Автор: Власова Юлия Анатольевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, январь 2014)

Дата публикации: 23.12.2013

Статья просмотрена: 288 раз

Библиографическое описание:

Власова Ю. А. Использование социоигровой деятельности для решения дидактических задач процесса обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 133-136. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4753/ (дата обращения: 12.12.2017).

В представленной статье показан потенциал социоигровой деятельности для решения дидактических задач процесса обучения. Выявлено влияние социоигровой деятельности на формирование учебной мотивации студентов профессиональной образовательной организации по дисциплине «Химия».

Ключевые слова: профессиональная образовательная организация, социоигровая деятельность, мотивация, компетенции.

В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, знание химии имеет исключительное значение. В то же время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин привели к тому, что интерес к химии снизился у учащихся еще в школе. Отсюда — нежелание изучать учебные и научные тексты по химии и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом у студентов колледжей.

Контингент колледжей и техникумов также отличается тем, что в основном сюда поступают учиться те, кто с трудом окончили неполную среднюю школу или учились слабо. Получается, что для менее подготовленных студентов на усвоение программы даётся меньше времени. У многих студентов отсутствуют мотивация к обучению и потребность к самосовершенствованию.

Это обусловливает слабые знания студентов по дисциплине «Химия» и низкую мотивацию к её изучению в колледже.

В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения химии, которые стимулируют мыслительную деятельность студентов 1 курса колледжей, развивают их познавательную и творческую активность, учат использовать химические знания на практике.

В решении данных проблем при организации занятий по химии может найти свое место социоигровая деятельность, которая способна выступать в качестве действенного средства обучения, не допускающего перегрузок студентов, не вызывающего отрицательного отношения к учебе, а также благоприятно действующая на здоровье студентов.

Термин «социоигровой» состоит из двух частей: социо- обозначает малый социум (работа малыми группами); игровой — игровую деятельность (добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью — т. е. интерактивную).

Значение игры, наиболее позднего вида деятельности, появившегося в ходе эволюции человека, активно изучалось многими отечественными психологами. Так, Л. С. Выготский подчеркивает, что игра — это живой социальный коллективный опыт личности, и в этом отношении она представляет собой незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений [1]. С. Л. Рубинштейн выдвигает положения, определяющие сущность игры: мотивы игры — многообразное переживание, значимое для играющего; игровое действие — реализация мотивов игры независимо от средств и способов действий, что и обуславливает противоречие между ростом потребности и запросов и ограниченными возможностями личности [2]. О значении игры в жизни человека наиболее подробно изложено в трудах Д. Б. Эльконина — специалиста по изучению сюжетно-ролевой игры в онтогенезе.

Психологи относят игру к интрогенному поведению, т. е. поведению, обусловленному такими факторами личности, как потребности и интересы, в отличие от экстрогенного, определяемого внешней необходимостью. Своеобразие игры в отличие от других форм интрогенного поведения в том, что «игра является генеральной формой поведения: все формы экстрагенного поведения могут составить содержание игры» [3].

Эту мысль подчеркивает Д. Б. Эльконин, называя игру формой моделирования социальных отношений [4]. Именно эта особенность игровых действий и операций, выполняемых играющими, делает ее эффективным средством обучения, средством формирования позитивных качеств личности. При активизации на занятиях таких форм учебного взаимодействия создаются условия для латентного научения,воснове которого лежит потребность в новой информации, проявляющейся в форме исследовательского поведения и характеризующегося любопытством.

Игры на занятиях в профессиональных образовательных организациях используются разные. Но общее в этих играх то, что любая игра в рамках занятия имеет своё начало и свой конец, часто не совпадающий с завершением занятия, она используется преподавателями как один из его элементов. Поэтому по окончании игры студенты понимают, что один из этапов занятия завершился, и на следующем этапе занятия будет что-то другое (дискуссия, в которой участвуют самые активные студенты, самостоятельная работа и т. д.). Игра на занятии как таковая нередко из увлекательного процесса превращается в чисто механическое выполнение студентами определённых действий, заданных преподавателем, отчего изменяется мотивация студентов, рассеивается внимание, возрастает их незаинтересованность. Таким образом, студенты понимают, что игра превращается в псевдоигру. В результате такой педагогический приём как игра на уроке не даёт положительных результатов, а приводит к незаинтересованности студента. Уровень внимания падает, обучаемому становится скучно, так как ситуация воспринимается как навязанная учителем.

Чтобы избежать этого, учёными в 80-х годах ХХ века было разработано новое направление — «социоигровая педагогика» — т. е. педагогика, основанная на взаимодействии учащихся в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры. Впервые в педагогику термин ввел Е. Е. Шулешко. «Социоигровой стиль в педагогике» получил такое название в 1988 году. Он родился на стыке гуманистических направлений в театральной педагогике и педагогики сотрудничества, которая уходит корнями в народную педагогику. Идея социоигровойпедагогики уходит корнями в разработки Александра Нила («Саммерхилл — воспитание свободой») и С. Л. Соловейчика («Учение с увлечением»). Отголоски зарождающейся социоигровойпедагогики можно найти и в Павлышевской школе Сухомлинского.

Насущная необходимость социальных изменений в обществе подвигла многих педагогов на поиски нового уровня демократизации и гуманизации педагогического процесса. Так, усилиями известного психолога Е. Б. Шулешко, педагога-новатора Л. К. Филякиной и театральных педагогов А. П. Ершовой и В. М. Букатова возникло новое, а скорее хорошо забытое старое направление — социоигровая педагогика [5].

Для лучшего представления влияния социоигровой деятельности на повышение эффективности обучения целесообразно выделить три наиболее значимые и обязательно присутствующие функции социоигровой деятельности — воспитывающую, образовательную, развивающую. Кроме того, важнейшее значение имеет такое свойство социоигровой деятельности, как формирование учебной мотивации.

В начале подготовки или проведения занятия с помощью приемов социоигровой педагогики необходимо формировать учебную мотивацию, что способствует повышению результатов обучения, так как для положительного результата необходимо, прежде всего, знание предмета. В ходе проведения занятия развиваются разносторонние мотивы детей. Одних привлекает игровой мотив — соревнование, они много фантазируют или увлекаются азартной обстановкой. Для других главный мотив — познавательный.

Безразличие к учёбе в игровой ситуации исчезает потому, что появляется азарт, желание быть первым, в игровую деятельность включаются даже самые пассивные ученики. Но чтобы победить, необходимы знание изучаемого материала, а также сообразительность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы и т. д.

Важным фактором формирования ключевых компетенций в ходе занятия с использованием социоигровых приемов служит театрализация, когда студентам выдаются карточки с реагирующими веществами, им необходимо написать полностью химическую реакцию и показать инсценировку механизма протекания реакции с помощью театральной постановки.

В ходе выполнения задания происходит моделирование и таких человеческих качеств, как дружба, любовь, верность, предательство, изобретательность, коммуникативность, предприимчивость в различных ролевых ситуациях.

Даже если театрализация является лишь небольшим фрагментом занятия, то и тогда она способна стать важнейшим образовательным фактором. Именно эти фрагменты ребята вспоминают и обсуждают, когда занятие закончится. Любая театрализация вносит в обучение радость, уверенность, что всё будет понятно, интересно, увлекательно, как в детективном сериале.

Именно в театрализации наиболее полно проявляется принцип полифонии, вот где легко поймать сразу 133 зайца. Это и расширение кругозора студентов, и осуществление межпредметных связей, и развитие речи, и развитие культуры отношений. Это активизация умений применять знания, пробуждение и развитие актёрских способностей, развитие способности жить в обществе, развитие способности быть человеком.

Одной из функций социоигровой деятельности служит образовательная функция, которая является основной потому, что содержит дидактическую цель. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед студентами в форме игровой задачи. Студенты в период её выполнения усваивают общие принципы работы с учебным материалом и используют эти умения при решении других задач, где эти знания и умения применимы.

Воспитывающая функция социоигровой деятельности проявляется через воспитание положительного отношения к предмету, желание изучать химию, трудолюбие и усердие в познании нового. При правильной организации социоигровой деятельности у учащихся формируется умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В игре получают своё развитие такие качества личности, как сила воли, целеустремлённость, активность, динамичность, продуктивность мышления, вера в собственные силы, проявляются такие черты характера, как взаимовыручка и товарищество. Даже самые пассивные учащиеся прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх.

Социоигровая деятельность выполняет также развивающую функцию. В целом процесс усвоения знаний по химии для студентов является нелёгким и напряжённым трудом, постоянно требующим внимания, хорошо развитой памяти, напряжённых усилий, максимальной интеллектуальной работы. Таким образом, ребёнок познаёт мир и развивается в специально созданных для этого игровых условиях. Чем увлекательнее организованы эти условия, тем полнее, шире происходит его развитие и совершенствование, т. е. обучение служит не только усвоению знаний, но и развитию учащихся, а это, в свою очередь, способствует повышению эффективности обучения химии.

Для выяснения уровня мотивации и уровня сформированности ключевых компетенций в сентябре 2010 г. проведено анкетирование студентов первого курса автомобильного отделения ФГОУ СПО «Екатеринбургского автомобильно-дорожного колледжа». Для определения структуры учебной мотивации использовалась адаптированная методика Г. П. Карповой, а для определения сформированности ключевых компетенций методика Э. Э. Сыманюк и А. М. Павловой.

Студентам нужно было оценить значимые причины, по которым они занимаются изучением дисциплины «Химия», и результаты сформированности ключевых компетенций. Они выстроились в порядке убывания следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Мотивация

Компетенции

Внешняя

Творческие

Эмоционально-психологическая

Социальные

Учебно-познавательная

Эмоционально-психологические

Самосовершенствования

Самосовершенствования

Творческая

Регулятивные

Социальная

Учебно-познавательная

Учебно-познавательная мотивация находится выше, чем компетенция, значит, у студентов есть желание изучать дисциплину «Химия», но учебные навыки для изучения химии у них не сформированы. Творческая мотивация находится чуть ниже компетенции, что говорит о малой заинтересованности в школе предметом «Химия».

Рассмотрим в динамике уровни мотивации и формирования ключевых компетенций в этих же группах после изучения блока тем «Углеводороды» по органической химии (данный блок является основой для изучения студентами профессиональной дисциплины «Эксплуатационные материалы») с применением на занятии социоигровой деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Результаты исследования после изучения блока тем «Углеводороды»

Мотивация

Компетенции

Социальная

Социальные

Внешняя

Творческие

Учебно-познавательная

Учебно-познавательные

Творческая

Самосовершенствования

Самосовершенствования

Эмоционально-психологические

Эмоционально-психологическая

Регулятивные

В ходе применения социоигровой деятельности при изучении блока тем «Углеводороды» по органической химии на занятиях химии удалось повысить социальную и творческую мотивацию студентов. Повышение учебно-познавательной компетенции говорит о том, что студентам интересно изучать дисциплину «Химия».

В ходе применения социоигровой деятельности при изучении блока тем «Углеводороды» по органической химии, можно сделать следующий вывод о том, что у студентов первого курса повысилась мотивация к изучаемой дисциплине, это подтверждается контрольными измерениями уровня знаний после изучения блока тем «Углеводороды» в экспериментальной и контрольной группах (табл. 3).

Таблица 3

Уровень знаний при изучении блока тем «Углеводороды»

Группы

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

Средний бал

Экспериментальная группа

95 %

52 %

3,6

Контрольная группа

88 %

47,6 %

3,3

Следовательно, социогровая деятельность через учебную мотивацию, обучающую, воспитывающую и развивающую функции способствует решению дидактических задач процесса обучения — образовательных, воспитывающих и развивающих. Социоигровую деятельность следует шире применять в процессе обучения, причём систематически, а не от случая к случаю. Лишь систематическое целенаправленное использование социоигровых приемов может дать определённые результаты как в изменении основных качеств личности студента, так и в результативности учебной деятельности и в обучении в целом.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/ психологический очерк: книга для учителей/ Л. С. Выгодский. — М.: Просвещение, 1991. — 193с.
  2. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психики / С. Л. Рубинштейн. — М.: АПН СССР, 1969. — 354с.
  3. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. — М.: Наука, 1966.- С. 334–339.
  4. Эльконин Д. Б. Психология игры/ Д. Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1978. -304 с.

5.      Шулешко Е. Е., Ершова А. П., Букатов В. М. Социо-игровые подходы в педагогике. — Красноярск: Краевой институт усовершенствования учителей, 1990. — 116с.).

6.      Нилл Александр. Саммерхилл — воспитание свободой [Текст]/ Александр Нилл — М: «Педагогика — Пресс», 2000. — 296с.

7.      Соловейчик, С. Л. Учение с увлечением [Текст]/ С. Л. Соловейчик — М: «Детская литература», 1979. — 69с.

8.      Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта работы в сельской средней школе [Текст]/ В. А. Сухомлинский. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 396с.

  1. Карпова Г. А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников: (Методические рекомендации). Екатеринбург: УрГППУ, 2000. — 39с.
Основные термины (генерируются автоматически): социоигровой деятельности, ключевых компетенций, сформированности ключевых компетенций, студентов профессиональной образовательной, учебной мотивации, формирование учебной мотивации, дидактических задач процесса, задач процесса обучения, решения дидактических задач, профессиональной образовательной организации, Использование социоигровой деятельности, обучения химии, потенциал социоигровой деятельности, влияние социоигровой деятельности, учебной мотивации студентов, использование социоигровой деятельности, дисциплине «Химия», свойство социоигровой деятельности, социоигровая деятельность, занятии социоигровой деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос