Библиографическое описание:

Топор А. В., Белая Е., Белая Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе начальной школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 101-102. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4813/ (дата обращения: 12.12.2017).

Ключевые слова: ИКТ, информационно-коммуникационные технологии, начальная школа.

В настоящее время быстро развивающиеся информационные технологии (ИТ) влекут за собой коренные изменения не только в производственных отраслях, но и в сфере познавательной деятельности, в частности в образовании. Во всем мире компьютер используется не только как предмет изучения, но и как средство обучения. Что же такое ИТ? — современной научной литературе существует множество вариантов трактовки данного термина. Приведем трактовку понятия, предложенную в словаре методических терминов и понятий: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) — совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации [1].

В толковом словаре по информационному обществу и новой экономике приводится следующее толкование: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)/INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES) (ICT) — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей [3].

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» [2. с.14–16].

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые [2]: Г. Р. Громов, В. И. Гриценко, В. Ф. Шолохович, О. И. Агапова, О. А. Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.

Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения нашли отражение в работах А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, Т. А. Сергеевой, И. В. Роберт; методические — Б. С. Гершунского, Е. И. Машбица, Н. Ф. Талызиной; психологические — В. В. Рубцова, В. В. Тихомирова и др. [2]

В рамках работы студенческого научного общества «Педагог» нами была предпринята попытка определить насколько востребованы ИКТ в работе учителей начальных классов нашего региона. С этой целью было проведено анкетирование учителей школ города Тирасполь (42 человек), и работающих по специальности «Педагогика и методика начального образования» студентов заочного отделения факультета педагогики и психологии Приднестровского Государственного Университета им. Т. Г. Шевченко (28 человек). Анкета содержала ряд вопросов позволяющих нам определить сферу наиболее частого использования ИКТ в педагогическом процессе начальной школы. Полученные результаты мы приводим в виде диаграмм.

1. Используете ли вы современные образовательные информационные технологии?

2. Хотели бы вы иметь возможность в своей практической деятельности применять ИТ?

Причины низкого процента использования ИКТ, так же были выяснены нами, но уже в процессе беседы с педагогами. Ими стали: недостаточное оснащение соответствующим оборудованием, необходимость повышение уровня Интернет-пользователя и компьютерного пользователя.

3. На каких уроках вы используете (хотели бы использовать ИКТ?)

4. Связаны ли изменения качества знаний с использованием ИТ?

Проанализировав полученные данные, мы планируем продолжить исследование с целью определения эффективности использования ИКТ при обучении по предмету «Ознакомление с окружающим миром», поскольку именно эта дисциплина вызвала наибольший интерес у опрашиваемых педагогов практиков.

Литература:

1.Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — [Электронный ресурс]. М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. ULR: http://methodological_terms.academic.ru/ (Дата обращения: 20.02.2013).

2.         Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — C. 15–16

3.         Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике. — [Электронный ресурс] — М. 2007. ULR: http://information_society.academic.ru/143/Информационно-коммуникационные_технологии (Дата обращения: 20.02.2013).

Основные термины (генерируются автоматически): информационные технологии, использования ИКТ, информационному обществу и новой, термин «информационные технологии», интегрированных с целью сбора, процессе начальной школы, процессов и программно-технических средств, отображения и использования информации, использования ИКТ в педагогическом, совокупность методов, ИКТ в работе учителей, процента использования ИКТ, эффективности использования ИКТ, развивающиеся информационные технологии, «компьютерные технологии», образовательные информационные технологии, термина «компьютерные технологии», компьютерной технологии обучения, Селевко Г. К. Современные образовательные технологии, годы термин «информационные.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос