История создания образовательного учреждения и процесса обучения в школе-интернате для глухих детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Миннибаев, Б. И. История создания образовательного учреждения и процесса обучения в школе-интернате для глухих детей / Б. И. Миннибаев. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4790/ (дата обращения: 20.04.2024).

Ключевые слова: Ф. П. Гирбасов, г. Елабуга, школа-интернат, учебно-воспитательный процесс, предметно-практическая деятельность, Всесоюзное общество глухих, формы речи.

Школа-интернат I, II вида была создана Постановлением Совета Министров Татарской АССР от 11 августа 1950 года № 745 как Елабужская школа для глухих детей. 15 августа 1950 года в городе Елабуга организована школа с интернатом по обучению глухонемых детей на 100 человек. Под Елабужскую школу для глухонемых детей в 1950 году было передано двухэтажное каменное здание, используемое под общежитие № 2 Елабужского педагогического училища. Здание было построено в 1896 году купцом I Ф. П. Гирбасовым для училища слепых мальчиков. В начале XX века в училище слепых мальчиков обучалось 30 мальчиков [1].

Двухэтажное на цокольном этаже здание выделяется масштабностью и композицией фасадов, мастерски исполненной кирпичной кладкой деталей. Внутренне структура здания сочетает в себе коридорную и анфиладную планировку. Здесь два крыла — служебное и учебное, связанные между собой коридором. Первый этаж имеет свой карниз, над вторым — карниз заменяет невысокий глухой парапет. На первом и втором этажах одинакового размера оконные проемы с лучковой перемычкой. Различаются этажи по отделке фасадов, из-за чего первый этаж более массивен, чем второй. На первом этаже пояс под окнами заполнен выступающими прямоугольниками, а на втором — фигурными филенками. Простенки между окнами первого этажа рустованы на всю ширину, на втором этаже простенки обработаны таким образом, что выглядят опорами лучковых арок, поэтому оконные проемы сливаются с аркадой. Парапет заменяет антаблемент здания. Переход от парапета с филенчатым фризом и карнизом осуществлен в виде ленты зубчиков. Углы здания раскрепованы лопатками с оригинальным завершением на втором этаже. Памятник гражданской архитектуры в стиле «кирпичной» эклектики.

1958 по 1967 год директором школы-интерната работал Дулалаев Алексей Андреевич. Школа продолжала функционировать в стеснённых условиях с большой физической нагрузкой всех работников школы и учащихся. Для школьной столовой сами выращивали картофель у Саралинского перелеска, брали участок 3 гектара. Хранили в погребе. Яблоки со школьного участка хранили до Нового года, варили варенье. Выращенным луком делились с детским домом № 40. Излишки овощей продавали. Хозяйством заведовал Гурьев Василий Александрович, который работал в школе с 1 января 1957 года до 1975 года завхозом, до 1988 года охранником. Он же был заведующим участком. При Василии Александровиче хозяйство и участок были ухоженными, с огорода продавали капусту и другие овощи. Они занимались рассадой, посадками в парниках и огороде. Учащиеся помогали по мере необходимости.

Своими силами заготавливали сено для школьной лошади. Ездили в Танаевские луга и жили там неделями. Потом стали выделять нам участок в Елабужских лугах, заготавливали, привозили и хранили сено на сеновале.

Несмотря на сложные условия жизни, директор Дулалаев А. А. уделял основное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, был честным, инициативным директором и добросовестным учителем. Добросовестного отношения к работе требовал от всех членов коллектива. В школе были созданы комсомольская и пионерская организации. Комсомольцы были активными участниками в учебно-воспитательной работе, помогали учителям и воспитателям. Ученики школы-интерната участвовали во всех мероприятиях города, проводимых среди общеобразовательных школ. На городских лыжных соревнованиях, шахматно-шашечных турнирах, в эстафетах и соревнованиях по бегу занимали призовые места. Принимали участие в концертах с номерами художественной самодеятельности, в выставках с изделиями, изготовленными в школьных мастерских. Были свои дипломанты в школе. Участвовали в республиканских лыжных и шахматных соревнования.

В школе были организованы соревнования между классами. Класс, который занимал первое место по учебе, поведению, участию в общественной работе, премировался поездками в Москву, Волгоград, Казань, Ульяновск. Все это финансировало ВОГ (Всесоюзное общество глухих).

Было традиционным обеспечивать учащихся — выпускников постельным бельём.

Позднее костюмы для мальчиков и шерстяные платье для девочек заказывали в ателье. Обувь покупали в магазинах. Оплата была перечислением из бухгалтерии ГорОНО.

В первые десятилетия работы школы учащиеся сдавали экзамены в школьных мастерских, им присваивались рабочие разряды. Позднее это отменили.

В 1958 году состоялся первый выпуск учащихся школы-интерната. Все 18 выпускников получили свидетельства об окончании специальной школы и профессию (юноши — столяры, девушка — швей). Хорошие трудовые навыки детям дали учителя труда Шевнин Николай Андреевич и Галанин Алексей Ильич.

В эти годы работали мастера своего дела — учителя: Трапезникова Зоя Александровна, Кисарева Анна Андреевна, Колчина Елизавета Степановна, Черноголовая Ирина Михайловна, воспитатели: Умнов Модис Федотович, Гайнуллина Зайтуна Хазеевна, Салахова Сылу Шариповна, Файзулллина Карима Габидулловна, учитель физкультуры Костин Алексей Петрович.

В августе 1967 года директором школы был назначен Захаров Александр Михайлович. Основная трудность заключалась в недостатке денежных средств (школа финансировалось из городского бюджета). Руководство школы ходатайствовало перед республиканскими органами о переводе школы-интерната на республиканское финансирование. Просьба была удовлетворена.

Безвозмездную помощь в ремонте и перепланировке здания интерната оказало руководство Нижнекамского строительного ПТУ. Была выделена бригада ремонтников из сорока человек. Менее чем за месяц эта строительная бригада при активном участии всего коллектива школы произвела необходимый ремонт и перепланировку обоих этажей здания. Более трудоемкая работа была выполнена в полуподвале (цокольном этаже) здания. После обследования специалистами глубины и прочности фундамента здания было принято решение опустить пол ниже, углубив грунт на полметра. Эту работу можно было произвести только в ручную, без применения техники. Выход был найден: учащиеся, и сотрудники школы выстраивались в две шеренги и передавали из рук в руки ведра с грунтом. Во дворе грунт высыпали, таким образом, были благоустроены столовая, актовый зал со сценой и кинобудкой, восстановлена лестничная клетка, ведущая в актовый зал и кастелянную. Сделали, пристрой над котельной, где оборудовали теплые туалеты и баню. По инициативе директора А. М. Захарова был построен и сдан в эксплуатацию в 1970 году учебный корпус. Вскоре был осуществлен перевод всех зданий школы на центральное отопление. Котельная отапливалась углём. Силами кочегаров были изготовлены из отходов шлакоблоки, из которых во дворе интерната своими силами выстроили прачечную, на что было затрачено всего лишь 260 рублей.

На кухне была установлена газовая плита, подаренная работника завода г. Одессы. Во дворе сложили будку для размещения газовых баллонов, провели газопровод, и приготовление пищи было облегчено.

После освоения учебного корпуса постепенно были построены гараж на две автомашины, складские помещения с овощехранилищем, конюшня и свинарник.

Педагогический коллектив и обслуживающий персонал составляли дружную, сплоченную и работоспособную семью, успешно справлялись со своими задачами по обучению и воспитанию глухих детей, делая особый упор на развитие их устной и письменной речи. Все мероприятия проводились строго по плану, вовремя и добросовестно. Каждый праздник проводили с большой подготовкой. Очень большая подготовка проводилась к Новому году. Учащиеся сами шили новогодние костюмы, делали новогодние игрушки.

В июне 1974 года директор школы Захаров А. М. вышел на пенсию, но продолжал работать учителем математики.

В разное время директорами в школе были:

Гимазова Тагзима Нурулловна (1974–1977 гг.)

Чувашов Геннадий Александрович (1977–1985 гг.)

Корнилова Валентина Григорьевна (1985–1987 гг.)

Жданович Анатолий Евстафьевич (1987–1993 гг.)

Фастовец Людмила Александровна (1994–1999 гг.)

Корнилов Владимир Александрович (1999–2010)

Шведчиков Василий Федорович с 2010 года

Обучение в Елабужской школе-интернате для глухих детей осуществляется по традиционной методике. В обучении языку используется дактильная, устная и письменная формы речи, оно осуществляется в условиях интенсивной работы по развитию слухового восприятия при использовании звукоусиливающей аппаратуры разных типов. Педагогический коллектив школы старается помочь глухим детям адаптироваться в окружающем мире, дать им знания по общеобразовательным предметам, профессиональные навыки. Предметно-практическое обучение в начальных классах — это особые уроки, которые обеспечивают базу для обучения общеобразовательным предметам в виде житейских понятий. Овладение ими происходит в процессе предметно-практической деятельности при одновременном усвоении словесных средств, выражающих эти понятия и представления. В школе-интернате работают сапожная, слесарная, столярная и швейная мастерские. По окончании школы выпускники получают свидетельства о дополнительном образовании сапожника и швеи. В неделю раз посещают городской бассейн и ледовый дворец.

Коррекционная работа осуществляется в процессе учебно-воспитательной работы по трем направлениям:

1.      Словесная речь — основа формирования личности неслышащего воспитанника.

2.      Развитие слуховой функции — одно из условий совершенствования образовательного процесса.

3.      Активизация устной коммуникации неслышащих школьников в учебно-воспитательном процессе (на всех фронтальных и индивидуальных уроках, воспитательских занятиях, внеклассных мероприятиях) [1].

Образовательно-воспитательный процесс строится на основе словесной речи во всех ее функциях: коммуникативной, познавательной, регуляторной. В настоящее время в 13 классах и одной дошкольной группе обучаются 52 ребенка из 13 районов Республики Татарстан [1].

Литература:

1.                  ГБС(К)ОУ «Елабужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II вида» Елабужского муниципального района РТ. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.tatar.ru/elabuga/boarding_school/about.htm/page846973.htm (Дата обращения: 25.12.2013).

2.                  Древняя Елабуга: Сборник / Под ред.: Р. Р. Хайрутдинова, Ф. Ш. Хузина — Елабуга: Издательство «Мастер-Лайн», 2000. — С. 211.

3.                  Летопись школы-интерната для глухих детей г. Елабуга.

Основные термины (генерируются автоматически): школа были, учебно-воспитательный процесс, учащийся, этаж, школа, цокольный этаж, училище слепых мальчиков, учебный корпус, учебно-воспитательная работа, актовый зал, словесная речь, ребенок, предметно-практическая деятельность, Елабужская школа, Елабуга, второе, Всесоюзное общество глухих.

Ключевые слова

Учебно-воспитательный процесс, Ф. П. Гирбасов, г. Елабуга, школа-интернат, предметно-практическая деятельность, Всесоюзное общество глухих, формы речи., формы речи

Похожие статьи

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха...

В современной специальной школе I и II вида учебно-воспитательный процесс направлен на развитие потенциальных возможностей личности

Соня: И Мурка завтракает. В ролевой игре учащиеся воспроизводят жизнь и деятельность взрослых людей, детей, их взаимоотношения.

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках...

Чтобы учебно-воспитательный процесс мог в полной мере соответствовать своеобразию личности каждого школьника, он должен быть ориентирован не на отдельные группы его личностных свойств, а на все их.

Использование технических средств в учебно-воспитательном...

В учебно-воспитательном процессе специального образования применяются, как правило, приборы коррекции слуха и речи и вспомогательные устройства, которые рассчитаны на использование сохранившейся в той или иной степени функции слухового анализатора.

Построение образовательной среды современной школы

Но при этом школы значительно отличаются одна от другой способами организации деятельности, средствами решения поставленных задач.

- осознаваемость — степень включенности в нее субъектов учебно-воспитательного процесса

История специальной педагогики | Статья в сборнике...

Но, первыми учителями глухих детей были монахи, а в редких случаях и врачи. Педро Понсе был одним из таких учителей.

В процессе обучения глухих использовали устную, письменную формы речи, в некоторых училищах — дактильную и жестовую речь.

Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном...

Однако принципиальным является то, что коррекционно-развивающая работа не является неким самостоятельным разделом в учебно-воспитательном процессе, она пронизывает все направления деятельности школы, все аспекты учебно-воспитательного процесса...

Особенности обучения слабовидящих и слепых студентов...

Однако, следует отметить, что учебно-методических материалов для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

При обучении языку слепых и слабовидящих детей необходимо учитывать особенности процесса восприятия ими окружающей действительности.

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной...

Развитие воспитательной системы и дополнительного образования.

В школе функционируют научные общества учащихся: МИТ: мыслить, искать, творить и научное общество учащихся начальных классов «Малая академия».

Формирование метода профессионального педагогического...

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога. Музыка как средство педагогического воздействия.

Похожие статьи

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха...

В современной специальной школе I и II вида учебно-воспитательный процесс направлен на развитие потенциальных возможностей личности

Соня: И Мурка завтракает. В ролевой игре учащиеся воспроизводят жизнь и деятельность взрослых людей, детей, их взаимоотношения.

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках...

Чтобы учебно-воспитательный процесс мог в полной мере соответствовать своеобразию личности каждого школьника, он должен быть ориентирован не на отдельные группы его личностных свойств, а на все их.

Использование технических средств в учебно-воспитательном...

В учебно-воспитательном процессе специального образования применяются, как правило, приборы коррекции слуха и речи и вспомогательные устройства, которые рассчитаны на использование сохранившейся в той или иной степени функции слухового анализатора.

Построение образовательной среды современной школы

Но при этом школы значительно отличаются одна от другой способами организации деятельности, средствами решения поставленных задач.

- осознаваемость — степень включенности в нее субъектов учебно-воспитательного процесса

История специальной педагогики | Статья в сборнике...

Но, первыми учителями глухих детей были монахи, а в редких случаях и врачи. Педро Понсе был одним из таких учителей.

В процессе обучения глухих использовали устную, письменную формы речи, в некоторых училищах — дактильную и жестовую речь.

Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном...

Однако принципиальным является то, что коррекционно-развивающая работа не является неким самостоятельным разделом в учебно-воспитательном процессе, она пронизывает все направления деятельности школы, все аспекты учебно-воспитательного процесса...

Особенности обучения слабовидящих и слепых студентов...

Однако, следует отметить, что учебно-методических материалов для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

При обучении языку слепых и слабовидящих детей необходимо учитывать особенности процесса восприятия ими окружающей действительности.

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной...

Развитие воспитательной системы и дополнительного образования.

В школе функционируют научные общества учащихся: МИТ: мыслить, искать, творить и научное общество учащихся начальных классов «Малая академия».

Формирование метода профессионального педагогического...

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога. Музыка как средство педагогического воздействия.