Библиографическое описание:

Шепырёва О. И. Моносемантичные и полисемантичные дериваты первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной великий [Текст] // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 121-124.

В статье рассматриваются семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, описываются полисемантичные и моносемантичные дериваты на первой ступени словообразования, указываются типы словообразовательной полисемии,

Ключевые слова: словообразовательное гнездо, моносемантичные и полисемантичные дериваты, полисемия, тип полисемии, отраженная полисемия, развитая полисемия.

Полисемия во все периоды развития лингвистической науки была предметом пристального внимания исследователей. Однако явление многозначности в языке, вопросы формирования семантической структуры полисемантичного слова нельзя считать достаточно изученными.

В современной лингвистике под полисемией понимается «способность единиц лексикона иметь несколько семантически взаимосвязанных значений, которые служат средством номинации объективно различных предметов и явлений и дифференцируются в речемыслительной деятельности синтагматически (с помощью контекста) и парадигматически (на основе семасиологических оппозиций)» [5, с. 85].

В лингвистической литературе о полисемии встречаются самые различные точки зрения. Одни ученые отрицают сам факт существования в языке полисемии. Другие исследователи признают возможность существования многозначных слов, но, не разграничивая чётко оттенки значений в слове, нередко смешивают явления полисемии и омонимии. Проблема разграничения полисемии и омонимии в языкознании до сих пор остается дискуссионной.

Некоторые лингвисты вообще отрицают необходимость самостоятельного изучения многозначности производных слов. Так, по мнению Ю.Д. Апресяна, «многозначность, возникающая в результате различных словообразовательных процессов, является побочным продуктом этих процессов и в качестве вторичного явления не нуждается в самостоятельной характеристике. В дальнейшем мы исключаем ее из рассмотрения» [1, с. 191]. О.П. Ермакова, напротив, считает, что «лексическое значение производных слов имеет право на отдельное самостоятельное изучение, так как принципиально отличается от значения непроизводных слов» [2, с. 3].

Производные слова, как и непроизводные, могут быть многозначными. Но формируется полисемия у производных и непроизводных слов за счет разных источников. В производном слове полисемия может возникать не только на основе метафорических и метонимических переносов значения, но она может развиваться уже в ходе словообразовательного процесса. Такая полисемия связана с мотивацией производного слова и противопоставлена полисемии, развившейся в производном слове как единице лексической системы языка. Терминологически такую полисемию можно назвать словообразовательной.

Анализ проблемы многозначности слова привел исследователей к разграничению «лексической» полисемии и «словообразовательной». Лексическая многозначность широко освещена в трудах Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, В.В. Виноградова, В.Г. Гака, В.А. Звегинцева, Л.А. Новикова, Ю.С. Степанова, Ю.П. Солодуба, А.А. Уфимцевой, Д.Н. Шмелева и др.

Словообразовательная полисемия возникает уже в ходе самого словообразовательного процесса. Значительный вклад в изучение полисемии производного слова в современном русском языке внесли работы Е.Л. Гинзбурга, Е.А. Земской, О.П. Ермаковой, Е.С. Кубряковой, В.В. Лопатина, И.Г. Милославского, Н.А. Пугиевой, П.А. Соболевой, А.Н.Тихонова, И.С. Улуханова, И.А. Ширшова, Н.А. Янко-Триницкой, М.Н. Янценецкой, Л.А. Араевой, О.А. Булгаковой, О.Б. Полянчук, М.Г. Шкуропацкой и др.

Семантика производных слов в последние годы изучается весьма интенсивно. Интерес лингвистов к проблеме полисемии производных слов закономерен: объект исследования многосторонен и сложен. Работа над составлением словообразовательных и толково-словообразовательных словарей подтолкнула лингвистов к необходимости более внимательного изучения словообразовательной полисемии в производном слове. Как отмечает И.А. Ширшов, «проблема эта оказалась чрезвычайно важной для познания системного устройства семантики русского языка, отдельные участки которого, как теперь оказалось, описаны недостаточно» [8, с. 65]. Семантика производного слова связана с семантикой производящего. Эти связи различны.

Проблема типов словообразовательной полисемии нашла отражение в современной лингвистике. Классификация типов полисемии производных слов дается в работах Н.А. Пугиевой и И.А. Ширшова. Обе классификации построены на гнездовом критерии, суть которого состоит в том, что «если разные значения производного мотивируются одним производным и, следовательно, принадлежат одному словообразовательному гнезду, то это явление следует классифицировать как словообразовательную полисемию» [8, с. 58]. Данный критерий позволяет выделить типы полисемии и выявить источник её формирования в производном слове. Поскольку производное слово и производящее связаны формально-семантическими отношениями, то источником полисемии могут быть каждая из трёх составляющих семантики производного, а именно: мотивирующая часть, формантная часть и фразеологическое наращение.

Н. А. Пугиева в статье «Полисемантизм глагольного слова, место и роль его в толково-словообразовательном словаре» (1991) выделяет и анализирует следующие типы полисемии: развитая, или последовательная полисемия, отражённая полисемия, параллельная деривация как источник полисемии (многозначность, отражающая факт многократной деривации), поликоррелятивная полисемия (как частный случай) и многозначность, обусловленная неоднозначностью аффикса. Словообразовательная полисемия подробно рассматривается в работе И. А. Ширшова «Типы полисемии в производном слове» (1996). При описании типов словообразовательной полисемии И.А. Ширшов выделяет и анализирует следующие её виды: 1) развитая полисемия; 2) отраженная полисемия (чистая отражённая полисемия и комбинированная); 3) наращённая полисемия; 4) аффиксальная полисемия (чистая аффиксальная полисемия и комбинированная); 5) поликоррелятивная полисемия; 6) комбинированная полисемия.

В нашем исследовании при описании словообразовательной полисемии мы будем придерживаться точки зрения В. Н. Мусатова, который выделяет следующие её типы: 1) развитая полисемия, 2) отражённая полисемия, 3) аффиксальная полисемия, 4) наращённая полисемия и 9 разновидностей комбинированной полисемии. Комбинированная полисемия представлена следующими разновидностями: 1) отраженная и развитая; 2) отражённая и наращённая; 3) развитая и наращённая; 4) развитая и аффиксальная; 5) отражённая и аффиксальная; 6) аффиксальная и наращенная; 7) отражённая, развитая, наращённая; 8) отражённая, развитая, аффиксальная; 9) развитая, аффиксальная, наращённая [4, с. 28].

При развитой полисемии прямое значение производного слова возникает в процессе словообразовательного акта, а переносное – на базе производного, т.е. производное слово в переносном значении уже не мотивируется производящим. Производящее слово имеет несколько значений. При соединении таких производящих с одним и тем же аффиксом все эти несколько значений (или их часть) передаются производному. В этом случае наблюдается отраженная полисемия. Если отраженная полисемия связывается с полисемией производящего, то аффиксальная полисемия в производном возникает за счет многозначности аффикса. При этом производящее или имеет в языке одно значение, или в словообразовании используется одно из его значений. Полисемия в производном может возникать не только на базе многозначных производящих или многозначных аффиксов, но и на базе третьей составляющей семантической структуры производного – фразеологического наращения. Полисемию подобного типа называют наращенной.

В данной статье рассматриваются семантические отношения на первой ступени деривации словообразовательного гнезда с вершиной великий. Прилагательное великий в современном русском языке имеет следующие значения: 1. Превышающий обычную меру, очень большой. Велика Федора, да дура (погов.). 2. Выдающийся по своему значению. В. мыслитель. 3. Бо́льшего размера, чем нужно; просторный. Сапоги велики. 4. Эпитет главнейшего княжества в феодальной Руси, а также часть титула удельных князей и членов царской фамилии. Великое княжество. В. князь.

 велик-ова́т(ый)

 велич-а́в(ый)

 велик-о́

 вели́ч-и[j-э]

 вели́ч-еств(о)

вели́к(ий) → велич-ин-а́

 велик-а́н

 не-вели́к(ий)

 пре-вели́к(ий)

 воз-вели́ч-и-ть

 велик-о-ду́ш-н(ый) [7, с. 48-49].

На первой ступени данного словообразовательного гнезда 3 полисемантичных деривата: Величина́ [велик(ий) → велич-ин-а]. 1. Размер, объем, протяженность чего-л. (к великий в 1 знач.). Большая в. 2. Мат. То, что можно измерить. Переменная в. 3. О человеке, выдающемся в какой-л. области деятельности (к великий во 2 знач.). Мировая в. (об ученом).

У деривата величина в значении «размер, объем, протяженность чего-л.» возникает отраженная полисемия, т.к. производящее великий, соединяясь с суффиксом -ин-, передает ему часть значения «превышающий обычную меру, очень большой». В значении «человек, выдающийся в какой-л. области деятельности» также наблюдается отраженная полисемия. В значении производного отражается третье значение вершины великий. У деривата величина развивается еще одно значение «мат. то, что можно измерить». В данном случаеможно говорить о развитой полисемии.

Невели́кий [велик(ий) → не-велик(ий)]. 1. Не очень большой по размеру, величине (к великий в 1 знач.). Невелик ростом. 2. Не имеющий большого значения (к великий во 2 знач.) Невелика беда.

У производного невеликий формируется отраженная полисемия. В первом значении дериват мотивируется первым значением вершины великий, в другом случае отражается второе значение производящего.

Превели́кий [велик(ий) → пре-велик(ий)] (разг.). 1. Очень большой (по размерам, количеству). На внутренней стене висела превеликая картина, изображающая родословное дерево знаменитого рода дворян Кирсановых. Загоск. К. П. Мирошев, III18. 2. Очень значительный по силе, качеству и т.п. Попасть в толстый журнал для пьесы – честь превеликая; я благодарю, но прошу уклониться от этой чести. Чех. Письмо А.Н. Плещееву, 27 ноября 1889.

Производящее великий, соединяясь с префиксом пре- передает свои значения и деривату превеликий. Таким образом, как в значении «очень большой (по размерам, количеству)», так и в значении «очень значительный по силе, качеству и т.п.» –– отраженная полисемия.

На первой ступени данного словообразовательного гнезда 7 моносемантичных дериватов:

Великова́тый (разг.) [велик(ий) → велик-оват-ый]. Немного велик по размерам. Костюм в.

Велича́вый [велик(ий) → велич-ав-ый]. Исполненный внутреннего достоинства, внушающий почтение (к великий во 2 знач.). Величавая поступь.

Вели́чие [велик(ий) → велич-иj-е]. Наличие в ком-л., чем-л. выдающихся свойств, внушающий уважение, преклонение (к великий во 2 знач.). В. духа.

 Вели́чество [велик(ий) → велич-еств-о]. Титулование (в 4 значении) особ, монархов и их жен, (с местоимениями ваше, его, их, ее). Ваше В.

Велика́н [велик(ий) → велик-ан]. Великий (в 1 знач.) человек, человек очень большого роста, превосходящий обычную меру роста. Гуливер в стране великанов.

Возвели́чить (высок.) [велик(ий) → воз-велич-и-ть]. Способствовать признанию кого-чего-л. великим (во 2 знач.), прославить. В. подвиг народа.

Великоду́шный [велик(ий) + душ(а) → велик-о-душ-н-ый], см. душа. Обладающий великой (в 1 знач.) душой, снисходительный. Он великодушен.

Рассматривая семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, можно отметить, что на первой ступени встречаются моносемантичные и полисемантичные дериваты. Наиболее часто наблюдается отраженный тип словообразовательной полисемии: у всех трех полисемантичных дериватов в 6 случаях возникает отраженная полисемия, и только в одном – развитая. Случаев фразеологического наращения, характерного для наращенной полисемии, а также аффиксальной и комбинированной полисемии не выявлено.

Литература:

1.      Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. – М., 1974. – 472 с.

2.      Ермакова О.П. Проблемы лексической семантики производных и членимых слов: автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1977. – 36 с.

3.      Мусатов В.Н. Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 360 с.

4.      Мусатов В.Н. Словообразовательная полисемия отглагольных суффиксальных существительных в современном русском языке: монография. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. – 448 с.

5.      Ольшанский И.Г. Когнитивные аспекты лексической многозначности (на материале современного немецкого языка) // Филологические науки. – М., 1996. – № 5. – С. 85-93.

6.      Пугиева Н.А. Полисемантизм глагольного слова, место и роль его в Толково-словообразовательном словаре // Принципы составления Толково-словообразовательного словаря современного русского языка: учеб. пособие по спецкурсу. – Грозный, 1991. – С. 74 – 127.

7.      Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 1998. – 727 с.

8.      Ширшов И.А. Типы полисемии в производном слове // Филологические науки. – 1996. – № 1. – С. 55 – 66.

Основные термины (генерируются автоматически): отраженная полисемия, вершиной великий, словообразовательного гнезда, словообразовательной полисемии, производном слове, производных слов, развитая полисемия, аффиксальная полисемия, производного слова, ступени словообразовательного гнезда, полисемии производных слов, отражённая полисемия, типов словообразовательной полисемии, полисемантичные дериваты, обычную меру, вершины великий, Словообразовательная полисемия, семантические отношения, производном слове полисемия, –– отраженная полисемия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос