От журналистского расследования к научному исследованию
Автор: Селиверов Денис Иванович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 28.12.2013
Статья просмотрена: 277 раз
Библиографическое описание:
Селиверов, Д. И. От журналистского расследования к научному исследованию / Д. И. Селиверов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 171-172. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4741/ (дата обращения: 17.12.2024).
Изменения, произошедшие за последние годы в обществе, ставят перед системой профессионального образования новые цели подготовки специалистов. Сегодня успешность личности в профессиональной деятельности во многом определяется её творческим потенциалом. Поэтому на смену образованию, дававшему высокий уровень общих знаний, должно прийти образование, ориентированное на творческое развитие личности каждого обучающегося. Системное становление творческой личности будет обеспечивать гармонизированный образовательный процесс, построенный на принципиально новых методологических основаниях, протекающий в результате творческой деятельности субъект-субъектного взаимодействия преподавателей и студентов и предполагающий превращение студента из пассивного объекта профессиональной подготовки в субъект взаимодействия.
Подготовке таких специалистов способствуют изменения в содержании, методах и формах преподавания в профессиональных учреждениях. Одним из направлений совершенствования образовательного процесса является использование инновационных методов обучения в профессиональной подготовке студентов. Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Инновации в образовательной деятельности — это использование новых знаний, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью.
Исследователи в области педагогики отмечают, что наиболее эффективными являются следующие инновационные технологии обучения: проблемное, проектное, модульное, дистанционное обучение, а также вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, которая является необходимым средством повышения учебной мотивации и как следствие, хорошей профессиональной подготовки [1].
В процессе исследовательской деятельности студент учится работать с научной литературой, электронными информационными ресурсами, составлять рефераты и обзоры, приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Успех научно-исследовательской работы определяется как актуальностью, так и глубиной исследования. Однако существующая методика организации научно-исследовательской работы, как оказалось, уже не интересна современным студентам. Для них не является привлекательной перспектива потратить огромное количество времени на анализ большого количества научной литературы или информации в интернете. Молодежи в современном мире интересны более активные формы организации исследований, позволяющие заявить всему миру о себе и своём мнении, проявить индивидуальность.
В данной статье рассматривается вопрос организации индивидуальной научно-исследовательской работы студентов через включение их в журналистское расследование. Личный опыт работы в данном направлении позволяет говорить о его эффективности.
До перехода на административно-преподавательскую работу в техникуме все ступени профессионального роста я прошёл в хозяйстве автоматики и телемеханики Приволжской железной дороги, по этой специальности теперь работает выпускница СТЖТ Татьяна Киякина. Окончив Саратовский железнодорожный техникум с отличием, она поступила на заочное отделение Московского транспортного университета и продолжила заниматься исследованиями по специальности, а так как наши профессиональные интересы в этом совпадают, сотрудничество наше продолжилось.
При всём этом со временем стало очевидным, что традиционные методы работы над исследованием, которые мы практиковали с ней в техникуме, её уже не устраивают, к тому же она приобрела определённый производственный опыт, и был заметен спад активности. Учитывая индивидуальные способности своей подопечной и самое главное свои возможности и ресурсы, решил предложить иной подход к исследовательской работе. Из личного опыта работы внештатным корреспондентом транспортной газеты «Железнодорожник Поволжья» знаю, как журналистика способствует расширению кругозора, развивает и укрепляет мыслительные и лингвистические навыки, помогает повысить уровень грамотности.
Новый подход в организации научно-исследовательской работы я условно разделил на два этапа: журналистское расследование и глубокое научное исследование. В журналистике существует понятие «вольный журналист». Это человек, который журналистике никогда не учился. Он работает или учится, и у него есть хобби, которому он посвящает себя в свободное время. Он пишет статьи на интересующие его темы и публикует их в газетах или журналах. У Татьяны на тот момент уже был опыт написания нескольких статей на свободные темы для газеты, которые были опубликованы в региональной транспортной газете.
Предложенный метод «от журналистского расследования к научному исследованию» студентка поддержала и активно взялась за работу. Чтобы и газетные публикации, и научно-исследовательские статьи были актуальными, темы для них выбирались из реального плана капитального ремонта и модернизации систем железнодорожной автоматики на Приволжской железной дороге. Обязательным условием был самостоятельный выбор студенткой интересующей темы для её будущего журналистского расследования и научного исследования.
На первом этапе девушка собирала базовую информацию по выбранной теме, изучала техническую документацию или электронные ресурсы производителей. Долгожданным и волнительным был момент выезда на железнодорожную станцию, где было внедрено современное оборудование. Ведя журналистское расследование, студентка знакомилась с действием нового оборудования, общалась с действующими специалистами, эксплуатирующими системы железнодорожной автоматики, собирала их мнение об особенностях и достоинствах, делала необходимые фотоснимки. Далее Татьяна обобщала полученную информацию и готовила статью в газету «Железнодорожник Поволжья». Статья больше носила информационный характер и после моей редакции отправлялась в офис газеты.
Законченная статья публиковалась под её авторством, а на фотографиях обязательно вместе с железнодорожниками была студентка. После выхода газеты девушка получала дополнительные отзывы от специалистов хозяйства автоматики и телемеханики Приволжской железной дороги именно с тех участков, на которых тоже появилось оборудование, описанное в газете.Впроцессе написания газетных статей студентка учится лаконично и точно передавать свои мысли, стремясь при этом заинтересовать потенциального читателя. Сотрудничество с транспортным печатным изданием способствовало также развитию коммуникативных навыков. Каждая статья в газете ещё больше зажигала её интерес к новым расследованиям.
Однако необходимо отметить, что не каждое журналистское расследование после публикации в газете в дальнейшем станет научным исследованием. Получив массу первичной информации от эксплуатационников, студентка по своим впечатлениям и интересам выбирает, какое исследование продолжать.
На втором этапе, опираясь на мнение и опыт специалистов, эксплуатирующих новое оборудование, с учётом технических данных разработчиков студентка приступала к написанию детальной научно-исследовательской статьи. В ней уже по классической схеме как специалист проводила сравнительный анализ фактов, достоинств и недостатков нового оборудования с его существующими аналогами, определяла и рассчитывала возможные сокращения расходов на эксплуатацию, влияние на безопасность движения поездов. Готовая исследовательская работа, основой которой становилась газетная статья, публиковалась в сборниках заочных научно-практических конференций и получала положительные оценки экспертов.
Подводя итог, можно с уверенностью утверждать что выбранная мной инновационная методика «от журналистского расследования к научному исследованию» доказала свою эффективность. Наблюдение со стороны показало, что творческая научно-исследовательская деятельность по-настоящему увлекла студентку. За год работы под моим руководством портфолио студентки пополнилось 13-ю журналистскими расследованиями, опубликованными на страницах газеты «Железнодорожник Поволжья». По трём из них были выполнены более детальные научные исследования, оформленные в виде статей, которые стали лауреатами международных заочных конференций. Сейчас студентка работает ещё над двумя научными статьями, в основе которых — также журналистское расследование. Параллельно она участвовала в конкурсах как начинающий журналист. Так, на Всероссийском конкурсе издательских проектов стала лауреатом 1 степени, осенью этого года заняла 2 место на Всероссийском конкурсе молодёжной публицистики студентов транспортных вузов.
Положительные результаты своей деятельности ощутила студентка и в профессиональной карьере. Татьяна стала участником ежегодного слёта активной молодёжи Приволжской железной дороги, приглашена в члены совета молодёжи, получила повышение по работе, была зачислена в штат «внештатных» корреспондентов газеты «Железнодорожник Поволжья», стала героиней телевизионного репортажа корпоративного канала «РЖД-ТВ».
Выводы: таким образом можно использовать данную методику организации научно-исследовательской работы со студентами в массовой педагогической практике.
Литература:
1. Колесникова Н. Н. К вопросу об инновационных методах обучения в профессиональной подготовке студентов колледжа [Текст] / Н. Н. Колесникова // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 510–511.