Воспитание оптимистического отношения к жизни в педагогической мысли
Автор: Карелова Галина Андреевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 03.01.2014
Статья просмотрена: 427 раз
Библиографическое описание:
Карелова, Г. А. Воспитание оптимистического отношения к жизни в педагогической мысли / Г. А. Карелова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4782/ (дата обращения: 19.12.2024).
В истории педагогики осуществлялась попытка практического воплощения идей воспитания оптимистического отношения к жизни, примером чего могут служить „риторическая школа“ М. Ф. Квинтилиана (I–II ст.), „дом радости“
В. де-Фельтре (XIV–XV ст.), школа „Чешских братьев“ Я. А. Коменского, школа Й. Г. Песталоцци (XVIII–XIX ст.), Яснополянская школа Л. Н. Толстого (XIX–XX ст.), школа „бодрого чувства“, организованная С. Т. Шацким, детская колония А. С. Макаренко.
Главное место в парадигме воспитания оптимистического отношения к жизни у педагогов занимает категория успеха. Человек не может существовать без успехов, которые независимо от ее характера способствуют ее жизненному самоутверждению, — считал С. Френе, потому основное задание школы — поощрять успехи в каждого из учеников [11, с. 235]. Благодаря ощущению учениками успеха школа будет способствовать сохранению или возобновлению душевного равновесия, необходимого для того, чтобы они не чувствовали страх перед жизнью.
Я. А. Коменский близко подходит к пониманию стимулирования оптимистического отношения к жизни в учебно-воспитательной работе: „того, кто ответил первым или лучше всех, нужно похвалить перед всеми. Такой прием даст огромную пользу для достижения успеха“ [4, с. 148].
Природа оптимистического отношения к жизни стала предметом заинтересованности Же.-Ж. Руссо [7] в „Размышлениях о происхождении и фундаментах неравенства среди людей“, „Об общественном договоре“. Мыслитель считал оптимизм имманентным качеством, то есть присущей человеку от роду.
По мнению Я. Корчака, дети, как и взрослые, должны испытывать радость преодоления трудностей, достигнутых успехов, трудом добытых побед, постоянно хотеть новых успехов и достижений: „Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, то должны заметить, что наивысшей является радость преодоленной трудностей, достигнутой цели, открытой тайны, радость триумфа и счастья самостоятельности“ [5, с. 39]. Педагог подчеркивал важную особенность ощущения ребенком своего успеха, отмечая, что „успех ребенка зависит не только от того, как ее ценят взрослые, но не меньшей, а может и в большей степени — от мнения ровесников, в которых другие, однако твердые принципы оценки стоимости и предоставление прав членам своего коллектива“ [5, с. 66].
Вполне обоснованно замечал К. Д. Ушинский, что не один талантливый, нервный и впечатлительный ребенок стал тупым и ленивым именно потому, что в ней преждевременной попыткой подорвана уверенность в своей силе, необходимая человеку в любом деле [10, с. 225]. Все зависит от успеха первой попытки и постепенности следующих, от оптимистической настроенности.
Большая заслуга в понимании путей образования в учеников оптимистического отношения к жизни в педагогической мысли принадлежит ученым-педагогам
1920–1930 годов. В своих трудах Я. Чепига характеризовал эмоции как факторы, способствующие интенсивности школьного труда, ориентировал педагогов на развитие позитивных эмоций, способствующих тому, чтобы в школе господствовали радость, понимание и удовлетворение [13, с. 23].
По мнению А. В. Владимирского, поощрение и наказание содержатся в успехе или в неудаче воспитанника, поощряющих или принуждающих изменить пути и способы достижения цели. Если ребенок получает в процессе своей деятельности радость, удовольствие, чувство собственного усовершенствования, то это и будет награда „никем не подаренная, а собственной силой добытая“ [2, с. 33–34].
Давая ответ на вопрос о том, что побуждает интерес ребенка к радости, С. Т. Шацкий обосновывает зависимость интересов от четко осознанных собственных успехов [12, с. 223].
Оптимистическое отношение к жизни, вера в положительные возможности ребенка была основой деятельности А. С. Макаренка, который разработал актуальную до наших времен программу отношения к личности воспитанника [6]. В учебно-воспитательном процессе нужно использовать такие методы, которые сделали бы детскую деятельность радостной, целенаправленной, счастливой. Педагог в своей педагогической теории и практике активно использовал прежде всего радость и обоснованную им систему перспективных линий, предусматривающая существование постоянного целеполагания. Сущность и значение детской радости заключается в том, что она является важнейшим средством превращения тяжелых обязанностей ребенка на источник и стимул творческой жизнедеятельности и оптимизма. Организованная педагогами детская радость вносит в жизнь детей необходимый элемент удовольствия; именно этот метод необходим для воспитания оптимистически настроенных, бодрых и жизнерадостных людей.
На важной роли воли и характера в воспитании оптимистического отношения к жизни отмечал и Г. Г. Ващенко. По его убеждению, воля включает сознательное определение цели. Тогда вся сила человека действует в одном направлении, и это обеспечивает ей успех в жизнедеятельности. Такого человека не останавливают препятствия: он преодолевает их и не впадает в отчаяние, поскольку оптимистически верит в свою силу и свою победу.
Вершина достоинства человека — в стремлении найти смысл жизни. „Наиболее благородный смысл жизни для тех людей, кто, будучи лишенный возможности найти смысл в деле, творении, переживании или любви, с помощью самого отношения к своему тяжелому положению, которое они объективно изменить не могут, возвышаются над ним.“ [1, с. 34]. Главнее всего в работе педагога — направить усилие, энергию молодых людей в определенное русло, организовать продвижение сначала к ближним, а от них уже к более далеким жизненным перспективам. Если цель достигнуто, у человека формируется оптимистическое отношение к жизни и ему более легко достигать новую перспективу.
„Школа радости“ В. А. Сухомлинского полнее всего раскрывает видение человека в „оптимистической перспективе“, с оптимистическим отношением к жизни. Именно внутренний мир человека, его миропонимание и мироощущение становятся основой педагогического взаимодействия между воспитателем и воспитанником. Самые главные факторы успеха воспитания — оптимистическое отношение к жизни и вера в ребенка.
В этом В. А. Сухомлинский видел источник творческой энергии, психического равновесия, здоровья воспитателя и воспитанника. Педагог подчеркивал взаимозависимость и взаимовлияние успеха и оптимистического отношения к жизни.
За наблюдениями В. А. Сухомлинского, ощущение радости успеха оказывает на ребенка достаточно большое стимулирующее влияние. „Он переживает волнующее чувство радости, он торжествует, переживает незабываемую минуту открытия. Да, все дело в вере в свои силы, в эмоциональном стимуле“ [9, с. 511].
Педагогическая мудрость воспитания заключается в том, чтобы ребенок никогда не терял веру в свои силы, не чувствовал, что у него ничего не выходит. „Оптимизм, жизнерадостное мировосприятие, чувство уверенности в своей силе — это, образно говоря, светлый огонек, который озаряет путь ребенку. Погаснет этот огонек — и ребенок окажется в мраке, в одиночестве, его охватит безвыходная тоска и безнадежность“ [9, с. 512].
Современные подходы к воспитанию оптимистического отношения к жизни являются неоднозначными. Взгляды исследователей расходятся относительно понятия оптимистического отношения к жизни, его структуре, свойствам.
В процессе воспитания оптимистического отношения к жизни Ш. А. Амонашвили создает ситуацию успеха с помощью методов контактных поощрительных и конфиденциальных действий.
За убеждениями А. В. Киричука, оптимистическому отношению к жизни способствует самореализация, конкретизирующаяся через самовыражение, самоутверждение, самоактуализацию. Одним из компонентов „Я-концепции“ — системы представлений о себе, на основе которых она строит свои отношения с миром и собой, аксиологический (оценочный) — стремление повысить самооценку, завоевать уважение, самоопределиться — как результат поиска и нахождения смысла жизни [3].
В своих исследованиях Т. А. Грабовская и А. В. Киричук выделяют два важных типов мотивации поведения, влияющих на оптимистическое отношение к жизни, — мотивацию успеха и мотивацию страха неудачи. Мотивация на успех — позитивная.
В основе активности человека, который начинает дело, лежат надежда на успех и потребность в его достижении. Мотивация на неудачу является негативной и определяет активность человека, направленную на избежание осуждения, наказания. Еще не начав дело, человек уже боится возможной неудачи, вовсе не надеясь на достижение успеха. Как утверждают ученые, личности, направленные на успех, активные, инициативные, являются оптимистами. Если им случаются препятствия, они ищут пути их преодоления. Производительность деятельности, активность, может не зависеть от внешнего контроля. Такие люди отличаются настойчивостью в достижении цели, склонные планировать свое будущее на далекую перспективу [3]. Лица, направленные на неудачу, не инициативны, не настойчивы в достижении цели. При выполнении ответственных заданий ищут причину отказа от них.
И. П. Ящук, исследуя вопрос жизненной компетентности личности, рассматривает определенные знания, умения, жизненный опыт, необходимые для решения жизненных заданий и производительной реализации собственной жизни. В процессе организации социального поведения, по мнению научно-педагогического работника, необходимо открывать перед воспитанником перспективу и помогать ему достигать успехов [14], являющихся условием приобретения личностью знаний, умений, жизненного опыта, необходимых для оптимистического мировосприятия, решения жизненных задач. Ведь составляющей успеха А. Й. Сиротенко считает радость — эмоцию, характеризующуюся чувством уверенности и значимости, дающую человеку ощущения возможности преодолеть любую трудность, чтобы наслаждаться жизнью. Радость сопровождается чувством удовлетворения, силой энергетического подъема, свободы [8, с. 21].
Таким образом, исследование генезиса воспитания оптимистического отношения к жизни в педагогике свидетельствует о том, что в современной науке еще не имеет общего понимания сущности оптимистического отношения к жизни, хотя процесс определения основных составляющих, а также поиск наиболее адекватных методов и приемов его воспитания продолжаются. В последующем изучении нуждаются диагностика оптимистического отношения к жизни подрастающего поколения и разработка современных подходов и методик эффективного воспитания оптимистического отношения к жизни в учеников.
Литература:
1. Ващенко Г. Виховання волі і характеру: підручник для педагогів / Григорій Ващенко. — Боффало-Мюнхен: Вид.-во Спілки української молоді, 1957. — 270 с.
2. Володимирський А. Школа природнього розвитку / Андріан Володимирський. — К.: Друкарня Всеукраїнського кооперативного Видавничого Союзу, 1920. — 111 с.
3. Грабовська Т. Формування позитивної мотивації діяльності особистості /
4. Т. Грабовська, О. Киричук // Рідна школа. — 2002. — № 4. — С. 12–14.
5. Коменский Я. А. Великая дидактика / Ян Амос Коменский; [пер. с лат.
6. А. Адольфа, С. Любомудрова]. — М.: Изд. кн. магазина „Нач. шк.“, 1893–308 с.
7. Корчак Я. Як любити дітей / Януш Корчак. — К.: Радянська школа, 1976. — 159 с.
8. Макаренко А. С. Педагогічна поема / Антон Семенович Макаренко. — М.: ИТРК, 2003. — 736 с.
9. Руссо Ж.-Ж. Трактаты / Жан-Жак Руссо; [изд. подготов. В. С. Алексеев-Попов и др.]. — М.: Наука, 1969. — 703 с.
10. Сиротенко А. Складові педагогічного успіху: поради молодому педагогу / А. Сиротенко // Географія та основи економіки в школі: науково-методичний журнал. — 2003. — № 4. — С. 19–24.
11. Сухомлинський В. О. Вибрані твори: в 5 т. / Василь Олександрович Сухомлинський. — К.: Радянська школа, 1976. — Т. 4. — 654 с.
12. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / Константин Дмитрович Ушинский; [ред. М. И. Кондаков и др.]. — М.: Педагогика, 1988. — Т. 1. — 1988. — 414 с.
13. Френе С. Избранные педагогические сочинения / Селестен Френе; [пер. с фр., под ред. Б. Л. Вульфсона]. — М.: Прогресс, 1990. — 304 с.
14. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Станислав Теофилович Шацкий; под ред. Н. П. Кузина и др. — М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 304 с.
15. Чепіга Я. Моральне внушіння у справі виховання / Я. Чепіга // Проблеми виховання й навчання в світлі науки й практики: зб. психо-педагогічних статей. — К.: Друкарня Першої Київської Артелі Друкарської Справи, 1913. — Кн. 1. — С. 61–76.
16. Ящук І.П. Формування життєвої компетентності особистості старшокласників загальноосвітних шкіл України: автореф. дис. на здобуття наук. ступ. канд. пед. наук: спец. 13.00.07 „Теорія та методика виховання“ / І.П. Ящук. — К., 2001. — 21 с.