтверждает свойственную поэзии А.Вейсалли идею «красота спасает мир».

Стихотворениям поэта «Девушка почтальон» (7,с.40), «Когда плачут ивы» (7,с.55), «Тандыр» (печь для хлеба) (7,201) и т. д. свойственны те же признаки. Особенно в стихотворении «Тандыр» показывается тяжелый труд, голод и лишения, боль и нужду, которую приносит с собой война. Тандыр, т. е. печь являющаяся символом изобилия, мира «Хоть и мало горел в нем огонь с сорок первого по сорок пятый», но «спас он пятерых доблестных солдат отечества от лап страшного чудовища — голода». Автор с помощью метафоры, простым народным языком показывает голод и нужду царящие в селе.

Не досыта, чуть впроголодь

Весь раскалившись докрасна

Как бы сгорая от стыда

Тандыр нас прокормил (7, с.205). (перевод Гасымовой Ш. Н.)

Необходимо отметить, что тема войны в Сумгаитской литературной среде, также как и в Азербайджанской литературе, начиная с 1990 года и до сегодняшнего дня, основана на событиях Карабахской войны и на эту тему было написано много произведений.

Во время Великой Отечественной войны миллионы людей потеряли жизнь. Масштабы материальных и моральных потерь определяются грандиозными, невиданными до сих пор в истории человечества размерами. Эти потери не только результат войны между фашистской Германией и СССР. Это было так же трагедией человечества, кровавый удар по цивилизации. Именно поэтому, несмотря на прошедшие десятилетия, тема Великой Отечественной до сих пор занимает одно из главных мест в литературном процессе как актуальная и серьезная тема.

В поэзии поэтов Сумгаита эта тема выделяется своей национальной и общечеловеческой значимостью. Она характеризуется богатством лирико-психологического анализа и самопознания. Ученый литературовед Н.Гулиев, отмечая своеобразие азербайджанской литературы в послевоенные годы, писал: «Для поэтов 60-х годов период войны, воспоминания о войне это тема самопознания перед поколением. Вспоминая эти годы, они вспоминают безрадостное детство, своих матерей оставшихся без отцов семейства и что самое ценное всегда стараются передать это различными оригинальными, своеобразными способами» (5, с.173).

Стихотворениям Вагифа Ибрагима посвященным теме войны свойственна образность, глубина лирического изображения и некоторая чувственность? Поэт ищет адреса отдавших жизнь за родину в братских могилах, в могилах шехидов. Философско-эстетическое содержание его поэтических ассоциаций связано с глубокими слоями нравственной национальной памяти. В.Ибрагим вечную память шехидов сравнивает с деревом, пустившим глубокие корни. Как листья дерева, оберегая его, осыпаются на землю к основанию «чтобы корням не было холодно», так и шехиды защищают свою родину.

В своем стихотворении «Шехиды» поэт своеобразно выражает свои лирические переживания, конкретные и резкие поэтические детали определяют ясность мысли, что сопровождается искренними чувствами. Дерево с его листьями Родина с ее шехидами, отражаясь на едином поэтическом табло, воскрешает память читателя:

И мы осыпались в боях

К своим корням глубоким –

Чтоб врагу не пройти

И мы как листья вот так опадали

Падали к Родины стопам (2, с.10). (перевод Гасымовой Ш. Н.)

Рафик Юсифоглу так же написал несколько стихотворений и поэму на тему войны. Его произведения: «Разве ты не был ребенком», «Солдатские могилы» и т. д. в художественной форме описываются ужасы войны, антигуманизм фашизма. С помощью эмоциональных вопросов, интересных поэтических выражений поэт воссоединяет лирику и героизм. Эта поэтическая гармония заставляет читателя задуматься о вопросах войны и мира, гуманизма и антигуманизма.

Как нам понять

Боль тех лет?

Ты не был ребенком

Как нам вспомнить

Детство? (8, с.304) (перевод Гасымовой Ш. Н.)

Здесь очень впечатляет и убеждает читателя трагедия ребенка, который лишен был своего детства и элементарных детских радостей.

В целом в Сумгаитской литературной среде тема Великой Отечественной войны занимает важное место. Почти у каждого Сумгаитского поэта есть хотя бы одно стихотворение, посвященное Великой Отечественной войне или проблемам, связанным с ней. Творческое наследие поэтов Сумгаита содержит богатый материал для дальнейших исследований.

 

Литература:

 

1.      Аловлу Х. Встреча с весной. Баку, Генджлик,1977, с.62

2.      Ибрагим В. Рождённые на этой земле. Баку, Генджлик,1979, с.126

3.      Гараев Я. Поэзия и проза. Баку, Язычы,1979,с.198

4.      Годманлы З. Время и вера. Издательство Сумгаит, 1997, с.320

5.      Кулиев Н. Патриотические и героические песни. Баку, Язычы, 1981,с.175

6.      Салахзаде А. Пять листьев. Баку, Генджлик,1968, с.108

7.      Вейсалли А. Моё сердце Божий дом. Баку, Гелем Офсет, 2008, с.304

8.      Юсифоглу Р. На заснеженных путях любви.Баку, издательство АГПУ,2008,с.304

9.      Набиев Б. Великая Отечественная война и Азербайджанская литература. Баку, Елм, 1977, с.329

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, война, литературная среда, поэт, лирико-психологический анализ, поэзия, стихотворение, эта, азербайджанская литература, лирический герой.

Ключевые слова

поэзия, Великая Отечественная война, лирико-психологический анализ, Сумгаитская литературная среда, образ воина

Похожие статьи

Военная лирика Л.А. Попова: особенности субъектной организации

Ключевые слова: Великая Отечественная война, лирико-психологический анализ, Сумгаитская литературная среда, образ воина, поэзия. В стихотворении «Танцевала девушка на свадьбе» поэт изображает девушку поражающую всех своей красотой.

Антивоенная позиция лирического героя в поэзии Б. Окуджавы

Лирический герой выступает против хаоса (апофеоз которого война) и обнаруживает гармонию, выраженную в дионисийском тандеме «человек-дерево».

Основные термины (генерируются автоматически): поэт, пролетарская поэзия, лирический герой, революционная борьба, жизнь...

Лирический герой в произведениях Сергея Есенина как вариация...

Антивоенная позиция лирического героя в поэзии Б. Окуджавы. лирический герой, война, огонь, стихотворение, любовь, жизнь, автор, мой адрес, мой дом, Арбат.

Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой...)

(Анализ стихотворения Анны Ахматовой проведен на узбекском переводе). Стихотворение, являясь изображением природы в конце осени и начале

Основные термины (генерируются автоматически): поэт, пролетарская поэзия, лирический герой. ФИО. Электронная почта.

Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир...»

лирический герой, поэт, природный мир, молодой поэт, природа, стихотворение, теплая грусть, родная земля, веселый язык

Основные термины (генерируются автоматически): Бог, XIX-XX, концепт Бога, нет, мир, жизнь, герой, мотив самоубийства, русская литература, поэзия.

Хуруфизм и его влияние на азербайджанскую литературу

Лирический герой в стихотворении «Индийский мудрец» четко обозначает этапы пути от человека к творцу, которые Бальмонт

Великое, Восток, восточная культура, восточная традиция, III, вечность, поэзия, Земная жизнь, Русская литература, непосредственное участие.

К вопросу изучения традиций Надсона в пролетарской поэзии

лирический герой, Бог, стихотворение, поэт, земная жизнь, Мой Господь, духовная поэзия, духовная тематика, духовная, жизнь.

Поэзия XXI века — `бронзовый век` русской литературы. Целостный анализ лирического стихотворения...

Образ Поэта-патриота в опере А. Холминова «Анна Снегина»

Литература

Музыка природы в поэзии С.А. Есенина | Статья в журнале... Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, поэт, природный мир, молодой поэт, природа, стихотворение, теплая грусть, родная земля, веселый язык, человеческая жизнь.

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова | Молодой ученый

лирический герой, война, огонь, стихотворение, любовь, жизнь, автор, мой... Образ Поэта-патриота в опере А. Холминова «Анна Снегина».

Похожие статьи

Военная лирика Л.А. Попова: особенности субъектной организации

Ключевые слова: Великая Отечественная война, лирико-психологический анализ, Сумгаитская литературная среда, образ воина, поэзия. В стихотворении «Танцевала девушка на свадьбе» поэт изображает девушку поражающую всех своей красотой.

Антивоенная позиция лирического героя в поэзии Б. Окуджавы

Лирический герой выступает против хаоса (апофеоз которого война) и обнаруживает гармонию, выраженную в дионисийском тандеме «человек-дерево».

Основные термины (генерируются автоматически): поэт, пролетарская поэзия, лирический герой, революционная борьба, жизнь...

Лирический герой в произведениях Сергея Есенина как вариация...

Антивоенная позиция лирического героя в поэзии Б. Окуджавы. лирический герой, война, огонь, стихотворение, любовь, жизнь, автор, мой адрес, мой дом, Арбат.

Лирический герой и природа (на материале поэзии А.Ахматовой...)

(Анализ стихотворения Анны Ахматовой проведен на узбекском переводе). Стихотворение, являясь изображением природы в конце осени и начале

Основные термины (генерируются автоматически): поэт, пролетарская поэзия, лирический герой. ФИО. Электронная почта.

Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир...»

лирический герой, поэт, природный мир, молодой поэт, природа, стихотворение, теплая грусть, родная земля, веселый язык

Основные термины (генерируются автоматически): Бог, XIX-XX, концепт Бога, нет, мир, жизнь, герой, мотив самоубийства, русская литература, поэзия.

Хуруфизм и его влияние на азербайджанскую литературу

Лирический герой в стихотворении «Индийский мудрец» четко обозначает этапы пути от человека к творцу, которые Бальмонт

Великое, Восток, восточная культура, восточная традиция, III, вечность, поэзия, Земная жизнь, Русская литература, непосредственное участие.

К вопросу изучения традиций Надсона в пролетарской поэзии

лирический герой, Бог, стихотворение, поэт, земная жизнь, Мой Господь, духовная поэзия, духовная тематика, духовная, жизнь.

Поэзия XXI века — `бронзовый век` русской литературы. Целостный анализ лирического стихотворения...

Образ Поэта-патриота в опере А. Холминова «Анна Снегина»

Литература

Музыка природы в поэзии С.А. Есенина | Статья в журнале... Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, поэт, природный мир, молодой поэт, природа, стихотворение, теплая грусть, родная земля, веселый язык, человеческая жизнь.

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова | Молодой ученый

лирический герой, война, огонь, стихотворение, любовь, жизнь, автор, мой... Образ Поэта-патриота в опере А. Холминова «Анна Снегина».