Некоторые особенности уточнения понятий «самореализация» и «самосовершенствование» в структуре общепедагогического и профессионально-педагогического знания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Потапова, Я. Г. Некоторые особенности уточнения понятий «самореализация» и «самосовершенствование» в структуре общепедагогического и профессионально-педагогического знания / Я. Г. Потапова, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4778/ (дата обращения: 24.04.2024).

Специфика моделирования дефиниций и педагогических средств — это способы и возможности создания и модификации как общепедагогического знания в спектре номинируемых единиц современной системы педагогической науки и практики, так и профессионально-педагогического знания, детализирующего все частные способы и ресурсы дополнения и модификации антропологического знания как ценности, продукта, цели, ресурса, способа познания и преобразования объективного, результата и эволюции культурно-исторического развития общества и человека, научного и научно-исследовательского потенциала как личности, включенной в среду мультисредовых отношений и преобразований, так и самой среды, создающей и реализующей потенциальные и реализуемые возможности по сохранению социально-антропологического опыта и его модификации в соответствии с особенностями научно-технического прогресса (НТП) и спецификой и моделями, условиями и парадигмами реализуемых идей гуманизации современной социальной среды в контексте получения личностью профессионального образования и организации оптимальных способов повышения качества труда в системе ограничений и возможностей субъектно-средового генеза.

Остановимся на первой стадии — на процессе и возможностях моделирования, уточнения и модификации дефиниций (определений) категориального аппарата современной педагогической науки.

Простейший способ определить качество решаемых задач личностью — создать условия, в которых личность будет продуцировать первоначального словесно-логические модели в понимании и объективном рассмотрении дефинируемых моделей, а затем в феноменологическом продуктивном обеспечении оптимальных условий взаимодействия, в которых появляется устойчивая тенденция к модификации и реконструкции, дополнению и коррекции всех граней субъект-субъектных связей и субъект-объектных отношений, предопределяющих как качество формируемых и развиваемых внутриличностных новообразований, так возможности мультисредовых преобразований, в которых личность продуцирует различные блага, создающие комфорт для всех граней самоидентифицирующийся и самоутверждающийся, самореализующейся и взаимодействующей личности, определяющей и способность к поддержанию здорового образа жизни как формы гуманизма, и создающей условия для обогащения социальной и профессиональной среды всеми модифицируемыми ею способами деятельности и общения.

Уточнение и моделирование определений в структуре научной организации профессионально-педагогической деятельности рассматривается нами как зарядка для личности, ведущей здоровый образ жизни и осознающей все ценности и цели полисубъектных отношений и субъект-объектных преобразований, связанных непосредственно с постановкой и решением индивидуально и межгрупповых субъектно-средовых противоречий, обеспечивающих развитие системы, включающей личность и группы как единицы всех преобразований антропологически обусловленных явлений и феноменов, процессов и приоритетов, условий и моделей и пр.

Уточнение и моделирование определений студентами и педагогами носит прагматический характер, где способ отображения и его результат являются уникальными формами и ценностями полисубъектных отношений и субъект-объектных преобразований. В ресурсах построения различных определений и их последующей визуализации и отражении в результатах деятельности педагога по решению субъектно-средовых противоречий происходит формирование культуры самостоятельной работы педагога.

Попытаемся рассмотреть специфику моделирования определений на дефинициях «самосовершенствование» и «самореализация», «самосовершенствование в плавании» и «самореализация в плавании».

Первый этап — вычленение особенностей того или иного вида или направления деятельности педагога, способствующего пониманию важности рассматриваемого процесса или явления, располагающего потенциалом верификации истинности организуемой деятельности по постановке и решению субъектно-средовых противоречий.

Самосовершенствование в плавании — процесс определения программы повышения результативности выбора особенностей и качества нагрузки на тренировках (упражнения на дыхание, упражнения на развитие скоростных качеств в различных способах плавания), специфика которых построена в соответствии с приоритетами и нормами тренировочного процесса, организуемого как тренером, так и самостоятельно в структуре подбора условий тренировок и уровня притязаний личности, выбранный на основе учета индивидуальных особенностей личности, норм культуры и общества, специфики нормального распределения способностей и предпочтений, возможностей формирования мотивации достижений и приоритетов личности в контексте идей гуманизма и продуктивности, здоровьесбережения и возможности получения наивысших достижений в спорте (плавании) как одном из направлений социализации и самореализации (Потапова Я. Г., 2013).

Самореализация в плавании — это процесс поиска и верификации личностного «акме» в плавании, т. е. или иными словами — вершинности формирования потребностей, предпочтений, способностей в плавании; обусловлен спецификой нормального распределения (распределение Гаусса) и ситуативными и прогнозируемыми изменениями в микро-, мезо-, макро- и мегасредах в соответствии с пространственно-временными и субъектно-деятельностными потребностями и способами самоутверждения и самовыражения как механизмов идентификации и социализации, ретрансляции социального знания и его принятия, формирования мировоззрения и модели преобразования объективного внутри личности и в среде, создающей личность в полном, неподдельном антрополого-педагогическом смысле (Потапова Я. Г., 2013).

Второй этап — в соответствии с выделенным определением создать или уточнить педагогическое средство (в широком смысле — это всё, что используется в материальном и идеальном способе познания и деятельности педагога и обучающихся, т. е. всех субъектов обучения и образования), рассмотреть возможности и необходимость в детализации или резекции различных этапов системы изучения того или иного антропологически обусловленного явления или процесса.

Таким образом, на втором этапе появляется педагогическое средство, которое позволяет решить какой-то класс или тип педагогических задач в соответствии с выделенными современными субъектно-средовыми противоречиями.

На примере занятий плаванием — мы выделяем три группы — это условно группа А (аномальные или лица, нуждающиеся в специальных условиях получения педагогической поддержки и помощи в соответствии с индивидуальными особенностями и низким уровнем здоровья, адаптации и пр.), группа Н (нормальные субъекты обучения и образования, обычно их выделяют 90 %, которые являются основной группой потребителей и создателей определенного класса благ и их следствий), группа О (одаренные субъекты обучения и образования, в нашем случае — это пловцы, результаты которых были прогнозируемы сразу и в структуре самореализации и самосовершенствования они достигли должных вершин в своей области деятельности).

К группе А можно отнести все группы здоровья, организуемые в бассейнах в соответствии с возрастной группой и индивидуальными предпочтениями и уровнем сформированности потребности в общении и плавании.

К группе Н относим все группы обучающихся системы начального, среднего основного и полного, среднего и высшего профессионального образования, где в соответствии с потребностями и возможностями решаются задачи в выборе методов и времени занятий плаванием с определением его направления, визуализируемого нами в условно двух направлениях — оздоровительного вида деятельности и вида деятельности, обеспечивающего получения наивысших достижений.

К группе О отнесем все специализированные школы по плаванию — это ДЮСШ, СДЮСШ, СДЮСШОР, создающие условия для включения личности пловца в поиск способов и траекторий достижения вершин в выбранном виде спорта.

В каждой группе условно есть традиционные и инновационные формы, методы, приемы, средства, технологии и методики обучения. Уточнение в данной совокупности педагогических категориальных единиц — первая ступень сформированности культуры самостоятельной работы тренера (тренера-преподавателя) по плаванию (КСРТпП). Достижения данного уровня мы назовем — адаптивным уровнем или адаптивной КСРТпП. Здесь происходит постановка и решение определенного типа задач профессионально-педагогической деятельности, непосредственно связанных с тем контингентом обучающихся, с которыми ведется работа, уровень обобщения минимизирован, система работы строится на тех элементах инноватики, которые появляются благодаря длительным наблюдениям и взаимодействию, — так все продукты — это микрогрупповые способы самовыражения личности тренера по плаванию. На этом уровне работают молодые — начинающие педагоги.

Следующий уровень сформированности КСРТпП — компетентностный — в его структуре у тренера повышается мастерство подготовки и включения субъекта получения образовательных и оздоровительных услуг в систему микро-, мезогрупповых отношений, где плавание является способов и ресурсом оздоровления и получения приоритетов самореализации и самосовершенствования. Данный уровень сформированности КСРТпП доступен педагогам, имеющим опыт работы от трех лет и выше.

Третий уровень сформированности КСРТпП — профессиональный — на данном уровне у тренера получаются в решении субъектно-средовых противоречий микро-, мезо-, макроуровневых задач новые качественные решения с уточнением методик и технологий обучения плаванию как ресурса воспитательно-образовательного пространства, фасилитирующего реализацию условий социализации, адаптации, оздоровления, самореализации и самосовершенствования как форм продуктивной составляющей личностного становления обучающегося в структуре ведущей деятельности. Данный вид сформированности КСРТпП может появляться после третьего года обучения плаванию. Несомненно, что все аспекты формирования потребности тренера в сформированности КСРТпП уникальны, а продукты сотрудничества и взаимодействия, самореализации и самосовершенствования субъектны, а зачастую и субъективны, поэтому приоритеты формирования КСРТпП определяются в контексте тех продуктов деятельности тренера, которые являются показателями наивысших достижений в сформированности у личности обучающегося измеряемых объективно показателей здоровья, результатов спортивных достижений и пр.

Четвертый уровень сформированности КСРТпП — наставнический определяется способностью тренера создать авторскую школу, в которой реализуются авторские идеи обучения плаванию на уровне принятия и развития данных идей в совокупности различных методик, технологий обучения и социализации, использования педагогических средств, форм и методов обучения плаванию.

В структуре четырех уровней сформированности КСРТпП тренер по плаванию уделяет внимание и сформированности качества таких процессов, как самореализация обучающихся в плавании, самосовершенствование обучающихся в плавании. Результативность процессов самосовершенствования и самореализации в плавании есть специфический способ обогащения личности обучающегося новыми и традиционными моделями самоидентификации и самоутверждения, особенность которых можно объективно отследить по портфолио обучающегося, заполняемого по итогам учебного и астрономического года.

Качественное формирование потребности в самореализации и самосовершенствовании обучающегося и педагога отражается в качественном и своевременном решении субъектно-средовых противоречий и, как следствие, сформированности культуры самостоятельной работы всех субъектов педагогического взаимодействия.

Литература:

1.         Головко, С. А. Особенности организации социально-педагогического взаимодействия с обучающимися, занимающимися плаванием / С. А. Головко, О. А. Козырева, Е. Ю. Шварцкопф // Инновационные технологии образования: матер. Всероссийской научно-практической конференции (Бийск, 10–11 октября 2013 г.) / Алт. гос. акад. обр. им. В. М. Шукшина. — Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2013. — С. 54–57.

2.         Елагина, К. С. Некоторые условия самореализации и самосовершенствования спортсмена в плавании / К. С. Елагина, А. В. Миронович, О. А. Козырева, Е. Ю. Шварцкопф // Проблемы и перспективы развития образования (IV): матер. Междунар. научн. конфер. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 7–9.

Основные термины (генерируются автоматически): плавание, уровень, педагогическое средство, противоречие, профессионально-педагогическая деятельность, решение, самореализация, технология обучения.

Похожие статьи

Некоторые условия самореализации и самосовершенствования...

Попытаемся определить общепедагогические и профессионально-педагогические особенности самореализации и

- принцип формирования позитивной, адекватной самооценки и необходимого уровня притязаний в структуре внутренней мотивации деятельности

Педагогические условия самореализации будущего учителя...

Педагогическая практика важнейшее звено в системе профессиональной подготовки будущего учителя.

в профессиональной деятельности перешли в группу с высоким уровнем самореализации.

Специфика самореализации педагогов по физической культуре...

противоречий и проблем в среде и деятельности, прямо и косвенно связанных с физической культурой

В условиях непрерывного профессионально-педагогического образования созданы все возможности осуществлять процесс самореализации педагогов по ФК.

Возможности и педагогические условия изучения курса...

...педагогическое взаимодействие, педагогическое знание, самостоятельная работа, педагогическое условие изучения основ, средство обучения, информационная культура, будущий педагог, основное противоречие, педагогическая деятельность...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Деятельность педагога профессионального обучения — это сплав труда инженерного и педагогического.

...профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, средство обучения, профессиональная деятельность...

Овладение педагогическим мастерством в профессиональном...

Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне педагогическое мастерство проявляется в успешном достижении правильно сформулированных педагогических целей, решении различных задач обучения...

Возможности социализации и самореализации обучающихся...

...деятельности (профессиональной, социальной, педагогической, досуговой и пр.) в системе решения противоречий субъектного, средового

Под самореализацией будем понимать – процесс и результат постановки и достижения цели ведущей деятельности и общения в...

Технология формирования профессиональной мобильности...

‒ третий уровеньуровень профессиональной педагогической деятельности (компетентностный).

Источником этих проблем в педагогической практике является противоречие между возрастающей потребностью общества в профессионально мобильных...

Мастерство педагога в решении...

1. Профессионально-педагогическая компетентность педагога. 2. Владение педагогической техникой. 3. Высокий уровень общей и педагогической

В основе своей деятельность педагога эвристична, направлена на решение профессионально-педагогических задач.

Похожие статьи

Некоторые условия самореализации и самосовершенствования...

Попытаемся определить общепедагогические и профессионально-педагогические особенности самореализации и

- принцип формирования позитивной, адекватной самооценки и необходимого уровня притязаний в структуре внутренней мотивации деятельности

Педагогические условия самореализации будущего учителя...

Педагогическая практика важнейшее звено в системе профессиональной подготовки будущего учителя.

в профессиональной деятельности перешли в группу с высоким уровнем самореализации.

Специфика самореализации педагогов по физической культуре...

противоречий и проблем в среде и деятельности, прямо и косвенно связанных с физической культурой

В условиях непрерывного профессионально-педагогического образования созданы все возможности осуществлять процесс самореализации педагогов по ФК.

Возможности и педагогические условия изучения курса...

...педагогическое взаимодействие, педагогическое знание, самостоятельная работа, педагогическое условие изучения основ, средство обучения, информационная культура, будущий педагог, основное противоречие, педагогическая деятельность...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Деятельность педагога профессионального обучения — это сплав труда инженерного и педагогического.

...профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, средство обучения, профессиональная деятельность...

Овладение педагогическим мастерством в профессиональном...

Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне педагогическое мастерство проявляется в успешном достижении правильно сформулированных педагогических целей, решении различных задач обучения...

Возможности социализации и самореализации обучающихся...

...деятельности (профессиональной, социальной, педагогической, досуговой и пр.) в системе решения противоречий субъектного, средового

Под самореализацией будем понимать – процесс и результат постановки и достижения цели ведущей деятельности и общения в...

Технология формирования профессиональной мобильности...

‒ третий уровеньуровень профессиональной педагогической деятельности (компетентностный).

Источником этих проблем в педагогической практике является противоречие между возрастающей потребностью общества в профессионально мобильных...

Мастерство педагога в решении...

1. Профессионально-педагогическая компетентность педагога. 2. Владение педагогической техникой. 3. Высокий уровень общей и педагогической

В основе своей деятельность педагога эвристична, направлена на решение профессионально-педагогических задач.