Воспитание ребенка-читателя: анализ образовательных программ для дошкольного образовательного учреждения
Автор: Фролова Юлия Раисовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 09.01.2014
Статья просмотрена: 4818 раз
Библиографическое описание:
Фролова, Ю. Р. Воспитание ребенка-читателя: анализ образовательных программ для дошкольного образовательного учреждения / Ю. Р. Фролова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4576/ (дата обращения: 21.11.2024).
Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных образовательных программ для обучения и воспитания детей. Методы и формы работ в процессе образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям.
Проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой с целью их воспитания и развития освещается не в каждой программе. В основном авторы программ используют произведения детской литературы для определенных педагогических целей: умственного развития, воспитания коллективизма, экологического воспитания и др. При этом литература не всегда рассматривается как явление искусства, к которому надо приобщать дошкольников.
Наибольший интерес для нас представляют программы, предполагающие реализацию таких задач, которые связаны с воспитанием грамотного читателя и реализующие следующие цели:
- формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
- развивать способность слушать литературные произведения разных жанров;
- принимать участие в рассказывании знакомых произведений;
- формировать потребность слушать чтение и рассказывание.
Каждая из программ, анализ которых будет представлен ниже, своеобразно подходит к литературному развитию дошкольников. Рассмотрим некоторые из них.
Раздел «Ребенок и книга» программы «Детство» (авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.), одной из главных задач которой является воспитание основ литературного развития детей, становления их как будущих читателей, достаточно глубоко и методически интересно освещает данную проблему. Содержание раздела направлено на воспитание у детей интереса и любви к книге, умение ее слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. На протяжении всего дошкольного детства воспитывается тяготение детей к постоянному общению с книгами, обучение их ориентировке в содержании и стиле произведений (сказочных, приключенческих, исторических, лирических, фантастических и др.) Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способности и умения эстетически воспринимать произведения литературы как искусства слова, развитием их художественно-речевой деятельности. Программа предлагает использовать следующие формы работы: ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, драматизация, выразительное чтение стихотворений, рисование, создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок. При создании сказки используются ее специфические особенности, зачины, концовки; при сочинении загадок — выразительно-изобразительные средства: сравнения, эпитеты, метафоры; ритмическое строение текста. Практикуется совместное обсуждение прочитанного, пересказы детьми произведений.
В специальных методических пособиях, которые опубликованы авторским коллективом программы, раскрываются содержание и особенности работы с детьми всех возрастов по приобщению их к книге. Также можно познакомиться с рекомендациями для литературного образования ребенка в семье: подбор домашней библиотеки для ребенка, организация литературных игр и домашних спектаклей и т. д. В целом можно сказать, что программа «Детство» очень широко и открыто решает задачи воспитания грамотного читателя в дошкольном учреждении.
Выделяется из общего ряда программа «Развитие» (авторы А. А. Венгер и О. М. Дьяченко), основными целями которой являются: развитие умственных и художественных способностей ребенка; специфических дошкольных видов деятельности на основе обучения наглядному моделированию. Программа включает серьезную объяснительную записку и детальную характеристику работы.
В организации работы с детской книгой выделяются три направления: ознакомление с художественной литературой; освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; построение наглядных моделей при пересказе, сочинении новых произведений, драматизации.
При ознакомлении с художественной литературой предусматривается развитие эмоциональной сферы ребенка, усвоение им морально-этических норм, при работе с детской книгой: чтение стихов, сказок, рассказов; бесед о прочитанном; игровые драматизации.
Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности авторы предлагают через знакомство детей со средствами выразительности звуковой стороны речи: эпитетами, сравнениями и т. д. С этой целью рекомендуется проводить такие формы работы, как беседа о прочитанном, описание картинок, персонажей произведений причем, в старшем дошкольном возрасте предлагается отмечать наглядные признаки: форму, цвет, но и эмоциональные характеристики: грустный, веселый и др.; дидактические словесные игры, пересказы, выразительное чтение, заучивание, драматизация, сочинение новых сказок.
Для построения наглядных моделей при пересказе, сочинении новых произведений, драматизации рекомендуется отбирать материал из детских книг и хрестоматий в соответствии с принципами усложнения и соответствия временам года.
Следующая программа, в которой предполагается большая работа по приобщению к книге ичтению ребенка, программа «Радуга» (авторы Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.). В разделе «Приобщение к книге» предлагается ежедневно читать детям произведения детской литературы. Одними из основных критериев отбора произведений для чтения является понятность и доступность т. е. содержание и поступки героев должны быть близки и понятны детям.
В программе обосновывается необходимость чтения детям произведений разных жанров: сказок — народных и авторских, малых форм фольклора, юмористических произведений, игровых и лирических стихотворений и т. д. и ставятся определенные педагогические задачи:
- извлекать из детской литературы информацию, развивать с ее помощью познавательную деятельность детей;
- при чтении стихотворений, при драматизациях совершенствовать художественно-речевые навыки детей (интонация, жесты, мимика);
- развивать интерес детей к детской литературе;
- совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений;
- учить состраданию по отношению к персонажам, вызывать радость у детей от встречи с добрым и красивым миром детской книги;
- развивать у детей умение обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, на красоту языка;
- учить замечать жанровые особенности произведений сказки, рассказа, стихотворения.
Особое внимание в программе уделяется организации книжного уголка. Предлагается привлекать детей для отбора книг для рассматривания и слушания, вызывать их на разговор о содержании книжного уголка, учувствовать в подготовке выставок и т. д.
Комплексной программой для дошкольного образовательного учреждения является программа «Из детства в отрочество», над которой работал временный научный авторский коллектив под руководством Т. Н. Дороновой. По мнению авторов, развитие у детей интереса к чтению начинается задолго до того, как ребенок сам научится читать. Необходимо систематическое чтение, и лучше всего начинать со сказок, поскольку им принадлежит особое место в развитии дошкольника: они эмоционально близки ребенку и составляют особый мир, который наиболее активно воспринимается детьми. В программе широко представлены разные виды и жанры литературных произведений. Ежедневно читать детям определенную программой литературу; стараться увлечь детей чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса; во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих лиц; организовать библиотеку, в которой можно брать книги для чтения детям дома; прививать детям привычку бережно обращаться с книгой — так звучат задачи литературного образования детей.
Вызывают интерес советы родителям, а именно: относиться к чтению как к серьезному и важному занятию с детьми; создавать в семье условия для слушания, не отвлекать ребенка; читать выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению; обсуждать прослушанное, рассматривать иллюстрации. Пути реализации данных задач отражены в методических пособиях 3. А. Гриценко «Пришли мне чтения доброго», «Положи твое сердце у чтения», «Ты детям сказку расскажи». Автор говорит о необходимости ежедневного чтения детям (не менее 30 минут в день) и предлагает не только план проведения еженедельного ознакомления с детской литературой, но и указывает общие задачи, предлагает содержание видов непосредственно образовательной деятельности: тематической (приобщение детей к ведущим темам детской литературы); теоретической (знакомство с доступными возрастным особенностям детей теоретическими понятиями); творческой (с целью развития литературного творчества детей); аналитической (анализ текста с целью глубокого проникновения в его смысл).
Автор напоминает, что такое эпитет, рифма, сказка, какие виды сказок существуют, при этом рекомендует соответствующую литературу, к которой можно обратиться, что в свою очередь, существенно облегчает работу педагога. Весьма разнообразны формы, методы и приемы работы: здесь и подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя, и пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте, и выразительное чтение воспитателя, и «письмо», якобы адресованное детям автором произведения. Также предлагаются игры: «Библиотека», «Книжкина больница», игры по прочитанным книгам и викторины. Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети могут отображать в продуктивных видах деятельности — рисовании и лепке.
Для родителей советуют оформлять «информационные листки», в которых сообщается о том, что читали детям в детском саду и содержатся рекомендации к домашнему чтению.
Особенно хотелось бы отметить необычность программного подбора литературного материала: последовательно и логично представлена литература разных эпох. Интересны вопросы при анализе произведений: они обращены к душе ребенка, к его чувствам. Литературное образование происходит постепенно и незаметно. Ребенок ступенька за ступенькой постигает сложное творение — произведение искусства слова.
Таким образом, анализ образовательных программ для дошкольных учреждений по проблеме ознакомления дошкольников с художественной литературой выявляет не только особенности каждой программы, но и разнообразные подходы к организации педагогического процесса по проблеме в детском саду. Независимо их объединяет от индивидуальности каждой программы, не только желание раскрывать творческий потенциал ребенка, но и содействие становлению его как настоящего читателя.
Необходимо сказать, что главными условием осуществления эффективного руководства знакомством дошкольников с художественной литературой является прежде всего литературная образованность самого педагога. Не в меньшей степени значим и фактор образования родителей, который проявляется в покупке книг для детей, в формировании домашних библиотек. Очень точно подметил А. Токмаков, что «…детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка!»
Литература:
1. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
2. Образовательная программа «Развитие»/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др. М.: ГНОМ, 2000.
3. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. М.: Просвещение, 2010.
4. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет/ Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. И. Голубева и др. М.: Просвещение, 2006.