Образ Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Художественная литература

Опубликовано в

III международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, июнь 2014)

Дата публикации: 29.04.2014

Статья просмотрена: 1887 раз

Библиографическое описание:

Шитова В. В. Образ Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского [Текст] // Современная филология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 92-95. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/108/5362/ (дата обращения: 21.08.2018).

Данная статья посвящена анализу образа Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского. Цель данной статьи — показать трансформацию образа в русском постмодернистском тексте и выявить различия в концепциях И. В. Гёте и И. А. Бродского. Работа может быть полезна всем интересующимся русской литературой 2 половины XXстолетия, в особенности темой «Русского Фауста».

Ключевые слова:Постмодернизм, Фауст, скука, интертекстуальность, языковая игра, разум, чувства.

Постмодернизм в мировой литературе явление уникальное. Русский литературный постмодернизм не является исключением. Постмодернизм воспринимается не только как литературное направление, но и как философское восприятие мира.

Исследователи Лейдерман Н. Л. и Липовецкий М. Н. отмечают: «С конца 1960-х по конец 1980-х годов сложился литературный мир, параллельный “союзписательской” словесности. Многочисленные неформальные кружки и литературные клубы полностью игнорировали официальную словесность, но обеспечивали непрерывность литературного процесса поверх цензурных барьеров. Именно в этой среде происходило последовательное развитие модернистской и постмодернистской эстетики, формально отсутствовавшей в спектре публикуемой словесности» [7, с. 422].

Отметим признаки, характерные для постмодернистской литературы:

1.         интертекстуальность;

2.         восприятие художественного текста как «игры с читателем»;

3.         представление художественного текста в качестве «модели для сборки»;

4.         переосмысление, а порой разрушение мировых мифов и образов

Все вышеперечисленные признаки читатель может отметить в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского, к которому мы перейдём для более детального анализа.

Виктор Кривулин утверждал: «Бродский для меня не только поэт 1960-х годов, но и первый русский поэт постмодерна» [3, с. 268].

Вслед за Кривулиным мы также придерживаемся мнения, что Бродский является одним из первых русский поэтов постмодернистов. Это доказывает его раннее стихотворение, написанное в 1965 году под названием «Два часа в резервуаре».

«Два часа в резервуаре» представляет собой пародию, целью которой является развенчание литературного немецкого мифа о докторе Фаусте. Композиционно стихотворение состоит из 6 частей, начинается словами Мефистофеля. Эпиграфом к произведению автор выбирает строки А. С. Пушкина из «Сцены из Фауста»: «Мне скучно, бес…». Данный эпиграф является реминисценцией. Действительно, Фауст Бродского имеет общие черты с образом Фауста представленным Пушкиным. Оба главных героя предстают скучающими, не нашедшими счастья, даже благодаря помощи нечистой силы, так как способы получения различных благ были антигуманны.

В стихотворении «Два часа в резервуаре» можно отметить отсылки к классическим мировым текстам о докторе Фаусте: к средневековой «Легенде о докторе Фаусте», к драме Кристофера Марло, конечно, к трагедии Гёте «Фауст», а также к стихотворению А. А. Ахматовой «И очертанья Фауста вдали…».

Бродский вслед за Пушкиным не разделяет идеи Фауста, считая её ложной. Обращение к мистике, потустороннему миру с его обитателями для поэта неприемлемо.

«Склонность к мистицизму в глазах Бродского отрицательное качество для поэта, по крайней мере, поэта метафизика, так как не расширяет, а наоборот ограничивает возможность познания окружающего и внутреннего мира» — пишет Крепс [5].

Стоит отметить, что автор отсылает к историческому доктору Фаусту XVI столетия, а также к роману Томаса Манна, пытаясь охватить широкую палитру образов чернокнижника, давая своё прочтение.

«Не кто иной, как Томас Манн (также иронически упоминаемый в тексте), установил в своей речи “Германия и немцы” (1945) связь между “фаустовским” человеком и национал-социалистическим “сверхчеловеком”, дав новую интерпретацию культурному мифу, к чему в известной степени вынуждала сама История. И русский поэт, похоже, присоединяется к этой современной исторической интерпретации…» [1].

В отличие от Пушкина, Бродский идёт дальше в создании образа своего героя. Фауст представляет собой квинтэссенцию национального немецкого сознания. Образ Фауста наделён национальными клише, такими как: пунктуальность, педантичность, главенство разума над чувствами:

Немецкий человек. Немецкий ум.

Тем более, когито эрго сум.

Германия, конечно, юбер аллес.

(В ушах звучит знакомый венский вальс.) [2].

Фауст, провозгласивший себя сверхчеловеком, является носителем идеи фашизма: «Германия, конечно, превыше всего», «Я мыслю, следовательно, существую» (герой не живёт чувствами).

«”Фаустианство” в понимании Бродского означает, по сути, следующее: это вырождение духовного восприятия мира и языкового его освоения и овладение “полномочиями распоряжаться миром”, основанными на “делах” и черной магии и сводящими фигуру человека к “человечку”» [1].

В соответствии с основными художественными принципами постмодернизма, фигура Фауста, представленного в литературе Средневековья, Нового времени и романтизма сильной личностью, нивелируется. Высмеивается преобладание физического влечения над духовным. Фауст продаёт душу Мефистофелю, чтобы овладеть Маргаритой. Бродский подчёркивает низость намерений «человека-мыслителя»:

Их либе ясность. Я. Их либе точность.

Их бин просить не видеть здесь порочность.

Ви намекайт, что он любил цветочниц?

Их понимайт, что дас ист ганце срочность [2].

В данном отрывке можно снова отметить национальные немецкие черты: «Я люблю ясность. Я люблю точность». Бродский указывает на слабость сюжета творения Гёте, видя в этом художественную неправду:

Унд гроссер дихтер Гете дал описку,

чем весь сюжет подверг а ганце риску.

И Томас Манн сгубил свою подписку,

а шер Гуно смутил свою артистку.

Искусство есть искусство есть искусство...

Но лучше петь в раю, чем врать в концерте.

Ди Кунст гехабт потребность в правде чувства [2].

Поэт ратует за наличие правды в искусстве, выступая против пренебрежения человека и идеи сверхчеловека как таковой.

Стоит отметить стиль, которым написано данное стихотворение. Он называется макароническим, представляя собой смешение двух языков, в данном случае русского и немецкого, с искажениями обоих. Этот приём придаёт комический эффект произведению:

Я есть антифашист и антифауст.

Их либе жизнь и обожаю хаос.

Их бин хотеть, геноссе официрен,

дем цайт цум Фауст коротко шпацирен [2].

«Уже вводное четверостишие предвещает, что далее последует комически-грубоватый бурлеск, занимательная игра и главное — расколдовывание литературного немецкого мифа, который роковым образом воплощают в себе “Фауст” и “фаустианство”» [1].

Образ Фауста достаточно противоречив. На протяжении стихотворения читатель может наблюдать «историю образа»: сначала предстаёт мир средневекового Фауста (алхимия, эпидемия чумы); Фауст в Новое время с определяющими чертами (гордыня и любопытство); герой в XX веке (национал-социалистический сверхчеловек). С другой стороны, читатель может заметить, что ничто человеческое Фаусту не чуждо (шнапс, герой завтракает, читает газету «Народное обозрение» и отходит ко сну), то есть предстаёт типичным обывателем. Но определённо фаустианский миф, а вслед за ним и образ Фауста, подвергается разрушению.

«В стихотворении И. Бродского “Два часа в резервуаре” ключевым становится утверждение: у Гёте “доктор Фауст не знал о Боге”. Гётевский герой воспринимается поэтом XX века как один из тех «ограниченных» людей, кто довольствуется сиюминутным благом, легко поддаётся соблазнам, подбрасываемым дьяволом, который “меж нами бродит ежечасно”» [6, с. 36].

Интертекстуальный характер стихотворения позволяет увидеть множество мотивов, но основным является сопоставление героя с фашистом.

«Мотив раздвоенности души решается в духе постмодернизма. Акцентируется гениальность и маргинальность героя. В общем, перед нами ещё один ироничный и высокомерный гений, великий иллюзионист с душой “идиота, весело распевающего рекламные слоганы” и шлягеры» [8, с. 48].

Если обратиться к семантическому полю названия стихотворения «Два часа в резервуаре», то основная коннотация резервуара такова: «Представляет собой герметично закрываемый или открытый искусственно созданный стационарный сосуд, наполняемый жидким, газообразным или другими веществами. Резервуар несёт накопительную функцию в системе, которой используется» [9].

Во-первых, исходя из определения резервуара, можно отметить ограниченное пространство, отсылающее к кабинету Фауста, также ограниченность можно рассматривать в качестве театральной сцены. Во-вторых, накопительная функция резервуара, в котором просматривается хронология образа доктора Фауста — от Средневековья до XX века. Всё это поэт воссоздаёт за временной промежуток в два часа.

В названии используется приём языковой игры, характерный для постмодернистских текстов. Резервуар можно трактовать как образ, отсылающий к алхимии, наряду с колбами и сосудами.

В данном произведении Фауст вспоминает и анализирует прошлое, в особенности, любовную линию с Гретхен. В своих воспоминаниях он возвращается к молодости, тем испытанным чувствам, пропуская их через сознание уже умудрённого опытом героя.

Исследователь Зенкин С. Н. отмечает в Фаусте следующие качества: «стремится остановить навечно чудесный миг любви; <…> он обязан упорядочивать хронологию и темп повествования, забегать вперёд, рассматривать случай из своей юности глазами зрелого человека» [4].

Поэт указывает, что Фауст — это человек, прежде всего, дела, а не слова. В этом и проблема героя, для него первичны действия. Фауст сначала делает, потом уже осмысливает поступки. Для Бродского эта философия неприемлема, слово по отношению к делу должно быть всегда первично, не зря в Евангелии от Иоанна сказано: «Вначале было Слово».

«Бродский пишет в связи с неизменно актуальной темой насилия следующее: «Человек, не способный к членораздельной речи, не способный к адекватному словесному выражению, прибегает к действиям. Поскольку словарь действий ограничен, так сказать, нашим телом, человек непременно прибегнет к насильственным действиям.».. [1].

Таким образом, проанализировав образ Фауста в стихотворении И. А. Бродского «Два часа в резервуаре», можно сделать следующие выводы. Поэт, рисуя скучающего Фауста, продолжает пушкинскую традицию, а также идёт дальше, наделяя своего героя доминирующими чертами национального немецкого характера (пунктуальность, педантичность, любовь к порядку, предпочтение разума чувству). Иосиф Александрович, отвергая концепцию Гёте, рушит миф о «сверхчеловеке», показывая Фауста в ироничном ключе, ведомого физиологическим чувством. Жизненная философия Фауста, когда первоочередным оказывается дело, а не слово, по мнению поэта, приводит к фашистской разрушительной идеологии. В соответствии с постмодернисткими тенденциями образ Фауста переосмысляется кардинальным образом, превращаясь из средневекового мыслителя в «гнусного немца».

Литература:

1.         Баумгертнер Изольда «Маска национального у Бродского» (пер. с нем. Н. Зоркой) [Электронный ресурс] http://magazines.russ.ru/nlo/2010/102/ba17-pr.html (дата обращения: 7 июля 2013 года).

2.         Бродский И. А. Два часа в резервуаре [Электронный ресурс] http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=7543 (дата обращения: 7 июля 2013 года).

3.         Бродский Иосиф: Творчество, личность, судьба [Текст] / Иосиф Бродский. Сочинения: В 4 т. — СПб, 1992–1994. — 268 с.

4.         Зенкин С. Н. Денон, Бальзак, Кундера: от преромантизма до постмодернизма [Электронный ресурс] http://magazines.russ.ru/inostran/1997/5/zenkin.html (дата обращения: 14 ноября 2013 года).

5.         Крепс Михаил «О поэзии Иосифа Бродского» [Электронный ресурс] http://www.lib.ru/BRODSKIJ/kreps.txt (дата обращения: 7 июля 2013 года).

6.         Кривина Т. М. Фауст вне Бога (русские «антифаустианцы» о герое трагедии Гёте) [Текст] // Т. М. Кривина. XXV Пуришевские чтения. Образ Фауста в контексте мировой и художественной литературы. Сборник материалов и статей — Ярославль: ООО Издательско-полиграфический комплекс «Литера», 2013. — 36 с.

7.         Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература 1950–1990-е годы [Текст] // Соч.: в 2 т. / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. М.: Академия. — Т. 2. — 2006. — 422 с.

8.         Помогайбо Ю. А. Постмодернистская версия «фаустианы» в романе Д. Кельмана «Магия Берхольма» [Текст] // Ю. А. Помогайбо. XXV Пуришевские чтения. Образ Фауста в контексте мировой и художественной литературы. Сборник материалов и статей — Ярославль: ООО Издательско-полиграфический комплекс «Литера», 2013. — 48 с.

9.         Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki/Резервуар (дата обращения: 7 июля 2013 года).

Основные термины (генерируются автоматически): резервуар, образ, поэт, стихотворение, час, языковая игра, художественный текст, русский поэт, литературный немецкий миф, Пушкин.

Похожие статьи

Сборник наиболее известных стихотворений Генриха Гейне...

Многие немецкие писатели описали этот сюжет, многие русские поэты затем перевели его на русский язык

1. Полное собрание стихотворений М. Ю. Лермонтова, М., «Художественная литература», 2008г, 384 стр.

«Пушкинский миф» в прозе С. Довлатова | Статья в журнале...

художественная литература, идеал, Пушкин, женский образ.

Митрополит Анастасий (Грибановский) писал о жизни Пушкина в усадьбе. Новым словом в творчестве поэта, во всей русской литературе стали «Повести покойного Ивана...

Восток в лирике И. Гёте (на примере «Западно-восточного дивана»)

Основные термины (генерируются автоматически): Восток, образ, VII, немецкий поэт.

Тема Востока всегда интересовала русских поэтов не только в ХХ веке. Жуковский, Пушкин, Фет, Тютчев — список имен может быть очень длинным.

Вечно молодая поэзия | Статья в сборнике международной...

Рубрика: 4. Художественная литература.

Образ — «основа русского духа и глаза... — говорил поэт.

На изучение творчества поэта отводится немного часов, но материал для изучения очень обширный.

Семантика драгоценных металлов «золото» и «серебро» в поэзии...

Рубрика: 4. Художественная литература.

Например, в стихотворении «Белый лебедь» [1898, 78], где лебедь является образом совершенства

Золото и серебро в творчестве поэта используются чаще всего для характеристики окружающего мира, явлений природы.

Вечер, посвященный поэзии Генриха Гейне | Статья в журнале...

«Дитя, я поэт немецкий, Известный в немецкой стране, И место, какого нет лучше, Средь

Данная статья посвящена анализу стихотворения А.-Ч. Суинберна «Прощание» в восприятии русских переводчиков.

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Садово-парковый топос в лирическом творчестве П.А. Вяземского...

лирический герой, запах, аромат, художественный текст, стихотворение, поэт, образ, мускус, герой, черное полено. Мотивы и образы метафизической поэзии в лирике Г. Кружкова.

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Сравнение в художественном тексте помогает более точно представить предмет или явление.

Основные термины (генерируются автоматически): клен, лирический герой, образ, образ дерева, поэт, стихотворение, конец жизни, родная земля, родной край...

Мотивы и образы метафизической поэзии в лирике Г. Кружкова

Народное остроумие сочетается с глубоким философическим текстом русского поэта XIX века, которого считают одним из первых продолжателей традиции метафизической поэзии в России. Языковая игра, построенная на аллитерациях и омонимии корней...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Сборник наиболее известных стихотворений Генриха Гейне...

Многие немецкие писатели описали этот сюжет, многие русские поэты затем перевели его на русский язык

1. Полное собрание стихотворений М. Ю. Лермонтова, М., «Художественная литература», 2008г, 384 стр.

«Пушкинский миф» в прозе С. Довлатова | Статья в журнале...

художественная литература, идеал, Пушкин, женский образ.

Митрополит Анастасий (Грибановский) писал о жизни Пушкина в усадьбе. Новым словом в творчестве поэта, во всей русской литературе стали «Повести покойного Ивана...

Восток в лирике И. Гёте (на примере «Западно-восточного дивана»)

Основные термины (генерируются автоматически): Восток, образ, VII, немецкий поэт.

Тема Востока всегда интересовала русских поэтов не только в ХХ веке. Жуковский, Пушкин, Фет, Тютчев — список имен может быть очень длинным.

Вечно молодая поэзия | Статья в сборнике международной...

Рубрика: 4. Художественная литература.

Образ — «основа русского духа и глаза... — говорил поэт.

На изучение творчества поэта отводится немного часов, но материал для изучения очень обширный.

Семантика драгоценных металлов «золото» и «серебро» в поэзии...

Рубрика: 4. Художественная литература.

Например, в стихотворении «Белый лебедь» [1898, 78], где лебедь является образом совершенства

Золото и серебро в творчестве поэта используются чаще всего для характеристики окружающего мира, явлений природы.

Вечер, посвященный поэзии Генриха Гейне | Статья в журнале...

«Дитя, я поэт немецкий, Известный в немецкой стране, И место, какого нет лучше, Средь

Данная статья посвящена анализу стихотворения А.-Ч. Суинберна «Прощание» в восприятии русских переводчиков.

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Садово-парковый топос в лирическом творчестве П.А. Вяземского...

лирический герой, запах, аромат, художественный текст, стихотворение, поэт, образ, мускус, герой, черное полено. Мотивы и образы метафизической поэзии в лирике Г. Кружкова.

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Сравнение в художественном тексте помогает более точно представить предмет или явление.

Основные термины (генерируются автоматически): клен, лирический герой, образ, образ дерева, поэт, стихотворение, конец жизни, родная земля, родной край...

Мотивы и образы метафизической поэзии в лирике Г. Кружкова

Народное остроумие сочетается с глубоким философическим текстом русского поэта XIX века, которого считают одним из первых продолжателей традиции метафизической поэзии в России. Языковая игра, построенная на аллитерациях и омонимии корней...

Задать вопрос