Анализ речевого поведения одаренной личности и ее спутников | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, март 2015)

Дата публикации: 06.03.2015

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Илюхин Н. И. Анализ речевого поведения одаренной личности и ее спутников [Текст] // Современная филология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 49-52. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/137/7517/ (дата обращения: 21.11.2018).

Явление одаренности как фактора, определяющего характер и поведение личности, на данный момент недостаточно изучено, поэтому затруднительно найти какие-либо научные характеристики, позволяющие идентифицировать одаренную личность как отдельный психологический тип.

Тем не менее в кинематографе все чаще можно встретить фильмы, в которых главным героем является личность, наделенная неким талантом. Поскольку продукт кинематографа ориентируется на широкую публику, а основной его целью является увеличение числа зрителей, авторы пытаются создать конкурентоспособный и актуальный для зрителя образ главного героя. Соответственно, в ментальности человека (зрителя-автора) имеется некий единый набор уникальных поведенческих характеристик, на основе которых строится характер и поведение талантливой личности.

На примере русскоязычных и англоязычных киноматериалов мы можем выявить характерологические особенности образа одаренной личности (далее ОЛ). В кинокартине или сериале главный герой не может функционировать в одиночку, а сосуществует вместе с другими персонажами в едином сценическом пространстве. Поэтому мы решили проанализировать вербальные отношения главных героев и их спутников и выявить уникальные, свойственные только ОЛ особенности характера, с помощью которых мы сможем определить новый психологический тип личности, именуемый «одаренная личность».

Любой киноматериал можно считать продуктом художественного словотворчества, поскольку еще до его появления на экранах, он существует в написанном варианте в виде сценария. Сценарий представляет собой не что иное, как пьесу, в которой проставлены соответствующие сценические и режиссерские ремарки, прописаны диалоги персонажей, а также сценические реквизиты, необходимые авторам кинофильма для передачи своего замысла и трансляции основной идеи пьесы.

В кинофильме особенности характера персонажа могут быть переданы авторами несколькими способами. Мы решили выделить три основных способа передачи информации о герое:

1.                  Сценически — авторы передают особенности характера героя при помощи сценического контекста, например, путем создания уникального отличительного внешнего вида героя;

2.                  Невербально — через мимику, позы или жесты героя;

3.                  Вербально — информация о герое транслируется через речевой акт.

С одной стороны, особенности характера ОЛ могут быть переданы авторами кинофильмов непосредственно через речь главного героя и используемые им уникальные языковые приемы.

С другой стороны, информация может быть передана через речь других героев в моменты обсуждения поступков ОЛ или оценки ее профессиональной деятельности. Помимо этого, особенности образа ОЛ могут проявляться за счет контраста вербального поведения ОЛ и ее спутников и их взаимодействия друг с другом.

Речь является неотъемлемым инструментом создания образа героя, а также передачи его эмоционального состояния, особенностей психологии и ментальности. Ведь, по словам Л. С. Выготского, «речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли» [1; 311].

В художественной литературе личность героя реализуется через конфликт. Конфликт может подразделяться на несколько типов, одним из которых является межличностный конфликт (конфликт героя с другим персонажем, как правило, его антагонистом). А. Н. Митта, анализируя структуру кинофильма, пишет о конфликте следующее: «В конфликте всегда сталкиваются две стороны. В любом случае — два лица. Даже если в сцене действует один человек, он является участником конфликта. Его воля может сталкиваться с отсутствующим противником. Наконец, он может развивать внутренний конфликт — черт в душе героя воюет с ангелом его души. Всюду, где есть волевое действие «я хочу», оно становится видимым и понятным, только натолкнувшись на барьер в конфликте» [5; 119].

«Конфликт является центральной «узловой» категорией, находящейся в тесной взаимосвязи с внутренней пространственно-временной организацией произведения, с его формой и содержанием, с образом мира» [3; 9].

Спутники играют важную роль в развитии характера ОЛ. Они являются инструментом раскрытия образа ОЛ. Условно спутников можно мы решили разделить на несколько групп. Основными критериями разделения были гендерный и психологический аспекты взаимоотношений между ОЛ и ее спутником:

1.         «Возлюбленные». К данной группе спутников принадлежат спутники-женщины, которые являются не просто партнерами ОЛ в их сфере деятельности, но и становятся со временем музами ОЛ и их супругами. Мы можем выделить следующие кинофильмы, в которых отношения ОЛ и спутника построены по данному принципу: «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Пушкин. Последняя дуэль», «Оттепель», «Есенин», «Мажор», «Интерны», «Masters of Sex», «House of Cards», «The Knick», «Californication», «Charly».

Героев связывают не только отношения из разряда «друг-друг» или «коллега-коллега», но и «мужчина-женщина». Таким образом, замкнутая, конфликтующая со средой и одинокая ОЛ раскрывается зрителю с другой стороны. Благодаря спутнику, она предстает ранимой и романтичной личностью. Возникающие между ОЛ и спутниками данной группы конфликты будут отличаться от конфликтов в других группах, поскольку оба героя имеют друг с другом сильную эмоциональную связь и разный гендерный признак.

2.         «Друзья или партнеры». Отношения ОЛ и ее спутника складываются в данной группе по типу «коллега-коллега», перерастающие, как правило, в отношения «друг-друг». В данной группе можно встретить как спутников-мужчин («Sherlock», «House M. D»., «True Detective», «Breaking Bad», «Fringe», «Нюхач»), так и спутников-женщин («Elementary», «Mentalist», «Doctor Who», «Lie to Me», «Dexter»)

3.         «Духовные наставники». К данной группе спутников относятся только два кинофильма: «Hannibal» и «Good Will Hunting». В обоих случаях спутником ОЛ являются мужчины. Они старше ОЛ, являются образованными и обладают высоким уровнем интеллекта. Спутники необходимы в данных случаях, чтобы раскрыть талант ОЛ, они наставляют ОЛ, определяют вектор развития ее способностей. Спутники являются антагонистами ОЛ (в кинофильме Good Will Hunting к концу фильма вражда между героями угасает, спутник становится другом ОЛ и переходит во вторую группу спутников «друзья или партнеры»).

В кинофильме «Hannibal» и спутник, и главный герой являются одаренными личностями. Первый — гениальный психолог и неуловимый серийный убийца, второй — молодой и одаренный детектив, обладающий особым даром, помогающим ему раскрывать преступления. Несмотря на данный факт, оба героя часто встречаются дома у Ганнибала Лектора и ведут многочисленные беседы на различные философские темы. Таким образом, Лектор раскрывает потенциал детектива, усиливая его способности и талант:

— Ахиллес оплакивает Патрокла. Когда бы его ни упоминали в Илиаде, Патрокла, похоже, определяла его импатия /Achilles lamentingthedeathof Patroclus. Whenever he's mentioned in The Iliad, Patroclus seems to be defined by his empathy.

Он стал Ахиллесом на поле боя. Он умер там за него, будучи в его броне / He became Achilles on the field of war. He died for him there, wearing his armor.

— Да. Это так. Сокрытие и раскрытие личности — тема, присутствующая во всех греческих эпопеях / He did. Hiding and revealing identity is a constant theme throughout the Greek epics.

— Как и дружба, проверенная в бою / As are battle-tested friendships [12]

Отдельно стоит отметить кинофильм «Columbo», в котором главный герой, гениальный детектив Коломбо, в каждом эпизоде превосходно раскрывает преступления. У детектива, фактически, не имеется спутника: в кадре Коломбо всегда предстает перед зрителем в одиночестве и без сопровождения коллег или родственников, но при общении с преступниками он всегда упоминает о своей супруге и рассказывает какой-нибудь эпизод из их «совместной семейной жизни». Возможно, благодаря этому, Коломбо удается наладить контакт с подозреваемым:

— У меня очень плохая память, и это становится большой проблемой. Моя жена все время говорит мне, чтобы я завязывал узелки / That's my trouble. I got a bad memory. My wife tells me I oughta have strings on all ten fingers [8; Prescription: Murder];

— Да. Конечно же, Вы правы. Она находится в состоянии стресса, но вот я подумал, если бы меня похитили, и моя жена не спросила бы как я.... Надо обдумать это... /That's right, yes...Yes, she was under stress. I just can't help thinking that if I was in the hands of kidnappers and my wife didn't ask me if I was OK, I'd think about that [8; Ransom for a Dead Man]

Отношения между ОЛ и ее спутником могут содержать в себе разные нюансы, зависящие от авторского замысла, группы спутников или жанра того или иного кинофильма. Но, тем не менее, существует несколько общих типов взаимоотношений, характерных для всех найденных нами героев, в процессе анализа которых мы можем определить основные черты ОЛ и ее спутника, а также составить основной сценарий этих взаимоотношений.

В отличие от ОЛ их спутники обладают более мягким характером и не стесняются проявлять заботу о своем партнере:

1.    H: Пригласи меня на ужин в четверг. Мы не ужинаем с тех пор, как… / Invite me to dinner Thursday night. We haven't had a nice meal together since, oh...

— Как я вчера одолжилтебе5 тысяч на новый байк / Yesterday when I loaned you $5,000 to buy a new car.

H: Двухколесная тачка, которая выдает 240 км/ч, плохо сочетается с безответственным наркозависимым калекой? / Two-wheeled vehicles that travel 150 miles an hour don't really go well with crippled irresponsible drug addicts?

Ты сдашь его обратно / You'retakingitback.

H: Ну мам! Обсудим это за ужином / Mom. How 'bout we talk about this over dinner?

— Какой ужин! Ты убьешься раньше / Forget dinner. You're gonna kill yourself? [10; Daddy’s boy]

В данном примере мы можем наблюдать отношения ОЛ со спутником из второй группы. Герои являются не только коллегами, но и лучшими друзьями. Спутник проявляет заботу, одалживая все свои накопления ОЛ и отчитывая ОЛ за совершенный им поступок. Ответная ироничная реплика главного героя: «Ну мам! Обсудим это за ужином» («Mom. How 'bout we talk about this over dinner») свидетельствует о том, что ОЛ чувствует себя некомфортно и старается сменить тему разговора.

2. — У Вас концерт сегодня. Мы не успеем, вы с ума сошли? Есенин. Есенин, вернитесь! Я тебе сказала! Есенин! [2; 4]

Здесь спутник ОЛ относится ко второй группе спутников. Партнер безответно влюблен в ОЛ и желает помочь герою в любой ситуации и контролировать его жизнь, независимо от того, необходимо это главному герою или нет.

3. — Он не убийца. Соколовский здесь не при чем.

— А кто при чем? [4; 5]

В данном примере спутник защищает ОЛ. Все считают, что ОЛ совершил убийство, и только спутник остается окончательно верен и предан ОЛ.

Зачастую ОЛ манипулирует своими спутниками. Осознавая, что у спутника более мягкий характер, ОЛ понимают, что он в итоге примет влияние ОЛ и сделает все, что задумал главный герой:

1.    — Ты не будешь знакомиться с моей семьей / Yeah, well, you're not gonna meet my family.

S: Не уж-то ли? Даже не знаю, как же я выдержу завра без тебя два часа, когда у меня такая тяга к рецидиву / Aren't I? I don't know. I'm not sure I can be without your company for two hours tomorrow night. Feeling a little relapse-y.

Ты так говоришь, только потому что знаешь, янемогуоставитьтебяодного, если ты говоришь «рецидив» / You're only using that word because you know that I can't leave you alone if you say «relapse» [9; The Leviathan]

2. — Каждый раз, когда он похищает женщину, и ребенок теряет свою мать, получает лишь ее тень, а я думаю, это последняя, больше не будет / Everytime he takes another woman and everytime the kid loses the mother had an empty shell I think to myself: this is the last one, no more.

L: Кого вы потеряли? Вы потеряли свою мать или…? Вы потеряли кого-то? / Who’d you lose? Did you lose your Mum? Did you lose somebody?

Прекратитеиспользоватьэтонамне/ Don’t use this stuff on me, ok? [7]

ОЛ позиционируются авторами как личности, наделенные высоким уровнем интеллекта и обладающие талантом в то время, как их спутники являются обычными людьми, достигающими результатов своим трудом и упорством. ОЛ видит ситуацию на шаг вперед и может решить любую сложную поставленную задачу, даже в том случае, когда кажется, что решение невозможно найти. Спутники в подобных ситуациях занимают ведомую роль:

1.    Джон, ты замечательный, потрясающий. Возможно, ты не самая светлая голова, но ты — проводник света / John. You are amazing. You are fantastic. You may not be the most luminous of people but as a conductor of light, you are unbeatable.

— Что? / What?

Некоторыенеособоодаренныелюдиспособны стимулировать одаренность других / Some people who aren’t geniuses have an ability to stimulate it in others.

— Ты извинялся, не порть впечатление / You were saying sorry don’t spoil it [11; The Hounds of Baskerville]

2. — Подожди. Я, кажется, начинаю понимать. Убийца принес деньги в сумке, отдал Булавину, а потом застрелил его. Ты мне не все сказал

— Не все. Пейнтбольный клуб, посещаемый убийцей, находится в цеху заброшенной картонной фабрики.

Как ты это понял? [6; 1]

Одной из других типичных характеристик ОЛ является ярко выраженная эгоцентричность. Это проявляется их пренебрежительным, уничижительным отношением к другим персонажам на фоне демонстрации своих способностей и возвеличивания себя. Данное качество ОЛ проявляется и в их общении со спутниками. Эгоцентричность ОЛ может выражаться в ее речи имплицитно. В данном случае ОЛ намекает на недостатки других людей и не возвеличивает себя открыто:

1.         Хочу глотнуть воздуха I need to get some air / We're going out tonight.

— Вообще-то у меня свидание / Actually, I've got a date.

Что? / What?

Это когда двое увлечены и проводят время вместе / Where two people who like each other go out and have fun?

А чтоятебепредложил? / That's what I was suggesting.

— Куда идете? / Where are you taking her?

— В кино / Er, cinema.

Тоскливо, скучно, предсказуемо/ Dull, boring, predictable [11; Blind Banker]

2. H: Ты предпочел бы поужинать с женой? / You'd rather have dinner with your wife?

— Я — да. Только вот она со мной не разговаривает / Yes, I would... if she were speaking to me

В отличиеотнееямогубытьполезен/ Unlike her, I could make it worth your while [10; Daddy’s Boy].

Эгоцентричность ОЛ может выражаться в речи со спутниками эксплицитно, при этом ОЛ открыто демонстрирует свою позицию и уничижительное отношение к другим персонажам:

— Она ждет пароход. Мы не попадем в Америку

Е: А мне плевать [2; 6]

Стоит отметить, что спутники в данном случае не признают подобного поведения ОЛ и реагируют в речи на него негативно, стараясь объяснить ОЛ, что она должна иметь уважение к остальным людям, например:

— Я знаю, это непросто, но однажды тебе придется перестать думать лишь о себе / You know, I know it's hard, but one of these days, you got to get over yourself. [9; Dead Man’s Switch]

В заключение стоит отметить, что ОЛ является одним из самых популярных образов в современном кинематографе. Несмотря на отсутствие научного объяснения явления одаренности, зрители и авторы кинофильмов имеют единое представление о наборе уникальных черт поведения, характеризующих образ главного героя.

В кинофильме ОЛ сосуществует с другими персонажами в пределах единого сценического пространства. Наиболее значимыми являются отношения ОЛ и ее спутника, поскольку проанализировав их речевое поведение, мы можем выявить особенности характера ОЛ, позволяющие нам выделить новый психологический тип, со свойственными только ему мышлением и эмоциональными проявлениями.

 

Литература:

 

1.                  Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1934. — 352 c.

2.                  Есенин / реж. И.Зайцев. Россия, 2005.

3.         А. Г. Коваленко. Художественный конфликт в русской литературе ХХ века (структура и поэтика художественного конфликта в русской литературе ХХ века). Пособие по спец-курсу. — М.: Изд-во РУДН. 2001.- 57 с.

4.         Мажор / реж. К. Статский. Россия, 2014.

5.         Митта А. Кино между адом и раем. М.: Подкова, 1999. — 480 с.

6.         Нюхач / реж. А. Литвиненко. — Украина, 2013.

7.         Blinded // Lie to Me. — The USA, 2009.

8.         Columbo / created by Richard Levinson. — The USA, 1986.

9.         Elementary / created by Robet Doherty. — The USA, CBS, 2012.

10.     House M. D. — The USA, Fox, 2004.

11.     Sherlock / produced by Sue Vertue, The UK, BBC One, 2010.

12.     Tome-wan // Hannibal. — The USA, NBC, 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, спутник, группа спутников, герой, конфликт, отношение ОЛ, мягкий характер, моя жена, единое сценическое пространство, уничижительное отношение.

Похожие статьи

Интертекстуальное сходство сюжета («любовный треугольник»)...

Его спутники были обаятельны.

Основные термины (генерируются автоматически): время, герой, роман, главный герой, пространство, жизнь, романное пространство, научное осмысление, герой повести, художественный мир.

Теоретические аспекты межличностных взаимоотношений...

Проблемы между мужьями и женами возникают из-за разных когнитивных целей в браке, а также удовлетворенностью браком и положением брака.

общественное сознание, конфликт., межличностные отношения

Особенности межличностных отношений в студенческой группе.

Стилистические особенности образа врача в англоязычных...

Личное отношение писателя или создателей фильма к герою, собственное мировоззрение

Несомненно, для людей, которые когда-либо смотрели сериал «Доктор Хаус», главный герой является гением.

Анализ речевого поведения одаренной личности и ее спутников.

Мотивы выбора брачного партнёра | Статья в сборнике...

В своей статье «Брак как психологическое отношение» он говорит о том, что молодой

Другими авторами, выделившими группу мотивов, которые чаще всего не осознаются, являются А. Б

Если он хочет создать семью, чтобы родить и воспитывать детей, то в спутнике жизни будет...

Шерлок Холмс как типичный представитель викторианского...

Рис. 1. Старый и новый Шерлок Холмс. Основными чертами английского характера

Конан Дойл делал акцент именно на личности главного героя, в то

Даже преступники, нарушившие закон, требуют уважения к их личному пространству, и никто не может с этим поспорить.

Средства создания речевой портретной характеристики героя...

В современном английском отрицательное местоимение «nobody» обладает следующим пейоративным значением: «anobody» as

Таким образом, через речь героя автор показывает его неопределённость и неуверенность, обуславливающие его отношение к окружающему миру.

Садово-парковые образы «светской» повести...

Главный герой повести – русский лейтенант Виктор Белозор – попадает по воле стихии

Подчеркнуто ироническое отношение автора к неестественной планировке заграничного сада

Садовое пространство ярко отражает ключевую для Марлинского проблему свободы и...

Семейные отношения и их влияние на формирование личности...

Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон общения, взаимоотношение представителей

Ни одно слово, произнесённое нами, не теряется в пространстве бесследно.

Образ учителя в русском кинематографе | Статья в журнале...

Одной из запоминающихся сцен фильма является конфликт на уроке во время написания

Ярким моментом в фильме является искреннее удивление главного героя Вовы, как

Этому способствуют маленькие государственные зарплаты, отношение учеников, которые не...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Интертекстуальное сходство сюжета («любовный треугольник»)...

Его спутники были обаятельны.

Основные термины (генерируются автоматически): время, герой, роман, главный герой, пространство, жизнь, романное пространство, научное осмысление, герой повести, художественный мир.

Теоретические аспекты межличностных взаимоотношений...

Проблемы между мужьями и женами возникают из-за разных когнитивных целей в браке, а также удовлетворенностью браком и положением брака.

общественное сознание, конфликт., межличностные отношения

Особенности межличностных отношений в студенческой группе.

Стилистические особенности образа врача в англоязычных...

Личное отношение писателя или создателей фильма к герою, собственное мировоззрение

Несомненно, для людей, которые когда-либо смотрели сериал «Доктор Хаус», главный герой является гением.

Анализ речевого поведения одаренной личности и ее спутников.

Мотивы выбора брачного партнёра | Статья в сборнике...

В своей статье «Брак как психологическое отношение» он говорит о том, что молодой

Другими авторами, выделившими группу мотивов, которые чаще всего не осознаются, являются А. Б

Если он хочет создать семью, чтобы родить и воспитывать детей, то в спутнике жизни будет...

Шерлок Холмс как типичный представитель викторианского...

Рис. 1. Старый и новый Шерлок Холмс. Основными чертами английского характера

Конан Дойл делал акцент именно на личности главного героя, в то

Даже преступники, нарушившие закон, требуют уважения к их личному пространству, и никто не может с этим поспорить.

Средства создания речевой портретной характеристики героя...

В современном английском отрицательное местоимение «nobody» обладает следующим пейоративным значением: «anobody» as

Таким образом, через речь героя автор показывает его неопределённость и неуверенность, обуславливающие его отношение к окружающему миру.

Садово-парковые образы «светской» повести...

Главный герой повести – русский лейтенант Виктор Белозор – попадает по воле стихии

Подчеркнуто ироническое отношение автора к неестественной планировке заграничного сада

Садовое пространство ярко отражает ключевую для Марлинского проблему свободы и...

Семейные отношения и их влияние на формирование личности...

Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон общения, взаимоотношение представителей

Ни одно слово, произнесённое нами, не теряется в пространстве бесследно.

Образ учителя в русском кинематографе | Статья в журнале...

Одной из запоминающихся сцен фильма является конфликт на уроке во время написания

Ярким моментом в фильме является искреннее удивление главного героя Вовы, как

Этому способствуют маленькие государственные зарплаты, отношение учеников, которые не...

Задать вопрос