Традиции истории языка в современной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, январь 2014)

Дата публикации: 09.01.2014

Статья просмотрена: 299 раз

Библиографическое описание:

Береснева Т. Ю. Традиции истории языка в современной школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 70-72. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4822/ (дата обращения: 19.10.2018).

В настоящее время программы для общеобразовательных учебных заведений свидетельствуют о том, что необходимо поднимать преподавание русского языка на новый качественный уровень, который соответствовал бы условиям и потребностям современного общества. В связи с этим на первый план выдвигается проблема формирования языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Таким образом, акцентируется внимание на усилении практической и речевой направленности обучения, а также значительное место отводится воспитанию у школьников научно-лингвистического мировоззрения.

Сегодня потребность в научности преподавания русского языка признаётся многими педагогами. Необходимо отметить, что на такой же позиции стояли учёные и методисты и в XIX веке, которые непременной составляющей научного принципа признавали историзм в объяснении материала.

Практическая значимость введения в курс средней школы элементов истории языка очевидна. Предметом школьного изучения является современный русский литературный язык. История же русского языка как специальная дисциплина в программу средней школы не входит. Однако известно, что учителя-словесники на практике часто сталкиваются с такими фактами современного русского языка, объяснение которых требует знания исторической грамматики. Обучая школьников современным языковым нормам, учитель сам должен хорошо знать процесс их становления, историческую обусловленность, а также тенденции в развитии современного русского языка. Без этих знаний немыслимо сознательное и успешное преподавание такого важного и трудного предмета, каким является русский язык. Таким образом, знание исторических процессов в развитии русского языка необходимо учителю-словеснику. Член-корреспондент АН Федот Петрович Филин отмечал: «Придавая первостепенное значение исследованиям современного русского языка, мы в то же время не должны расценивать изучение его истории как дело второстепенное. Историзм… — одна из важнейших особенностей языкознания. Без внимательного и всестороннего исследования прошлого нельзя правильно понять и предвидеть будущее…. Чем больше знаний у учителя по истории русского языка, тем самостоятельнее его лингвистическое мышление, тем лучше он осмысливает строй современного языка» [6. c.15].

Прогрессивные педагоги осознают, что одним из основных направлений развития современного среднего образования является научный принцип изучения предметов. В педагогике принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Для курса русского языка таким принципом признается историзм в подаче материала, который, по словам Н. Н. Прокоповича, «обеспечивает научное освещение фактов и явлений современного русского языка, его лексического состава, грамматики и орфографии и тем самым воспитывает сознательное отношение учащихся к изучаемым явлениям» [4. c.51]. Здесь необходимо отметить, что принцип сознательности и активности учащихся в обучении, — один из самых главных принципов современной дидактической системы, реализующийся при условии, если программный материал усваивается путем активной мыслительной деятельности: сравнений и сопоставлений; выделения причины и следствия; классификации и обобщений и т. д. Исторические же экскурсы и сравнения при изучении языка помогут школьникам сознательно усваивать учебный материал и покажут им, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования.

Главное внимание при отборе материала для исторического комментирования должно быть уделено его практической направленности. Данный принцип предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач. Следовательно, необходимо привлекать только такие исторические сведения, которые освещают процесс развития основных грамматических категорий, объясняют внутреннюю логику и обусловленность существующих сейчас языковых явлений разного уровня.

Должен учитываться и такой принцип дидактики, как доступность, требующий учета возрастных особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.

Укажем еще на один принцип, которому отвечает историзм на уроках русского языка. Это принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, направленный на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося. Н. Н. Прокопович отмечал, что «исторические сведения, сообщаемые учащимся в связи с изучением тех или иных фактов языка, дают представление о его жизни, его развитии, отражающем историю национальной культуры народа, и тем самым расширяют кругозор, повышают культурный уровень учащихся» [4. c.51].

Таким образом, историческое комментирование русского языка отвечает важнейшим принципам дидактической системы, что позволяет говорить об актуальности включения элементов истории в курс русского языка в средней школе.

Значимым аспектом является обеспечение лингвистической компетенции учащихся в преподавании русского языка. Из программы следует, что «лингвистическая компетенция — это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, об этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытие в изучении родного языка» [2. c.5].

Важность данного направления в курсе русского языка подчёркивалась прогрессивными педагогами и учеными ещё в XIX веке. Так, известный русский лингвист А. С. Будилович отмечал: «Положим, что цель грамотного правописания вполне достигается гимназическим курсом русского языка: достаточно ли этого для среднего учебного заведения, особенно же классического, т. е. сосредоточенного на языковедении? Ужели за этой элементарною целью гимназическое преподавание отечественного языка не может и не должно преследовать никаких высших задач, исторического понятия о его жизни, прошедших судьбах, направлении развития, диалектических разветвлениях, отношениях к языкам родственным и т. п». [3. c.67].

В настоящее время, говоря о лингвистической компетенции, акцентируют внимание на этапах развития отечественной русистики, о видных учёных, которые совершили открытия в законах русского языка, его нормах и функциях.

Данная проблема стоит сегодня достаточно остро. Результаты анкетного опроса показали, что школьники практически не имеют представления о научном вкладе выдающихся языковедов. «Было выявлено, что лишь 20–22 % пятиклассников могут назвать более двух персоналий известных им языковедов. При этом кроме М. В. Ломоносова, В. И. Даля, реже — С. И. Ожегова, учащиеся никого более не называют. Установлено, что 88 % учеников пятых классов не осведомлены, как называется наука о русском языке; 69 % шестиклассников не помнят фамилии составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», а 72 % учащихся-семиклассников не называют М. В. Ломоносова автором «Российской грамматики» и «Риторики»» [7. c.19]. Такие данные приводит В. Д. Янченко в своей книге «Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической науки».

Между тем знакомство школьников с незаурядной личностью языковеда не только помогает расширить лингвистический кругозор учащихся, но и облегчает процесс самопознания, который интенсивно протекает в подростковом возрасте. В этот период ребёнок стремится быть взрослым и равняется на него как на образец. Ориентиром для учащегося в такой момент могут стать личности интересные, яркие, какими и были многие лингвисты.

Учащиеся нуждаются в идеале, то есть ориентире для личностного роста. Идеалом можно назвать выражение духовных потребностей человека, образ конкретной личности, выступающий «… в качестве совокупности норм поведения, иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, — образ, который служит образцом» [5. c.119].

Можно говорить о том, что процесс формирования идеала в сознании ученика протекает в двух аспектах: нравственном и языковом. Нравственный состоит в знакомстве учащихся с незаурядной личностью и стремлении равняться на него, а языковой позволяет обогатить лексикон учащихся, развивать речевые способности, так как восприятие языкового образца способствует соблюдению речевых норм и формированию научного взгляда на родной язык.

Все приведённые выше доводы свидетельствуют об актуальности формирования лингвистического мировоззрения у школьников.

Введение исторического комментирования отвечает всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта, в котором на первый план выдвигается положение о воспитании личности, способной «к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию» [1]. Обучающийся должен уметь «определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы» [1]. Таким образом, введение исторического комментирования в курс современного русского языка является одним из основных способов, который позволяет учащимся овладеть универсальными учебными действиями. Историзм обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Литература:

1.                  Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 9, 28.02.2011.

2.                  Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5–9кл./ Сост. Л. М. Рыбченкова. М.:Дрофа,2011.

3.                  Будилович А. С. О преподавании отечественного языка в наших гимназиях.//Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях: Пособие для учителя./Авт.-сост. В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов. М.:Просвещение,1995.

4.                  Прокопович Н. Н. Историзм на уроках грамматики.// РЯШ. 1941. № 1. С.51. Филин Ф. П. Изучение русского языка на современном этапе.// Рр. 1976. № 1.

5.                  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.М.,1989. Т.2.

6.                  Филин Ф. П. Изучение русского языка на современном этапе.//Рр. 1976. № 1.

7.                  Янченко В. Д. Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической науки: Методические рекомендации и дидактические материалы. М.,2002. С. 19.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, современный русский язык, историческое комментирование, историзм, знание, этап развития, лингвистическая компетенция учащихся, родной язык, лингвистическая компетенция, курс.

Похожие статьи

Формирование речевой и языковой компетенции на уроках...

Языковая (лингвистическая) компетенция — теоретические знания в области языка.

русский язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речевая ситуация, Казахстан, формирование

Современные теоретические представления о коммуникативных...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку.

Учет особенностей родного языка учащихся; Единство обучения и воспитания.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, учащийся, творческий пересказ...

Общность предметов языкового и литературного образования

Целью уроков, соединяющих русский язык и литературу, является формирование языковой, коммуникативной и литературной компетенций, а также развитие языкового чутья, воспитание эстетического чувства языка.

О необходимости применения родного языка в процессе...

Родной язык, Русский язык, персидский язык, процесс обучения, иранская аудитория, обучение, родной язык учащихся, Язык, иностранный язык, учебный материал.

Роль элективного курса «Правописание и культура речи»...

Для современного этапа преподавания русского языка характерна коммуникативная направленность.

− систематизировать, закрепить и углубить знания учащихся о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5–9-х классах

Система работы с лингвистическими терминами как условие...

Цели современного филологического образования соотносятся с формированием коммуникативной и языковой компетенций учащихся, и не малую роль в этом процессе имеет правильно организованная учителем словарная терминологическая работа на уроке русского...

Литературный проект как средство развития общекультурных...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Общеевропейские компетенции владения иностранным языком в преподавании французского языка.

Целью обучения иностранному языку в высшей школе на современном этапе является овладение...

Роль грамматических навыков в системе формирования...

Применительно к владению языком под компетенцией подразумевается сознательное или интуитивное знание системы языка для построения грамматически и семантически правильных предложений, а под реализацией...

Видеоматериалы на занятиях по РКИ: развитие коммуникативной...

русский язык, коммуникативная компетенция, совокупность знаний, группа компетенций, языковая система, языковая компетенция, речевая деятельность, практический курс, вербальная коммуникация, будущий... Развитие социокультурной компетенции учеников на...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование речевой и языковой компетенции на уроках...

Языковая (лингвистическая) компетенция — теоретические знания в области языка.

русский язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речевая ситуация, Казахстан, формирование

Современные теоретические представления о коммуникативных...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку.

Учет особенностей родного языка учащихся; Единство обучения и воспитания.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, учащийся, творческий пересказ...

Общность предметов языкового и литературного образования

Целью уроков, соединяющих русский язык и литературу, является формирование языковой, коммуникативной и литературной компетенций, а также развитие языкового чутья, воспитание эстетического чувства языка.

О необходимости применения родного языка в процессе...

Родной язык, Русский язык, персидский язык, процесс обучения, иранская аудитория, обучение, родной язык учащихся, Язык, иностранный язык, учебный материал.

Роль элективного курса «Правописание и культура речи»...

Для современного этапа преподавания русского языка характерна коммуникативная направленность.

− систематизировать, закрепить и углубить знания учащихся о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5–9-х классах

Система работы с лингвистическими терминами как условие...

Цели современного филологического образования соотносятся с формированием коммуникативной и языковой компетенций учащихся, и не малую роль в этом процессе имеет правильно организованная учителем словарная терминологическая работа на уроке русского...

Литературный проект как средство развития общекультурных...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Общеевропейские компетенции владения иностранным языком в преподавании французского языка.

Целью обучения иностранному языку в высшей школе на современном этапе является овладение...

Роль грамматических навыков в системе формирования...

Применительно к владению языком под компетенцией подразумевается сознательное или интуитивное знание системы языка для построения грамматически и семантически правильных предложений, а под реализацией...

Видеоматериалы на занятиях по РКИ: развитие коммуникативной...

русский язык, коммуникативная компетенция, совокупность знаний, группа компетенций, языковая система, языковая компетенция, речевая деятельность, практический курс, вербальная коммуникация, будущий... Развитие социокультурной компетенции учеников на...

Задать вопрос