Реализация программы по ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта с детьми 6–7 лет | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Евдокимова Е. В. Реализация программы по ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта с детьми 6–7 лет [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 36-38. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4709/ (дата обращения: 15.08.2018).

Пояснительная записка

Актуальность

Детские сады ОАО «РЖД» являются первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожной магистрали. Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:

дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям;

родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.

В дошкольном учреждении определено одно из самых важных направлений деятельности детского сада — работа по ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомление с железнодорожной магистралью.. [1, с. 37]

Социальная, научная и практическая значимость:

поможет заложить основу для дальнейшей профессиональной ориентации школьников на профессии железной дороги;

представляет основу работы педагогов детских садов по ознакомлению дошкольников с железной дорогой и ее профессиями, а в дальнейшем и по ранней профориентации малышей;

представляет последовательную систему для получения знаний детьми-дошкольниками.

Основные пути реализации данной программы:

формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;

выявление интересов и наклонностей детей;

знакомство с ведущими железнодорожными профессиями и их профессиограммами;

посещение железнодорожных предприятий;

расширение деятельности уголков железнодорожного транспорта;

проведение конкурсов детского творчества на железнодорожную тематику;

издательская деятельность;

организация переписки с детьми детских садов железнодорожной магистрали;

распространение передового опыта среди детских садов ОАО «РЖД».

В процессе реализации этого направления мне пришлось столкнуться с некоторыми сложностями:

профориентация дошкольников — это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В Основной общеобразовательной программе детского сада, которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает достаточно малое место. А мы понимали, что профориентация на железнодорожные профессии требует планомерности, систематизации и углубленной работы.

Кроме того, сложность работы заключалась в том, что у дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов, эта тема не вызывает такого волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому наша работа заключалась, во-первых, в том, чтобы заинтересовать педагогов железной дорогой и научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка. [2, с. 77]

Новизна: существует недостаточно методической литературы, которая могла бы помочь педагогам детских садов в ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомлению с железной дорогой дошкольников.

Цель программы: ранняя профориентация на железнодорожные профессии.

Задачи:

познакомить дошкольников с железнодорожной магистралью,

научить детей ориентироваться в многообразии железнодорожных профессий и знать их.

познакомить детей с основами профессиограмм железнодорожных профессий,

Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня знаний о железной дороге и ее профессиях. В программу включен цикл занятий, и дополнительный набор упражнений, который может быть использован в дальнейшей работе.

Формы и режим занятий: втечение нескольких месяцев 1 раз в 2 недели дети посещают 1 занятие. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач.

Занятия проводятся в рамках учебного плана Основной общеобразовательной программы детского сада в образовательных областях физическое, познавательно-речевое, коммуникативно-личностное, художественно-эстетическое развитие.

Аудитория, на которую рассчитан проект

Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 6 -7 лет, апробировалась в течение 2 лет в детском саду № 47 ОАО «РЖД» г. Александрова, Владимирской области в группе «Солнышко».

Адресная направленность: для педагогов дошкольных образовательных учреждений

Организация учебного процесса: общее количество занятий с детьми — 18; занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам; занятия носят интегрированный характер; предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания).

Структура занятия: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания.

На занятиях активно используются разнообразные: подвижные и малоподвижные игры, элементы психомышечной тренировки (психогимнастика), продуктивные виды деятельности, словесные игры, дидактические игры, развивающие задания в тетрадях.

Построение занятий и содержательная часть

Программа рассчитана на 16 занятий с соблюдением преемственности. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна: использование на занятиях экскурсий, развивающих игр и упражнений, творческих мастерских, тестов. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием для ознакомления дошкольника с железной дорогой и ее профессиями.

Программа подчинена единой сюжетной линии — обучению детей в школе маленьких железнодорожников у Королевы магистрали.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Виды контроля:

Цель: выявление уровня знаний детей о железной дороге и последующая корректировка заданий программы. Диагностика в начале и в конце года, постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях, рефлексия. (Диаграмма № 1)

Динамика диагностики дошкольников (в %) за 2012–2013гг.

(май 2012г. (1), декабрь 2012г. (2), май 2013г. (3), декабрь 2013г.(4)

Проводилась диагностика представлений о труде железнодорожников; познавательных, речевых, трудовых и игровых навыков; умений; отношения к труду железнодорожников.

Рис. 1.

Т.о., прослеживается положительная динамика в диагностике уровня знаний, умений и навыков дошкольников в представлении о труде на железной дороге и профессиях магистрали.

Динамика диагностики результатов работы по ранней профориентации детей-дошкольников 6–7 лет Детского сада № 47 ОАО «РЖД» за 2012–2013 учебный год (в %) показала, что наблюдаются положительные изменения практически всех показателей в представлениях, навыках, умениях, отношению к труду железнодорожников. Но есть такие направления, где показатели низкого уровня знаний и умений достаточно высокие и над которыми необходимо продолжать работать:

уметь строить наглядно-схематическую (и мысленную) модель трудового процесса;

уметь самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников из разных источников.

Кроме того, результатом профориентационной работы является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям. Дети гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание, когда вырастут, стать такими, как их родители, и пойти работать на железную дорогу.

Анализ выбора профессий выпускников детского за три года показал, что 37 человек поступили в высшие или средние учебные заведения железной дороги или пришли работать на магистраль.

Литература:

1.                  Т. Н. Сташкова, Л. Н. Шеболдина. Мы — будущие железнодорожники/ Сташкова Т., Шеболдина Л., — М., «Гном», 2007, с.37

2.                  Т. Н. Сташкова, Л. Н. Шеболдина. Раскраски-подсказки «Железная дорога» / Сташкова Т., Шеболдина Л., — М.: Ритм, 2008, с. 77

Основные термины (генерируются автоматически): Детский сад, профессия, занятие, труд железнодорожников, ранняя профориентация, железная дорога, железнодорожная магистраль, ребенок, Основная общеобразовательная программа, программа.

Похожие статьи

Ребенок в мире профессий | Статья в сборнике международной...

Познакомить детей с профессиями работников железнодорожного транспорта.

Занятие из цикла «Окружающий мир» - «Железнодорожные профессии», с использованием

Сюжетно-ролевая игра «Железная дорога», с детьми подготовительной группы.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия взрослых, выбор профессии, ранняя профориентация.

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Основные термины (генерируются автоматически): Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная работа.

Трудовое воспитание и профориентация детей в коррекционных...

Приходится налаживать новые отношения с детьми и взрослыми, учиться по одной программе с выпускниками массовых школ

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к

Труд ребенка, включенный в систему образования, является.

Ранняя профориентация как эффект просветительской...

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, участник мероприятий, ребенок, школьник, ранняя профориентация, профессия, профессиональная ориентация, младшая возрастная группа, воспитательная работа, будущая профессия.

Профориентация как средство социальной адаптации младших...

Так же чтение детской художественной литературы (С. Михалкова «Дядя Степа-милиционер», В. Маяковского «Кем быть», Дж.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитанник, труд взрослых, труд, ролевая игра, профессия, ранняя профориентация воспитанников...

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста. Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная работа.

Построение «карты карьерного пути» | Статья в журнале...

Реализация программы по ранней профориентации на... Кроме того, результатом профориентационной работы является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям.

Расширение социально-нравственных ориентаций у дошкольников

4. Воспитывать интерес и уважение к труду своих родителей железнодорожников. Приступая к этой работе по социально-нравственному воспитанию детей в детском саду, я изучила примерную программу «Детство» под ред. Л. И. Логиновой...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Ребенок в мире профессий | Статья в сборнике международной...

Познакомить детей с профессиями работников железнодорожного транспорта.

Занятие из цикла «Окружающий мир» - «Железнодорожные профессии», с использованием

Сюжетно-ролевая игра «Железная дорога», с детьми подготовительной группы.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, ребенок, дошкольный возраст, труд взрослых, проектная деятельность, детский сад, мир профессий, профессия взрослых, выбор профессии, ранняя профориентация.

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Основные термины (генерируются автоматически): Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная работа.

Трудовое воспитание и профориентация детей в коррекционных...

Приходится налаживать новые отношения с детьми и взрослыми, учиться по одной программе с выпускниками массовых школ

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к

Труд ребенка, включенный в систему образования, является.

Ранняя профориентация как эффект просветительской...

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, участник мероприятий, ребенок, школьник, ранняя профориентация, профессия, профессиональная ориентация, младшая возрастная группа, воспитательная работа, будущая профессия.

Профориентация как средство социальной адаптации младших...

Так же чтение детской художественной литературы (С. Михалкова «Дядя Степа-милиционер», В. Маяковского «Кем быть», Дж.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитанник, труд взрослых, труд, ролевая игра, профессия, ранняя профориентация воспитанников...

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста. Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа, проект, профориентационная работа.

Построение «карты карьерного пути» | Статья в журнале...

Реализация программы по ранней профориентации на... Кроме того, результатом профориентационной работы является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям.

Расширение социально-нравственных ориентаций у дошкольников

4. Воспитывать интерес и уважение к труду своих родителей железнодорожников. Приступая к этой работе по социально-нравственному воспитанию детей в детском саду, я изучила примерную программу «Детство» под ред. Л. И. Логиновой...

Задать вопрос