Синтагматические отношения в структуре словообразовательного гнезда с вершиной великий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в

II международная научная конференция «Филологические науки в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, ноябрь 2013)

Дата публикации: 07.11.2013

Статья просмотрена: 1390 раз

Библиографическое описание:

Шепырёва, О. И. Синтагматические отношения в структуре словообразовательного гнезда с вершиной великий / О. И. Шепырёва. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/106/4422/ (дата обращения: 09.12.2024).

В статье рассматриваются синтагматические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, указываются способы словообразования дериватов гнезда. Отмечаются морфонологические явления, сопровождающие образования данных производных.

Ключевые слова:словообразовательное гнездо, словообразовательная цепь, дериват, словообразовательный формант, способы словообразования, морфонологические явления.

Русское словообразование представляет собой особую открытую и иерархическую систему языка. Она постоянно пополняется новыми производными словами. Основной простейшей единицей системы синхронного словообразования является производное слово. Производное слово входит в состав более сложных комплексных единиц. Самая сложная комплексная единица словообразовательной системы — словообразовательное гнездо, в синтагматическом плане представляющее собой совокупность словообразовательных цепей, а в парадигматическом — совокупность словообразовательных парадигм. К одной из комплексных единиц словообразовательного гнезда относится словообразовательная цепь. Словообразовательная цепь — это комплексная единица синхронного словообразования, она представляет собой ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной производности, когда каждое предыдущее слово является мотивирующим для последующего. Словообразовательная цепь отражает ступенчатый характер русского словообразования. Она может включать разное количество однокоренных слов и объединять слова разных частей речи. Начальным, исходным звеном цепи является немотивированное слово, которое называют вершиной, остальные ее компоненты располагаются на разных ступенях словообразования.

Словообразовательная цепь — это открытая синтагматическая комплексная единица, количество компонентов в ней зависит от словообразующих возможностей исходного слова. Она характеризуется следующими признаками:

1)      общностью корня всех компонентов цепи;

2)      линейным расположением компонентов;

3)      последовательной словообразовательной производностью: словообразовательные форманты присоединяются в строгой последовательности.

В каждой словообразовательной цепи производные выстроены таким образом, что каждая предыдущая единица является непосредственно производящей для последующей. Исходное слово цепи выступает только в функции производящего, а слово, замыкающее цепь, является только производным [2, с. 224–225].

По количеству компонентов словообразовательные цепи в русском языке делятся на бинарные и полинарные. Бинарные словообразовательные цепи состоят из исходного слова и только одного производного, формально они равны словообразовательной паре. Полинарные словообразовательные цепи содержат от трех до семи компонентов.

В настоящей статье на материале «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А. Н. Тихонова (М., 1998) рассматривается словообразовательное гнездо с вершиной великий в синтагматическом плане. В данном словаре А. Н. Тихонова словообразовательное гнездо с вершиной великий содержит семнадцать словообразовательных цепей:

велик(ий) → велик-оват(ый) → великоват-о;

велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-о;

велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-ость;

велик(ий) → велик-о → велик-оват-о;

велик(ий) → велич-и [j-э];

велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-о;

велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость;

велик(ий) → велич-ин-а;

велик(ий) → велик-ан → великан-ищ-е;

велик(ий) → велик-ан → великан-ш-а;

велик(ий) → велик-ан → великан-ск-ий;

велик(ий) → не-велик(ий) → невелич-к-а;

велик(ий) → пре-велик(ий);

велик(ий) → воз-велич-и-ть → возвелич-ива-ть;

велик(ий) → велик-о-возраст-н(ый);

велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать;

велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-о [3, с. 48–49].

Большинство словообразовательных цепей из представленных в данном словообразовательном гнезде — полинарные, их 13. Из них 10 цепей — трехкомпонентные: велик(ий) → велик-оват(ый) → великоват-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-ость; велик(ий) → велик-о → велик-оват-о; велик(ий) → велик-ан → великан-ищ-е; велик(ий) → велик-ан → великан-ш-а; велик(ий) → велик-ан → великан-ск-ий; велик(ий) → не-велик(ий) → невелич-к-а; велик(ий) → воз-велич-и-ть → возвелич-ива-ть; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-о; 3 цепи — четырехкомпонентные: велик(ий) → величество → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать. Бинарных цепей всего 4: велик(ий) → велич-и [j-э]; велик(ий) → велич-ин-а; велик(ий) → пре-велик(ий); велик(ий) → велик-о-возраст-н(ый).

При образовании производных — компонентов словообразовательных цепей –наблюдаются следующие морфонологические явления:

1)                          чередование парных согласных по мягкости/твердости на границе производящей основы и суффикса: вели [к’]ий → вели [к]оват(ый), вели [к’]ий → вели [к]о, вели [к’]ий → вели [к]ан, вели [к’]ий → вели [к]о-душн(ый);

2)                          чередование согласных [к’] // [ч’]: вели [к’]ий → вели [ч’]авый, вели [к’]ий → вели [ч’]и [j-э], вели [к’]ий → вели [ч’]ество, вели [к’]ий → вели [ч’]ина, вели [к’]ий → воз-вели [ч’]ить;

3)                          изменение места ударения: вели́кий → великова́тый, вели́кий → велича́вый, вели́кий → велико́, вели́кий → величина́, вели́кий → велика́н великий → великоду́шный, великий → великово́зрастный;

4)                          усечение производящей основы: возвеличи-ть → возвелич-ива-ть;

5)                          интерфиксация: великий → велик/о/душный, великий → велик/о/возрастный.

При описании словообразовательного процесса существенным оказывается не только знание того, как и от чего образовано производное слово, но и что может быть образовано от того или иного производящего. Ответить на этот вопрос помогает перспективный подход в словообразовании. При перспективном подходе обращается внимание на словообразующие возможности производящих слов, в частности, на то, какие слова образуются от данного производящего [1, с. 15–16]. Выделение частеречных моделей словообразовательных цепей позволяет выявить закономерности образования слов различных частей речи на разных ступенях словопроизводства.

Исходным словом в данном словообразовательном гнезде, а также вершиной всех словообразовательных цепей является прилагательное великий. Следует отметить, что большинство дериватов — именные части речи: 8 имен существительных и 8 имен прилагательных. Остальные дериваты представлены наречиями (6 слов) и глаголами (4 слова). Так, у 8 словообразовательных цепей на первой ступени дериваты представлены именами прилагательными: велик(ий) → велик-оват(ый) → великоват-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-ость; велик(ий) → не-велик(ий) → невелич-к-а; велик(ий) → пре-велик(ий); велик(ий) → велик-о-возраст-н(ый); велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-о; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать. У 7 словообразовательных цепей на первой ступени дериваты представлены именами существительными: велик(ий) → велич-и [j-э]; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; велик(ий) → велич-ин-а; велик(ий) → велик-ан → великан-ищ-е; велик(ий) → велик-ан → великан-ш-а; велик(ий) → велик-ан → великан-ск-ий. В единичных случаях на первой ступени у рассматриваемых словообразовательных цепей встречаются глагол и наречие: велик(ий) → велик-о → велик-оват-о; велик(ий) → воз-велич-и-ть → возвелич-ива-ть.

На второй словообразовательной ступени у трехкомпонентных и четырехкомпонентных цепей в 3 случаях встречаются имена прилагательные: велик(ий) → величество → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; велик(ий) → велик-ан → великан-ск-ий; в 4 случаях — имена существительные: велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-ость; велик(ий) → велик-ан → великан-ищ-е; велик(ий) → велик-ан → великан-ш-а; велик(ий) → не-велик(ий) → невелич-к-а; в 3 случаях — наречия: велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-о; велик(ий) → велик-оват(ый) → великоват-о; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-о; в 2 случаях — глаголы: велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать; велик(ий) → воз-велич-и-ть → возвелич-ива-ть.

У четырехкомпонентных цепей на третьей ступени в единичных случаях представлены наречие, имя существительное и глагол: велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее интенсивно процесс словопроизводства идет на первых двух ступенях словообразовательной цепи.

На каждой словообразовательной ступени к производящей базе прибавляется новый словообразовательный формант. Так, у большинства словообразовательных цепей на первой ступени словообразования дериваты образованы суффиксальным способом: велик(ий) → велик-оват(ый) → великоват-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-ость; велик(ий) → велик-о → велик-оват-о; велик(ий) → велич-и [j-э]; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; велик(ий) → велич-ин-а; велик(ий) → велик-ан → великан-ищ-е; велик(ий) → велик-ан → великан-ш-а; велик(ий) → велик-ан → великан-ск-ий. Три словообразовательные цепи на первой ступени словообразования имеют дериваты, образованные сложносуффиксальным способом: велик(ий) → велик-о-возраст-н(ый); велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-о; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать. У двух словообразовательных цепей на первой ступени словообразования дериваты образованы префиксальным способом: велик(ий) → не-велик(ий) → невелич-к-а; велик(ий) → пре-велик(ий). Одна словообразовательная цепь на первой ступени имеет дериват, образованный префиксально-суффиксальным способом: велик(ий) → воз-велич-и-ть → возвелич-ива-ть.

На второй ступени у всех трехкомпонентных и четырехкомпонентных цепей дериваты образованы суффиксальным способом: велик(ий) → велик-оват(ый) → великоват-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-о; велик(ий) → велич-ав(ый) → величав-ость; велик(ий) → велик-о → велик-оват-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; велик(ий) → велик-ан → великан-ищ-е; велик(ий) → велик-ан → великан-ш-а; велик(ий) → велик-ан → великан-ск-ий; велик(ий) → не-велик(ий) → невелич-к-а; велик(ий) → воз-велич-и-ть → возвелич-ива-ть; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-о; велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать.

У четырехкомпонентных цепей на третьей ступени словообразования два деривата образованы суффиксальным способом: велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-о; велик(ий) → велич-еств-о → величеств-енн(ый) → величественн-ость; один дериват — префиксальным: велик(ий) → велик-о-душ-н(ый) → великодушн-ича-ть → с-великодушничать.

Анализ материала показывает, что в словообразовательном гнезде с исходным словом — прилагательным великий преобладают дериваты, образованные суффиксальным способом.

Литература:

1.                          Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания. — М., 1977. — 315 с.

2.                          Мусатов В. Н. Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование. — М.: Флинта: Наука, 2010. — 360 с.

3.                          Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — М., 1998. — 727 с.

Основные термины (генерируются автоматически): велик, словообразовательная цепь, словообразовательное гнездо, цепь, ступень словообразования, дериват, слово, суффиксальный способ, производное слово, исходное слово.

Ключевые слова

словообразовательное гнездо, словообразовательная цепь, словообразовательный формант, способы словообразования, дериват, морфонологические явления., морфонологические явления

Похожие статьи

Структурно-семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной играть

В статье рассматриваются синтагматические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной играть, отмечаются бинарные и полинарные словообразовательные цепи, дериваты каждой ступени словообразования характеризуется на семантическом и частеречном у...

Моносемантичные и полисемантичные дериваты первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной великий

В статье рассматриваются семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, описываются полисемантичные и моносемантичные дериваты на первой ступени словообразования, указываются типы словообразовательной полисемии

Типы полисемии именных дериватов первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной играть

В статье рассматриваются моносемантичные и полисемантичные именные дериваты первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной играть. У полисемантичных дериватов описываются различные типы словообразовательной полисемии: отражённая, развитая, ко...

Семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом -ист, называющих представителей сферы искусства

В статье рассматриваются семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом –ист, называющих представителей сферы искусства. В центре внимания отсубстантивные имена, впервые лексикографически зафиксированные в «Толковом словаре ру...

Потенциальные слова, образованные на базе междометий

Статья посвящена образованию потенциальных слов на базе междометий. В ней представлены наиболее распространённые типы потенциально возможных междометных словообразовательных пар и словообразовательных цепочек, а также учтены факторы, влияющие на спос...

Морфологическая вариантность русского языка

В статье рассматривается морфологическая вариантность как один из типов лингвистической деривации, который включает словообразование, и существуют аффиксы, используемые для построения нового слова. В новом языке и термине используются новые слова, ко...

Словообразовательная характеристика качественных прилагательных русского языка

В статье рассматриваются ретроспективные и перспективные аспекты словообразовательной характеристики русского языка.

Особенности абстрактных имён существительных, созданных с помощью словообразовательного форманта -изм, в русском языке конца XX – начала XXI века

Данная статья посвящена исследованию словообразовательной структуры абстрактных имён существительных и особенностям их функционирования в современном русском языке. Для анализа привлекаются отсубстантивные и отадъективные имена, имеющие иноязычный фо...

Обучение студентов-узбеков словообразовательным признакам глаголов совершенного и несовершенного видов

В данной статье описываются различные подходы и методики обучения студентов-узбеков функционированию русских глагольных видов. Рассматриваются приемы, связанные с изучением словообразования, одновременно способствующие углублению знаний студентов-узб...

Явление коннотации во фразеологизмах английского языка

В данной статье рассматривается компонент, который дополняет предметно-понятийное (или денотативное), а также грамматическое содержание языковой единицы и придает ей экспрессивную функцию на основе сведений, соотносимых с эмпирическим, культурно-исто...

Похожие статьи

Структурно-семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной играть

В статье рассматриваются синтагматические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной играть, отмечаются бинарные и полинарные словообразовательные цепи, дериваты каждой ступени словообразования характеризуется на семантическом и частеречном у...

Моносемантичные и полисемантичные дериваты первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной великий

В статье рассматриваются семантические отношения в словообразовательном гнезде с вершиной великий, описываются полисемантичные и моносемантичные дериваты на первой ступени словообразования, указываются типы словообразовательной полисемии

Типы полисемии именных дериватов первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной играть

В статье рассматриваются моносемантичные и полисемантичные именные дериваты первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной играть. У полисемантичных дериватов описываются различные типы словообразовательной полисемии: отражённая, развитая, ко...

Семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом -ист, называющих представителей сферы искусства

В статье рассматриваются семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом –ист, называющих представителей сферы искусства. В центре внимания отсубстантивные имена, впервые лексикографически зафиксированные в «Толковом словаре ру...

Потенциальные слова, образованные на базе междометий

Статья посвящена образованию потенциальных слов на базе междометий. В ней представлены наиболее распространённые типы потенциально возможных междометных словообразовательных пар и словообразовательных цепочек, а также учтены факторы, влияющие на спос...

Морфологическая вариантность русского языка

В статье рассматривается морфологическая вариантность как один из типов лингвистической деривации, который включает словообразование, и существуют аффиксы, используемые для построения нового слова. В новом языке и термине используются новые слова, ко...

Словообразовательная характеристика качественных прилагательных русского языка

В статье рассматриваются ретроспективные и перспективные аспекты словообразовательной характеристики русского языка.

Особенности абстрактных имён существительных, созданных с помощью словообразовательного форманта -изм, в русском языке конца XX – начала XXI века

Данная статья посвящена исследованию словообразовательной структуры абстрактных имён существительных и особенностям их функционирования в современном русском языке. Для анализа привлекаются отсубстантивные и отадъективные имена, имеющие иноязычный фо...

Обучение студентов-узбеков словообразовательным признакам глаголов совершенного и несовершенного видов

В данной статье описываются различные подходы и методики обучения студентов-узбеков функционированию русских глагольных видов. Рассматриваются приемы, связанные с изучением словообразования, одновременно способствующие углублению знаний студентов-узб...

Явление коннотации во фразеологизмах английского языка

В данной статье рассматривается компонент, который дополняет предметно-понятийное (или денотативное), а также грамматическое содержание языковой единицы и придает ей экспрессивную функцию на основе сведений, соотносимых с эмпирическим, культурно-исто...