Библиографическое описание:

Бахрамова Г. А. Психолого-педагогические исследования младших школьников с задержкой психического развития на основе инновационного подхода [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 111-113.

Проблема сложной структуры дефекта становится всё более актуальной для современной психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики. В дефектологии продолжается процесс дифференциации, возникают новые направления научных исследований (например, изучение детей с задержкой психического развития, с двигательными нарушениями, а также с различными сложными дефектами — слепоглухонемота, слепота или глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.).

За последние десятилетия специалисты, работающие в области этих наук, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития. Не вызывает сомнений, что основной причиной этого феномена является влияние неблагоприятных генетических и средовых факторов. Также хочется отметить, что развитие специализированной помощи, повышение квалификации специалистов и большая информированность населения привели к тому, что диагностика стала более точной и дифференцированной. Соответственно, во многих случаях там, где мы ставили диагноз глубокой умственной отсталости и советовали поместить ребёнка в учреждения социальной защиты населения, теперь выявляют сложную структуру дефекта и предлагают таким детям медицинскую помощь вне стационара и психолого-педагогическую коррекцию. Тот факт, что общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей, страдающих сложными формами нарушений развития, заставляют специалистов всё больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом.

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

Воспитание и обучение аномальных детей — сложная социальная и психолого-педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни. Деятельность — основная социальная функция личности, поэтому изучение ее своеобразия и путей совершенствования, у аномальных детей, способствует их социальной адаптации, т. е. осознанному усвоению системы норм, ценностей и правил общества, приспособлению к условиям жизни и труда.

Дефектология исходит из материалистического принципа единства среды и организма. Поскольку дефектология включена в систему психолого-педагогических наук, это обусловливает единство ее философских и общепедагогических основ.

Используя различные методы научного исследования, ученые-дефектологи изучают объективные закономерности развития аномальных детей, обосновывают и совершенствуют систему их воспитания и обучения. Разрабатывая содержание, принципы, формы и методы воспитания и обучения аномальных детей, советская дефектология исходит из возможности существенного развития их познавательной деятельности в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса.

Одним из основных направлений развития современной дефектологии является единство педагогического процесса (воспитание, образование, обучение). Воспитание представляет собой воздействие одного человека на другого в целях становления личности. Образование основывается на человеческом опыте, научных и культурных ценностях. Обучение проходит под руководством подготовленного человека, который призван проводить воспитательный, образовательный и развивающий процессы в рамках дошкольного и школьного обучения.

В основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные психолого-педагогические принципы:

1)      принцип целенаправленности психолого-педагогического процесса;

2)      принцип целостности и системности психолого-педагогического процесса;

3)      принцип гуманистической направленности психолого-педагогического процесса;

4)      принцип уважения к личности ребенка, в основе которого — разумная требовательность к нему;

5)      принцип опоры на положительное в человеке;

6)      принцип сознательности и активности личности в целостном психолого-педагогическом процессе;

7)      принцип сочетания прямых и параллельных психолого-педагогических действий.

Кроме вышеуказанных психолого-педагогических принципов, в основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные принципы:

1)      принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

2)      принцип единства диагностики и коррекции;

3)      принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

4)      деятельностный принцип коррекции;

5)      принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;

6)      принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

Нарушение развития личности является распадом той системы потребностей, которая была построена в процессе жизнедеятельности, т. е. данная система становится менее осознанной и четкой, исчезает смысловая нагрузка действий и их последовательности. Существует четыре степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая.

Глубоко умственно отсталые дети (идиотия F73) в большинстве своем пожизненно находятся в интернатах Министерства социальной защиты населения. Некоторые, по желанию родителей, живут в семьях. Их общее количество — примерно 5 % от всех умственно отсталых детей. Уровень когнитивных способностей (КИ) до 20, соответствует возрасту до 3 лет. Не способны к пониманию и выполнению требований или инструкций. Часто недержание мочи и кала. Моторика грубо нарушена. Тяжелые неврологические нарушения. Мышление таких детей практически полностью не развито, возможна избирательная эмоциональная привязанность таких детей к близким взрослым. Речь отсутствует или ограничена нечленораздельными звуками. Речь других не понимают. Способность ходить формируется только к 10 годам. Отсутствует познавательная деятельность, не умеют плакать и смеяться, не реагируют на боль.
При идиотии легкой и средней степени узнают родителей
При глубокой идиотии реакции на окружающий мир извращены (не реагируют на окружающую обстановку). Не различают горячего и холодного, съедобного от несъедобного. У них нет понятия о глубине, высоте, опасности.
Основные классификации задержек психического развития строятся по степени тяжести, а также по этиопатогенетическому принципу. Задержка психического развития проявляется прежде всего в замедлении темпа психического развития.

В одних случаях у детей наблюдается задержка развития эмоционально-волевой сферы, в других — замедленное развитие познавательной сферы.

В результате исследований К. С. Лебединская выделила четыре основных варианта задержки психического развития на основе этиопатогенного принципа:

1.         Конституционального происхождения. В данном случае наблюдается психический и психофизический инфантилизм (целостная структура психических и физических признаков незрелости, несвойственной данному возрасту — «детскость»).

М. С. Певзнер выделяет следующие варианты инфантилизма:

1)                 психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте — неосложненнный гармонический инфантилизм;

2)                 психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;

3)                 психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями.

4)                 психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.

2.         Соматогенного происхождения. При данном варианте ЗПР наблюдается психическая и физическая астения, вызванная длительными хроническими заболеваниями. У детей наблюдается быстрая истощаемость, неспособность долго концентрировать свое внимание, формируются такие черты характера, как робость, боязливость. Зачастую у таких детей наблюдается заниженная самооценка.

3.         Психогенного происхождения. Основными факторами формирования данного вида ЗПР являются неблагоприятные условия воспитания, которые приводят к стойким сдвигам в развитии нервно-психической сферы ребенка. В результате у ребенка развиваются патологические черты характера. Аномалии воспитательного подхода к ребенку в семье могут приводить к задержке его волевого развития, познавательной деятельности, интеллектуальных интересов, нравственных установок. При гипоопеке у ребенка наблюдается несформированность чувств долга, ответственности. Такой ребенок чрезвычайно внушаем, импульсивен, с трудом усваивает школьные предметы. В условиях гиперопеки формируются такие черты личности, как эгоцентризм, эгоизм, установка на постоянную помощь и опеку.

4.         Церебрально-органического генеза. Данный вариант ЗПР связан с органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза  .
Гармонический психофизический инфантилизм. Дисгармонический инфантилизм. Классификация задержек психического развития по этиологическому признаку К. С. Лебединской. Четыре варианта задержки психического развития: конституционного, соматогенного, психогенного и церебральноорганического генеза. Психическое и социальное развитие детей с различными формами задержек психического развития. Ядерные признаки задержек психического развития церебрально-органического генеза. Понятие минимальной мозговой дисфункции.
Динамика проявления минимальной мозговой дисфункции на протяжении онтогенеза ребенка. Возраст максимальной выраженности симптомов. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как проявление мини мальной мозговой дисфункции. Характеристика различных методических подходов к диагностике ЗПР: возможности медицинской диагностики, психофизиологические методы, нейропсихологические методы, комплекс психодиагностических методик Л. И. Переслени и Е. М. Мастюковой, тестовые методы, анализ состояния ведущей деятельности. Принципы диффе ренциальной диагностики задержек психического развития от сходных состояний, предложенные В. И. Лубовским. Особенности формирования готовности к школьному обучению при задержке психического развития.
Концепция коррекционно-развивающего обучения. Специальные коррекционные учреждения для детей с задержкой психического развития (дошкольные учреждения, специальные школы, классы выравнивания и классы коррекционно-развивающего обучения). В результате органического поражения мозга у умственно отсталых прослеживается ряд особенностей высшей нервной деятельности, затрудняющих формирование навыков:

во-первых, слабость замыкательной функции коры головного мозга, приводящая к слабой дифференцировке уже выработанных условно-рефлекторныых связей. При формировании условно-рефлекторных связей у умственно отсталых требуется большое количество повторений. Уже сформированные связи без длительного подкрепления имеют тенденцию быстро утрачиваться.

во-вторых, слабость протекания нервных процессов, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения. Это затрудняет локализацию процесса возбуждения при формировании навыка.

Эти недостатки приводят к тому, что у умственно отсталых детей формирование любого навыка требует специально организованной длительной работы.

Литература:

1.                 Варенова Т. В. Научно-методические основы абилитационного образования детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью // Дефектология № 3. — М., 2006.

2.                 Луцкина Р. К. Обучение и воспитание аномальных детей в Казахстане. -Алматы, 2007.

3.                 Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б. П. Пузанов и др. -Москва., 2001.

4.                 Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. –М., 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): психического развития, задержек психического развития, задержкой психического развития, психофизический инфантилизм, познавательной деятельности, аномальных детей, недоразвитием познавательной деятельности, задержки психического развития, варианта задержки психического, отсталых детей, развития аномальных детей, нарушений развития, темпа психического развития, младших школьников, Задержка психического развития, задержке психического развития, психического развития церебрально-органического, социальной защиты населения, минимальной мозговой дисфункции, обучения аномальных детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос