Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 52-53. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4743/ (дата обращения: 18.08.2018).

Окружающий мир вокруг нас постоянно меняется, и восприятие действительности детьми, тоже претерпевает изменения. Большой объем информации, исходящий из различных источников, ребенку дошкольнику трудно проанализировать, запомнить, а значит и воспроизвести. Это тенденция современного мира.

У детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми: бедность словарного запаса, недостаточное понимание значения слов, в активном словаре детей преобладают глаголы и существительные, а слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий употребляются мало. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Особенно важно развивать наглядно-образное мышление. Главное, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Сегодня Вы увидели один из приёмов разучивания - мнемотехника.

Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации иувеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок.

Пример: Стихотворение «Осень» А. Н. Плещеев

Данное стихотворение достаточно сложное даже для старших дошкольников, но дети смогли выучить его в рамках НОД (30 мин). По истечении 3-х дней мы вновь вернулись к этому произведению. Сначала дети рассказали с опорой на таблицу, далее уже повторяли самостоятельно.

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних — дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.

Описание методики

1.                 Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;

2.                 Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;

3.                 Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог).

4.                 Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы

5.                 Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок и потешек во всех возрастных группах. Данную методику по разучиванию стихотворений мы рекомендуем для родителей, это поможет им в будущем при подготовке домашних заданий со своими детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, разучивание стихотворений, образ.

Похожие статьи

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Заучивание стихотворения по самостоятельно составленной детьми схеме осуществляется аналогичным образом.

Использование нетрадиционных методов и приемов при...

Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития

— М., 1981. Ирина Гурова Особенности работы по заучиванию стихотворений c детьми среднего и старшего

Милютина Р. В. Разучивание стихов с детьми с ОНР. http...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим...

Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Развитие творческих способностей детей посредством интеграции...

[2.] Музыка и поэзия «оживляют», дополняют картины.

Художественный образ, воплощенный в слове обладает своеобразной наглядностью. Так, разучивание стихотворений о маме уже подготавливает ребенка к рисованию ее портрета.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Учите детей общаться | Статья в журнале «Вопросы дошкольной...»

Мы поставили цель научить детей пользоваться диалогом как формой общения через заучивания стихотворений с диалогами.

Потом взрослый читает таким образом: он начинает — ребенок заканчивает строку.

Использование авторских стихотворений в работе...

Чем ниже уровень развития речи, тем проще и доступнее должны быть художественные образы.

Основные термины (генерируются автоматически): логопед, вкусный маковый сухарик, Лена, заучивание стихотворений, звук, ребенок, стихотворение.

Образ осени в поэзии для детей (по учебникам УМК...)

образ осени, поэзия для детей, литературное чтение, младший школьный возраст.

Осенняя пора и образ осенней поры в стихотворениях Ф. И. Тютчева... Тема осени в поэзии и прозе для детей (по учебникам УМК...)

Образовательные и воспитательные аспекты детской поэзии...

В 2016 году выходит в свет первый авторский сборник детских стихов, посвященный детям, раскрывающий образы и чувства детской души, поучающий детей любить и ценить

Сказанное можно проиллюстрировать на примере стихотворения «Быть ребенком нелегко».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Заучивание стихотворения по самостоятельно составленной детьми схеме осуществляется аналогичным образом.

Использование нетрадиционных методов и приемов при...

Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития

— М., 1981. Ирина Гурова Особенности работы по заучиванию стихотворений c детьми среднего и старшего

Милютина Р. В. Разучивание стихов с детьми с ОНР. http...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим...

Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Развитие творческих способностей детей посредством интеграции...

[2.] Музыка и поэзия «оживляют», дополняют картины.

Художественный образ, воплощенный в слове обладает своеобразной наглядностью. Так, разучивание стихотворений о маме уже подготавливает ребенка к рисованию ее портрета.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Учите детей общаться | Статья в журнале «Вопросы дошкольной...»

Мы поставили цель научить детей пользоваться диалогом как формой общения через заучивания стихотворений с диалогами.

Потом взрослый читает таким образом: он начинает — ребенок заканчивает строку.

Использование авторских стихотворений в работе...

Чем ниже уровень развития речи, тем проще и доступнее должны быть художественные образы.

Основные термины (генерируются автоматически): логопед, вкусный маковый сухарик, Лена, заучивание стихотворений, звук, ребенок, стихотворение.

Образ осени в поэзии для детей (по учебникам УМК...)

образ осени, поэзия для детей, литературное чтение, младший школьный возраст.

Осенняя пора и образ осенней поры в стихотворениях Ф. И. Тютчева... Тема осени в поэзии и прозе для детей (по учебникам УМК...)

Образовательные и воспитательные аспекты детской поэзии...

В 2016 году выходит в свет первый авторский сборник детских стихов, посвященный детям, раскрывающий образы и чувства детской души, поучающий детей любить и ценить

Сказанное можно проиллюстрировать на примере стихотворения «Быть ребенком нелегко».

Задать вопрос