Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе начальной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Топор А. В., Белая Е., Белая Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе начальной школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 101-102. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4813/ (дата обращения: 16.11.2018).

Ключевые слова: ИКТ, информационно-коммуникационные технологии, начальная школа.

В настоящее время быстро развивающиеся информационные технологии (ИТ) влекут за собой коренные изменения не только в производственных отраслях, но и в сфере познавательной деятельности, в частности в образовании. Во всем мире компьютер используется не только как предмет изучения, но и как средство обучения. Что же такое ИТ? — современной научной литературе существует множество вариантов трактовки данного термина. Приведем трактовку понятия, предложенную в словаре методических терминов и понятий: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) — совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации [1].

В толковом словаре по информационному обществу и новой экономике приводится следующее толкование: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)/INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES) (ICT) — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей [3].

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» [2. с.14–16].

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые [2]: Г. Р. Громов, В. И. Гриценко, В. Ф. Шолохович, О. И. Агапова, О. А. Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.

Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения нашли отражение в работах А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, Т. А. Сергеевой, И. В. Роберт; методические — Б. С. Гершунского, Е. И. Машбица, Н. Ф. Талызиной; психологические — В. В. Рубцова, В. В. Тихомирова и др. [2]

В рамках работы студенческого научного общества «Педагог» нами была предпринята попытка определить насколько востребованы ИКТ в работе учителей начальных классов нашего региона. С этой целью было проведено анкетирование учителей школ города Тирасполь (42 человек), и работающих по специальности «Педагогика и методика начального образования» студентов заочного отделения факультета педагогики и психологии Приднестровского Государственного Университета им. Т. Г. Шевченко (28 человек). Анкета содержала ряд вопросов позволяющих нам определить сферу наиболее частого использования ИКТ в педагогическом процессе начальной школы. Полученные результаты мы приводим в виде диаграмм.

1. Используете ли вы современные образовательные информационные технологии?

2. Хотели бы вы иметь возможность в своей практической деятельности применять ИТ?

Причины низкого процента использования ИКТ, так же были выяснены нами, но уже в процессе беседы с педагогами. Ими стали: недостаточное оснащение соответствующим оборудованием, необходимость повышение уровня Интернет-пользователя и компьютерного пользователя.

3. На каких уроках вы используете (хотели бы использовать ИКТ?)

4. Связаны ли изменения качества знаний с использованием ИТ?

Проанализировав полученные данные, мы планируем продолжить исследование с целью определения эффективности использования ИКТ при обучении по предмету «Ознакомление с окружающим миром», поскольку именно эта дисциплина вызвала наибольший интерес у опрашиваемых педагогов практиков.

Литература:

1.Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — [Электронный ресурс]. М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. ULR: http://methodological_terms.academic.ru/ (Дата обращения: 20.02.2013).

2.         Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — C. 15–16

3.         Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике. — [Электронный ресурс] — М. 2007. ULR: http://information_society.academic.ru/143/Информационно-коммуникационные_технологии (Дата обращения: 20.02.2013).

Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, средство, цель сбора, совокупность методов, использование информации, TECHNOLOGIES, INFORMATION, ICT, COMMUNICATION, AND, начальная школа, термин.

Похожие статьи

Понятие банковских инфокоммуникационных технологий и их...

Key words: information and communication technologies, banking, banking services, classification of ICT.

Под инфокоммуникационными технологиями (ИКТ) понимается совокупность методов, производственных процессов, программно-технических и лингвистических средств...

Информационные и коммуникационные технологии как...

Keywords: information and communication technologies, slideshow, computer presentations, interactive whiteboards, educational

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, учебный материал, процесс обучения, ученик, материал, ИКТ, ICT, процесс...

Key words: information, communication, technology, education...

Под педагогической системой В. П. Беспалько [4] понимает определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов

В ходе этой деятельности целесообразно использование средств ИКТ.

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной...

Использование информационно-коммуникационных...

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения.

Использование информационных технологий на уроках...

Keywords: information technology, learning process, ICT.

На мой взгляд, одним из таких методов является использование на занятиях информационных компьютерных средств, как средства подготовки, контроля и обучения математике.

Использование средств ИКТ на уроках | Статья в сборнике...

Использование информационных технологий в школе объективный и естественный

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, ИКТ, Казахстан, презентация...

Применение ИКТ в дошкольном образовании | Статья в журнале...

ИКТ в ДОУ — это совокупность составляющих:  средства сбора, накопления и передачи информации

Цель внедрения информационно-коммуникативных технологий в ДОО состоит в обеспечении развития человеческого капитала путем улучшения качества жизни.

О необходимости использования современных...

Keywords:informatization of education, information and communication technologies, the

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы будущий специалист обладал высоким

2. Использование информационных и коммуникационных технологий и различных...

О применении информационных технологий для формирования...

Информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная доска, ребенок, учебный материал, русский язык, метод обучения, процесс обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Понятие банковских инфокоммуникационных технологий и их...

Key words: information and communication technologies, banking, banking services, classification of ICT.

Под инфокоммуникационными технологиями (ИКТ) понимается совокупность методов, производственных процессов, программно-технических и лингвистических средств...

Информационные и коммуникационные технологии как...

Keywords: information and communication technologies, slideshow, computer presentations, interactive whiteboards, educational

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, учебный материал, процесс обучения, ученик, материал, ИКТ, ICT, процесс...

Key words: information, communication, technology, education...

Под педагогической системой В. П. Беспалько [4] понимает определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов

В ходе этой деятельности целесообразно использование средств ИКТ.

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной...

Использование информационно-коммуникационных...

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения.

Использование информационных технологий на уроках...

Keywords: information technology, learning process, ICT.

На мой взгляд, одним из таких методов является использование на занятиях информационных компьютерных средств, как средства подготовки, контроля и обучения математике.

Использование средств ИКТ на уроках | Статья в сборнике...

Использование информационных технологий в школе объективный и естественный

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, ИКТ, Казахстан, презентация...

Применение ИКТ в дошкольном образовании | Статья в журнале...

ИКТ в ДОУ — это совокупность составляющих:  средства сбора, накопления и передачи информации

Цель внедрения информационно-коммуникативных технологий в ДОО состоит в обеспечении развития человеческого капитала путем улучшения качества жизни.

О необходимости использования современных...

Keywords:informatization of education, information and communication technologies, the

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы будущий специалист обладал высоким

2. Использование информационных и коммуникационных технологий и различных...

О применении информационных технологий для формирования...

Информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная доска, ребенок, учебный материал, русский язык, метод обучения, процесс обучения.

Задать вопрос