Методическая работа — ценностное ядро инновационной деятельности в условиях переходного периода к ФГОС нового поколения
Автор: Савинкова Светлана Ивановна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 10.01.2014
Статья просмотрена: 666 раз
Библиографическое описание:
Савинкова, С. И. Методическая работа — ценностное ядро инновационной деятельности в условиях переходного периода к ФГОС нового поколения / С. И. Савинкова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4811/ (дата обращения: 16.11.2024).
Введение
Новое содержание образования сегодня прочно входит в жизнь школы. Думается, что именно учителю не просто в новой ситуации строить педагогическую модель деятельности. В работе тесно переплетаются традиционные формы и методы обучения и воспитания, однако время диктует новый социальный заказ общества к школе и это регламентируется новым Законом об образовании. Предоставление свободы в деятельности учителя, начиная с индивидуальной рабочей программы, до форм, методов технологий, используемых в практике учителя. Это предполагает: поиск новых точек соприкосновения традиционного в обучении с инновационным содержанием, или несколько иным поворотом граней сотрудничества учителя и ученика, поиск золотой середины, скорее — поиск золотого сечения, которое будет удовлетворять запросы семьи, ученика и государства в развитии индивидуальности, в раскрытии механизмов формирования нестандартной творческой личности вопреки всем социальным трудностям и проблемам. Интеграционные процессы в экономике на передний план выдвинули проблемы формирования не узко предметных навыков и умений. Раскрыть большую глубину позволяет работа по формированию надпредметных, метапредметных навыков и умений в сочетании с формированием информационно- коммуникативной компетентности в целях развития интеллектуальных умений, которые опираются на предметное содержание. В этом видится и особенность переходного периода, в котором оказалась сегодня средняя основная и средняя полная школа, в ожидании внедрения стандартов нового поколения. Заглядывая в мастерскую учителя начальной школы, мы видим интересные подходы к развитию младших школьников, однако есть опасения, что ученик в начальной школе, получив большой объем информации, в том числе по предмету Окружающий мир окажется не готовым глубоко изучать предметы естественно- научного цикла, так как чаще учителя начальной школы акцентируют внимание на предметах традиционных: математике, русскому языку, используя весь педагогический инструментарий личностно- ориентированные методики, в том числе и адаптивного обучения. А результат в средней школе снижается, главное падает интерес к учебе, следовательно не были сформированы познавательные мотивы и потребности в знаниях как у учащихся, так и родителей. Ошибки всегда исправлять трудно, но философия образования стара как мир, только воспитанием ученика можно восстановить имидж образования в обществе, жить и работать в новой ситуации. Меняется школа, меняется ученик, образовательная среда. Приоритетным становится забота о здоровье, нравственном и духовном развитии учащихся.
Это многим определяется и связано с социальным заказом общества и требованиями практической продуктивной деятельности. Переход к экономике знаний в глобальном мире ставит задачи переосмысления ценности личности. Переосмысление целей и задач образования в каждом конкретном образовательном учреждении означает появление новой стратегической линии развития личности, пробуждения внешних и внутренних мотивов познавательной деятельности, обоснования критериев,механизмов раскрытия успешной профессиональной карьеры в будущем.Это позволяет сместить акценты в определении миссии образовательного учреждения, в котором и ученики, и педагогический коллектив в целом, являются ядром для реализации парадигмы развития личности и его творческого потенциала. Личностно- деятельностный подход позволяет восстановить утраченные позиции в воспитании и развитии учащихся, потерянные в прошлые десятилетия.
Практика позволяет выявить в процессе развития творческого потенциала учащихся следующие противоречия между:
- необходимостью повышения уровня развития творческого потенциала учащихся и существующей практикой;
- социальным заказом в области развития творческого потенциала учащихся и инертностью (познавательной пассивностью большинства) учащихся и родителей;
- уникальностью личностно-профессионального роста учащихся, родителей и учителей;
- недостаточным учетом в моделировании технологий проектно- развивающей и исследовательской деятельности, способных развивать творческий потенциал;
- необходимостью формирования творческого потенциала учащихся в стратегически важных по содержанию компонентах рабочих программ по технологии, профильной и предпрофильной подготовки учащихся, в системе элективных курсов, во внеурочной деятельности, в контакте с другими образовательными учреждениями района, города, в целях индивидуального развития каждого воспитанника. Ценным является включение форм инклюзивного обучения и воспитания в учебно- воспитательный процесс средней и основной школы Центра образования, сотрудничество в договорной форме со школой- интернатом№ 10 для слабослышащих, 561 школой — ГБОУ 8 типа профессиональными лицеями начального профессионального образования.
Формирование познавательных интересов школьников и их готовность к
самообразовательной деятельности запаздывает и ее отсутствие является существенным тормозом в поступательном движении учреждения, нацеленного на развитие личности. В основе деятельности Центра лежит принцип учета индивидуальных
склонностей и способностей учащихся в изучению той, или иной предметной области регионального компонента базисного учебного плана, имеющего углубленный технологический профиль в основной и средней школе.
Развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности учащихся;
воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе, формирование готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым, и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение; преодолевать стрессы воспитание физической культуры учащихся: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Центр образования представляет собой альтернативную форму современного образования, целью которого является оказание помощи детям и семье в социально- деятельностном развитии личности, доступности образования, доминантой которого является развитие способностей, наклонностей, интересов большой группы учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. И это определяет инновационные подходы в работе самого учреждения, для которого механизмами реализации могут служить материалы ФГОС нового поколения.
Инновационной особенностью Центра образования является формирование единого поля деятельности учащихся и учителей, что выражается в создании инновационной образовательной среды. Ядром среды является ценностно- смысловая, социально- трудовая, информационно- коммуникативная ориентация учащихся и профессиональная деятельность учителей, как фактор развития ключевых компетентностей.
Инновационная ценность центра образования представляет собой совокупность внутренних связей и развития стратегических приоритетов в обучении, воспитании, развитии личности на принципах гуманной педагогики, личностно- деятельностном подходе, интеграции и использовании адаптивных методик в обучении и развитии учащихся.
Концептуально в деятельности центра образования большая роль принадлежит ориентации всего педагогического коллектива на личность, на сотворчество, которое выступает как продукт деятельности: социально значимый, обогащенный социокультурным опытом учителей. Он предполагает дальнейшую разработку и внедрение внутри центра образования современных технологий урочной и внеурочной деятельности, характеризующейся вариативностью содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания.
Актуальность и новизна содержания деятельности методического объединения состоит в метапредметном характере взаимодействия методических служб школы:
- Формированием проектных умений учителей, включающих целеполагание, выстраивание гипотез, этапов деятельности, методических средств, ожидаемых результатов и др.
- Формирование образовательной среды
- Аксиологическим, гендерным подходом в организации методической деятельности учителя.
Основные направления:
Цель самообразования: расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений учителя, совершенствование предметной компетентности
Задачи:
- Приобретение знаний в процессе самостоятельной работы;
- Непрерывное самообразование;
- Актуализация и расширение знаний общепедагогического характера;
- Мотивация самообразовательной деятельности;
- Стимулирование самообразования
Средства и методы самообразования:
- связь с учеными;
- связь с творческими людьми;
- обогащение собственного кругозора: чтение, знакомство с научными материалами в собственной области знаний, использование информационных средств коммуникации
- приобщение к искусству: посещение театров, музеев, путешествия, обзоры культурной жизни города, страны
Результаты продуктивного сотрудничества:
- переосмысление целей и задач обучения в предметной области и воспитательной работе, выявление механизмов проектного мышления учителей
- поиски путей самовыражения (самопрезентации)
- создание и реализация индивидуальных и групповых проектов –
- исследований с представлением в системе мастер- класса, проектной презентации с элементами комментирования (использованием имитационных методик, включенным экспериментом)Написанием методических рекомендаций, обобщением опыта в форме научно- педагогического исследования, сборника из опыта работы учителей и др.
- Создание в библиотеке информационно — мультимедийного каталога учебной, методической литературы в свете ФГОС нового поколения.
- Мониторинг и динамика психолого- педагогической диагностики учащихся современными педагогическими методами(овладение методиками мониторинга, прогнозирования, подготовки к ЕГЭ и ГИА)
Мотивация успешности и продуктивной деятельности, механизмы развития творческой активности педагога:
- удовлетворение материальных потребностей;
- удовлетворение социальных потребностей;
- удовлетворение личностных потребностей
Выездные семинары, тематические семинары Педсоветы Методические объединения Творческие семинары Конференции Экскурсии Путешествия Использование современных средств коммуникации (СМИ, ТВ, Интернет, мобильная связь, |
Педагогические конкурсы Школьные Межшкольные Районные Городские Всероссийские Международные |
Обобщение опыта Открытые уроки Взаимопосещение уроков Мастер-классы Педагогические чтения доклады Эссе Методические разработки Проекты Статьи Брошюра Вебинары Интернет-сайты Курсы: традиционные и дистанционные |
Учитель сегодня - активная, мобильная, гибкая, мыслящая личность, умеющая прогнозировать деятельность в соответствии с требованиями времени.
Учитель - государственная фигура, обеспечивающая качество образования, воспитания, развития в современном мире.. Поэтому самообразование является важнейшей составляющей педагогического мастерства учителей, формой представления научно- педагогических знаний, реализацией компетентностного подхода. Следовательно, продуктивная деятельность учителей и учащихся, возможна в контексте диалога смежных предметов с опорой на гуманитарную составляющую и индивидуальный подчерк учителя и ученика - путь к успеху — ключ ФГОС нового поколения.
Надеемся, что представленный материал позволит пробудить у учителей желание глубоко заниматься самообразовательной деятельностью в целях развития профессионально-личностной компетентности и повышения качества образования и воспитания в свете современных требований